Загляните внутрь мозга Грега Лэнда
Еженедельные обзоры новых комиксов!
Вот нас постоянно мучают, что же важнее в комиксах - сценарий или рисунок. Я предлагаю посмотреть на тексты рецензий. На большинстве американских сайтов и в подавляющем большинстве отзывов отечественных знатоков рассуждения начинаются с сюжета и сопровождающих букв в пузырях. А потом уже пытаются адекватно выразиться о визуале. Мы воспитаны на литературе, кинематографе и телевидении, вышли мы, как правило, не из ценителей изобразительного искусства, поэтому очевидно, что слова подобрать удастся далеко не сразу (ох какие линии, есть тушь жирная и тонкая, а вот смотрите как тени падают, а уж покраска то ох покраска убивает рисунок). Требуется как минимум год, чтобы полностью перестроиться. Идеальный комиксный критик должен уметь хорошо написать обо всех аспектах произведения, не проигнорировав ни один из них при выдаче оценки. Не всегда удается, но надо держать в уме.
В этом выпуске: вместо 500 знаков получается по 500 слов, но все комиксы так или иначе этого заслуживают. Batman, Justice League, Fear Itself, X-Men, Марк Миллар - все самое актуальное.
Расшифровка системы оценок
Архив рецензий
Batman Odyssey Vol. 2 #1 / DC
Сценарист и художник: Нил Адамс
Первый том Batman Odyssey был, безусловно, самым странным комиксом прошлого года. Мягкий хайп предрекал беззубое возвращение именитого автора к персонажу, над которым тот давно работал, на деле же получился совершенно лихорадочный выплеск от человека, который решил изобрести кейпкомиксы заново, не совсем понимая, как это можно сделать. Идиотские шутки и лютый сюр в сценарии вошли в жуткий конфликт с гиперреалистичным рисунком Адамса, превращая чтение комикса в ту еще одиссею, оставляя в недоумении каждого, кто брался за него: он серьезно или нет? Тонкая ли это пародия на мачизм и натужную серьезность Бэтмена или завораживающая творческая катастрофа вроде какого-нибудь “Предстояния” – уже неважно, культ создан, можно включить дорожку ироничного комментария.
Краткое содержание предыдущих серий: нет, товарищ полиционер.
NO THERE IS NOT
Краткое содержание этого выпуска: расистская карикатура ломает стены ладонью, неандертальцы в костюмах Охотницы и Робина устраивают экскурсию по подземному миру, Бэтмен верхом на летучей мыши сражается с тираннозаврами. Если бы это был комикс Джонни Райана, это была бы книга десятилетия, если бы эти безумства рисовал Кайл Бэйкер, не пришлось бы каждый месяц обращаться за дозой фекальной иронии к Deadpool Max. Однако же в DC Comics действуют странные принципы, в которых содержание истории играет очень последнюю роль, в то время как главным всегда является “иконичность”, “признанность” и прочая лабуда. Вот и случился комикс, в котором этот идиотский принцип и вышел боком – леджендери криэйтор пускается в лекции о пользе гибридных двигателей и о теории полой Земли. Есть куча авторов, способных точно так же посмеяться над корпоративной собственностью, но без образовательных пауз и – ужас! – со способностью рассказать историю, чтение которой не вызовет головную боль.
Но что есть то есть, а есть бриллиант редакторского бардака и смещенных представлений о качестве и хорошем вкусе, комикс, который изумляет уже тем, что он вообще был пущен в печать. И этот факт не просто разворачивает Batman Odyssey в приятный ракурс, но и придает вложенной в него творческой энергии совершенно маниакальный оттенок, заставляет хохотать при виде щенячьих глаз динозавров и фонтанов густой крови. Уникальный экспириенс, растягивайте удовольствие и чувствуйте момент.
Fear Itself #7 / Marvel
Сценарист: Мэтт Фракшен
Художник: Стюарт Иммонен
Единственная на данный момент серия, для которой я написал обзоры на все выпуски – Flashpoint. Не столько от собственного желания, сколько ради общего дела. Fear Itself мог бы стать второй, но один месяц я пропустил. Трудно постоянно находить новые слова, особенно если речь не про сериал, а про один линейный сюжет, разбитый на семь частей. Тем не менее, каким-то образом мне удалось выдавить из себя в общей сложности 1716 слов (или 11498 знаков, кому как удобно).
Начинался наш великий ежемесячный обзор очень эпично, с кучей альтернативных мнений, но комикс Мэтта Фракшена методично всех изморил, оставив в итоге меня одного, обремененного необъяснимой необходимостью что-то сказать. Будто мы на похоронах и у всех комок встал в горле, а я случайно крайний в ряду и меня толкают в бок, и вот теперь нужно посмотреть безутешной вдове в глаза, выдать пару банальных фраз и постараться вспомнить что-нибудь приятное о покойнике, хотя мы с ним и не были никогда в хороших отношениях, да и вообще почти не общались. Примерно так же развивались события с обзором X-Men: Schism, только в его случае речи перед вдовой и гостями удалось избежать, оставил читателей без мнения о финале (но и шут с ним, сюжет там было найти еще труднее, чем в абстрактных арт-комиксах, гораздо интереснее будет поговорить про вытекающие из него онгоинги).
Итак, Fear Itself. Я был к тебе благосклонен, возможно даже чересчур. Мусор поставил всего лишь однажды, четыре раза нашел достаточно плюсов (недостаточно минусов?), чтобы остановиться на жиже. А чем, если подумать, «мусорный» выпуск отличается от остальных? Даже так: смогу ли я сейчас вспомнить, что в каждом из них произошло? Баки умер в третьем, кажется? Это все, что на ум приходит, дальше комикс сливается в общую массу.
Fear Itself на самом деле идеально приводить в пример, когда говоришь о бессмысленности оценок. Даже моя спартанская система из четырех позиций несовершенна. К четвертому выпуску комикс меня утомил и я влепил ему мусор, о пятом не писал, а когда пришел черед шестого, пересмотрел свои взгляды и решил отметить компетентность авторов. В какой из этих моментов я был прав? Погорячился, поставив низшую оценку, или наоборот был слишком снисходителен?
Вышел седьмой номер, кончился комикс, а недоумение так и не прошло. Что это было? Много разрушений, единение героев, эпичные битвы, трагичные смерти, нелегкая победа – все есть, но сколько при этом фальши! До сих пор эвенты, при всей их паршивости, писали люди, искренне верящие, что делают отличные комиксы, от которых покупатели кончают в штаны. Стоит ли говорить, что Мэтт Фракшен не из таких?
Fear Itself по-своему знаковый комикс: это, пожалуй, первое «событие», вызывающее апатию не только со стороны шибко умных блоггеров, но и со стороны самой редактуры. Есть годовой план, который надо выполнить (а убийство персонажей каждый квартал – реальная вещь!). События когда-то реально помогали продажам, привлекали внимание со стороны серьезной прессы, но из-за регулярности они перестали быть чем-то особенным. Раньше как-то получалось сделать вид, что летний блокбастер давно планировался: за несколько месяцев выходили подводящие к нему комиксы, которые задним числом привязывали предыдущие год-два историй. А сейчас что-то надломилось внутри архитекторов всех мастей, погасла последняя искра, пропал пусть и не в то русло направленный, но энтузиазм. Нету больше у истории вселенной Marvel общего нарратива. Закончился псевдоэпик, начатый в Avengers Disassembled, а замену ему так и не смогли найти.
Эпоха эвентов завершилась. Возможно, когда-нибудь и само издательство это поймет.
Justice League #2 / DC
Сценарист: Джефф Джонс
Художник: Джим Ли
Честно говоря, я не был морально готов ко вторым выпускам Action Comics, Animal Man и прочих радостей ровно через четыре недели после первых. Все эти переносы и перетасовки выработали привычку к случайному графику и философия «выйдет когда выйдет» стала частью ДНК. Большие издатели в первую (и во вторую, и в третью) очередь бизнесмены, и заботятся прежде всего о доходах, но одно из основных правил успеха долгое время игнорировали. Поэтому внезапное четкое расписание для каждой серии у DC сбило с толку. Вот Justice League уже понятнее современному читателю: 31 августа, потом 19 октября, почти два месяца между выпусками. Я не ругаю за это комикс (согласно мегаграфику, он и должен выходить по третьим неделям, наоборот первый номер выпустили раньше, чтобы открыть им обновленную вселенную), просто интересное наблюдение: хаос и непрофессионализм стали настолько обыденными, что правильное выполнение элементарных запросов выглядит чуть ли не революционным шагом. До того, чтобы добиться слаженности, DC еще пахать и пахать, но уже одна попытка вернуть в лексикон слово «стабильность» интригует.
Ладно, Justice League.
С этого выпуска комикс навсегда выпадает из дискуссии о лучших работах Джима Ли. Времени еще меньше, дедлайн еже жестче, а значит еще меньше интересных кадров, меньше штриховки и вообще какой-либо жизни в линиях (жизнь в линиях! Эти чертовы хипстеры, они вообще сами понимают, о чем говорят?). Комикс легко и быстро читается, в нем есть пара остроумных фраз от явно получающего самую большую дозу удовольствия за последние лет пять Джеффа Джонса, сюжет настолько стандартный, что нет смысла ни ругать ни хвалить, но упаси вас боже перечитать его внимательно. Вы заметите, что герои плохо одеты, на злодеях абсолютно не запоминающаяся броня, а все, что кроме них – бесцветная масса. Полицию моды мы включаем редко, но за что еще зацепиться взгляду, как не за картинки, если текста мало, а сюжет еще даже не начался.
Сюжет еще даже не начался! Ну, хорошо, сюжет здесь не о борьбе со злом, а сборе команды, но Джефф Джонс ведет великую борьбу, а мы страдаем. Борьба, как ни странно, против главного героя комикса, Джима Ли. Чтобы Джим успел нарисовать 20 страниц в срок, приходится идти на компромисс: почти половина страниц состоит из одного-двух кадров, самое щедрое, что могут предложить – три кадра на страницу. И вот Джонсу нужно решить, как эти кадры заполнять. (В Интернете нашелся один остроумный человек, у которого руки растут откуда надо, и виртуозно
ужал Justice League #1 в 16 страниц) С одной стороны, нужно много экшена, иначе даже сам Джим Ли не поймет, зачем согласился. С другой, нужно успеть хоть что-то сделать, потому что если посчитать кадры, то это от силы треть обычного комикса Джеффа Джонса. Вот и получается, что драки длятся слишком долго, а когда приходит время сюжету сделать телодвижения, все новые повороты падают на героев с неба. Бедный парень Киборг – жертва недостатка пространства, да и что там, интереса со стороны авторов. Возможно, Джонс специально решил не ставить его в центр комикса, чтобы не бесить читателей, но тогда бы Виктор получил чуть больше любви и внимания. За два выпуска его мотивацию и описание образа еле успели втиснуть в два с половиной предложения, расположенные на трех с половиной страницах.
Хорошо, что этот комикс существует, коммерчески успешен и пытается показать аудитории, что супергерои DC не такие уж и скучные и могут быть вполне крутыми и веселыми ребятами. Но это все не отменяет того факта, что он мог быть гораздо, гораздо лучше.
ЖИЖА
Что думает Игрок:
Итак, только на этой неделе удалось подсчитать, сколько же онгоингов новой 52 я все-таки читаю.
Лига, Энималмен, Бэтгерл, Бэтвинг, внезапные Детектив Комикс и Хок и Дав, Бэтвуман, Дэфстроук, Фонарь, Грифтер, Суисайд Сквод, Бэтмен, Вандер Вуман, ну и из последней недели явно Аквамен, Флэш, Олл Стар Вестерн, Нью Гардианс. 17 штук получается. И хотя я хвалил гораздо больше комиксов – отсев произошел самостоятельно, просто не захотелось даже открывать их.
Из всех этих и остальных серий – Justice League держится особняком. Флагманский тайтл новых 52 серий скачет от недели к неделе, продолжает радовать фанатов прекрасным Джимом Ли, а новых читателей – абсолютным к ним дружелюбием. Кроме того, Лига – один из немногих, если не единственный комикс, где решили не использовать новых злодеев, а преподнести как новую угрозу хорошо нам знакомых персонажей. Честно, читать в каждом выпуске новой серии реланча про нового, неуязвимого и опасного противника – жутко надоедает. И то, что здесь мы видим старых-добрых парадемонов – прямо приятно. Хотя еще неизвестно, какой же редизайн Джим Ли уготовил самому Дарксайду...
В первом выпуске вам было мало героев? Пожалуйста, их количество растет. Стремительно ворвавшийся в комикс и быстро представленный нам за пару страниц Флэш становится голосом разума не хуже Бэтмена. Джонс продолжает верить, что Барри Аллен – самый что ни на есть правильный и настоящий герой, при этом сохраняется невероятная легкость в его поведении. По сравнению с мрачным Бэтменом, идиотом Хэлом и все крушащим Суперменом Барри действительно кажется самым вменяемым персонажем. А вот Джордан продолжает оставаться абсолютно и непроходимо тупым героем, что на контрасте с остальными выглядит весьма забавно. Вообще динамика между персонажами – pure fun, читается легко и весело, вкупе с экшеном составляет идеальный блокбастер. Параллельно с линией героев развивается и линия будущего Киборга – и здесь все прописано четко и ясно. Придраться к комиксу почти невозможно – это вылизанная до блеска история, все развивается закономерно и плавно.
В какой-то момент во время чтения приходит мысль, что вот и идеальная почва для масштабной дс-экранизации. Бэтмен и Супермен на экране реализованы или будут реализованы, Джордана нам кое-как представили (причем, именно таким как в комиксе), Барри Аллена отдельный фильм только ждет, но будет. Чудо-Женщину нам представят явно по ходу комикса, как и Аквамена. В общем, познакомив заранее Джордана и Аллена в сиквеле ГЛ или самом Флэше, скажем, после титров – можно добиться того, что все пункты будут совпадать. И, пожалуй, от такой экранизации – красивой, яркой и при этом довольно забавной и динамичной – я бы не отказался.
ДОБРО
Superior #6 / Marvel-ICON
Сценарист: Марк Миллар
Художник: Лейнил Фрэнсис Ю
Марк Миллар всегда старается добавить в свои работы как можно больше «реализма» и политического подтекста, но насколько же лучше у него получаются комиксы, когда суть конфликта можно описать одним простым предложением! И есть интрига, действительно есть! Что еще более удивительно, при всей любви к эпатажу ради эпатажа и отрицанию чувства меры, самые приземленные и сдержанные вещи у Миллара выходят именно на религиозные темы. Видимо, faith is strong with this one.
В Chosen стоял вопрос, действительно ли протагонист – второе пришествие Иисуса Христа? Его чудеса (воскрешение мертвых собак, превращение воды в вино) совершались на фоне довольно серой жизни без рек кровищи и девочек-меченосцев. И до самого конца было интересно, какую развязку выберет Миллар. В Superior даже круче: вопрос не о выборе автора, а о выборе, который сделает его герой. Мальчик с церебральным параличом превратился в настоящего супергероя и, недолго думая, спас мир. Точнее, исправил. Но силы ему подарил демон из ада, требующий душу взамен. Мальчик отказался, демон превратил другого мальчика в суперзлодея и отправил уничтожать мир. Теперь перед героем дилемма: спасти миллионы жизней или свою бессмертную душу?
Звучит гораздо глубже и эпичнее, чем оно есть на самом деле, но остался один выпуск и я понятия, честно говоря, не имею, что сделает Миллар. Самый смелый и достойный финал? Наверно, продать душу. Или: what would John Constantine do? Мой любимый герой всех комиксов всегда неоднократно умудрялся спасти свою душу от цепких рук омерзительных адских сволочей, но а) он планировал, а не решал на ходу и б) это был Гарт Эннис в свои лучшие годы, так что я сильно сомневаюсь, что у обыкновенного мальчика получится взять и обдурить сотону. Или, может, Миллар призовет Бога? И будет одновременно Бог в комиксе и «Бог из машины» (Deus ex machina)?
Восприятию комикса неслабо мешает контекст, в который его непроизвольно помещаешь. Имея в уме предыдущие (и идущие параллельно) работы Миллара, не получается просто взять и поверить, что все эти эмоции – настоящие, а не сгенерированные на компьютере, который у сценариста прямо в голове. Несчастный мальчик, сидящий на инвалидной коляске, вдруг трансформировался в своего любимого супергероя и полетел, не просто пошел, а полетел!.. Миллару не хватает тонкости и изящности, он уже слишком привык писать жирным капслоком, и автоматом пропускает через себя все чувства за читателя, даже самые горькие. Но даже топорность изложения во многих местах (не во всех! Есть длинные отрезки, когда забываешь, чей комикс читаешь, в том числе в шестом выпуске) не способна полностью затмить заложенную доброту. На этих умело нарисованных Лейнилом Ю страницах (лучшей похвалы из себя не выжму, мне не очень нравится его стремление к гладкости и общему для всех на свете супергеройских комиксов house style, это ни хрена не эволюция) все еще угадывается тот самый шотландский юноша, который больше жизни любит Супермена и хочет писать комиксы, эти гребаные великолепные комиксы.
ДОБРО
Uncanny X-Men #544 / Marvel
Сценарист: Кирон Гиллен
Художник: Грег Лэнд
Какой комикс, такой и конец. Нет, серьезно, что вы ждали? Это же не финал последнего сезона телесериала, когда уже точно известно, что с героями мы прощаемся навсегда, нет смысла излишне напрягаться. Даже «последний» выпуск Fantastic Four имел больше важности, после него стартовала серия с другим названием, а тут, извините, уже через несколько недель Uncanny X-Men #1. Так что это прощание не с франчайзом, а скорее с эрой в его истории. И то, не мог же Гиллен уместить в два десятка страниц все 544 номера великой во всех смыслах саги. Он всего лишь подвел логичную черту под очередным ее витком.
Fear Itself завершил начатый в ранних 2000-х нарратив Вселенной Марвел, точно так же X-Men: Schism подвел итог под продолжавшимся последние несколько лет мегасюжетом про Людей Икс. Надо отдать клизме должное: в отличие от жира внутри она дала пару намеков на дальнейшее развитие. Если уж не умеют 99% супергеройских комиксов делать сразу И грандиозный финал И переходный эпизод в одном флаконе, то давайте остановимся на втором и поблагодарим за то, что оставили все в пригодном виде и прибрали за собой. Хватило выдержки, не убили никого!
Финал серии – это не финал серии, а финал ее последних… ну скажем, 50 с гаком выпусков, оставим подсчеты знатокам. Какой комикс, такой и конец – весь Schism прошел за тяжелыми разговорами Циклопа и Росомахи и задумчивым поглядыванием Скотта Саммерса на фото с первым классом Института Ксавье/Хавьера/Завьера для Одаренных Подростков. 544-му только они и остались, все главные решения уже приняты в других местах. Есть только забавный, но не совсем понятный выход Мистера Синистера, который неизвестно где (и когда) пишет летопись Иксменов. То есть, так все и происходит, книга под названием Uncanny X-Men.
Впрочем, к черту 544-й, давно хотелось сказать, насколько хорошей стала эта серия в руках Кирона Гиллена. Он, конечно, не достиг высот Ремендера на Uncanny X-Force, но писал невероятно приятный комикс про мутантов-супергероев. Пусть у Джейсона Аарона объективно больше заслуг, и художники у него хорошие ребята, но в онгоинг Гиллена верится сильнее. Ему в первых арках удалось выстоять под гнетом наследия иксменских комиксов и коллективного сознания фанатов и выдать нечто универсальное, способное понравиться даже тем, от кого все эти сложные мутантские проблемы далеки. Кирон Гиллен пишет иксменов для тех, кто к ним настроен скептически, но и преданных читателей не оскорбляет. Читайте Uncanny.
Batman это daymn shame
Fear Itself изобрел халтуру заново.
А все кто устал от занудности в кейпах айда читать Vengeance.
В Fear Itself хороший сюжет, персонажи и сам комикс, а то что здесь написано...это бред полнейший...
Простите, не совсем понял: это шутка?
Не тот Бэтмен, который на летучих динозаврах, а тот, в котором экскурсия по башне Уэйна?
Вторая Лига очень понравилась. Перезапуску ДиСи нужно больше именно таких серий, чтобы и с экшоном, и с рисунком, и с динамикой в диалогах, и задолго до того как все привыкли к героям. И плевать что в комиксе опять почти ничего не происходит, плевать, что через две минуты после прочтения в голове не остаётся ни единой мысли. Это же комикс. Про парней в трико против чудовищной угрозы. Чистейшей воды развлечение.
Согласен, кстати, с Игроком - Джонс пишет чуть ли не экранизацию.
Justice League #2: на фоне эмоций, пылавших в моей душе в самом конце августа перед прочтением первого номера серии некоторые моменты мною были восприняты мной весьма беззаботно. Данный же выпуск я подверг более внимательному и критичному анализу. Но впечатление производит действительно-таки приятное. Его единственный минус - затянутость сюжета. Герои все прибывают, злодеи тоже, но битвы и единства первых мы дожидаться будем долго. Но сам сюжет хорош, как и рисунок Ли.
Нечего тебе больше комиксы читать, если тебя Лига не устроила простотой и класичностью своего сюжета, то я не знаю. Иди что-ле голубей покорми, пенсию получи, внукам позвони.
А я-то думал что классический сюжет это когда кому-то злому морду бьют.
Это ведь даже не grand death финала эвента, тор насколько я понимаю просто взял и помер
решение об этом тоже наверное было принято впопыпах
Жалкое зрелище, в комиксе ничего не происходило и ничего нельзя было сделать(
и личный рагнарок у тора уже был
Во втором выпуске Лиги потрясающий шоудаун именно благодаря Флэшу. Фраза Хэла: batman is total tool - вобще брилиантово
- Да нет уже
- Ну тогда я тут пока приберусь...
офтопик:
Очень интересно было бы почитать мнения либо рецензии о "Святом ужасе" Миллера.
?_?
Как бэ - потому.
Но вот главная серия, из-за какой-то чрезмерной размазанности по сериям получилась излишне рваной, скачущей с события на событие.
Я сегодня в ударе, alienskater спуску не даёт!
Интерпритировать в комикс Апокалипсис Св.Иоанна действительно гениальная задумка и в Chosen Миллар даже оставил отличную интригу под самый конец. Chosen'у ни в коем случае не требуется продолжение. В Супериоре тоже главный герой мальчик. Однако тут у него в отличие от Джоди Кристиансона есть выбор. Мальчику предстоит выбрать: Спасти себя или других. Если Саймон выберет второе то конец пусть и будет предсказуемым, но зато он действительно будет подавать пример. Жду с нетерпением последнего номера. На фоне Марка Миллара Джефф Донжс со своей Лигой отходит для меня на второй план.