RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

ALL-NEW МЖДЗ: PRETTY DEADLY

11.11.2014, 15:22 — Евгений Еронин 4580 0
Уже завтра выйдет российское издание комикса Pretty Deadly от XL Media. Мы попытались ответить, почему из всего многообразия интересных современных комиксов выбор издательства пал именно на работу Келли Сью Деконник и Эммы Риос. Комикс для вас прочитали redson, Змеюкина, Undead Groom и Ларош. Мнения слегка разделились.
Расшифровка системы оценок Архив рецензий

Что думает redson:

Случайно оказывается разрушена магическая печать, и в наш мир прорывается прекрасная девушка с лицом смерти. Кажется, что в своей ковбойской шляпе с мечом в руке она создана специально для пинапов и косплея и ничего больее, но грустное и жуткое путешествие, в которое она отправится, полностью оправдает двусмысленное название и придаст образу Джинни вес и объем, пусть она и окажется в итоге второстепенным персонажем в чужой истории. Pretty Deadly — комикс красивый. Завораживающий. Не гипнотический, в транс вы от чтения не впадете. Но эфемерный и теплый, словно розовый дым. Если считать края панелей объективом камеры, то аппарат не стоит на месте и даже не находится в руках оператора, он привязан к дрону и пролетает по месту действия, нарезая произвольные фигуры вокруг героев. Доходишь до низа страницы, и часто возникает ощущение, будто ее обрубили или оператор не захватил в объектив треть картинки. Так работает Эмма Риос. Когда у художника появляется не только свой стиль, но и творческий метод, это дорогого стоит. Перед такими людьми начинаешь благоговеть. Поэтому и кажется, что Риос доминирует над сценаристкой. Будь я на месте Келли Сью Деконник, поступил бы точно так же. Смотря на этот рисунок, хочется из кожи вон лезть и выдавать нечто небанальное, но в тоже время неброское, не оттягивающее внимание. Pretty Deadly лучше всего читать в формате книги, имея на руках всю историю. Это не сюрреалистичный вестерн, построенный на метафорах, нанизанных на схематично обрисованную философию, здесь первоначальная загадочность достигается исключительно за счет недосказанности. Происходящее понятно всем действующим лицам, для них нет ничего странного. И нас будут постепенно вводить в курс дела, выводя на один уровень с ними. Пожалуй, если бы одним из центральных персонажей не была маленькая девочка, которая взяла и потребовала, чтобы ей объяснили какие-то вещи, Деконник могла бы и растеряться. Она так увлеклась, что практически целую линию пришлось раскрыть не в комиксе, а через пару текстовых вставок в конце выпусков. Впрочем, слова «могла бы» ничего не значат — я пишу этот текст в мире, в котором Деконник смогла довести свою историю до красивого финала, связав все детали воедино. Читая Pretty Deadly в формате книги, это легко заметить. Pretty Deadly — первая совместная работа Келли Сью Деконник и Эммы Риос, сделанная не для Marvel, а, по сути, для себя. Авторский проект. Вышедшие пять выпусков позиционируются как первый сюжет онгоинга, но на деле вмещают в себя законченную историю — мрачную сказку в декорациях инфернального вестерна. Художник вроде Риос в свободном плавании может чересчур заиграться и переместиться на другую плоскость существования, а сценарист вроде Деконник хоть и хитрит и виляет между сценами, все же удерживает комикс от полного ухода в артхаус. Со-авторы встречаются на полпути друг к другу, а ради таких встреч все и затевалось.

Что думает Змеюкина:

На мой взгляд, этот комикс — прекрасный образец того, как сценарист начала за здравие, а закончила... ну, сказать «за упокой» — было бы, учитывая главную тему комикса, большим комплиментом, поэтому я бы ограничилась определением «невнятно». Келли Сью Деконник, конечно, не новичок в деле комиксных сценариев, но на этот раз она, похоже, поставила слишком высокую для себя планку. После захватывающего, красивого и поэтичного (и не только потому, что в тексте используются стихи) и вместе с тем брутального пилота, действие разваливается буквально на глазах. Недосказанность, столь притягательная вначале, начинает потихоньку надоедать, а персонажи так и остаются плоскими схемами-образами, не вызывающими ни интереса, ни сочувствия, а довольно предсказуемый финал вызывает желание поставить жирную точку на дальнейшем прочтении серии. Пожалуй, именно отсутствие героев, которым хочется сопереживать, за чьей судьбой хочется следить — один из главных недостатков комикса. То есть, персонажей там много, и они чисто визуально довольно колоритны, начиная с эпизодических проститутки из салуна и бандитов с большой дороги и заканчивая главными героинями — девочками-смертями (обеими), но вот характеры персонажей, их судьба, их истории поданы очень схематично и размыто. За все пять номеров мы узнаем о происхождении только четырех героев: тех самых девочек, слепого Лиса и Красавицы. Что до остальных, включая центральную деструктивную силу по имени Смерть — с ними вообще все туманно и непонятно. Мотивация персонажей тоже далеко не всегда ясна. Они просто действуют, как хочет того сценарист, и никакой внутренней логики в их поступках искать не стоит.
Конечно, можно сказать, что это же сказка, а сказкам и легендам свойственны образы-архетипы, которые не требуют раскрытия, и чьим действиям не нужны обоснования. Но, вместе с тем, у сказок всегда простой, логичный сюжет, своя четкая философия и мораль. Здесь же до самого конца остается непонятным, для чего была рассказана эта история. Чего добились герои? К чему они шли? И вообще, что хотел сказать автор? Показать цикл жизни, а, точнее, смерти? Но для этого не нужно было разводить историю на целых пять полноценных выпусков. Одного стандартного комикса вполне бы хватило. С сюжетом тоже есть некоторые проблемы. По сути, комикс распадается на ряд ярких и эффектных сцен, связь между которыми очень условна и не всегда сразу прослеживается. Складывается впечатление, что сценарист старалась вместить в свою историю как можно больше всего: тут и вестерн, и мистика, и фольклорные мотивы (в принципе, жанр вестерна и американского фольклора всегда были довольно тесно связаны, но здесь эта связь буквально подчеркивается жирной красной линией), и поэтические экзерсисы, и жесткий экшен, который стараниями художницы вызывает легкую ассоциацию с мангой. Но вот объединить все это богатство в одну интересную, связную и действительно глубокую историю у сценариста не получилось, хотя и видно, что она очень и очень старалась. Вместе с тем рисунок, безусловно, прекрасен, динамичен и, если и говорить о поэзии в данной истории, то именно графика Эммы Риос делает комикс особенно поэтичным. Фантастический потусторонний мир, посланница смерти, превращающаяся в тысячи бабочек, Красавица в черном облаке воронов, потрясающие по красоте исполнения жестокие битвы — все это врезается в память надолго. А сдержанная, но стильная покраска делают рисунок еще более интересным и самобытным. Так что, на мой взгляд, комикс безумно красивый, но абсолютно сумбурный. Впрочем, для тех, кто ценит в комиксах прежде всего необычную и поражающую воображение графику, Pretty Deadly — настоящая находка.

Что думает Undead Groom:

В восторге от этой книги, в первую очередь, будет прекрасная половина комикс-сообщества — уж слишком редко мужской мир капитанов америка, уорренов эллисов, айванов рейсов и прочих супергероев пускает женщин покомандовать парадом. А здесь прямо фулл хаус: девушка-писатель, девушка-художник, девушка-инкер, девушка-герой, девушка-злодей, девушка-второстепенный персонаж. И что важно — эта гендерная гегемония не кажется и не ощущается кричаще пошлой, она просто скромно стоит, трет ножкой за широкой спиной сюжета, даже не пытаясь красоваться. Своей мини Osborne дуэт Риос-Деконник очень ясно дал понять честному народу, что безумие у девочек — сильная сторона. И, уйдя в соло, команда сделала единственно верное решение плыть по этому курсу.
С первого взгляда «Смертельно прекрасна» — именно продукт экспрессивной, улучшенной галлюциногенами, фантазии — психоделический вестерн, полный загадочных людей, таинственных сюжетных перипетий и неопределенной глубины символизма. Лаконичные диалоги добавляют мистики, очень приятно дополняются и обогащаются утонченным рисунком, и все бы хорошо, но когда госпожа Деконник перестает задавать вопросы и начинает публиковать ответы, выясняется, что экстравагантное блюдо — постная литературная быличка в сеттинге Дикого Запада, с элементами классических народных «Рапунцель» и «Кожедуба». Недоношенный ребенок Vertigo завораживает энигматичной красотой, предлагая бесхитростную и трюистическую мораль. Рецепт хитроумный, но очень эффективный. Записывайте. Суповая основа народных сказок, щепотка Геймана, покрошить кусочек Ходоровски, посолить эстетикой манги, бросить чу-у-у-уть-чуть грибов-псилоцибов и вуаля — шипящий коктейль Pretty Deadly готов к употреблению. Пейте, не бойтесь — на вид он может кислотно-розовый и страшно пенящийся, но на вкус удивительно легкий и до боли знакомый, почти бабушкин компотик.

Что думает Ларош:

Аромат этих цветов одурманил меня, и воды этой реки унесли меня. Знаете, у меня нет нормальных слов, чтобы рассказать вам про эту книгу. Все, что мне понятно и привычно, тут не годится. Так что я скажу, как сумею. Придется начать издалека. В книжном магазине, в который я хожу с самого детства, «массовая» и «интеллектуальная» литература стоят друг напротив друга, налево и направо от входа в зал. Это разделение, усвоенное из учебника обществознания, в теории мне всегда кажется нелепым и ужасным. На практике я не могу не признать, что правый и левый стеллажи ничем не похожи друг на друга. Среди фантастики и фэнтези мне встретятся «продолжения эпических саг» и «новые циклы от авторов того-то и того-то». Чем больше переизданий выдержала книга, тем больше будет металлического блеска у нее на обложке и тем крупнее будут цифры на ее корешке («том третий, книга вторая»). Раньше там целую полку занимал «Конан», теперь — «Сталкер», но и тогда, и сейчас название серии было куда важнее, чем имя автора. Справа все наоборот. Чем известнее и важнее книга, тем строже ее издание. Редко встретишь «вторую часть» и даже «новый роман от автора бестселлера» бывает не так часто. Тут, конечно, есть немало шарлатанов, только делающих вид, что они умны — их встретить куда проще, чем неожиданную жемчужину в серии «Фантастический боевик». Но если повезет, будь уверен — здесь берут не те книги, которые составят тебе компанию. Здесь берут книги, с которыми придется остаться наедине. А потом еще как-то жить дальше. И ни по виду книг, ни по повадкам читателей, ни даже по расположению книг на полках эти части магазина — левую и правую — спутать никак нельзя. Есть надуманные «правила игры», и по ним «легкие жанры» и «важные книги» не встречаются друг с другом. У нас, в комиксах, есть похожие правила игры. Пронзительных и точных наблюдений, тяжелых разговоров за жизнь мы ждем от мрачных людей, предпочтительно европейцев (особенно британцев), которые стараются издаваться книгами, не размениваются по мелочам и стараются как-то в новых интервью умолчать про то, что писали в молодости. С другой стороны — мы перелистываем десятки сериалов зачастую про супергероев и зачастую от американцев, хвалим хороших ремесленников, привязываемся к персонажам, рассуждаем про рисунок, структуру сюжета и то, все ли чеховские ружья были развешены (и если не все, то это ай-яй-яй, и я же первый люблю порыться в таких вещах). Высокий и низкий жанры, беллетристика и литература. Перед «Сэндменом» мы благоговеем, по «Бэтмену» мы тащимся, и, кажется, держим эти эмоции в отдельных ящиках наших столов.
Тем сложнее мне со «Смертельно красивой». Для меня эта история началась с диссонанса, и вот уже книга закрыта, а диссонанс никуда не делся. Мне в лицо дышала легенда. Сказка, архаические законы которой забыли и слушатель, и рассказчик. Миф, в котором исследователю удалось прокомментировать едва ли половину страниц, а на остальных все, что стоит ЗА событиями, осталось нерасшифрованным. И пусть рассказчица временами путалась в словах, или у нее дрожал голос, или где-то не слишком удачно выражала то, что хотела сказать — я, оцепенев, слушал с первого до последнего слова. Потому что легенды слушают именно так, и что не ухватывают головой, домысливают хребтом. И при этом вокруг творилась какая-то обычная кутерьма. Вариантные обложки и эскизы арта. Письма и твиты читателей. Авторские колонки в обычном ироническом тоне. Обещание продолжения словами «Джинни вернется в Pretty Deadly, том второй». Обсуждение качества боевых сцен в рецензиях. Сама Деконник — то, что она пишет все остальное время, то, как ведет себя в интернете — ну, вы знаете. Что вообще происходит? Может быть, в этой истории нет духа легенды, он померещился мне? Может быть, здесь все только для красного словца и красивой картинки? Да, может быть. Нет ни репутации автора-визионера (ужасное словцо), ни каких-то знаков на полях «для посвященных», по которым стало бы понятно, что здесь случайно, а что — нет. Должно быть, это просто история о девочке-смерти, девушке-смерти и женщине-смерти, об отцах и матерях, о саблях и револьверах. Что же, мне достаточно и этого. Очень хорошая история, очень хороший комикс. P.S. Ну, или если хотите, это как если бы молодой Гейман написал «Темную башню» для мейджорного комикс-издательства. Мне понравилось.
archangel_max, 11.11.2014 15:11:21
XL Media выбирает из хороших комиксов те, которые могли бы быть мангой.
Спасибо.
12primitive, 11.11.2014 16:11:58
Хоть это и МЖДЗ, от оценок вы воздержались.
sterpazook, 11.11.2014 16:11:16
Просто недосказанность комикса перетекла в выпуск МЖДЗ о нём )
Ларош, 11.11.2014 16:11:26
Undead Groom:
Я не знаю даже, про что спросить - не то почему надо специально оговаривать, что женская команда - это непошло, не то почему только девочки должны быть рады тому, что роман написан девочками про девочек. Поэтому, видимо, спрошу, что это за сказка "Кожедуб".
Undead Groom, 11.11.2014 16:11:00
Немного не понял претензий.

Я очень рад видеть комикс, где женская рука выставлена без показухи, слащавости и ванильности. Вы часто видите такие комиксы? Я вот не очень.
Если у вас не загуглилось "Кожедуб", то попробуйте найти его в сборниках немецких-английских народных сказок. Если уж прямо так интересно, то вкратце там про злого духа, который выручает попавшую впросак крестьянку за обещания награды из чего-то дорогого, начиная от ожерелья и вплоть до фёстборна.
Ларош, 11.11.2014 17:11:30
То есть большая часть "женских" (по автору и главным действующим лицам, так?) комиксов, которые вы видите, показушны, слащавы и ванильны? Дайте мне больше двух примеров, чтобы я понял frame of reference. Спорить я не стану.

С Кожедубом как-то да, продолжает не гуглиться. Я в замешательстве.
Undead Groom, 11.11.2014 17:11:23
Или по автору или по действующим лицам, или и то и другое. Вы так спрашиваете, будто существование целых "Зенескопа", "Динамита", "Аспена" с их лолами xoxo и прочим мимо вас проходит. Это не считая не самых удачных онгоингов большой двойки

Цели расспросов я так и не понял. Это м-м-м.. подкол, вам скучно, интересно или что?
hedsar, 11.11.2014 19:11:35
Я тоже пытаюсь загуглить Кожедуб Сказка - по нулям
Змеюкина, 11.11.2014 20:11:07
Мне вот тоже не совсем понятно, какой смысл оценивать комикс (как и любое произведение искусства) с позиции, кто автор: женщина или мужчина, и смотреть, насколько соблюден-нарушен шаблон: женщина-ваниль, мужчина-брутал. Есть просто хорошие комиксы и плохие, талантливые авторы и не очень, независимо от пола, возраста, национальных и расовых особенностей.
Undead Groom, 12.11.2014 00:11:01
Ой, хорош, вы так говорите, будто я весь текст оценивал книгу через эту призму.
Искатель, 12.11.2014 11:11:22
Мне понравилось, как Ларош про книжки написал
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33501 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26821 103