RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia: Россия Майка Миньолы, Часть 1

08.12.2015, 14:17 — Евон Азов 19003 12

Прежде, чем я приступлю к статье, пара слов от автора рубрики:

Этот материал я задумал давно, но, как это часто бывает с комиксами Миньолы, идея ждала нужного автора. Себя таковым я не считал, поэтому материал был отложен до лучших времён (у меня таких отложенных есть несколько штук, если что). А потом появился Евон, и всё сразу сложилось. Потому что лучшего кандидата на эту роль просто не найти. А затем статья настолько разрослась, что ей стало тесно в рамках одной публикации. Поэтому теперь их будет три, и у каждой своя тема.

И сегодня речь пойдёт об истории и географии России в творчестве Майка Миньолы.

  

Русский, страшный, растрёпанный, держа в одной руке бутылку «Поммери-сек», а кулаком другой руки грозя заграничному небу, говорил:

— Сочувствуете, говорите? А мне чихать на ваше такое заграничное сочувствие!! Вы думаете, вы мне все, все, сколько вас есть,- мало крови стоили, мало моей жизни отняли? Ты, немецкая морда, ты мне кого из Циммервальда прислал? Разве так воюют? А ты, лягушатник, там... «Мон ами, да мон ами, бон да бон», а сам взял да большевикам Крым и Одессу отдал. Разве это «боновое» дело? Разве это «фратерните»? Разве я могу забыть? А тебе разве я забуду, как ты своих носатых китайских чертей прислал — наш Кремль поганить, нашу дор... дорррогую Россию губить, а? А венгр... тоже и ты хорош: тебе бы мышеловками торговать, да венгерку плясать, а ты в социалистические революции полез, Бела Кунов, чёрт их подери, на престолы сажать... а? Ох, горько мне с вами, ох, тошнёхонько... Пить со мной моё вино вы можете сколько угодно, но понять мою душеньку?! Горит внутри, братцы! Закопал я свою молодость, свою радость в землю сырую... «Умру-у, похоронят, как не-е жил на свете!»...

И долго ещё в опустевшем курзале, когда все постепенно, на цыпочках, разошлись, — долго ещё разносились стоны и рыдания полупьяного одинокого человека, непонятного, униженного в своём настоящем трезвом виде и ещё более непонятного в пьяном... И долго лежал он так, неразгаданная мятущаяся душа, лежал, положив голову на ослабевшие руки, пока не подошёл метрдотель:

— Господин... Тут счёт.

— Что? Пожалуйста! Русский человек за всех должен платить! Получите сполна.

Великая, сермяжная беда любого русского человека от бедствующего маркетолога до православного активиста есть вечная потребность валить с больной головы на здоровую, неприятие концепта ответственности как в старом советском анекдоте (кто первым хлопать перестанет, того на Соловки) и навсегда укоренившаяся в самосознании подлинного русского человека потребность обвинять всех, кого только возможно, но только не себя.

В психологии есть такое понятие, как атрибуция. Если объяснять на пальцах, то это просто связка событий, позволяющих объяснить поведение и жизнь человека. Так вот, у наших братьев славян поголовно существует другой психологический термин — фатальная ошибка атрибуции. То есть свои неудачи русские люди склонны валить на внешние обстоятельства (кризис, дороги, кровавая банда, захватившая власть), а все свои успехи могут объяснить исключительно их невозможными личностными характеристиками (самый умный, самый красивый, самый сильный). На примере это можно объяснить очень просто: вы сдали экзамен, потому что «сидел всю ночь зубрил, ходил на все лекции», а ваш одногруппник потому что «да ему просто с билетом повезло».

Чем больше такая нездоровая ситуация культивируется внешними силами, тем больше хочется искать положительных изображений России. Я уверен, что главным «Данилой-мастером», у которого-таки выходит правильный русский каменный цветок, в сфере поп-культуры является Майк Миньола. И, кроме шуток, работы Миньолы, хоть как-нибудь связанные с Россией, вызывают у меня подлинный патриотический подъём. Наверное, стыдно признаться, что хочется заново открывать кладезь русского фольклора, почитав, прости, господи, американские комиксы про красного чёрта (как-то Цорионов не туда смотрит), но вот что есть, то есть.

Я заранее вам обещаю чёткую структуру и систему в этой серии текстов, но давайте сразу заметим слона в комнате. Правильнее, наверное, сказать: Мамонта. Назовём его Аркадием, потому что нет более русского животного, чем Мамонт Аркадий.

Какой же может быть патриотический настрой, когда Миньола пишет про «отряды изнасилования»? Про бандитский строй Советского Союза? Про кровь детей, пролитую нашими солдатами?

Мой прадед прошёл всю войну. Я очень любил и ценил своего прадеда. Самым моим ярким и любимым воспоминанием про моего прадеда, маршала Советского Союза, человека, который брал Зееловские высоты, который в семидесятые носил ядерный чемоданчик, который безуспешно учил играть меня в волейбол, — это вовсе не совместный обед с уже больным Фиделем, или ППШ, с которым я игрался в детстве (сейчас он уже перешёл в наследство моему младшему брату), а вырезанные им из дерева пистолеты Грифтера из мультсериала Wildcats. Я очень хорошо помню эти пистолеты. Я был недоволен тем, что они не совсем точно изображают пистолеты, мелькавшие в мультсериале, и дед, улыбаясь, переделывал их. Кротость, спокойствие и любовь, с которой он это делал, я помню до сих пор.

Про войну дед мне рассказывал один раз. Но долго. Он рассказал, как немцы жгли белорусов в сараях заживо. Как они дрались за трофейный MP 40, потому что стрелять из винтовки Мосина просто невозможно. Как мылись впятером в бочке недовольного белорусского крестьянина, который яростно ждал немцев-спасителей, не верил что соседние деревни жгут, зато верил, что советские солдаты хуже немцев в десять раз, и уж если выбирать, то. Много всего рассказывал.

Поэтому, если рассматривать страницу про rape squads, то я не могу сказать, что да, рядовой Смирнов насиловал немок, рядовой Иванов крал пианино, а рядовой Петров убивал детей. Но я могу сказать, что все поголовно солдаты чувствовали именно такую потребность. На мой взгляд, совершенно оправданную потребность. Кто-то, естественно, так делал, кто-то сохранял человеческий облик. Но я ни разу не могу осуждать тех людей, кто совершал так называемые war crimes, т.е. военные преступления. Я вообще верю в то, что на войне не может быть преступлений, потому что война — это уже одно большое преступление. И если добавить в соль побольше соли, то соль эта всё равно останется солёной.

Так что да, я в этой странице не нахожу ничего предосудительного. Понимаете, мы вот в сытом гулаге даже близко не можем представить настоящий гулаг. Житель Москвы никогда не поймёт жителя Йошкар-Олы. Воюющий сейчас в Донбассе нацист, потрошитель животных Мильчаков, никогда не поймёт, как это было, воевать на Белорусском Фронте.

А самое главное-то в этой странице вовсе не «рейп скводы» и убийства детей. Самое главное — это до боли «эннисовская» правда.

Это всё PAYBACK.

Вы не подумайте, я вовсе не rape apologist. Как я уже выше сказал, в моём понимании любые преступления против человека равнозначны, что убийства, что изнасилования, что даже кража семейного пианино с обязательным избиением деда в очках и пацана с фауст-патроном. Другое дело, что я не могу осуждать, это, повторюсь, возможные военные преступления против жителей завоёванного Берлина, так как в глазах простого Ивана это всё действительно равноценная расплата.

К сожалению, в текущей российской действительности не обращать внимания на эту страницу ну просто невозможно. Вторая мировая приобрела какое-то супер сакральное значение для официальной пропаганды, что даже вот люди, передвигающиеся на немецких и японских машинах, вешают на них издевательские стикеры «МОЖЕМ ПОВТОРИТЬ» и «НА БЕРЛИН», не отдавая себе отчёт в том, что при первом же «наберлине» они поголовно вступят в РОА и будут так же ездить на своих японских и немецких машинах. И я уверен, что Майк Миньола разбирается в русской культуре, фольклоре и даже вот в той самой русской душе куда больше, чем любители вот таких наклеек.

Но это всё необязательная лирика. А обязательно то, что Миньола подходит к изображению всех условно «русских» частей своей Хэллбоевской мифологии всесторонне.

Русский мир у Майка не то чтобы слишком обширен, но зато необычен и очень интересен. Например, монастырь Агарта, в котором Лиз утащили под землю гоблины, находится натурально в Воркуте. Я как-то был в очень условном городе Харп, находящемся также неподалеку от монастыря Лиз (с ненецкого это переводится как «Северное Сияние»), так вот это просто неизгладимые впечатления, схожие с просмотром документального фильма Вернора Херцога Encounters at the End of the World про Антарктиду. Ощущение места для любого произведения очень важно. Согласитесь, теперь я для вас полностью испортил Hollow Earth, потому что при слове «Воркута» всем людям начинают лезть в голову какие-то неприятные ассоциации про этап (это потому что там находился Воркутлаг), Воркутинское восстание (вы почитайте, очень познавательно) и адский холод. Просвещённые монахи где-то далеко позади, не так ли?

Ещё одно знаменательное для всего Хэллбойвёрса место, гиперборейский городок Тадретес, тоже находится в России. Если вы не помните, то именно там находилась главная база Мемнан Саа. Опять же, повторюсь, если бы наши пропагандисты не ели бы деньги даром, потому что воздействовать на пьяного Семёна через испепелители это одно, а на прозападного человека, приехавшего из центра России в Москву и тут же взявшего себе двойную фамилию, да ещё и с приставкой «фон» — уже дело совсем другое, то они бы увидели в комиксе Black Goddess настоящий политический скандал! Да как это так, чтобы армия США штурмовала наш архитектурный памятник?! Да как это Мемнан Саа не герой России?!

Гений Миньолы и Ко в том-то и заключается. Миньола не боится копать глубже — там, где другие писатели обошлись бы «Кодовым именем Бабушка» или просто сунули Москву с Питером, Майк берёт совершенно неизвестные локации и выдает их за магические места.

Гиперборейские города не единственные мифические «русские» локации. Есть ещё, конечно же, тридевятое царство и тридесятое государство, о которых я подробнее расскажу в следующий раз, но сейчас просто не имею никакого права не упомянуть. Они так называются, потому что они буквально находятся «за тридевять земель». Это просто синоним далёких, так скажем, областей, неизвестных герою. Тридевятое государство в «Хэллбое» выступает в аналогичной роли: Хэллбоя просто переносят «очень далеко» от Англии.

И хорошо, что далеко от Англии! Не нужен нам берег турецкий, мы с вами знаем, что подлинный ответ Керзону можно дать только в настоящих местах скоплений реальной силы. Чтобы вот люди в форме, фуражках с золотым орлом, мигалки и сыновья-бизнесмены. Вот как, например, в Москве.

Москва у Миньолы, к сожалению, ни разу не златоглавая или таинственная и мистическая, как Прага. До аспектов «нехорошей квартиры» или же огроменных духовных скреп храмов Миньола ещё по всей видимости не добрался. Москва в Хэллбойвёрсе всего лишь ещё один мегаполис, который рушат огдругадоиды. У этого города, как места сплетения сотен разных идеологий, я надеюсь, очень большое мифологическое будущее в работах Миньолы, но пока это всего лишь база главы S.S.S. Иосифа Ничайко и терпящий удары Огдру Хем большой город. Есть, конечно, небольшой реверанс в сторону немощных чиновников, но он проходит почти незаметным на общем фоне разрушений.

Другое дело — ещё один город-герой Волгоград, который занимает совершенно особенное место в жизни Иосифа. Вообще, для любого русского человека Волгоград — это такой своеобразный повод для квасного патриотизма. Сколько раз его предлагали переименовать обратно в Сталинград, сколько раз я лично слышал, как пьяные русские туристы обещают показать обидчикам именно что Сталинград, даже не кузькину мать!

Волгоград у Миньолы тоже, к сожалению, рушат, однако разрушение Волгограда — это не программное событие, представленное для галочки, как с Москвой. Это в первую очередь личная трагедия Иосифа Ничайко, уроженца этого славного города. Горящая Родина-мать — это ведь не бездушное Сити. Это в первую очередь метафора для полного перерождения Иосифа из обычного русского мужика в подневольного советского солдата, а затем уже в настоящего мастера. Когда Иосиф смотрит на осётра в Волге, он оставляет его в Волге, где он и должен быть. Горящий Волгоград для Иосифа — это то же самое, что отсутствие Волги для осётра. Иосифу уже почти не за что бороться, и падение Волгограда, той самой спокойной Волги, того самого советского солдата, обещавшего Полине вернуться, — это главная трагедия для Иосифа.

Волгоград Миньолы — это больше не местность, а личное состояние одного из главных героев саги «БПРД».

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34467 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33383 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26705 103