RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Деревья»

07.06.2018, 17:00 — Александр Кириллов 11279 0

В 2014 году Уоррен Эллис — автор, в представлении не нуждающийся, запустил новый авторский проект совместно с художником Джейсоном Говардом (The Astounding Wolf-man, Super Dinosaur) — комикс Trees. Спустя 4 года, пройдя проверку временем, «Деревья» доросли и до российского рынка — в конце мая их выпустило издательство Fanzon.

«Деревья» позиционируются как научно-фантастический комикс, в основу которого легла идея о том, что 10 лет назад по всей Земле приземлились огромные инопланетные корабли, стоящие на массивных колоннах, напоминающих стволы огромных деревьев. Приземлились, и... ничего не произошло. 10 лет они стоят на земле, не подавая признаков жизни (кроме периодических выбросов отходов), не пытаясь выйти на контакт с людьми, которых, по мнению всех землян, пришельцы не посчитали за разумную жизнь.

Как я сказал, «Деревья» позиционируется как «научно-фантастический», что меня не могло не заинтересовать. Но является ли он на самом деле НФ? Что ж, давайте посмотрим. В комиксе 5 чередующихся линий повествования — какие-то из них занимают чуть больше экранного времени, какие-то — меньше. Перечислю их в порядке появления на страницах книги. Первая линия принадлежит мужчине по имени Винсент, который планирует стать мэром Нью-Йорка. Его в этом томе меньше всех остальных персонажей, он появляется в начале и даёт небольшую историческую справку — введение в мир комикса, — а затем появляется на последних двух страницах. Я заглянул одним глазком в следующий том — там он будет играть гораздо более значимую роль. Вторая линия — художник Ченлэй, приехавший из деревни в техногенный город-резервацию, расположенный под одним из Деревьев. Там он попадает в совершенно новый для него мир и находит любовь — девушку-трансгендера Чжэнь. Третья линия — полярная станция на острове Шпицберген, рядом с которой 10 лет назад приземлилось одно из Деревьев. Один из учёных на станции находит какие-то странные чёрные цветы неподалёку от Дерева и пытается разобраться, что это такое. Эта линия претендует на центральную — именно в ней происходит куча вещей, связанных непосредственно с Деревьями и именно в ней они впервые за десять лет подают признаки жизни. Четвёртая линия происходит на Сицилии, в коммуне Чефалу. Главный персонаж — Элигия, девушка главы местной фашистской организации. Она встречает таинственного старика, который учит её искусству управления людьми. И, наконец, пятая линия — президент Сомали, который использует Дерево, приземлившееся на границе Сомали и Пунтленда в своих политических и территориальных амбициях.

Итак, я вкратце обозначил все сюжетные линии «Деревьев». Теперь стоит ответить на вопрос — действительно ли этот комикс является НФ-произведением в традиционном понимании? Нет, «Деревья» — это социальная фантастика, самая что ни на есть настоящая. Основной мотив комикса — показать, как событие планетарного масштаба повлияет на жизнь людей различных стран и социальных статусов. Кроме того, что Эллис описывает то, как повлияли Деревья на жителей тех регионов, где они приземлились, он поднимает целый ворох различных вопросов — от трансгендерной самоидентификации до полицейского беспредела, от феминизма до национализма и экономического неравенства. Уоррен использует Деревья как фон для межличностных конфликтов, как катализатор для социальных процессов, которые в других условиях находились бы в более-менее стабилизированном состоянии. Этот приём в своё время использовал Киркман в «Ходячих мертвецах», где он создал экстремальные условия из оживших трупов для того, чтобы поиграться с психологией людей. Те, кто ожидал увидеть в «Деревьях» противостояние внеземной и земных культур, научные открытия, совершённые благодаря контакту с неземной расой, этого всего в комиксе не найдут. А найдут там лоскутное одеяло повествования, сотканное из судеб совершенно разных людей, на которых так или иначе повлияло появление Деревьев. Хорошо это или плохо? Ответ на это зависит исключительно от вкуса читателя. Я просто доношу мысль, что аннотация на обложке может ввести в некое заблуждение по поводу содержимого книги.

Нарисовал «Деревьев» Джейсон Говард, которого я знаю ещё со времён «Супер Динозавра». С тех пор он сильно прокачался — как в плане лайна, который стал гораздо более графичным и насыщенным деталями, так и в плане цвета (красит он себя сам), который в этой книге очень «ровный», спокойный, без излишней яркости и аляповатости. Больше всего в душу при чтении западают эмоции персонажей, да и в динамичных сценах он тоже весьма хорош. Конечно, Говард звёзд с неба не хватает и не использует в композиции или подаче каких-то нестандартных решений, но с историей его рисунок гармонирует отлично, а это самое главное.

При чтении «Деревьев» следует держать в голове, что это комикс не про пришельцев, а про людей. Если вы готовы к неторопливому, плавному повествованию, практически полностью лишённому клиффхэнгеров и резких сюжетных поворотов — то эта книга вам, безусловно, понравится.

Книга для обзора предоставлена издательством.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34555 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33508 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26828 103