Аккурат к выставке
Comic Con Russia арт-группа
FSD напечатала свой первый совместный артбук - плод сотрудничества восьми авторов, содержащий сотни иллюстраций, демонстрирующих высокий уровень художников в нашей стране. Мы решили побеседовать с двумя представителями коллектива -
Константином Тарасовым, известным под псевдонимом
pixmilk, и его соратницей по группе
somik. Встретиться с Тарасовым был даже двойной повод - ведь именно он рисует
новую серию Bubble "Метеора". Этому проекту мы уделили особое внимание.
SPIDERMEDIA: Начнем, пожалуй, с альбома, который вышел у вашей группы.
КОНСТАНТИН ТАРАСОВ: Это наше первое печатное издание, первый опыт на этом поприще.
SM: Что для вас означат издание артбука?
SOMIK: Это в принципе наш первый совместный проект. Мы уже давно собрались, назвали себя арт-группой, но это наша первая деятельность за все годы.
КТ: Я бы даже сказал первый публичный проект. До этого мы выступали вместе в рамках небольших проектов, но чтобы на бумаге, чтобы серьезно, тем более на выставке, в рамках Комик Кона – это в первый раз. Очень волнительно. Посмотрим, как пойдет.
SM: А где вы до этого применяли свои художественные таланты? Про вас, Константин, мы знаем, что вы комиксы для Bubble рисуете. А что насчет вас, somik?
S: Я раньше работала в
NARR8, теперь вот в геймдеве.
КТ: Да, сейчас большинство наших ребят из группы работают в геймдеве.
SM: А почему вы, Константин решили именно комиксами заниматься? Люди в геймдев идут, а вы захотели делать рисованные истории.
КТ: Как-то сложилось, что стилистика, которая уже меня формировалась долгие годы, тяготела к комиксовой графике. Появилась возможность применить все эти навыки в действии, поработать над сериями Bubble. Над «Майором Громом», «Красной Фурией» и новой серией, которую мы сейчас запускаем – «Метеорой».
Примеры работ Константина Тарасова (слева) и ozich (справа)
SM: Bubble вас нашел или вы его?
КТ: Bubble меня нашел. Сознаюсь: когда я закончил свое обучение, то попытался пойти работать в геймдев-контору, но успеха там не сыскал. Затем на связь со мной вышел Артем [Габрелянов] и предложил рисовать комиксы. И вот я здесь.
SM: Кстати о новой серии. Насколько я понял, вы принимаете активное участие в создании вселенной и сюжета «Метеоры».
КТ: Преимущественно первое, за сюжет все-таки другие люди ответственны. Что до вселенной, внешнего вида героев, дизайна кораблей и прочего – это да, это я.
SM: Получается, вам нужно создавать для Bubble, у которого сюжеты до этого происходили на Земле, абсолютно новый мир, придумывать существ, расы.
КТ: Да, именно!
SM: Вдохновлялись чем-то?
КТ: Безусловно. Я очень люблю фантастику. Не скажу, что у меня глубокие познания в жанре, но очень люблю старое кино. Например, Blade Runner («Бегущего по лезвию») 82-го года, Space adventure Cobra того же 82-ого, «Евангелион» 95-го. Все эти фантастические произведения, на которых я вырос, повлияли на мое эстетическое восприятие этого жанра в целом.
SM: А вы, somik, не думали для Bubble рисовать?
S: Я с ними немножко работала, рисовала плакаты. А так, пока все в планах.
КТ: Перспективы выстраиваются. Возможно, будет дальнейшее сотрудничество.
SM: На презентации «Метеоры» нам рассказали про главную героиню, и мы поняли, что у нее есть команда. Но кто же у нее в команде? На футболках, в которых сотрудники Bubble работают на выставке, изображены эти персонажи, но на самой презентации о них не было сказано ни слова. Можете рассказать о них подробней?
КТ: Мы намеренно упомянули это вскользь, чтобы оставалась интрига. Читатель взял бы в руки комикс, долистал и спросил: «Вау! Серьезно?! Вот ЭТО у нее в команде?!» В хорошем смысле, естественно. По крайней мере, я надеюсь, что так воспримут. Единственное, что я могу сказать: оба эти существа будут… пушистыми!
SM: То есть в Bubble приходят фурри?
КТ: Да, можно сказать и так.
SM: Вам как самому кажется: сильно эта серия похожа на «Стражей галактики»?
КТ: Над комиксом работает большая команда, нас там в сумме насчитывается где-то шесть человек. У каждого свое представление, у каждого свой багаж знаний по фантастике. Кто-то определенно, глядя на «Метеору», видит в ней новых «Стражей галактики», я этого не отрицаю, но другие ребята, работающие над комиксом, вкладывают туда совершенно другое. Например, я вкладываю того же «Блэйд Раннера» и «Кобру». Кто-то видит Мебиуса. Кто-то вообще SkyDoll. В виду разности восприятия одного и того же проекта может получиться интересный винегрет, который создаст совершенно новое восприятие. Наверняка найдутся читатели, которые скажут, что это похоже на «Стражей галактики», но также найдутся и читатели, которые, может быть скажут: «Ага! Это же из Блэйд Раннера!» И в сумме получится что-то интересное!
SM: Изучая ваш стиль, сначала казалось, что вы тяготеете к манге. Но потом стало просматриваться и что-то европейское. Вы сами Мебиуса сейчас упомянули. Расскажите, чем вы вдохновлялись, какие комиксы читали.
КТ: Несметное количество примеров для вдохновения, как, пожалуй, и у любого другого художника. Но особо страстно хочу отметить Шона Гордона Мерфи. Я его считаю иконой нынешней американской комикс-индустрии, на него просто молиться надо! Шикарный график, просто шикарный. Также очень люблю итальянского художника Серджио Топпи. Живописные композиции, сделанные в рамках комиксной графики – это что-то с чем-то. Если из японцев выделять, то Кацухиро Отомо, авторы «Акиры» и «Стимбоя»; Кэнтаро Миура («Берсерк»). Я могу долго перечислять, их слишком много!
Мне кажется, мы живем в очень интересное время, когда информация доступна в любом количестве. Ты просто заходишь на pixiv или DeviantArt, смотришь на самую разную стилистику, как губка все это поглощаешь и проецируешь на свое творчество в том или ином виде. Но полностью копировать тоже нельзя, от себя не убежишь. Собственный стержень все-таки остается.
SM: У вас, Somik, я тоже вижу влияние манги. Я так понимаю, это общее для вашей команды FSD. Вас именно рисунки интересуют, или вы комиксы тоже читаете?
S: Я читаю определенное количество, но не особо много. В последнее время я стала больше обращать внимание на художников-аниматоров и их работы. Мне интересна динамика линий, с формой работать, упор делать не на детали, а именно на передачу каких-то ощущений.
Примеры работ somik
КТ: Когда мы только формировались как группа, это был наш начальный уровень. Потом уже мы начали интересоваться европейской школой, корейской…
S: Обычно все с манги и аниме начинают. Посмотрел в пятнадцать лет «Наруто» и начал рисовать.
SM: А вы не думали делать абсолютно авторский комикс? Который сами бы писали и рисовали?
КТ: Ой, больная тема! Все хотим! У нас даже в этой книжечке [артбуке FSD] есть раздел, посвященный комиксам нашей мечты. Каждый из восьми участников группы нарисовал обложку к своему вымышленному комиксу.
S: Авторский комикс будет достаточно тяжело издать и продать. У нас совершенно отсутствует культура авторского комикса. Он везде проходит как что-то вроде артхауса, и поэтому его не покупают обычные люди. Работа со сценарием достаточно сложная штука, в Голливуде есть целые школы сценаристов. У нас, конечно, есть какие-то идеи, которые могут заинтересовать людей, но в полноценный сценарий превратить это не просто, мы все же больше художники. К тому же, для хороших историй нужно время, а мы - люди занятые, работаем.
КТ: Есть еще одна проблема с авторским комиксом. Когда есть концепция, есть набросанный сценарий, начинаешь отрисовывать. И спустя энное количество времени - а над своим комиксом ты работаешь размеренно – ты оглядываешься и говоришь: «Нет! Черт возьми! Надо все переделать! Сделать еще лучше! Еще круче!» И вот это «еще» постоянно появляется, и это главная преграда. Не знаю, перфекционизм что ли.
S: Авторский комикс хочется сделать как можно лучше, вот и сидишь с этим проектом до посинения.
КТ: Когда ты сам себе хозяин и работник, очень сложно организовать процесс.
S: Если бы не Комик Кон, мы бы артбук тоже не выпустили.
КТ: Да, у нас появилась отличная возможность собраться вместе и сделать свое первое печатное издание. Спасибо Комик Кону за этот дедлайн.
Примеры работ ArseniXC (слева) и torsh19 (справа)
SM: Вы еще и скетчбук свой издали к Комик Кону.
КТ: Очень большой энтузиазм был у нас всех, мы хотели максимально выложиться. Вот somik тоже хотела книжечку выпустить, но не успела. Такой вот первый опыт получился. В следующий раз организованнее, может быть, подойдем.
SM: Как вообще в Bubble проходит день художника? С него требуют минимум страниц в день?
КТ: Не то чтобы требуют. Нет такого, чтобы вечером ко мне подошел сценарист или главный редактор и спросил: «Так, Костя, ты сколько сегодня сделал?» Такого нет. Но тем не менее у нас есть условная договоренность, что каждый из нас, каждый из художников должен делать по странице в день. Причем не важно, линёры, колористы – по странице в день минимум. Как правило в комиксе 24 полосы, но зачастую бывает и 30, и даже больше. Если перенести это на рабочие дни, то, если не впритык, то получится, что нужно даже больше дней, чем есть в месяце. По странице в день – это минимум, по-хорошему надо делать полторы или две. Высокий темп. Откровенно скажу, немногие справляются с этим, но я думаю, у нас все получится — два года пока работаем ровно в этом темпе.
SM: Каким вы видите дальнейшие шаги в работе группы Feel See Do? Выпустили совместный артбук, как дальше собираетесь мир завоевывать?
КТ: Комик Кон в Сан-Диего! На самом деле мы сейчас с трепетом дожидаемся конца этого Комик Кона, чтобы посмотреть, насколько мы нужны, насколько интересны. Если окажется, что людям это действительно нужно, мы приложим еще больше усилий, развернемся еще шире для следующего Комик Кона, может даже раньше.
S: Да, через месяц «Коммиссия» будет. Если московская аудитория захочет купить еще что-то у нас, возможно, мы поучаствуем в ярмарке «Коммиссии».
Пример работы Hosino Hikaru
Пример работы VVCephei
КТ: Возможно, мы даже новый материал к «Коммиссии» подготовим. А если заглядывать совсем далеко… Даже не знаю, анимационные проекты?
S: Я бы хотела, чтобы название FSD означало не просто арт-группу, чтобы под нашим лейблом могли собираться другие художники.
КТ: Как бренд.
S: Да. Чтобы, например, собрать артбук не из восьми участников, а из двадцати. Набрать друзей, знакомых и просто хороших художников! В России очень много отличных художников о которых никто не знает.
КТ: У каждого из нас восьми действительно широкий круг друзей-художников и все они потрясающие. Назову несколько ников. Наверняка, те, кто буду читать это интервью, оценят: это Blad Moran, phobs, orsobianco, Mad-sama, Soemy… Кого еще можешь назвать?
S: Вот Yufei с нами участвует.
Примеры работ Yufei
КТ: Да, Yufei – первая ласточка. Она в группе не участвует, но присоединилась к нам при создании артбука. Хочется развивать это, довести до организованного состояния.
S: Было бы здорово, помочь всем художникам, которые хотят что-то делать или издавать.
SM: Одно дело ходить по разным сайтам и искать арты, и совсем другое – взять в руки книгу, в которой все собрано, полистать и увидеть, сколько же у нас в стране замечательных художников. Если бы мне просто показали, я бы и не понял, русские они или не русские.
КТ: Я дал в редакции нескольким людям полистать эту книжечку. Они смотрели и спрашивали: «Ребята, вы точно русские вообще?» Стираются все грани, русское-нерусское. Это просто уровень, мы к нему стремимся. По-моему, неплохо получилось для первого раза.
SM: А не думали ворваться на Запад?
КТ: Вот ко мне все время наш главный редактор Артем подходит и спрашивает: «Костя, ты ведь не хочешь на Marvel поработать?» Я всегда отнекиваюсь, отвечаю: «Ха-ха, да кому я там нужен!» Но если будут какие-то предложения, я бы попробовал. Это всегда интересно, это новый опыт. Новый сегмент людей, новая компания. Особенно, если компания с именем.
S: Но на Западе и конкуренция среди художников выше.
КТ: Это да.
SM: Можно, например, прийти в Image со сценаристом, рассказать про свой комикс. Вдруг издадут. У Артема Траханова с Undertow получилось.
КТ: Да, офигенный комикс получился. Очень рад за Артема. Если честно, за его творчеством уже давно слежу, больше десяти лет, с manga.ru. Несказанно счастлив, что он смог проявить свои навыки за бугром. Очень здорово, даже завидно!
SM: Да, повезло. Но в то же время хорошо, что у нас в России есть такие художники, как вы. Надо и свою индустрию развивать!
КТ: Да! Черт возьми, где еще будет космический корабль-трансформер с бластерами,
стилизованный под трамвай?!
Обязательно посетите стенд FSD на выставке Comic Con Russia! Напоминаем, что выставка проходит в Москве со 2-го по 5-е октября в Крокус-Экспо (метро Мякинино). Стенд FSD находится во 2-м зале 1-го павильона выставочного центра, номер стенда - Т50.