RSS
Рекомендуем

Итоги 2017: Зарубежные комиксы

25.12.2017, 13:30 — Редакция 7912 5

Последняя неделя года!

В этот раз мы решили основательно пройтись по минувшим 12 месяцам и сделать серию постов с итогами. Каждый день, с понедельника по пятницу, мы будем публиковать выбор редакции SpiderMedia по следующим номинациям: зарубежный комикс, русский комикс, фильм по комиксам, сериал по комиксам, событие года. Пожалуй, с зарубежных комиксов и начнем! На удивление, из 7 принявших участие в статье авторов, ни один не назвал один и тот же комикс. Зато дважды в список попало двое сценаристов, для которых год явно прошел удачно в творческом плане. О ком речь — узнаете, прочитав статью.

А потом с интересом ждем ваши варианты. Что мы забыли? Что недооценили? Или, может, кого-то наоборот перехвалили? Выкладывайте!

Год выдался довольно насыщенным — были и ротации авторов и новые направления, но то ли я подустал, то ли недостаточно обновлений для свежего дыхания... В общем, подойдя к выбору комикса года, я очень надолго залип в списках того, что в этом году выходило, и решил облегчить себе задачу, выбрав из тех комиксов, которые в 2017, собственно, и начались. После чего выбор стал для меня очевиден, и моим комиксом года является Redneck Донни Кейтса и Лиссандро Эстеррена.

Комикс повествует о техасском захолустье и пытающемся мирно существовать семействе вампиров, которые волею случая всё-таки вынуждены будут показать клыки и нарушить спокойствие своего мирка. Темы комикса (отцы и дети, неприятие нового и т.д.), пожалуй, старше древнейшего вампира, а проблемы, с которыми столкнутся герои, довольно очевидны для тех, кто смотрел или читал что-либо про кровососов, но образы героев и их частые ошибки в решениях вызывают симпатию и интерес к судьбам этих очень человечных упырей. Донни Кейтс пишет микс из множества жанров — драма, хоррор, криминал (это Юг, как без этого), и удается ему, на мой взгляд, всё это практически идеально. Сюжет не стоит на месте, и нас постоянно потчуют глобальными изменениями, как в характерах, так и в жизнях героев, отчего переживаешь за них почти как за родных. Подкрепляет славный текст Кейтса очень подходящий рисунок ещё молодого, но сразу попавшего в мой прицел Лиссандро Эстеррена. Художник, скажу честно, не поражает сознание, но это вовсе не означает, что он плох, в Redneck он абсолютно к месту и отлично показывает как героев, так и местность, в которую их закинула нелёгкая.

Подводя итог, могу сказать, что объективно — Redneck, наверное, не самый лучший комикс этого года, но это комикс, от которого я получил наибольшее количество разноплановых эмоций. И если вы всё-таки последуете моему совету и погрузитесь в тягучую атмосферу Redneck, то добро пожаловать в семью!

У нас нет особых ограничений в номинантах, и я буду попсовым: второй год я с максимальным удовольствием читаю основную серию про Бэтмена.

Когда Скотт Снайдер уступил ее Тому Кингу, было непонятно, чего ожидать. Но все сработало. И после цирка с Совами и прочей снайдеровщины это был глоток свежего воздуха. Это не рецензия, так что я коротко.

В этом году Кинг в рамках своей серии сделал много важного. Два ключевых момента —предложение Селине и «Война Шуток и Загадок». Оба события не просто происходят ради того, чтобы произойти, но и выполняют задачу любой хорошей истории — раскрывают персонажей.

Запутанные сложные отношения Брюса и Селины исследуются через призму их прошлого, будущего и настоящего. Более того, читателям показывают, как много Уэйн готов сделать ради любви. Это касается как некоторых активных действий, так и того, чего Брюс не любит делать больше всего — раскрытия тайн и секретов. Тут стоит отметить, что история была бы неполноценна, не показывая Кинг того же со стороны Селины — как эмоции, так и действо: битва с Талией Аль Гул прекрасна на всех уровнях.

«Война Шуток и Загадок» тоже делает много для понимания Брюса, но в первую очередь показывает НОРМАЛЬНЫЕ версии Загадочника и Джокера. Кинг не забывает, что было у Снайдера, но одновременно оттеняет его виденье персонажей. Делает их более классическими, но оставляя современный взгляд. Противостояние Джокера, Загадочника и Бэтмена, переросшее в полномасштабную войну, не только поражает масштабом, но и дарит интереснейшую концовку и один из самых минималистичных, но впечатляющих с точки зрения повествования разворотов в современных мейнстримовых комиксах.

Не могу не отметить прекрасный арк I Am Bane, где Кинг делает для Бейна то же, что и позже делает в «Войне Шуток и Загадок» для Джокера и Загадочника.

И, буквально дописывая этот материал, я прочел 37 выпуск серии — это самое смешное, простое и доброе, что я читал в этом году. Взаимодействие парочек Брюс\Селина и Кларк\Лоис подано просто прекрасно. Со старта DC Rebirth многие отношения персонажей возвращались к привычному руслу — медленно, но верно. После слияния линий и реальностей двух Суперменов стало легче писать про их отношения с Бэтменом и их дружбу. Практически ушло недоверие, хоть Брюс и по-прежнему всегда подозрителен. И вот, стартовавшая арка «Супердрузья» отлично раскрывает динамику между ними, более того, там прямо проговаривается, что каждый считает другого лучше себч. Кинг делает заход на территорию Бэтмен\Супермен и с успехом справляется.

Том Кинг — прекрасен, читайте его «Бэтмена».

От «Звездных войн» одно горе, а экшена лучше, чем в «Безумном Максе», вы так и не увидели? В чем проблема, давайте читать военную драму с несколькими поколениями в антураже пост-апокалипсиса, нарисованную так, что Пола Поупа потянет закурить.

Первый том Extremity я купил в октябре на Нью-Йоркском Комик-Коне лично у автора, Дэниела Уоррена Джонсона, даже не зная, что беру. Народу у него не было. Надеюсь, что скоро его талант раскусят, и попасть к Джонсону будет уже чуть сложнее.

Первые страницы первого номера Extremity выглядят вот так:

Конечно же, помимо брутальных дизайнов, высокой детализации и смачного рубилова там есть ещё завлекающий сюжет и грамотно прописанные персонажи — но это то, ради чего вы будете возвращаться, а то, ради чего нужно порадовать себя на праздниках, я вам уже показал.

Ладно, вот еще разворот:

Извините, что не смог написать большой текст — думаю, в следующем году удастся исправить это недоразумение.

Работы Сатоси Мидзуками не первый раз попадают в итоги года Спайдермедии — еще в далеком 2010 году писали про его шедевр Lucifer and the Biscuit Hammer. С тех самых пор каждая новая работа этого автора вызывает у меня неподдельный интерес. Его истории представляют собой квинтэссенцию всего прекрасного, что есть в манге. Они сотканы из избитых сюжетных завязок, населены типичными японскими героями. Всегда, читая работы этого мангаки, первую пару томов не можешь отделаться от мысли, что это уже где-то было. Но такие ощущения вызывает почти каждая вторая работ японских мастеров, и удерживает читателя от закрытия книги только мастерство мангаки.

А мастерством Сатоси Мидзуками наделён с избытком. Что отличает его от коллег по цеху, так это смелость и легкость в игре с типичными сюжетными ходами. И вот, пока ты ловишь себя на узнавании избитых троп, наслаждаясь работой автора над персонажами, сам не замечаешь, как сюжет сделал поворот в сторону нетипичного. И вот ты уже не узнаешь историю, и тебя вжимает в кресло постепенно набирающий обороты эпик ворлдбилдинга. Но вот последняя страница этой истории и, перевернув ее, ты понимаешь, какое место она занимает в масштабной мультивселенной автора, пронизывающей все его работы. И после этого тебе захочется ещё.

Как же хорошо, что этот мангака многостаночник! После завершения в прошлом году своего магнум опуса Spirit Circle он не остановился и в 2017 осчастливил своих поклонников однотомником The Nihonmatsu Siblings and the Adventure of Wooden Valley. Это не самая лучшая работа автора, во многом из-за объема. В одну короткую книжку поместилась вся магия Сатоси Мидзуками: на чувство узнавания у нас только первая глава, слом конвенций начинается уже со второй, а далее по плану мироустройство и ещё один кирпичик в мультивселенную. Да и концепт работы подозрительно походит на самый продолжительный труд маэстро — Sengoku Youko. Тут также мир духов соседствует с миром людей, девочка и мальчик с демоническими силами борются за добро.

Конечно, преданные поклонники мангаки найдут, чем восхититься. Остальные удивленно пожмут плечами, не понимая, за что автор этой работы постоянно попадает в списки «самые недооценённые мангаки». Мангу красит ее продолжительность, и для Сатоси Мидзуками эта истина как никогда применима. Так как он обладает очень редким среди мангак даром, он умеет вовремя остановиться, с честью закончить свою текущую работу и в скором времени порадовать своих читателей новой мангой. До встречи в следующем году, мой любимый волшебник пера.

Последние годы комиксы о Людях Икс находились в весьма плачевном состоянии, инициатива ResurrXion тоже не прибавляла надежд. Марк Гуггенхайм на флагманском онгоинге, очень неровные Хоуплесс и Банн, плюс художник и колористка в качестве сценаристов — радоваться нечему. И если все остальные авторы, в общем-то, подтвердили опасения/оправдали невысокие ожидания, то Кристина Стрэйн взяла и написала восхитительную серию, просто пронизанную любовью к Иксам — Generation X.

На руках у сценаристки оказалась довольно разношерстная команда, где персонажи вариировались от «ключевых в Икс-эпике» до «массовки на фоне». Но она умудрилась сделать интересными всех. Каждому (у кого ее не было) Кристина подарила индивидуальность, каждому выделила время раскрыться, ловко перемещая фокус истории с одного героя на другого. Наиболее показательна в этом плане ситуация с Тревором (Eye-boy), который в пятом выпуске получает свой «супергеройский момент» и в один миг превращается из статиста в полноценного Икс-мена.

Отдельно хочется отметить диалоги Стрэйн. Они, пожалуй, самые живые и настоящие в современной супергероике.

Да, с художниками не все так гладко. К стилю Амилкара Пинны нужно немного попривыкнуть: у него очень своеобразная манера рисовать лица, и местами он выбирает крайне нетипичные положения голов. Но чем дальше, тем увереннее Пинна чувствует себя на «Поколении» и тем органичнее вписывается в него.

Generation X — чуть ли не единственный комикс Marvel, который я каждый раз жду с нетерпением, пусть это и остается делать всего два месяца. На данный момент это лучшая серия Икс-линейки, превосходящая собратьев на их полях: удачнее Blue и Gold, как командный тайтл, успешнее Икс-сольников в работе над персонажами. Короче, все, что ребята говорили в подкасте, подводя итоги по «Джине Грей», применимо и к «Поколению Икс». Наверное, даже в большей мере.

Прекрасный был год. Насыщенный на события и отличные комиксы. Следующий будет еще лучше, поверьте.

Собственно, всегда сложно подводить какие-то итоги, но в этот раз было как-то особенно сложно. Я, почему-то, изначально хотел отдать пальму первенства комиксу издательства Marvel, с которым в этом году у меня было связанно очень много переживаний, впечатлений и эмоций. Ну и еще из-за желания сохранить баланс мироздания (отличный аргумент, да).

Изначально я баловался — назову лучшим комиксом года Silver Surfer или Black Bolt, ведь кто-то обязательно поставит на первое место Mister Miracle. Нет, лучше Mighty Thor, ведь кто-то обязательно выберет Batman. И так далее. Кроме прочего, я почему-то внезапно озаботился тем, как должен выглядеть лучший комикс года. Ну, то есть что в нем такого должно быть? Это глупо, ведь я всегда считал, что невозможно подвести под эмоции или переживания логические обоснования. Тем более, как я люблю говорить, комиксы никому и ничего не должны. Я начал составлять списки и что-то там систематизировать, даже на колонки разбил. Ну почему нет отдельных номинаций — типа, лучший дебют, лучший онгоинг, лучший комикс для детей или лучший комикс про фашиста Капитана Америка? Но меня попросили назвать один комикс — и это был вызов, который я принял. Это было реально сложнее, чем я думал, я отбросил всю свою предвзятость и изначальные планы «назначить» победителя — просто решил быть честным с самим собой. И решение пришло.

Комикс, о котором я ничего не писал в этом году. Один из главных бестселлеров года. Комикс, превративший Донни Кейтса из талантливого автора в талантливого автора, о котором говорят все и с которого Габриель Вальта срисовывает своего Доктора Стрэнджа. Встречайте — God Country, мини-серия из шести номеров, третья совместная работа единомышленников и друзей Донни Кейтса и Джеффа Шоу, которая никого не оставила равнодушным. Это комикс о старике с огромным разумным говорящем мечом. А еще это комикс о семье, отцах и сыновьях, старости и молодости, добре и зле, людях и богах, болезнях и страхах, вторгающихся в нашу жизнь, о вере и вызовах, о памяти, о том, ради чего стоит жить и бороться. Это комикс о жизни. И это всего шесть номеров.

Кейтс, рассказывая о замысле, назвал источниками вдохновения свое детство: мальчик из Техаса, обожающий комиксы Джека Кирби, и недавнее событие в его семье, когда он практически одновременно столкнулся со смертью и рождением новой жизни. Вот в таком вот переплетении родилась эта история, в которой реальное — о людях, сталкивается с фантастическим — о богах. В God Country Кейтс отшлифовал до блеска то, что уже можно назвать его фирменным стилем — создание живых образов, эмоциональность, мастерская работа с флэшбеками, разговор с читателем о простых и понятных вещах простым и понятным языком, лишь прикапывая метафоры, оставляя на виду главные смыслы, а не заставляя читателя брать лопату и копать. В этом смысле God Country действительно прост, более того, у нас здесь имеет место такая вот схема классической «супергеройской» истории — предыстория, ориджин, мотивация, подвиги, финал, легаси — но, безусловно, God Country совсем не о супергерое. Это о человеке, который любит свою семью и не хочет ее терять. Ради этого он может преодолеть почти все и даже сразиться с богом, но больше не потерять то, что для него равно самой жизни. Если бы Кейтс хотел рассказать другую историю, то, вполне вероятно, из Эмметта Куинлана мог бы выйти отличный супергерой, который бы спасал человечество от злых злодеев, но God Country не про это.

Чем же делится с нами рассказчик? Это легенда о старом человеке по имени Эмметт Куинлан, живущем в Западном Техасе. Он многое потерял — по сути, он потерял все, что имело для него смысл и значение: смерть забрала у него любимую жену, а болезнь Альцгеймера забрала у него всю семью. Он потерял связь с реальностью, он потерял память, он не узнает ни сына Роя, ни невестку Джейни, ни любимую маленькую внучку Дину. Он жив, но он лишь тень того сильного и мужественного человека, которым был до этой страшной болезни. Его агрессия и неуправляемость пугают Джейни и бесконечно любящую дедушку Дину, но Рой не хочет оставлять отца, не хочет его бросать, он не винит его — это болезнь, а не его отец. Он знает, что нужен своему отцу. И вот магический шторм обрушивается на Техас, разрушая дом Куинланов и возрождая Эмметта — в его руках оказывается магический, живой, разговаривающий, двенадцатифутовый меч по имени Валофакс, возвращающий ему здоровье и память. Но вместе с этим на землю приходят боги из других миров, а у меча, оказывается, есть хозяин, который сделает все, чтобы его вернуть. Дальше будут попытки осмыслить произошедшее, бросание вызова могучему богу, сражения, спасение Дины из лап самой смерти, путешествие в ад и обратно, царство бога Аттума и финальные страницы, на которых вы не сможете сдержать слез. И когда наступает момент прощания с героями, вам очень тяжело, потому что за шесть номеров эти люди, особенно Эмметт и Рой, стали вам так близки. Настоящее мастерство писателя.

Шоу велик. Его умение рассказывать — то, что отличает художника комиксов от художника панелек, следующих друг за другом — его способность делать персонажей индивидуальными, со своей эмоциональной наполненностью, энергетикой и языком тела, его стремление не повторяться — он хорош во всем, от тихих сцен до баталий, от изображения нашего мира до потустороннего и королевства Аттумы. И с первых же страниц видно, как они с Кейтсом чувствуют друг друга. Когда я говорю, что больной Эмметт — лишь тень себя, — это правда, мы впервые встречаем Эмметта именно таким, тенью, отражением в глазах, как живого человека мы его видим уже с Валофаксом, уже здорового. Безмятежное счастье на лице Эмметта, когда он понимает, что помнит свою семью, свою счастливую жизнь, самого себя — и вы понимаете, почему это для него так важно, почему для него так важен Валофакс. Вот в такой передаче эмоций Шоу особенно хорош. Цвета Джейсона Ворди тоже очень классные в создании атмосферы и в наполнении сцен эмоциями.

Вот, собственно, и все. Вот такой комикс. Как я уже сказал, он действительно простой и понятный. Финальный номер, вполне возможно, заставит вас переосмыслить всю историю, но снова-таки — здесь никто не делает тайны из ведущей идеи. Это понятный комикс, не претендующий на оригинальность (забавные синопсисы в духе «этот комикс встречает этот комикс и получается этот комикс» здесь придутся весьма кстати) и без претензии на эпохальность и новое слово в жанре фэнтези. Так что же делает God Country одним из лучших комиксов года, что же его делает таким шикарным, не отпускающим, заставляющим возвращаться к нему снова и снова? Я думаю то, что он, подобно Валофаксу, напоминает нам о чем-то очень важном. Чтобы мы помнили и держались — и за память, которая хранит для нас живыми наших близких, которых с нами уже нет, и за реальность, в которой наши близкие есть, но иногда мы не помним о них, не знаем их. Потому что это комикс о ценностях, простых, человеческих и человечных — о семье, о наших родителях, о наших детях, о том, что составляет смысл нашей жизни.

А еще это комикс о старике с огромным мечом. И это мой любимый комикс года.

Честно скажу, что в этой номинации пришлось выбирать только между Томом Кингом и Томом Кингом.

Если бы Тома Кинга не существовало, его бы стоило придумать. Он ведь абсолютно комиксный персонаж: спецагент, который ушёл со службы и стал писать комиксы, добился успехов. Его Твиттер, в отличие от Твиттеров практически всех сценаристов, никогда не уходит в разглагольствования о политике и тем, что там ещё горит у всех вокруг, он рассуждает о простых вещах, постит фото собак и рисунки своих партнёров по комиксам, он максимально friendly neighborhood парень и в личном общении реально очаровывает и находит (видимо, профессиональное) общий язык с каждым. Если бы у нас тут была номинация «человек года», то, ну вы поняли.

В этом году я оценил практически все комиксы Тома — «Шериф Вавилона», «Вижн», «Омега Мен», вот это всё прекрасное то, что вам обязательно надо прочитать, хорошо бы и русские издатели об этом позаботились. Его ран на «Бэтмене» — тот комикс, от простоты которого получаешь безумное удовольствие, и в каждом герое он находит что-то ключевое и простое, то, чего ты раньше не замечал. Том Кинг это эдакий Карнак мира комиксов: он не придумывает суперсложные концепты и миростроение, он отсекает всё лишнее и видит ту самую точку, от которой надо вести героя и делать его классным. Но при этом он знает своего героя, знает всю матчасть наперечёт, что видно уже из других серий вроде Mister Miracle. Скотт Фри сейчас стал самым relatable персонажем Кинга, потому что он выведен на уровень, где понять его может абсолютно любой читатель. И при этом Том жонглирует Четвёртым Миром так ловко, что диву даёшься, как так получается? Таким образом, я не могу выбрать, какой комикс Тома Кинга в этом году лучший. Читайте все.

Hell yeah.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34555 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33508 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26829 103