
Undertow #1-6 / Image
Сценарист: Стив Орландо
Художник: Артем Траханов
Что думает ВЧ:
Мы не можем оценивать Undertow вне контекста. Если пытаться это сделать, то речь пойдет о том, как мы получили мини-серию о гражданской войне в Атлантиде, нарисованную и созданную поклонниками Миньолы; о том, как эта мини-серия вписывается в новый лайнап Image, в основном, посвященный качественной научной фантастике самых разных видов; о том, как для издателя самобытность важнее привязки к известным брендам (и поэтому Undertow получил очень неплохую промо-кампанию). А также речь пойдет о том, что в комиксе все-таки очень чувствуется, что его делают дебютанты, что порой за сюжетом уследить довольно сложно, что сценарий не приобрел ясность и четкость, что различать персонажей получится только к концу сюжета (на это влияет и своеобразная цветовая гамма). Мы попытаемся понять, почему Undertow так поразил американскую прессу, и решим, что наши коллеги видят в серии потенциал, понимают, что свет увидел первый кирпичик нового эпоса.
А вот если мы вернемся к контексту и вспомним, чем Undertow важен для наших соотечественников, все встанет на свои места. На волне ура-патриотизма, охватившего страну последние годы, кажется, что россиянам непременно нужно всех во всем обогнать, стать самыми лучшими и не оставить конкурентам шансов. Нельзя просто взять и сделать, надо получить гран-при и взять первое место; иначе в студии Андрея Малахова собираются депутаты, и сообщается, что нас "засудили". Но такие амбиции, не подкрепленные опытом, как правило, приводят к сокрушительным последствиям - сначала надо научиться нормально делать. Потом учиться делать лучше - вот Артем полгода демонстрировал, что готов учиться. Пока гранды российского комикса вешают на своих сайтах портфолио, согласно которому они постоянно издаются в Европе (а в России почему-то промышляют иллюстрациями для мужских журналов), комикс, нарисованный человеком из Новосибирска, полгода появлялся в американских комикс-шопах. Не раз в три месяца, не раз в полгода, а каждый месяц. Комикс не анонсировали за год до премьеры, не нагнетали вокруг него атмосферу невероятной секретности, не выпускали сборники скетчей до выхода первого номера, а просто сделали и все. Является ли Undertow переворотом в мире мейнстримовых комиксов? Нет. Выполнен ли он визуально на уровне, подобающем 2014 году? Да. Показывает ли он, что в далекой снежной России, где все запрещают, есть художники, которые могут? Да, причем, не забываем, что в последнем выпуске таких художников даже два (поинтересуйтесь на досуге, сколько испанских и итальянских фрилансеров сейчас трудится на большую двойку, например). Становится ли он гарантом счастливого будущего Артема Траханова, при условии, что Артем сохранит работоспособность? Безусловно да. Год назад нельзя было представить, что наш человек прорвется в Image. Сейчас, когда это кажется нормой (и удивительно лишь то, что в интервью западным порталам Артема не расспрашивают про особенности национального всего), можно смело предполагать, что следующим партнером Траханова будет кто-то из "больших"; когда подойдет к концу вторая часть Undertow, в почте наверняка появятся интересные предложения. Короче говоря, и у Стива и у Артема все еще впереди - но этого знания не было бы, не сделай они сперва Undertow. И за это знание (а также, за рисунок)
ДОБРО
Что думает sterpazook:
Признаваться в любви к комиксу Стива Орландо и Артёма Траханова я не стану. Современная культивация исследовательского палпа, такая модная (и даже навязчивая) в последнее время, никогда меня особо не трогала. Последним подобным произведением, которые я вкусил с удовольствием, был “Кинг-Конг” Питера Джексона.
Читая UNDERTOW, я не искал отсылки, аллюзии и скрытые подтексты - я просто читал историю. Было сложно, но я читал.
Во-первых, поначалу было сложно идентифицировать основных персонажей - всех за исключением Редума Аншагала. Как написано в комиксе, его лицо похоже на лицо статуи - и рисунок Артёма идеально это подчеркивает. Остальные персонажи, за исключением женщин, похожи друг на друга настолько, что один из них в какой-то момент произносит мета-фразу:

МОРСКАЯ САРАНЧА
Что думает redson:
Undertow не терпит невнимательных читателей. Поверхностный просмотр не принесет результата, вы просто ничего не усвоите, и под конец будете пребывать в полном недоумении. Важную для понимания происходящего информацию сценарист не выпячивает, распихивая ее по разным диалогам. Не очень плавные переходы между сценами также сбивают с толку и заставляют обдумать, что ты сейчас прочитал и куда переместился. Вроде и нужно следовать золотому правилу, что сцену надо начинать не с начала, а с самого интересного места, но места какие-то не те и стыкуются плохо.
Рисунок Артема Траханова тоже в своем роде безжалостен. Покраска оригинальна, выглядит все в целом невероятно красиво, но за счет такого необычного распределения цветов на кадрах не выделяются отдельные объекты и персонажи, все является частью общей картины. Поэтому с первого взгляда можно считать только от силы 30% информации, ради полного экспириенса надо долго разглядывать карандашные линии, погребенные под неоновой палитрой. Не совсем честно будет назвать это минусом или недочетом - это скорее специфика выбранного в данном случае стиля. Не будем же мы жаловаться, что нас заставляют тратить на чтение комикса не 7 минут, а чуть больше. Нет, почему Артем делает то, что делает, в принципе понятно.
Проблема в том, что суровы оба автора - и художник, и сценарист. Получается, что разглядывать Undertow интересно, а вот читать не очень увлекательно. Построение сценария и подачу информации можно отшлифовать. Вот эта тяжесть в восприятии (причем за счет совсем не тех вещей, которые должны делать комикс более требовательным и нелегким чтивом) мешает оценить серию полностью, а оценить есть что. У Undertow есть индивидуальность - того, что начали делать Орландо и Траханов, из заметных комиксов никто не делает. Была подводная тематика в The Wake, но вообще не так и не о том. А эта их "Бездна" Кэмерона наоборот, когда стоит герою высунуть голову из воды - и он уже задыхается, вот это уже очень интригует. Про людей историй дофига, их Роберт Киркман еще наштампует, а вот про нелюдей всегда нужно больше. Главное - добавить им уникальности. По идее, более подробное раскрытие Атлантиды в следующем томе должно помочь.
Что думает Undead Groom:



ДОБРО
Что думает Ларош:
Приходит ко мне Стерпазук и говорит: а напиши про "Undertow", у нас будет специальный выпуск. Я говорю: "Я же никогда для Медии не писал". А он мне: "Вот и начнешь". Вот и начну.
Что мы имеем? Историю про доисторическую Атлантиду и капитана Немо наоборот. Капитан Немо наоборот отправляется искать Ихтиандра наоборот. В самой Атлантиде же, судя по всему, та же культура, что у нас, и те же проблемы, что у нас. Впрочем, риторику выбора между свободой и безопасностью, взаимоотношений цивилизации и дикарей и другие "глубокие" темы история особенно не трогает - они служат только мотивацией персонажа в традиционном авантюрном сюжете. Правда, в итоге большая часть истории про подводных жителей происходит на суше, а когда нам показывают Атлантиду, то не показывают ничего особенного. Потеряй "Undertow" три четверти своего сеттинга - в сюжете ничего бы не изменилось. Впрочем, понятно, зачем все это - летающий корабль, подводный город, скафандры. Затем, что это круто, вот зачем.
Вообще, история явно нацелена на продолжение - от номера к номеру набирается все больше того, что явно должно раскрываться позже - и не раскрывается в пределах мини-серии. Реалии вымышленного мира, непростые отношения между персонажами, направления для развития характеров героев - все это скорее обозначается, чем развивается. Когда на страницах не происходит экшен, автор стремится уместить на них как можно больше фактуры, и в результате история кажется перегруженной.
Персонажи то и дело "ударяются в экспозицию". Пока они обмениваются репликами по делу, все остается довольно ясным. Но как только кто-то уносится в монолог, тут же связность его речи заметно падает. Притом половина событий, о которых рассказывают, остается тестом на бумаге. Это комиксы же! Здесь равны бюджет панельки "герой рассказывает про экспедицию, в которой участвовал" и панельки "мы видим флэшбек про то, как герой участвовал в экспедиции". Можно было бы сказать, что так сделать нельзя, потому что подобная панелька требует разрыва в хронологии повествования и наличия "закадрового" текста - но ведь и то, и другое уже наличествует! Флэшбеки нам вполне показывают, да и в надписях "ранее" или "позже" недостатка нет. Было бы понятно, что герои именно РАССКАЗЫВАЮТ о своей прошлой жизни и о том, как живется в Атлантиде, если бы оказалось, что они врут или необъективны. Но этого не происходит. Они просто говорят. Иногда они даже констатируют факты, которые читатель и так извлечет из истории - скажем, когда одна из героинь демонстрирует множество шрамов на теле, она сообщает, что у нее много шрамов. Впрочем, количество и расположение этих шрамов между сценами могут меняться. Но это другой вопрос. Тем более что раздевается персонаж явно не столько для демонстрации шрамов аудитории, сколько для демонстрации сисек читателю.
Или вот один из главных героев, чья функция в сюжете - быть подающим большие надежды новичком, например, первые несколько номеров частенько сообщает что-нибудь из своего детства и прошлой жизни. Окружающих его воспоминания интересуют очень мало - и, честно говоря, читателя тоже. Потом и сам герой начинает мелькать в кадре куда меньше, чем ожидаешь, пока читаешь первый выпуск.
Кстати, о нем. Мне с самого начала стало казаться, что над серией просто недостаточно работал редактор. Я перечитал начальную сцену битвы несколько раз, но так до конца и не разобрался, что там происходит. Суть я уловил, но участники боя показались для меня на одно лицо, и как только я решал, что вот он, тот персонаж, чья закадровая наррация сопровождает действие, как его убивали на следующей странице. Или убивали не его? У этого сабля есть, а у того была? А у этого она в левой, может, переложил? А пистолет? А-а, черт с ним, его зовут Укинну, он как-то выжил в бойне и встретился с Мясником Сверху, Аншаргалом, можно ехать дальше. Дальше… закадровый голос без объявления войны меняется на голос Аншаргала, потом наступает время диалогов где герои, как водится, рассказывают друг другу то, что и так должны знать. А потом… закадровый голос снова возвращается к Укинну. И снова начинается притянутая за уши экспозиция, про которую невольно спрашиваешь: "Почему они решили поговорить об этом именно сейчас?" Если во всем этом был какой-то особый художественный прием, я его не заметил. Кстати, зачем вообще была нужна начальная битва? Покрошить взвод солдат, чтобы забрать на поверхность главного героя? А зачем он был нужен Аншаргалу? Ну, видимо, когда-нибудь нам объяснят, но не в этот раз.
Путаться я продолжал и дальше - в боевых сценах в особенности. Кто сейчас кого атаковал? Это наших бьют или наша взяла? Это другой объект или тот же с другого ракурса? Сколько времени прошло в истории, пока я переворачивал страницу? Дело не в информативности рисунка, а в "переходах" между картинками, которые не всегда очевидны. У меня нет ощущения, что эта неразбериха - намеренная. Впрочем, я большей частью читаю очень обыкновенные комиксы, поэтому мог быть не готов к увиденному.
Другой пунктик, касающийся редактуры - это титры и звуковые эффекты. Надписи, сообщающие о месте и времени при смене сцены то есть, то их нет, причем с очевидностью перехода для читателя это, кажется, никак не связано. Что до звуков, то "Undertow" не просто использует "незвуковые" эффекты (вроде "Cut" или "Grab" или даже "Hold fast!"), но даже злоупотребляет ими. Интересно, откуда взялось такое их обилие - это влияние манги на художника или наследие Harvey Comics у дизайнера?
Аналогичная неразбериха царит и в структуре повествования. Строгой формы у отдельных выпусков нет, помимо обязательного и, надо признать, всегда эффектного клиффхэнгера. Действие прыгает между персонажами на суше и на корабле, флэшбеками и даже иногда событиями в Атлантиде. Большая часть отступлений нужна, опять же, для экспозиции (если вы выпивали каждый раз, когда видите это слово в моей рецензии, вы уже на полу), но без них вполне можно было бы обойтись.
Из того, что я пишу, может показаться, что комикс как-то хаотично и непонятно нарисован. Это не так. Рисунок мне нравится. Не в смысле "надо поддержать нашего парня, он один против всей Америки", нет - просто Артем правильно выбирает средства, чтобы передать мне ощущения персонажей и атмосферу истории. Я не мастак говорить про графику, но мне кажется, тут особую роль сыграла покраска. По-моему, она замечательна. Доминирующий на каждой странице цвет фонов, поглощающая все оттенки вода, резкие контрастные тона - это отчасти напоминает покраску в старых комиксах, где технологические ограничения создали особый язык цветовой выразительности. Когда художник красит себя сам, он себе неизбежно потакает - и в "Undertow" цветовые "потертости" поверх сажи экспрессивных штрихов делают картинку более сложной, создают ощущение обильной деталировки даже там, где ее нет. Эта "грязная" картинка и тяготение художника к хмурым оттенкам делают многие сцены на вид более грубыми и мрачными, чем они должны быть по смыслу. Впрочем, с каждым следующим выпуском Охотниг чувствует себя свободнее, экспериментирует и с цветом, и с линией - картинка становится схематичнее, кое-где "размазывается". Мы все слыхали страшные истории о том, на что идут художники, чтобы сдавать нужное число полос к сроку - может быть, тут к концу серии тоже сроки стали поджимать.
Компоновка страниц принципиально не изменяется, но разные приятные трюки в ней тоже начинают встречаться. Не могу сказать, правда, что для выразительности используется что-либо, кроме относительных размеров панелей. На мой взгляд, композиция в прямоугольной панели художнику удается очень хорошо, а в "экспериментальных" панелях - хуже.
В целом я бы сказал так - мне понравился комикс, нарисованный Артемом Трахановым, и не понравился комикс, написанный Стивом Орландо. Кстати, зачем нужен настолько растянутый эпилог, кроме как для демонстрации (бесспорно, крутой) графики Астапеева?
Что думает Xentospot:
Начну с главного: мне не понравился «Undertow». Можете теперь сколько угодно закидывать меня ссаными комиксами Avatar Press и тыкать в лицо хвалебными отзывами, которые он снискал за время своей публикации, но моих впечатлений это не изменит. Однако такое признание отнюдь не значит, что я считаю творение Стива Орландо и Артема Траханова беспросветно плохой работой, тут скорее сыграли роль личные вкусы и пристрастия.
Поэтому я намеренно решил не ставить «Undertow» какую-то определенную оценку и вместо этого просто поделюсь с вами мыслями, оставшимися в голове после прочтения.













А вообще спозибо!
это где, прости?
Я тут подумал кстати, вода же, глаз конечно режет, но может так оно и надо? Все вне воды хорошо получилось, а вот как вода, так сразу... в общем - оно так и планировалось?
Любопытно, пишут про скачки между панелями сумбурные, а я даже внимания не обратил, в раннем Дредде такого полно, привыкаешь так сказать.
А ну и критики зарубежные... мне просто идея комикса не нравится, может я конечно придираюсь, но как-то не зацепила меня Атлантида пока.
Когда-то я Аватар очень любил. Crossed был отличным трешачком, а от Black Summer у меня до сих пор приятные воспоминания. Но...куда-то они покатились не туда. Я конечно люблю хороший треш, сиськи, кишки, кровищу, но есть большая разница между качественным трешем и безвкусицей. Вот у Аватара как раз последнее, на мой взгляд. :)
Туда ведь как раз чуть больше года назад некто Константин Новосадов прорвался
Я кстати начинал читать Dream Merchant но поучему-то глаз не зацепился за русскую фамилию, хм... Правда дальше первого выпуска дело не пошло - но художник там явно не виноват.
На одном сайте про него писали, что он siberian-based, вдруг тоже из Велосебирска?..
В принципе, можно попробовать связаться, расспросить. Ради исторической справедливости
Изданные выпуски на сайте Image Comics:
https://imagecomics.com/creators/view/konstantin-novosadov/
Авторский блог:
http://konstn.blogspot.com/
Спасибо Артему за такой всепроникающий, самобытный рисунок и цветовую палитру особенно. И Ярославу Астапееву тоже за эпилог тоже спасибо. К Стиву Орландо есть ряд претензий, но в целом мне комикс понравился, я хочу пожелать этим талантливым людям успехов, с нетерпением жду следующую часть цикла. Спасибо