RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

МЖДЗ: ПО ГРОБ ЖИЗНИ

22.07.2012, 19:28 — Евгений Еронин 3868 0
Крупнейшие комиксные издательства Америки, как правило, выпускают одновременно лучшие и худшие образчики формы, часто на одной и той же неделе. Соотношение внутри каждой компании варьируется, но суть не меняется. Самые плохие комиксы Image плохи по своим, уникальным для них причинам, но при этом самые лучшие их комиксы всегда лучше самых лучших комиксов конкурентов. На прошлой неделе вышли важнейшие выпуски тех двух серий Image, которые я не побоялся бы назвать основополагающими и центральными для понимания рабочего кредо издательства в XXI веке - The Walking Dead и Bulletproof Coffin: Disinterred.
Расшифровка системы оценок Архив рецензий
Bulletproof Coffin: Disinterred #6 The Walking Dead #100
Первый том Bulletproof Coffin был как раз тем самым комиксом про комиксы про людей, которые пишут комиксы про людей, которые читают комиксы про комиксы. Он был пропитан ностальгией по начальным этапам становления комикса как неотъемлемой части культурной жизни Америки, по тем архетипам, что легли в основу всех рисованных историй про супергероев, выходивших более полувека. И, одновременно с этим, Bulletproof Coffin был ядовитым трипом, посвященным смерти хороших комиксов от рук муви питчей и деструктивных ребутов. Создатели серии, сценарист Дэвид Хайн и художник Шейки Кейн, расстроены, что благодаря победе корпоративных юристов над авторами из 32-страничных памфлетов полностью пропали элемент неожиданности и ощущение маленького чуда. Однако в изложении позиций они обошлись без нравоучений, просто упаковав свой месседж в невероятно красочную и увлекательную историю, вместившую в себе все, по чему Хайн и Кейн так истосковались. Грубо говоря, это британская версия Dr. Thirteen Брайана Аззарелло и Клиффа Чанга. Если в первом томе Bulletproof Coffin идеи и амбиции Хайна и Кейна отталкивались от повествования и были определенным образом нанизаны на сюжетную линию, за которой даже можно было следить и дойти до четкого финала, то в Disinterred они уже не ищут оправдания для проведения экспериментов. Шесть выпусков мини-серии, конечно же, связаны и перекликаются между собой, но каждый из них все же существует отдельно от остальных, сделан по собственному методу и в своем жанре. Тут тебе и палп-фикшн, и хоррор-антология, и набор вкладышей из жевательной резинки (!!!) и даже история, в которой супергерои буквально показаны как фигурки, которыми играет жестокий ребенок.
Наиболее радикальный выпуск - четвертый, состоящий из 84 кадров, которые можно читать в любой последовательности (правильного порядка нет). Читателю предлагается самому сложить из них великое множество комиксов. Эта идея основана на «методе нарезок» (Cut-up), популяризованном Уильямом Берроузом: из одного или нескольких готовых произведений создаются абсолютно новые лишь за счет креативного перемешивания фрагментов. В качестве рекламного хода Хайн и Кейн даже пошли на отчаянный шаг и порезали бумажную копию Fantastic Four #2 на десятки отдельных панелек.
Bulletproof Coffin будто специально водит читателя за нос и путает карты: многие привыкли, что если комикс очень хитро сделан, то в нем заложено несколько слоев смысла, которые будут постепенно раскрываться с каждым следующим прочтением. Но Disinterred построен так, что если даже это обман и внутри на самом деле ничего нет, его можно будет считать настолько же успешным, как и в обратном случае. Настолько высокий уровень исполнения: эти двое британцев, имена которых мы, каких-то полтора года назад, даже не вспоминали, думая о том, почему любим все эти дурацкие истории в картинках, с невероятной наглостью и достойной восхищения самоуверенностью создают комиксы вроде бы и недоступные для понимания, но столь идеальные в своей запутанности, что их невозможно представить другими. Это экспериментальный комикс, который, естественно, не рвет рейтинги продаж. Но если авторам будет, что сказать, Image будет и дальше его выпускать. В опасной близости от Bulletproof Coffin существует The Walking Dead, который, может, и далек от тех комиксов, которых Хайн и Кейн выставили врагами человечества, но является по сути флагманом новой волны, призванной стать главным символом упадка и подмены ценностей. В нем все та же творческая стагнация и твердая уверенность, что на одной идее можно выезжать в течение сотен выпусков, если регулярно апеллировать к пресловутому lowest common denominator. The Walking Dead – это теперь мультимедийный франчайз, стоящий миллионы американских долларов, и только один он сможет обеспечить Роберту Киркману (но не Тони Муру) безбедную старость. Сотый выпуск уже стал самым продаваемым комиксом XXI века. И это по идее должно быть хорошо, должно вызывать исключительно положительные эмоции. Смотрите, пацан со своим авторским комиксом к успеху пришел и заруливает зловещие корпорации! Так бы оно и было, если бы не пара мелочей. Во-первых, Киркман оказался совсем не тем человеком, каким пытался себя когда-то выставить. Дэвид Хайн «кощунственно» покоцал ножницами комикс Джека Кирби, но в этом сценаристе гораздо больше чистой любви к комиксам как виду искусства, чем в Киркмане, который любить делать громкие заявления, но слова у него всегда расходятся с делом. Во-вторых, если кому интересно, The Walking Dead уже года четыре как перестал быть хорошим комиксом и превратился в версию «Сербского фильма», порезанную для ночного показа на телеканале НТВ. Если вам обязательно его прочитать, то первый Compendium – все, что нужно, дальше уже ничего толкового и интересного не будет. Вроде и не скажешь, что серию погубил успех: Киркман с самого начала утверждал, что собирается писать ее столько, сколько возможно физически. Но время показало, что писать комикс про выживание в мире после зомбокалипсиса физически возможно максимум выпусков 75. Ну просто представьте, что Брайан К. Вон до сих пор писал бы Y The Last Man или Дэшилл в Scalped еще бы пять издательских лет работал на ФБР и его никто не палил. Несерьезно же. Есть истории со встроенным сроком годности, когда уже в самом начале заявлена некая цель, по достижении которой сюжет должен благополучно завершиться. Допустим, The Walking Dead так себя никогда не позиционировал. Но все равно создал себе ограничения уже самим местом действия и выбором жанра. В рамках ситуации, предложенной Киркманом, можно рассказать несколько отличных историй. Что он, собственно и сделал 50 выпусков назад. Тем не менее существует версия комикса, спокойно перешедшая тот рубеж, и которой до сих пор есть, что сказать. Время от времени она даже пробивалась на страницы той версии, которую мы читали. Возникали робкие попытки взглянуть на пост-апокалипсис с другой стороны, отойти от изначальной концепции выживания группы людей, описать глобальные изменения и, кто знает, создать целую мифологию с набором взаимосвязанных локаций. Но Киркман только дразнит читателей обещаниями перемен, каждый раз приводя историю к одной и той же модели, в которой после бессмысленного шатания и скучной мелодрамы рождается конфликт, всегда, без исключений, решающийся с помощью насилия. Подчас брутального и абсурдного в такой степени, о которой даже Марк Миллар не мечтал.
К сожалению, мы жили и продолжаем жить в мире, в котором появление новых работ Дэвида Хайна и Шейки Кейна напрямую зависит от успеха работ Роберта Киркмана. Но если финансовый успех безобидных комиксов вроде The Walking Dead позволит Image и дальше издавать выдающиеся комиксы вроде Bulletproof Coffin, то я готов пожелать Киркману долгих лет творческой жизни.
Xtrs, 22.07.2012 21:07:42
redson, 22.07.2012 22:07:51
и к чему это
Rock, 23.07.2012 09:07:04
Если предположить что первые 48 выпусков TWD это первый сезон,а следующие 45 (с 48 по 93) это второй сезон,то возможно сейчас начался "третий сезон" и может Киркман покажет обещанные перемены и начнется что нибудь по настоящему шокирующие, очень хочется верить в то что так и будет.


archangel_max, 23.07.2012 11:07:05
Как и подобает зрелому человеку, Киркман дорожит каждой хорошей идеей. Растрелять всю обойму как в 48ом номере - на такое он уже не способен. Ведь надо что-то оставить до 300го номера. Вот отделить карла от рика - неплохая идея. И пусть они идут разными дорогами.
plane_v, 23.07.2012 11:07:35
sqw3r, 23.07.2012 23:07:56
4й номер Disinterred - лучший комикс, что я читал в этом году. Понравились как поверхностные отсылки к финальному номеру, так и к первой мини, так и к Одиссее, ну и сам катап метод - фтв.
Не удивлюсь, если какая-то панель из тех, что пока ничего не значит, в итоге сыграет свою роль в третьей мини.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34489 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33435 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26736 103