RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia: Лучшие сюжеты за 20 лет. БПРД

17.12.2014, 16:35 — Станислав Шаргородский 36944 1

Не смотря на то, что в этом году исполнилось 20 лет именно Хэллбою, в нашем праздновании мы отмечаем всю вселенную во всём её многообразии. Кроме того, сам «Хэллбой» уже давно уступил титул флагмана и главного двигателя вселенной серии «БПРД». И именно о ней и пойдёт речь во второй части цикла «Лучших сюжетов Хэллбойвёрса».

В нашем с Романом (Игроком) распоряжении по прежнему весь звёздный состав авторов (за исключением Алексея Замского, который взял перерыв, зато Максим разошёлся и охватил сразу два сюжета): Олег Хижняк (OLeg89), Евгений Еронин (redson), Артём Траханов (Охотниг), Евгений Кольчугин (derden), Максим Вернер (plane_v) и Никита Стародубцев (Happycake Oven).

На этот раз в тексте очень много СПОЙЛЕРОВ, в том числе и ключевых, так что читайте на свой страх и риск. Поехали.

Hollow Earth
Dark Horse 2002
СценарийМайк Миньола, Кристофер Голден, Том Снигоски
РисунокРайан Сук
ЦветДэйв Стюарт

Hollow Earth — первая полноценная история про Бюро без Хэллбоя. Герои тяжело переживают его уход после событий Hellboy: Conqueror Worm, когда Эйбу является пылающий призрак Лиз Шерман, прожившей последние несколько лет в уединённом монастыре на Урале, и просит о помощи.

Перечитывая Hollow Earth, я очень удивлялся тому, сколько мифологии Миньола напихал в комикс уже на этом этапе. В первый раз я не слишком внимательно читал некоторые монологи, а тут практически каждое слово предвещает будущие события, и какие-то совсем уж мелочи в дизайнах сразу же бросаются в глаза — я испытывал совсем уж детскую фанатскую радость. Очередное напоминание про то, что если вам нравится обширная и подробная мифология и прочий бэкграунд, то Миньолавёрс — один из лучших вариантов.

Ещё в комиксе есть две моих любимых сцены с Хэллбоем (несмотря на его отсутствие в сюжете) — флэшбеки Эйба и Лиз к их первым встречам с ним. Именно он первым в Бюро отнесся к ним как к обычным людям, а не как к научной диковинке и ужасающей огненной машине смерти, и это — самая важная информация, которую вам нужно о нём знать. Кадр с Хэллбоем, протягивающим перепуганной девочке конфету, просто не может не вызывать умиленной реакции.

И я теперь с ещё бОльшим интересом жду взаимодействие между этими героями в оооочень нескором будущем Hellboy and the B.P.R.D. Про сюжет практически нечего сказать: это довольно несложное приключение с подземной цивилизацией и монстрами. Hollow Earth стоит читать ради сильных персонажных моментов и истоков некоторых элементов мифологии. Это отличное начало серии B.P.R.D.

Plague of Frogs
Dark Horse 2004
СценарийМайк Миньола
РисунокГай Дэвис
ЦветДэйв Стюарт

Не скажу точно, сколько комиксов в своей жизни я именно перечитал. Вообще не имею такой привычки: в дне слишком мало минут, чтобы возвращаться к тому, что уже пережил, тем более что и без того большую часть суток проводишь за какой-то ерундой. Это ни в коем случае не рекомендация и не совет, и настоящая польза, вероятно, низка. Вернувшись к Plague of Frogs ради серии постов Стаса, я смог взглянуть на зарождение B.P.R.D. новыми глазами. Не то же самое, что читать Достоевского в школе, а потом в 25, но у меня нынешнего есть возможность гораздо чётче и убедительнее объяснить, почему этот комикс настолько захватил меня тогдашнего. Plague of Frogs — образцово-показательный B.P.R.D., вмещающий всё, что делает серию ценной и по сей день. И ведь ещё не пришел Джон Аркуди, Майк Миньола писал один. Но Гай Дэвис уже разогнался, сбивая столбы каждые 100 метров.

У B.P.R.D. есть 2 главных достоинства. Первое — персонажи. Команда, которая расследует фантастические происшествия и сражается с монстрами, состоит не из экспертов по монстрологии и прокаченных спецназовцев — в ней человек-амфибия, дух немецкого медиума в скафандре, созданный средневековым учёным гомункул и обычная с виду девушка, способная вызывать пламя. Как минимум не скучно! В первом из пяти выпусков Plague of Frogs команда отправляется расследовать случай в одной лаборатории. Миньола быстро создает из этого отличный пример би-муви про беготню по коридорам научного комплекса, захваченного чудищами. Но тут же срабатывает уникальность героев — они справляются с проблемой в том же выпуске. И это подводит к достоинству номер два — исполнение. Следующим шагом становится поиск пропавшего профессора, которого находят в одном городке. Неудачная высадка и борьба с оккупировавшими его лягушками займёт уже целых три выпуска. Почему? Миньола показывает, что легко может вдавить педаль газа до упора, не боясь совершить ошибку на повороте, но он не только гладко и задорно едет по сюжетным рельсам из месяца в месяц, особым удовольствием ему будет замедлить темп и поместить читателя в момент, практически раскрывая сцены в реальном времени. Гай Дэвис потрясающе справляется с расширенным экшеном и многостраничным нагнетанием саспенса, особо не обращаясь к приёмам самого Миньолы, работая в манере даже не кинематографичной, а телесериальной. Мастерство покадрового повествования и общий эффект роднит его с коллегами вроде Стива Диллона — допустим, кому-то сам стиль рисунка может показаться не очень привлекательным, но режиссура и монтаж такие, что вас унесёт, и вы не заметите, как уже не можете представить этих героев, нарисованных кем-то ещё.

Бриллиантовость Plague of Frogs в деталях и в цельности при нестандартной структуре. Первый выпуск — боевик в лаборатории, со второго по четвёртый — триллер в городке лягушек с разделённой командой и постоянным переключением между героями, а пятый работает как эпилог и пролог — это большой, практически немой флэшбек, приоткрывающий завесу тайны Эйба Сапиена. В Plague of Frogs собраны абсолютно все причины, по которым B.P.R.D. оказывается успешнее и монументальнее многих других онгоингов: все персонажи важны, ни один из них не простаивает, глобальный пазл аккуратно складывается, а сам сериал никогда не скатывается в собирательный образ, сохраняя собственное лицо. Уверен, всё это можно найти и в других мини-сериях B.P.R.D., но в Plague of Frogs особенно заметно, что комикс не просто является безликим «жанровым» развлечением, а умеет методично переключаться между этими самыми жанрами, создавая цельное полотно.

The Black Flame
Dark Horse 2005-2006
СценарийМайк Миньола, Джон Аркуди
РисунокГай Дэвис
ЦветДэйв Стюарт

The Black Flame был тем самым томом, в котором история B.P.R.D. достигла пика жертв, метаморфоз и масштаба, казавшегося на тот момент экстремальным. И, находясь сейчас в самом разгаре Hell on Earth, странно осознавать, что уже на середине дороги к этого «ивенту» (прошу прощения за мерзотную терминологию) располагалась книга, тон которой определил далекое будущее серии.

Именно в «Чёрном пламени» мы переживаем одну из тяжелейших потерь сериала, понимаем, какие пугающие трансформации могут произойти с Лиз Шерман, и — прямо с титульного листа комикса — получаем мощнейшего злодея этой вселенной. История имени «Чёрное Пламя» уходит корнями в далекие приквелы Хэллбойвёрса, но здесь мы знакомимся с простым человеком Лэндисом Поупом (Тони Старком от оккультных обществ), амбиции которого побуждают его принять мрачное имя-титул, а вместе с ним и целый корпоративный культ, прислуживающий космическому лавкрафтианскому ужасу. Проигрывая битву с Бюро (точнее, именно с Лиз, для которой этот персонаж становится вторым, после Мемнан Саа, Немезидой) в первый раз, Пламя испытывает неподдельный, человеческий ужас, будто бы раскаиваясь в своих деяниях — и несколько книг спустя возвращается пустой оболочкой себя, с моралью, далёкой от человеческой, но слишком апатичным, чтобы быть «Злом». И лишь когда Дракон пускает свои корни ещё глубже в душу мистера Поупа (обратите внимание на образ буквальных корней, растущих из сердца этого монстра в The Reign of Black Flame), этот персонаж превращается в воплощение гнева древних богов и врага сущего.

Уже упомянутые метаморфозы, неизбежно постигающие любого персонажа серии, — одно из главных достояний драматической составляющей сериала. Способность к тщательному планированию (или же к филигранному экспромту?) Миньолы и Аркуди пугает меня каждый раз, когда я беру биографию отдельного героя и сравниваю начало и конец пройденного им пути. НИКТО в B.P.R.D. НИКОГДА не остаётся статичным образом (страшнейший недуг американских комиксов), и именно поэтому мы так любим этих героев (и злодеев).

И да, с точки зрения арта Гай Дэвис достигает в The Black Flame нескольких новых вершин, впервые давая нам и «кайдзю», в сравнении с которым Пожирающий Червь кажется мокрицей под лестницей, и пугающе клаустрофобичные кадры (вроде гудящего тишиной момента, когда Роджер видит Пламя в заброшенном здании). Лучшие комиксы на свете, дамы и господа.

The Universal Machine
Dark Horse 2006
СценарийМайк Миньола, Джон Аркуди
РисунокГай Дэвис
ЦветДэйв Стюарт

Если «Хэллбой» имеет большое количество самостоятельных сюжетов, которые можно читать в отрыве от континьюти, то с B.P.R.D. такая штука не пройдёт. Фирменная закваска от Аркуди поражает масштабностью и качеством замеса и никому не разрешает быть невнимательным читателем, ведь у него стреляет даже самое незначительное ружье. И когда мы говорим о лучших сюжетах в B.P.R.D., мы подразумеваем, что читать надо ab ovo usque ad mala и лучшие среди них все. Но в любой высоченной горной гряде есть свои пики. И мой самый любимый — сюжет The Universal Machine.

В Даймио и Роджера я влюбился сразу. И хотя все персонажи Бюро вызывают стойкую «аддиктивность», именно дружба профессионального военного и пятисотлетнего гомункула вызвала во мне какой-то особенный не очерченный прилив тёплых чувств. Разнеженный супергероикой, я сначала не придал смерти Роджера большого значения. «Года через два реанимируют и вернут в строй», — на автомате подумал я, а потом пришел The Universal Machine, и Миньола с Аркуди растёрли мое сердце в пыль. И не мне одному, судя по письмам читателей, традиционно публикуемых в конце каждого сингла.

Структура сюжета идеально выстроена и до последнего подпитывает надеждой на возвращение Роджера, но в конце беспощадно обрушивает вас в настоящий кататонический ступор. А как вязко встроены в сюжет четыре ориджина с необычайной географической широтой от Боливии до Германии? А интеллектуальная дуэль между Маркизом и Корриган? И только не говорите мне, что вас не впечатлил ребёнок, считающий время. А камео Хэллбоя? Не частый гость в B.P.R.D., между прочим. А первый боевой опыт Корриган и Девона в качестве полевых агентов? Сложно представить, что эти персонажи, которых я считал чуть ли не статистами, уже через год будут играть главные партии в серии. И даже, казалось бы, банальные вампиры начинают здесь обретать вполне реальные очертания ваших собственных страхов, благодаря бесподобному рисунку Гая Дэвиса.

The Universal Machine — это изысканнейший мильфей, но плюньте в лицо тому, кто будет рассказывать вам, что его надо есть вилкой и ножом. Мильфей надо есть, схватив обеими руками, жадно вгрызаясь разом в его десятки сочных слоев и не боясь измазаться соусом. Также поступите и с The Universal Machine. Ибо второго такого комиксного идеального десерта попросту не существует.

Killing Ground
Dark Horse 2007
СценарийМайк Миньола, Джон Аркуди
РисунокГай Дэвис
ЦветДэйв Стюарт

Первые годы существования B.P.R.D. в качестве отдельной серии хоть и доказали её право на жизнь, но не предлагали ничего радикального. Исходная концепция B.P.R.D. как «Чужих» к «Чужому» папы-«Хэллбоя» не предполагала сюрпризов, а где сюжет отходил от отстрела мутантов-лягушек и мясорубки из морпехов, на помощь приходил хэллбойский формат напряжённых диалогов со злодеями в странных пространствах. Назревал застой, и серии требовался такой пинок, который заставил бы авторов каждый цикл искать равновесие в экспериментах. Таковым стал Killing Ground — торжественный залп из целой коллекции чеховских ружей.

В плен к Бюро попадает смертоносный Вендиго, Бен Даймио всё с большим трудом контролирует своё проклятье, а Иохан вселяется в крайне упитанное тело и познает прелести полноценной жизни (замечание из зала — уже было в Футураме!). Вмешательство немого спецназовца приводит к шокирующей резне, и главные действующие лица серии по разным причинам на несколько лет перестают быть бесстрашными солдатами лягушачьей войны.

В этой истории, а вовсе не в «больших» сюжетах впервые молнией ударило католическое мировоззрение Майка Миньолы. Майк-громовержец не списывает грехи своим рисованным детям — это для мягкотелых писак. Он вешает на них многотомный камень вины и дает в руки пистолет. Трагедия в Killing Ground вызвана не махинациями древних богов, не хитрым планом викторианских джентльменов, а фатальным сплетением сугубо человеческих слабостей. Ложь, гордыня и чревоугодие всего нескольких людей ввергают коллектив в кровавый хаос и, через цепь последующих событий, подставляют всю планету под удар. Кто бы знал, да.

Но за что стоит любить, ценить и превозносить Миньолу и Аркуди как рассказчиков — даже за раскатами грома они находят время для того, чтобы отдышаться. После торжества хаоса, в котором никто не мог понять, что происходит и кто виноват, депрессивный призрак Йохан Краус решает поговорить с двумя изуродованными жертвами. Как оказывается, многое в жизни можно разрешить, остановившись на пару минут — умиротворенные призраки не дают показания следователю-медиуму, а отпускают душу (в прямом смысле, если подумать).

В большой картине эта сцена оказывается ещё важнее. Как открылось за пару томов до этого, Йохан при жизни был не самым этичным медиумом и злоупотреблял своим положением в личных целях. Даже его функция в команде — управление трупами — не самое высокоморальное применение данному ему дару. Честный сеанс с двумя жертвами должен был терапевтически очистить его, и это как бы и произошло, но, к сожалению, земная жажда мести пустила его дальше по пути греха.

Гая Дэвиса принято любить за его изощрённую детализацию узорных фонов тысячами штрихов. Если не за это, то за дизайны гигантских монстров: многоглазых, пупырчатых, в токсичных цветах. Ко времени выхода Killing Ground график комикса ударил по его интересу к детальной прорисовке, в самом комиксе нет битв десятков солдат с лягушками-великанами; и тем не менее для меня данная глава — звёздный час Дэвиса на серии.

Все благодаря двум великим дизайнам: оборотня-ягуара и Вендиго. Проторенные десятками художников дороги Дэвису не указ, он ищет свой путь через джунгли. Ягуар оказывается искажённой много раз фигурой прямоходящего, вывернутого наизнанку демона семейства кошачьих с неправильными лапами. В Вендиго и вовсе нет следов традиционного снежного человека — это мохнатый пришелец на длиннющих ногах и руках, отсутствие челюсти которого оставило вечный кровавый след на груди. Но одних концептов мало — Дэвис умудряется заставить их двигаться согласно предполагаемой массе и выглядеть органично в кадре, насколько это вообще возможно для таких сюрных существ. Волшебник!

The Black Goddess
Dark Horse 2009
СценарийМайк Миньола, Джон Аркуди
РисунокГай Дэвис
ЦветДэйв Стюарт

Добро и зло — понятия очень субъективные, и, пожалуй, именно этому посвящена история The Black Goddess. Порой нужно зло, чтобы победить ещё большее зло, и рассказ о Мемнан Саа, его противостоянии с монстрами и борьбе за душу Лиз Шерман выстраивает и подтверждает эту теорию. Миньола, Аркуди и компания снова создали прелюбопытнейшую историю, которая своими корнями засела ещё до начала времён, и в кои-то веки решили рассказать нам предысторию вселенной, наделив её новым интереснейшим персонажем, через которого это можно было сделать. Саа харизматичен и жесток, но именно он наделён теми самыми чертами, которые и нужны для разрешения конфликта людей и монстров. Положительные персонажи в его присутствии теряют какой-то стержень и кажутся напускно-агрессивными (как Эйб) и в корне неправыми. Удивительный эффект, которого авторам удалось добиться за, казалось бы, небольшое время присутствия персонажа в комиксе.

Насколько же хорошо авторы умеют играть со своими персонажами и их историей. Раскрыть за один сюжет всю предысторию Гипербореи, монахов, главного персонажа, придать глубины способностям Лиз, показать сущность Йохана Крауса и при этом давать потрясающий, вычурный экшен — все получилось прекрасно. Да, этот сюжет нельзя просто прочитать, выдернув из контекста, вы должны знать всю историю, но когда вы дойдёте до него в момент чтения серии — вы совсем не будете разочарованы.

Гай Дэвис... Как же тебя не хватает на серии. Вспоминая те времена, когда причудливые монстры и безумная экспрессия царила на страницах комиксов Хэллбойвёрса, невольно пробивает на забытые эмоции. А здесь Дэвису определенно есть, где развернуться — лягушки, выползающие из-под земли, огромные треножные твари, монахи-йети, огненный дракон и невероятной красоты флэшбеки про Лобстера и Гилфрида — практически идеальный сюжет, чтобы художник сумел проявить весь свой талант. И Гай не подводит ни на минуту, выдавая едва ли не свой лучший по арту арк за всю серию и самые масштабные со времен The Black Flame экшен-сцены и побоища.

А, ну и, разумеется, я не могу в очередной раз не расписаться в любви к своему самому любимому герою Хэллбойвёрса. С истории Лобстера Джонсона начинается сюжет The Black Goddess, им всё и заканчивается. В очередной раз команда «БПРД» демонстрирует связь времён, и история Мемнана Саа начинается именно с палповых приключений супергероя былых лет, которые мы все так любим. Прошлое и будущее неразделимы, и Лобстер Джонсон, даже годы спустя после своей безвременной кончины, продолжает оставаться важнейшим элементом мифологии вселенной. Впрочем, в этом сюжете авторы увязали не только его, но и вообще многие части Хэллбойвёрса, соединив их и продемонстрировав, как вся эта махина работает в целом. Работает на ура, а продуманность поражает. Так что The Black Goddess, несмотря на то, что этот арк продолжает линии, заложенные раньше, и обрывается, переходя к будущим сюжетам — эпичная веха в истории комиксов B.P.R.D., подобных которой не так уж и много.

Russia
Dark Horse 2011-2012
СценарийМайк Миньола, Джон Аркуди
РисунокТайлер Крук
ЦветДэйв Стюарт

Я очень не люблю неологизм «клюква». Это опасный, холуйский, недальновидный и пошлый термин, используемый в основном «иванами», не помнящими родства, потому что легче всего спустить свою бездеятельную ненависть на западенцев из-за того, что они неправильно написали «фэб» в фильме или же упомянули, не дай Бог, в вашем присутствии водку. А ведь Россия — это исключительно водочная страна, и ежегодно она потребляет страшные цифры этанола. И на балалайках у нас любят играть, и медведей довольно много. В Москве медвежата, конечно же, не врываются в деликатесен с солянкой (ах, что вы говорите, закрыли?) и по Арбату не гуляют, зато по Арбату гуляют молодогвардейцы, предлагающие тебе, холопу безграмотному, выучить, наконец, правильную азбуку, чтобы ты начал понимать кто же тебя, оппортуниста, кормит.

Серьёзно писать про великолепный комикс B.P.R.D.: RUSSIA в текущей российской действительности очень тяжело. Тяжело, потому что нет положительных пропагандистских примеров в стране. Почему нет увеличения удоев, почему Кокорин сидит в стрипклубах, почему полуостров. А в ответ только новостной блок, в котором европейским детям вешают порнографические плакаты из Team Fortress 2. В это же самое время, будем честны, в мало кому известном на постсоветском пространстве, прости господи, самом не русском виде искусства — комиксах, идёт то самое положительное изображение России, на которое, начитавшиеся книжек на немецком языке, народники тратят миллионы алых рублей.

Я в который раз удивляюсь, как это Миньоле и Ко удаётся так раскрыть и понять таинственную и загадочную русскую ДУШУ. Может у них в подвале тот самый аверченковский мужик сидит? Русские в «БПРД» стойкие, жесткие, честные и бесстрашные. А главный у них зомбиморяк по имени Иосиф Ничайко, чего же только не придумают наши вероятные друзья! А наши «партнеры» придумали самого интересного и важного русского персонажа в комиксах. Да, именно так, во всех комиксах. Иосиф, как это принято у Миньолы, сначала появился на один раз и ненадолго, а затем стал полноправным участником борьбы с ктулхоидами. Борется Ося с ними очень зрелищно — для меня сцена, где Иосиф расстреливает из «Макарова» фанклуб Варвары, ещё одного, вроде бы русского персонажа, в чистом поле, стала самой значимой в 2011 году. Очень надеюсь, что этот комикс и персонаж занимают в вашем сердце не менее тёплое место, чем в моём. А, если не занимают, то вы читайте дальше, потому что Иосиф превращается из «крутого русского» второстепенного персонажа в уже глобально важного героя со своим собственным character ark’ом.

Если вам было лень читать патриотическую боль безбородого человека, то в общем и целом B.P.R.D.: RUSSIA заслуживает оценки ЭЙ УХНЕМ ЕЩЁ РАЗИК дробь ЕЩЁ БЫ РАЗ из десяти.

The Long Death
Dark Horse 2012
СценарийМайк Миньола, Джон Аркуди
РисунокДжеймс Харрен
ЦветДэйв Стюарт

У серия B.P.R.D. есть огромное количество достоинств самого разного калибра, но навряд ли вы найдёте среди них яркую «эмоциональную составляющую». Это не когда ты можешь что-то почувствовать, а когда это «что-то» накрывает тебя с головой. И в этом плане The Long Death — уникальный экспонат в музее «БПРД». Экспонат, полный самых противоречивых эмоций, но таких сильных и захлёстывающих, что писать о нём спокойно и рассудительно очень сложно, но я постараюсь.

The Long Death — это история про трёх монстров, уникальных, как в плане мотивации, так и в плане эмоционального фона. Так, один из них, испытывающий нестерпимую боль, не может побороть своё естество, и это бессилие разрывает его на части. Второй, сумевший одолеть зверя внутри, полон искреннего сострадания и всячески старается помочь собрату по несчастью. И лишь третий отдал себя на откуп своим демонам, полностью растворившись в ненависти и мести. И в эту мясорубку попадает кучка «случайных прохожих» (агентов Бюро) во главе с матерью-одиночкой.

Джон Аркуди, которому Майк Миньола уже давно отдал серию с потрохами, любит всех персонажей, которых пишет — это заметно невооружённым глазом. Но Бена Даймио он любит особенно, по-отечески, потому что он от первой и до последней секунды его творение. Именно он полностью перевернул динамику серии и сделал её «своей» для Джона, и именно он стал катализатором переломного момента, сломавшего судьбу не одному герою. И здесь, ставя эффектную точку в жизни своего любимчика, Аркуди выдаёт самую личную в эмоциональном плане работу. Серьёзно, я так часто упоминаю «эмоции» не просто для красного словца, а потому что даже при шестом (!) перечитывании арка от некоторых сцен по коже начинают бежать мурашки. И, думаю, что не перестанут бежать никогда. А в момент, когда главный герой со слезами просит прервать его мучения, потому что через мгновения его снова накроет прилив ярости, и ничему вокруг не будет пощады, в горле застывает ком, а ты сам еле сдерживаешься от плача навзрыд.

The Long Death — это ещё и настоящий tour de force Джеймса Харрена и Дэйва Стюарта. Первый уже успел до этого дебютировать во франчайзе, но именно эта история в одночасье вывела его в высшую лигу, даже заставив на время перестать грустить об уходе Гая Дэвиса. Второй же, державший стандартный, высочайший уровень качества на протяжении десятка лет, здесь взлетает в стратосферу, наглядно и покадрово демонстрируя, как покраска (для многих банальный сопроводительный для создания рисунка процесс) может стать инструментом повествования и регулировать его темп. Просто посмотрите, как Харрен и Стюарт работают в связке, выдавая ураганное финальное сражение.

Любой бой, будь он даже между самыми яростными соперниками, а здесь настоящие звери, не может проходить без передышек. На секунду, на долю, но перерывы нужны всем. Джеймс это прекрасно понимает и нет-нет, да даёт соперникам отдышаться. Но этого недостаточно, чтобы читатель буквально прочувствовал тяжёлое дыхание оппонентов и сам мог перевести своё. В этот момент включается Стюарт, изумительно определяющий температуру кадра и его динамику. Местом действия служит заснеженная Канада, поэтому все панельки по-умолчанию холодные, но стоит участникам боя в очередной раз отдаться ярости, кадры моментально закипают, и читателю остаётся лишь надеяться, что после чтения на руках не останется ни одного ожога. Потрясающее мастерство.

The Long Death, как и любой другой сюжет «БПРД», является лишь частью глобального повествования, и без контекста он теряет большую долю своего шарма. Но если и советовать какой-нибудь сюжет, который можно оценить в отрыве от основного миростроения, то это именно он. Потому что да, он говорит на универсальном и понятном всем языке эмоций. И потому что он сделан тремя творцами, находящимися на пике своего мастерства.

A Cold Day in Hell
Dark Horse 2013
СценарийМайк Миньола, Джон Аркуди
РисунокПитер Снейберг
ЦветДэйв Стюарт

Апокалипсис случился ещё один раз, мир обречён на скорое вымирание под стальной пятой альянса нацистской науки, корпоративного капитала и Старых Богов, а агент БПРД Карла Джиарокко и народный герой Йосиф Ничайко делают остановку в заснеженном российском райцентре. Зачем? Пока молотоголовые мутанты жрут женщин и детей, под угрозой находится маленькая радиовышка — единственное, что удерживает в клетке демона, неосторожно призванного Петром Первым. Нет, это не европейская культура (успокойтесь, граждане евразийцы), а всего лишь девочка Варвара, мастер психологических пыток.

После очередного удара под дых и маленького вагончика из отчаяния и misery porn в новом мировом порядке на B.P.R.D. положен короткий отпуск — пара номеров с гостевым художником на отвлечённую тему. Такая структура в итоге критически ударила по серии, превратив её во всего лишь очередной расфокусированный мейнстримный комикс. В котором да, монстры плотно кушают и ставки выше некуда, но былая цельность безвозвратно утеряна. А как надо читать мейнстрим? Выжидать всплески качества и ценить каждое такое явление Хорошего Комикса народу.

Для формально филлера A Cold Day in Hell сложен с аккуратностью, которой следовало бы ожидать от большого приключения Хэллбоя. Фольклорной тривии Аркуди и Миньола не завезли, зато тут много близким российским читателям советских образов: гигантский экраноплан, управлять которым может только один дедушка, вышеупомянутая радиовышка, экипированная шахматами и самоваром, хрущёвские бюрократы, не гнушающиеся общения с бабками-ведуницами. Лепота! Под этой коркой скрылся короткий дуэт газеты «НЛО» и шпионского триллера — за стеной чёрных обелисков бесы-наёмники, подосланные Варварой, устраивают Йосифу облаву в лучших традициях разборок в киношном хонеккерском Берлине. Символично, что в маленьком театре Холодной Войны побеждает кооперация американской рэмбо-гёрл и советского зомби; перестроечный оптимизм!

Важный момент — Йосиф Ничайко, всеми любимый алкаш в скафандре, до этого сюжета считался персонажем неясных мотиваций. От сурового русского в американском комиксе привычно ждать предательства или нудного «раша убер аллес», но нет — Иосиф оказался очень хорошим и добрым человеком, ещё и с благородной тягой к самопожертвованию. Комикс Миньолы, да без гуманизации фриков? Не в этой жизни, уберите национализм на полку, мистеры и товарищи. Карлу Джиарокко, другую надежду серии, тоже вывели в отличного персонажа. Грубая командирша стала прямым наследником Бена Даймио по части солдатских жалоб на безумный мир. Ну кто-то же должен раздавать грустным героям пендели, пока Кейт сидит в офисе?

Питер Снейберг, которого издали видно по сочным, чёрным теням и толстой линии, хоть и хороший художник, но не того калибра, чтобы тянуть на себе значимые выступления в лиге, где выступает Джеймс Харрен. И тем не менее — шикарный кадр с замерзшим Йосифом в радиорубке один из самых родных мне во всём сериале, да, думаю, и многим другим.

AlxOsv, 17.12.2014 17:12:57
Я с universal machine согласен, для меня как обухом по голове был факт, что роджера не воскресят. В конце концов он почти пятьсот лет мертвым пролежал, это было бы логичнее набивших оскомину воскрешений росомах, человеков-пауков и прочая прочая. И этот же факт поставил bprd выше буквально всех остальных "длинных" комиксов,, по крайней мере в моих глазах.
kssnail, 18.12.2014 11:12:36
Я с universal machine согласен, для меня как обухом по голове был факт, что Роджера не воскресят.


Абсолютно согласен. Я даже не думал, что начинаю читать новую для меня серию комиксов ТАК расстроюсь. После того как прочел этот момент, даже бросил читать серию на некоторый срок.
Это очень внезапно и очень больно.

А на моменте, когда Лиз зашла в комнату к Роджеру, где свисают с потолка его "воспоминания" - сильно растрогался.

И самое главное - комикс стал серьезен как никогда.
Shargor, 18.12.2014 13:12:46
Как раз за кредо "сломанное не починить" многие и любят Миньолавёрс. Никаких откатов, ретконов, ребутов и прочих проблем, например, двойки.
12primitive, 17.12.2014 22:12:09
Опять побуду занудой:
состоит не из экспертов по монстрологии

Корриган и О'Доннел
и прокачанных спецназовцев

Даймио
неологизм «клюква»

Этому выражению больше века.

Из всего описанного мне нравятся Universal Machine (тут здорово раскрыта Корриган), Killing Ground (а тут я перестал подозревать Даймио - поздновато, да) и Russia - Cold day in Hell. Не могу сказать, что последний можно назвать полноценным филлером - для мифологии он делает много (это видно в свете новой Flesh and Stone).
Добавлять что-то еще было бы глупо с моей стороны.
От себя могу добавить второй выпуск War on Frogs (про зачистку корабля), который показал подвиг обычных людей-агентов. Этого не хватало серии и всему миру Хеллбоя и Бюро. Также в свое время понравилась Wasteland, очень ярко показавшая бессилие простых мирных граждан и опытных агентов в новом мире.
kssnail, 18.12.2014 11:12:55
Из всего описанного мне нравятся Universal Machine (тут здорово раскрыта Корриган)
- всегда интересно смотреть на работу специалиста. А Корриган показала, что она охрененный специалист в истории и культурологии. Не считая того, что она храбрый,сообразительный и активный человек. Просто красавица. Мне например стало понятно, почему на совместной фотке Хеллбоя есть и она.

От себя могу добавить второй выпуск War on Frogs (про зачистку корабля), который показал подвиг обычных людей-агентов.
- очень грустный выпуск. Жаль простых агентов.

Но мне больше нравиться выпуск про девушку агента, показывающей отношение простых агентов к Лиз Шерман. Очень добрый выпуск.
12primitive, 18.12.2014 15:12:04
Это точно.
Тревожит только то, что события развиваются в реальном времени и обычные люди моложе не становятся. Доживут ли они до возвращения Хеллбоя? И в каком состоянии? В Хэллмейле интересовались на эту тему, но Алли отделался предположением, что все просто хорошо за собой следят.

Второй тоже неплох. Мне вообще серия сперва не понравилась и только после второго прочтения я ее лучше понял.
Shargor, 18.12.2014 13:12:14
Справедливости ради, из всех перечисленных в Plague of Frogs присутствует только Кейт, да и та стоит позади основной четвёрки.
12primitive, 18.12.2014 15:12:34
Да, но мне из написанного показалось, что redson писал о Бюро вообще.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34467 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33383 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26706 103