RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

15 лет «Спайдермедии»: МЖДЗ — All-Star Stories

29.12.2016, 17:49 — Редакция 2816 12

МусорЖижаДоброЗолото — визитная карточка «Спайдермедии». Авторы сайта и приглашенные гости собираются, чтобы обсудить актуальные комиксы и дать им оценку. И сегодня в честь юбилей «Спайдермедии» мы решили рассказать о самых важных для нас комиксах, которые вышли за последние 15 лет.

Y: The Last Man #1-60
Vertigo 2002-2008
СценарийБрайан К. Вон
РисунокПиа Гуэрра, Горан Суджука и др.
ЦветПамела Рамбо, Зилонол

Общее чувство ностальгии, что сейчас просто переполняет сайт, заставило и меня вспомнить, как начиналось мое увлечение «рисованными историями» (именно западными, мангу-то я читаю уже довольно давно). Как и для многих здесь, первыми у меня были «Люди-Икс» от ИДК, но уже в сборниках, так как момент с синглами я совершенно упустил. И потом еще на протяжении долгого времени слова «комиксы» и «супергероика» оставались для меня равнозначными понятиями, т.е. список чтения состоял только из уже упомянутых «Людей-Икс», «Бэтмена», «Человека-Паука» и т.п. Так было, пока я не наткнулся на Y: The Last Man, который показал мне, что комиксы одной только супергероикой не ограничиваются.

По загадочной причине гибнет вся мужская половина населения Земли. Единственные, кто остался в живых, это молодой парень Йорик и его ручная обезьянка-капуцин Амперсанд. Юноша отправляется в долгое и опасное путешествие на другой конец планеты, чтобы разыскать свою возлюбленную. В пути ему предстоит столкнуться с шокирующими переменами, что претерпело человечество после невероятной катастрофы.

И эта история покорила меня с первого же номера. Y: The Last Man #1 можно с легкостью брать за эталон начала любой серии, настолько он идеально сбалансирован. Брайан Вон с первой же страницы пробуждает читательский интерес, лишь слегка демонстрируя весь ужас произошедшей трагедии. Затем откатывается немного назад, чтобы познакомить читателей с основными действующими лицами. Каждая из переплетающихся сюжетных линий четко обрисовывает, что собой представляет тот или иного персонаж, а для Йорика сразу определяется «главный квест». Раскрытие героев происходит неспешно через простые бытовые диалоги, из-за чего контраст с разрушительными последствиями гибели носителей Y-хромосомы и эмоциональное впечатление от случившегося только усиливаются. А заканчивается все фирменным «воновским» клиффхэнгером, после которого хочется скорее продолжить читать дальше.

Подобные чувства вызывает практически все арки комикса. Каждый следующий сюжет — это всегда новые приключения (и опасности) непохожие на предыдущие, за которыми следишь с неподдельным интересом. Не знаю, будет ли корректно сравнивать «Последнего мужчину» с «Ходячими мертвецами», но по накалу страстей серии находятся примерно на равных. Роднит истории и сходство одной из их основных тем — невзгоды обнажают истинную природу человека. На своем пути Йорик с командой встречают различных персонажей, которые пытаются выжить в изменившемся мире. И тут предстает целый спектр разнообразных философий и жизненных позиций, которые находят отклик в душе протагониста и его спутниц.

В этом и заключается основная сила комикса. Вон дарит нам интересных и запоминающихся героев, каждый из которых меняется по ходу повествования. Совместное путешествие оказывает сильное влияние на их характеры, так что к финалу перед нами предстают совершенно другие люди. И ничто не подчеркивает эти изменения сильнее, чем долгожданная встреча Йорика со своей девушкой Бэт (простите, если для кого-то это стало спойлером). Их воссоединение показывает юноше, что действительно было для него важно. Получается все, как в классическом роуд-муви — главная ценность не в конечной точке маршрута, а в самой дороге к ней.

Художественное оформление серии приятно аккомпанирует сценарию, не перетягивая внимание на себя. При чтении создается ощущение (во многом благодаря раскадровке и выбранным ракурсам), что ты смотришь очередной топовый драматический сериал на каком-нибудь кабельном канале. То есть картинка на уровне, но ничего «выходящего за рамки бюджета» нет. Пиа Гуэрра выдает простой, но вместе с тем выразительный рисунок без излишней детализации. А большего «Игреку» и не нужно. Комикс в основном разговорный, поэтому здесь для художника в первую очередь важно умение передавать чувства персонажей. С чем Гуэрра и ее коллеги блестяще справляются, всего парой штрихов предавая их лицам необходимые эмоции.

Y: The Last Man перевернул все мои былые представления о комиксах. Он показал мне, что они могут рассказывать более сложные истории, говорить на более серьезные темы, причем делать это нестандартно и захватывающе. И за это он всегда будет занимать особое место как в моем сердце, так и на моей книжной полке.

P.S. Еще буквально пару слов о финале. Сюжеты, где после глобальной катастрофы человечеству грозит полное вымирание, очень непросто завершить достойно. Но Вону удалось закончить комикс красиво: эпилог, являющийся своеобразной квинтэссенцией всей серии, элегантно подводит итог историям главных героев и дарует новому миру надежду на будущее.

Chinatown and the Mystery of Mr. Wicker
Dark Horse 2007
СценарийЭрик Пауэлл
РисунокЭрик Пауэлл

С комиксами я познакомился буквально еще в детстве, само собой, это были всяческие «Микки Маус» и «Том и Джерри», дальше — более любимые «Черепашки-Ниндзя». А потом на рынке произошло затишье и детская любовь к рисованным историям переключилась на мультипликацию, благо жанровых аналогов и экранизаций комиксов хватало с лихвой. Но, видимо, организм требовал своего и в поисках информации, где и как это всё можно почитать в году 2004-2005 я прибыл на форум «Спайдермедии» — путь был тернист и очень долгое время я только читал, что пишут местные гуру и удивлялся их сверхспособности понимать правильный порядок чтения. Читал я тогда только мини-серии, ван-шоты и онгоинги начинающиеся с заветной цифры 1, потому что был уверен — читать надо либо с начала, либо никак.

А в конце 2007 вышел Chinatown and the Mystery of Mr. Wicker. Я с большим интересом окунулся в этот серый и тоскливый мир даже не подозревая, что действие-то происходит посреди большого цикла серии The Goon. Это сподвигло меня пересилить себя и разобраться хотя бы в этот раз, как же правильно читать комиксы по порядку. После чего я полез искать хронологию выхода, запутался (серия выходила под эгидой трёх издательств), попробовал читать, потом опять запутался и в итоге вернулся к комиксу только в начале 2016-го.

Но давайте всё-таки к «Чайнатауну» — история является вполне себе самодостаточной, и не я один начал с неё, как минимум также в мир «Гуна» окунулся и Дэвид Финчер (согласно его словам в предисловии переиздания 2009 года).

В комиксе нам расскажут две истории — одна из них происходит в основном времени, а вторая является флэшбеком, раскрывающим некоторые подробности о прошлом Гуна. Истории не связаны друг с другом сюжетно, но переплетены эмоционально. В центре обеих присутствуют женщины, сблизившиеся с Гуном и очень серьёзно повлиявшие на его жизнь.



История нашего времени рассказывает о появившемся из ниоткуда мистере Уикере, намеренном перехватить территорию Гуна (он является правой рукой опаснейшего мафиози Лабраццио), максимально унизить его, а после и вовсе убить. Сюжет мне показался суховатым на подробности и слишком скоротечным, но причины кроются скорее всего в том, что отношения Гуна с певицой Мирной, её братом Скинни и другими действующими лицами напрямую следуют из предыдущих номеров комикса и это даёт небольшую скупость в деталях — ведь всё, что необходимо, читатель уже знает. Тем не менее повторюсь, для понимания истории абсолютно необязательно знать что-либо о персонажах и комиксе.

История флэшбека происходит неизвестное количество лет тому назад, Гун направлен на переговоры с лидером Триады в Чайнатаун. Триада хочет расширить свою сферу владений на что Гун реагирует крайне негативно и всё решилось бы привычными для него перестрелками, драками и мини-войной за территорию, если бы в руках у Чианг Яо не была Изабелла, подруга детства Гуна. Все дальнейшие события стоит читать лично, так как это невероятно пронзительная история. Для МЖДЗ я прочитал комикс в третий раз и, зная обо всём, что будет дальше, все равно утирал навернувшиеся слезы.


Рисунок Пауэлла отдельная история, я, открывая его работы, каждый раз удивляюсь его многогранности — эта книга не стала исключением, ведь обе истории нарисованы в индивидуальном стиле. Наше время отображено чёткими линиями и насыщенными цветами, тогда как прошлое выглядит старым кино с мягкими мазками кисти и минимальным количеством дополнительных цветов. Каждый стиль идеально сочетается с повествованием и даёт дополнительный эффект погружения. Главным же плюсом в его работе художником для меня всегда был дар отображать эмоции, героям невозможно не верить, когда видишь светящиеся от неподдельного счастья лица или перекошенные от горя гримасы.

Может показаться, что истории просты в своём содержании и не содержат каких-то инноваций — пожалуй, так и есть, но это всё искупается огромным талантом Пауэлла-рассказчика. Его персонажи не благородные герои, не чистые сердцем и помыслами супермены, но они люди и от того переживаешь им, как близким знакомым. Мне очень сложно представить человека, который смог бы прочитав этот комикс, просто выкинуть его из головы.

The Goon — это золото высшей пробы, но не наткнись я тогда на Chinatown and Mystery of Mr. Wicker, мог бы серию и проморгать, так как пишут про него в рунете преступно мало.


Journey into Mystery #622-629
Marvel 2011
СценарийКирон Гиллен
РисунокДаг Брэйтвэйт, Вильче Портачио, Ричард Элсон
ЦветУлисес Арреола, Аллен Мартинез, Рашель Розенберг

Нужно признать, предложение написать важном для меня комиксе из последних пятнадцати лет поставило меня в тупик. У меня очень много любимых комиксов. Некоторые из них я люблю настолько, что это невозможно передать словами (то есть, эта группа сразу отпадает). «Важный» подразумевает веху, влияние, перемены, ценность, выходящую за пределы моего (довольно безупречного) вкуса. И я, возможно, не настолько интересен. Что-нибудь забавное можно было бы написать про House of M, с которого для меня все это началось, но слишком многие уже выбрали себе Людей Икс. Batman: Hush был моим знакомством с вселенной DC, но я не хочу рисковать портить себе настроение сильнее чем стоит в последние дни года. Лучший комикс на свете Planetary начался в 1999-м. К сожалению, мне сейчас нечего нового сказать про Transformers: More Than Meets the Eye.

«Важный» комикс...

В 2010-м году паршивый марвеловский мега-кроссовер Siege закончился смертью Локи, пожертвовавшего собой ради спасения Асгарда. Через несколько месяцев Мэтт Фракшен в Thor воскрешает его, но почему-то в виде мальчишки, ничего не помнящего о своей божественной биографии. Это решение выглядело очень странно. В 2011-м новый Локи получил собственный онгоинг, начинающийся с тай-ина к следующему паршивому мега-кроссоверу Fear Itself. Я, тогда еще слишком пурист, считал все это очень глупой идеей. Первый выпуск серии оказался фантастическим. К концу рана через полтора года я уже был вечным фанатом бывшего видеоигрового журналиста Кирона Гиллена.

Это, естественно, не самая главная причина важности (хотя Гиллен довольно клевый). Благодаря Journey into Mystery я все чаще начал задумываться над тем, что на самом деле является хорошей или плохой завязкой. Ведь если возможно сделать настолько замечательный комикс про Локи, превращенного в десятилетнего мальчишку с амнезией, то насколько на самом деле важно, что это «глупо звучит»? Без этой мысли я, возможно, никогда не прочитал бы комикс про использование трупа царя Мидаса в качестве оружия массового разрушения (содержащий разумного динозавра в очках и галстуке по имени Купер). Или безумно смешное, эмоциональное и самую капельку сюрреалистическое драмеди про учебу трех британских девушек в колледже. Или приключения супершпиона Дика Грейсона, которые оказались лучше чем имеют какое-либо право. Даже за пределами комиксов я, может, не посмотрел бы Steven Universe и Gravity Falls. MTMTE я бы читал, но по неправильным причинам.

Наверно, стоит и про комикс что-нибудь написать, да? (Я ограничиваюсь первым арком, потому что не успевал перечитать ран целиком.)

Во-первых, протагонист. Несмотря ни на что, это все еще Локи, хитрый, находчивый, жонглирующий слишком большим количеством мячей и совершенно неспособный держать язык за зубами. Зажатый между своей отрицательной репутацией, неконкретными планами предыдущего себя и просто желанием быть лучше он носится по космосу, собирает ресурсы и союзников, врет, юлит и заключает сделки, чтобы дорогой ценой спасти мир — невероятное удовольствие наблюдать за этим язвительным мальчишкой, разговаривающего асгардской версией «баффи-спика», и за тем, где он — мальчишка, а где бог обмана и хаоса. Потому что его планы прекрасны не только их многоэтажной хитростью, но и огромными очевидными дырками, которые явно не стоит забывать.

Но он — совершенно точно не тролль.

Во-вторых, не меньшее удовольствие его читать. Это мифологическое приключение, чей автор явно в восторге от того, куда он попал. Здесь совершенно безумная и непредсказуемая последовательность подсказок приводит главного героя в комнату, спрятанную внутри точки вопросительного знака конкретного вопроса в конкретной книге. Здесь злодей уязвим, потому что он — история (как и все персонажи), а историю можно менять и рассказывать очень по-разному. Текст прекрасно сочетает в себе поэзию и юмор, а уж с какой радостью я сейчас вылавливал намеки на будущие события и истинное положение вещей! В 2011-м Гиллена, помнится, вполне заслуженно сравнивали с Нилом Гейманом (если вам не нравится Гейман, то это предложение следует читать «с лучшими чертами творчества Нила Геймана»).

(А еще Вольстагг в этом ране — моя любимая версия персонажа. Не только из-за решения, что съесть Локи — идеальное преступление.)

В-третьих, рисунок. Мне, наверно, не нравится, как большую часть арка рисует Даг Брэйтвэйт и как его красит Улисес Арреола (грязновато, динамика средняя, мимика далеко не лучшая), но это мои личные тараканы, и стиль хотя бы подходит мифологическим темам комикса, и когда прямо нужно давать красиво — дают. В отличие от них у художника Вильче Портачио и колориста Аллена Мартинеза последние два номера получились просто ужасающе. Мефисто-центрик номер (о, я же вам не рассказал про выпуск «Заходит дьявол в бар») от Ричарда Элсона и Рашель Розенберг выглядит лучше остальных в традиционном смысле, и Мефисто очень идет тот красный пиджак.

Если разговаривать только о комиксе, то он смешной, изобретательный, местами красивый, с отличными персонажами (я не разговаривал про них, потому что лучшее у них еще впереди), в целом — просто сказка. И этого достаточно. Но если разговаривать о нем в контексте этого МЖДЗ, то Journey into Mystery здесь вместо работ более важных в культурном, социальном и эстетическом смыслах, потому что путешествие начинается с первого шага. Читайте глупые комиксы, странные, неожиданные и непривычные. Ведь если возможно сделать настолько замечательный комикс про Локи, превращенного в десятилетнего мальчишку с амнезией...

P.S.: Я только недавно узнал, что Гиллен еще написал один из моих третьестепенно-любимых комиксов — Captain America and Batroc, гарантированно влюбляющий читателя в нелепого француза Батрока-Попрыгуна. Я тогда хуже запоминал имена, и это очень приятное открытие.

P.P.S.: А вы помните про тогдашнюю романтическую ситуацию между ХЕЛОЙ И ТИРОМ?

Wolverine vol.3: Enemy of the State #20-31
Marvel 2004-2005
СценарийМарк Миллар
РисунокДжон Ромита мл.
ЦветПол Маунтс

Это мой первый праздничный текст, начну издалека.

Так получилось, что всю свою жизнь я так или иначе пересекался с комиксами и супергероикой. Не было как у некоторых «резкого перехода», я просто рос с этим. Благо, родившись и живя в Москве, ты близок к этой чужой тогда еще культуре, но все витало в воздухе, далеко не так явно как сейчас, но все же. И началось все, конечно, с Людей Крестик, как их называл мой дедушка. Мультсериал про Людей-Х надолго определил мои предпочтения в развлекательном жанре. И именно он заставил начать засматриваться на книжки с веселыми картинками. Шло время, появились комиксы от ИДК и сопутствующая им движуха. Периодически где-то «во дворе» встречались комиксы в оригинале, но тогда это была скорее забавная диковинка, истинной ценности они не представляли, в первую очередь из-за отсутствия знания языка.

И вот, 2004 год. У меня появился нормальный интернет и меня засосало в воронку информации, как полезной, так и не очень. Около года я бродил по этому удивительному миру интернета, находя все больше интересного и притягательного. Там я нашел Медию. Читать форум, материалы, которые на ней появлялись, было всегда очень интересно, особенно в те времена, когда просто пойти и начать читать западные сайты было сложно. Я старался узнавать о всех героях, злодеях и других интересных мне вещах. И комиксы про Людей-Х были долгое время на переднем плане, я далеко не эксперт в них как Стас, меня всегда интересовали конкретные моменты в историях Иксов и конкретные герои.

Полтора года я с упоением читал Медию и узнавал много нового, полтора года я читал комиксы через интернет, руководствуясь мнением сэнсеев сайта, и прочел их больше, чем когда-либо мог вообразить, сейчас эта цифра кажется смешной, но тогда это было сродни чуду.

А в начале 2006 года мне в руки ненадолго, попали 12 выпусков серии про Росомаху в оригинале, арки Enemy of the State и Agent of SHIELD. К тому времени я уже знал историю персонажа, так что я был подготовлен с точки зрения понимания сюжета. А вот к чему я не был готов, к тому какое впечатление произведет на меня этот комикс. Во-первых, это был первый бумажный комикс, который я прочел в оригинале, хоть и со словарем. Непередаваемое чувство того, что ты держишь в руках комикс «в его истинной форме» до сих пор одно из приятнейших воспоминаний.

Во-вторых, это был первый комикс, который смог транслировать со своих страниц чувство того, что быть супергероем ни фига не весело. И это был отдельный эмоциональный момент. Вы можете сказать, это было и раньше. Возможно, но мы говорим о субъективных впечатлениях и ностальгии. И именно эти 12 выпусков сработали для меня как надо.

Будем считать что это тест меня 10-летней давности, который дополнял я сегодняшний. Поехали.

Номинально существует две арки: Enemy of the State и Agent of SHIELD, каждая по 6 выпусков, вторая плавно вытекает из первой. Но обычно, когда говорят Enemy of the State, подразумевают все 12 выпусков. Собственно я сам делаю так же, соответственно в тексте, только если это не будет необходимо, я не буду их разграничивать по аркам, а буду говорить как об одной истории длинною в 12 выпусков.

Автор комикса Марк Миллар — человек, чьи работы долгое время называли комикс-эквивалентом летних-блокбастеров. И с этим сложно спорить. Яркий и красочные, полные эпических моментов, его истории запоминались. И начало Enemy of the State является таким моментом, который врезается в память: дождь, ниндзя, высокий человек в красном костюме и смерть Логана.

Миллар не мелочится, его первый арк в третьем томе Wolverine начинается со смерти главного героя, пусть и недолгой. Логана воскрешают с помощью ритуалов РУКИ с заложенной в подкорку программой агента ГИДРЫ. Ведь его убийство — лишь начало грандиозного плана, цель которого разрушение ЩИТа и крах супергеройского сообщества.

Воскрешение и перепрограммирование Логана вернуло его в состояние машины для убийства, не только холодной и расчетливой, но и полной ярости в бою. Именно в то состояние, которого так боится Логан. И факт того, что такой убийца на свободе, будоражит всех супергероев и ЩИТ. Опасения и страх, возможность того, что Росомаха приедет за ними, заставляют агенство буквально заставить большинство героев не высовываться и запереться в их домах/убежищах.

Хотя это мало поможет.Росомаха атакует как и Ф4 и Сорвиголову, так и своих родных Людей Икс.

Большую часть из 6 первых выпусков Логан в роли злодея будет добиваться успеха в своих операциях. Благодаря внутреннему монологу Логана и ГИДРА-Логана читатель видит, что навыки и методы героя могут быть намного более жестокими изощренными, чем, те что он и так использует.

Стоит отдать должное Миллару, он достаточно ответственно подошел к образу героя, хотя и использует свою привычную легкую и слегка поверхностную манеру интерпретации. Он не стал лезть и разрушать построенный Грегом Раккой образ волосатого рыцаря, разъезжающего по Америке и причиняющего справедливость. К началу Enemy of the State мутанты в основной серии про Иксменов выбрались из черных кожаных курток, читай условного реализма, и вернулись к привычному спандексу, что было одновременно новым началом и возвращением к истокам.

Марк в некотором роде вернулся к истокам в образе Логана, к грубому коротышке-канадцу, которого лучше не злить, но разбавил его налетом того самого рыцаря с большой дороги. Но не все гладко. Миллар не славится способностью писать тонкие материи или умением расскрывать персонажей используя выверенные диалоги и монологи с множеством слоев и толкований.

Марк, уделяя внимание поведению Логана с токи зрения воина, решил сократить к минимуму все эмоциональные последствия. Персонаж уже во второй половине истории возвращается на правильную сторону, но все его переживания относительно многочисленных убийств невинных и друзей остаются как бы за кадром.

Автор не дает Логану сесть и отдышаться, не дает ему большого внутреннего монолога для прояснения эмоционального состояния.Но есть один момент: в своей достаточно манере Миллар решает показать реакцию Росомахи простейшим путем. Во-первых, через диалог с матерью погибшего ребенка, чье похищение нужно было лишь, чтобы выманить Логана. И второй момент, когда Логан спрашивает, сколько всего солдат в армии противника, ему отвечают, что 52 000, на что он говорит, что убьет их всех в одиночку.

Слегка клешированое поведение и прямолинейный подход, но в рамках истории построение самой сцены, то, как она нарисована, и подводки к ней вместе дают вполне четкое представление об эмоциональном состояние Росомахи.

Образ Логана в этой истории...хмм, наверное правильно будет сказать «для всех». Это не перегруженный образ героя, любой читатель, старый или новый, с легкостью узнает персонажа, сможет считать его мотивы. Несмотря на мои слова выше, у Миллара вышел комплексный герой, написанный простым языком. Ведь когда комиксы Марка сравнивают с блокбастерами, многие забывают, что в хорошем блокбастере не только красочные взрывы, но и хорошие персонажи.

И кроме Логана в Enemy of the State полно других персонажей. Не буду заострять внимание на гостевых, но скажу, что образ Ф4 удался, за достаточно короткое экранное время персонажи получились объёмными, отдельно отмечу момент с диалогом Рида и Сью про сказку на ночь детям, диалог остроумный и показывает Рида с той стороны, которую в те годы в комиксах освещали не сильно, если я ничего не путаю.

Присутствует и Фьюри, тогда еще белый, просто типичный Ник, с типичным поведением. Тоже касается и Иксменов, они все в рамках знакомых образов, архетипов. Хотя у Китти и Эммы был по-хорошему дурацкий диалог, который делал персонажей объемнее как и в случае с Ф4.

Больше времени уделено Электре, которая работает на ЩИТ. Роковая и опасная, на этом можно было бы закончить, но мисс Начиос играет важную роль в повествовании, не только противостоя Логану, но и консультирует ЩИТ насчет РУКИ. Ближе к концу своими действиями она оттеняет поступки Логана в начале арки, а у читателя вызывает закономерный вопрос: сколько всего может ЩИТ прикрыть и замять? Не все, но многое.

За арт отвечал Джон Ромита-мл. И как по мне, это до сих пор его лучшая работа.

У Ромиты специфический стиль, и он подходит не всем героям или историям. Например, в серии про Паука рисунок казался мне слишком «тяжелым», герой ощущался неповоротливым. В тоже время эта тяжеловесность пришлась к месту в Enemy of the State. Логан, как и его враги, не только ловкий, но и «тяжелый», бейте меня, но это слово идеально подходит. Благодаря рисунку Ромиты, низкорослый герой выглядит не менее внушительно, чем его оппоненты и друзья. А костюм в интерпретации Джона предстает в одном из самых лучших вариантов. Еще одной особенностью я считаю «ретро-флер». Некоторые персонажи и их костюмы выглядят даже по меркам 2005 года старомодными, и это только играет на руку.

Общий стиль, в котором нарисована история, позволяет воспринимать ее как тот самый летний блокбастер с посылом, это помогает держать баланс. Ведь события, происходящие в комиксе, довольно мрачные. Представьте на секунду эту же историю, но нарисованную, например, как X-Force: Sex and Violence. Совершенно другое впечатление. Правильный художник в правильном месте это всегда хорошо. Так что можно сказать спасибо Джону за то, что уравновесил Марка.

Колористом серии был Пол Маунтс, его покраска обеспечила нужную персонажам пластичность. Сочетание рисунка и цвета давало поверить, например, в то, что в Логане не только 120 кг адамантия, но и в то, что он все же удивительно проворен и быстр. Кадры ниже — мои любимые визуальные моменты в Enemy of the State.

Марк Миллар при создании комикса, руководствовался простой и понятной логикой, использовал проверенные и работающие приемы из своего арсенала. Яркость и динамика в купе с интересным сюжетом и эпичными событиями приковывало внимание к истории. И удивительным образом блокбастерный комикс не хуже более «взрослых и серьезных» вещей рассказывал о том, что быть героем это не только носить спандекс и прыгать по крышам, но жертвовать чем-то.

Наверное, именно с этого произведения я окончательно понял, что расставаться с комиксами больше не собираюсь, ведь там лежит удивительный мир новых впечатлений, эмоций и знаний. Именно благодаря Enemy of the State я погрузился в комиксы с головой.

I Kill Giants
Image Comics 2008-2009
СценарийДжо Келли
РисунокДж. М. Кен Нимура

Когда появилась идея сделать юбилейный МЖДЗ, вариант с «подбором важного (за последние 15 лет) для рецензента комикса» казался беспроигрышным — каждый без проблем найдёт такой комикс и расскажет о нём с любовью. Но первичное заблуждение очень быстро сменилось суровой реальностью и осознанием, что ни про один из важных для себя комиксов я рассказать не мог.

Причины были самые разнообразные. Sin City вышел раньше; про Y: The Last Man написал Андрей; про «Хэллбоя» итак рассказывал на протяжении двух лет; «Гуна» забил Олег; про «Иксов» писать было бы просто неприлично, учитывая сколько их было в этот юбилей; как и про Джейсона, коллективную статью про которого я саботирую уже больше года.

Спасение нашлось совершенно случайно — в один день взгляд случайно упал на мой аватар, на котором уже лет 7 как красуется самая отважная на свете девочка, и поиск был закончен. Да, и про I Kill Giants я уже тоже успел написать, но с комиксом случай особенный. Потому что писал я кратко, и потому что в этот страшный год это произведение актуально как никогда. Поэтому я и решился на самое большое читерство в истории рубрики и написал про один и тот же комикс второй раз. Но немного поподробнее.

I Kill Giants — это комикс о том, какую роль может играть искусство в жизни автора. В 2007 году отец Джо Келли боролся с диабетом, доживая свои последние дни. Для Келли, который всегда был с ним в самых тёплых отношениях, этот неминуемый удар мог стать катастрофой, но он нашёл спасение в работе. I Kill Giants — это невероятной силы терапия, которая помогла автору справиться с утратой близкого человека. Мне, слава богу, не представился случай проверить её эффективность, но я искренне верю, что этот комикс способен исцелять самый сильные раны и заглушать самую тяжёлую боль.

В центре истории IKG маленькая девочка Барбара Торсон (альтер-эго автора), тяжело переживающая заболевание матери и находящая своё спасение в фантазиях, в которых она охотится на Гигантов. Джо не просто так взял на главную роль ребёнка (прообразом которого, к слову, выступила его дочь) — такой яркий и эмоциональный эскапизм, как подход к решению проблем, возможен только в этом возрасте. Дети — самые сильные на свете люди, и Келли черпал эту силу из яркого, дерзкого и мятежного образа Барбары, совершенно не характерного для американского мейнстрима.

Аккомпанировал ему в этом изумительный Кен Нимура — большой универсал, вдохновлявшийся в работе на этим комиксом в первую очередь мангой. Келли сначала не был сторонником этой идеи, но после того, как увидел первые скетчи, понял, что подход Нимуры идеально подходит его истории. Динамичный, с резкими линиями рисунок выбивал искры из сценария Келли, а когда ближе к финалу, в момент катарсиса, Джо отойдёт в сторону и полностью доверится художнику, творческий симбиоз будет окончательно завершён.

I Kill Giants — это удивительно искренняя и резонансная история о маленькой и очень смелой девочке, бросающей вызов Гигантам. Это ода человеческому Духу. Это по-настоящему БОЛЬШОЕ произведение. Комикс вдохновляющий и бесповоротно влюбляющий в «девятое искусство». Ведь если оно способно лечить, то какие у него вообще могут быть границы? Да никаких, все границы нарисованы человеческим карандашом.

Fantastic Four: Solve Everything #570-572
Marvel 2009
Сценарий]Джонатан Хикман
РисунокДейл Иглишем

Осенью этого года Фантастической Четверке исполнилось 55 лет. Юбилей. Марвел, естественно, пышно сей праздник отметили — миллион вариантных обложек, спешлы от лучших людей издательства, запуск новой серии и прочие почести. И это правильно, ведь значимость Четверки для Марвел — и для индустрии вообще — невозможно переоценить. И я рад, что в издательстве это понимают, уважают свою историю и наследие.

Нет, конечно нет. Совсем не нужно жить в идеальном мире, чтобы каждый месяц выходил журнальчик комиксов Fantastic Four, но даже в нашем, совсем не идеальном мире, этого нет. Ничего из описанного выше нет. Марвел потеряли слишком много. Марвел не могут.

Но мы, слава Богу, можем и не боимся писать о комиксе, который любим и который оказал на нас огромное влияние. Ран Джонатана Хикмана — именно такой комикс. Фантастическая Четверка, которую я люблю. Комикс о семье, переживающей удивительные путешествия, эпические приключения, фантастические открытия, потери и приобретения, о смелых, отважных героях, которые создали Вселенную Марвел и о которых Марвел не вспомнил в юбилей.

Ну а я вспомнил.

Фактически Solve Everything — не начало рана, как и Foundation не его завершение. Ран (и история команды на данный момент) завершился на Secret Wars, а начался в мини-серии Dark Reign: Fantastic Four. Тем не менее, Solve Everything — первый арк Хикмана в онгоинге, в котором автор всего за три номера легко и изящно создал шедевр. Уже здесь можно оценить подход, стиль и масштабность замысла, но главное — то, с какой любовью, чувственностью и теплотой Джонатан Хикман пишет героев. С первых же страниц.

В сценах семейных посиделок за столом с шутками-прибаутками, в замечательных сценах с Беном и Джонни, в душевных моментах с Ридом и Сью, в милых — с детьми. В каждой сцене. На каждой странице. При том, что формально это соло-история Рида, это такой обман — на самом деле все несколько глубже. Вряд ли можно передать словами этот потрясающий комикс, он требует немножко большего, чем просто глаз и мозга — сердца, чувственного восприятия.

Сразу хочу сказать о Дейле Иглишеме — ничего нового, он гений. Великий художник.

Теперь о сюжете. История открывается воспоминанием: Натаниель, мотивирующий юного Рида на прыжок. Классическая сцена, невероятно значимая для будущего. Затем мы переносимся в наше время, в самый пик эпичного боя Четверки с большим роботом и клонами Визарда. Рид говорит каноничное «У нас тут куча клонов с ядерными бомбами в головах, пойду порешаю, к обеду вернусь» и переносится к страдающему от разочарования в своих «сыновьях» Бентли, который произнося «боги тоже ошибаются, посмотри на нас» толкает сюжет вперед, а Рида — на встречу Большому Приключению.

Рид все еще обеспокоен проблемами человечества и будущего, пытаясь ответить на главный вопрос — как решить все? Ответ, возможно, знают эти ребята — Совет Ридов Ричардсов, обитающий в карманной вселенной на перекрестке мультивселенной и занимающийся изучением, спасением (и еще чем-то) разных земель. Все ради светлого будущего. Эти ребята вышли на Рида, когда он с помощью устройства под названием Мост путешествовал по мультивселенной в поисках ответов, задавшись целью исправить ошибки — и вот Рид уже в компании таких же, как он, но при этом абсолютно других Ридов, которым, наверное, можно даже немножко позавидовать. И немножко пожалеть.


Рид побеждает Галактуса с земли какой-то там, путешествует по мультивселенной, смотрит на бесконечные хлебные поля, сомневается, решительно надирает жопы Целестиалам, разрушившим базу Совета и убившим большую его часть и узнает о том, как все решить. Джонни, Бен и тайно прицепившиеся к ним на лошадке Франклин с Валерией улетают на уик-энд в Новый Мир, а Сью ходит по дому и разговаривает с дверью.

Последние несколько страниц — до мурашек. Рид узнает, как решить все — пожертвовав всем, оставшись одиноким. Ему рассказали, что его ждет, если он присоединится к Совету. Вот только Рид — наш Рид, настоящий — любит свою семью и не собирается отдавать их в жертву гипотетическому спасению человечества, работе с мутными мужиками, собственным амбициям и чему угодно. Это не вопрос выбора. Потому что его отец ждал от него совсем не этого.

Стерев все записи, закрыв Мост, под воспоминания о проникновенном монологе прощающегося отца, Рид открывает дверь.

Marvel 1602
Marvel 2003
СценарийНил Гейман
РисунокЭнди Куберт

«Загадка первого комикса» мучает меня уже несколько месяцев. После очередного бурного обсуждения «Песочного человека», я задумалась — а точно ли это мое первое знакомство с новым дивным миром? Копание в памяти и тщательное изучение фотоорахивов не принесло плодов. Возможно, это был «Сэндмен», а может быть, и «Марвел 1602». Да, когда закончилась вся доступная проза Геймана, руки сами потянулись. В общем, неважно, давайте так: в любом случае Marvel 1602 стал моим первым знакомством с этим издательством. Легких путей никто не ищет, да, но тогда я об этом не знала. А еще это моя первая и единственная книга от ИДК.

С миром и персонажами на тот момент я была знакома очень условно: только по фильмам, да и то не всем. Но при помощи верной «Википедии» получилось опознать каждого. Гейману выдали карт-бланш: Людей Икс, Братство мутантов, Фантастическую Четверку, Сорвиголову, Фьюри, Стрэнджа, Питера Паркера, Наташу Романову и, конечно, спойлер-спойлер Капитана Америка. Забавно, комикс вышел в 2003 году, а на нынешний момент все эти персонажи уже неоднократно появлялись в кино и на ТВ. Сценарист умудрился передать суть каждого набросками краткими, но выверенными. Чтобы быстро проникнуться героями и пойти изучать их биографии глубже, комикса вполне может хватить, хотя делать так, возможно, не лучшая идея на свете. Но не сомневаюсь, что для знатоков разгадывать в 1602-образах «родных» людей было отдельным удовольствие.

Когда берешься за элсворлд, ожидаешь довольно простых вещей: чтобы все было понятно, постоянность героев даже в необычной обстановке, забавных имен (Карлос Хавьер — навсегда), интересных интерпретаций реалий. И все это в «Марвел 1602» есть. А еще там есть занятное вплетение событий в исторический контекст (смена власти в Англии, религиозные волнения). Но этот комикс, как Шрек (или лук), многослойный. Внешняя оболочка из истории о Наблюдателе делает произведение одновременно чуть более интересным, «ценным» и объемным, но в тоже время сильно утяжеляет. Из веселого развлечения выползает излишняя в данном случае смысловая нагрузка. Что не такая уж и редкость для Геймана.

Рисунок Куберта не вызывает у меня никаких эмоций. Довольно стерильно, стандартно, прилизанно. Цвета блеклые, раскадровка скучная. Знаю, что использовалась мудреная техника покраски, но почему-то это не работает. Сложно сказать, было бы серии лучше или хуже с другим художником, но определенно на месте Куберта мог быть кто угодно. Зато обложки Скотта МакКоуэна, вдохновленные старинными гравюрами, шикарны.

Это далеко не самая удачная работа Геймана. Это определенно не мастрид. Скорее всего, его нельзя читать совсем новичкам. Но это интересная попытка переосмыслить биографии известных персонажей, которая потом дала ростки в основную вселенную Marvel.

Ещё много интересного
26.05.2017, 11:00 — Дмитрий Андреев
Обзор новостей российской комикс-индустрии. В выпуске вас ждут эксклюзивные превью комиксов «Джокер» от издательства «Азбука» и «Черная наука. Книга 2. Добро пожаловать в никуда» от «Фантастики Книжного Клуба».
1892 5
13.04.2010, 23:32 — Александр Моисеенко
Вам всегда были интересны комиксы, но ничего кроме "Веселых картинок" и "Микки-Мауса" в руки не попадалось? Вам интересно, почему комиксы часто становятся источником вдохновения для Голливуда? Вы хотите понять, отчего взрослые люди зачитываются
261989 30
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
15324 271