The Magic Order #1 — особый комикс. Не потому, что его написал Марк Миллар, один из самых значимых сценаристов комиксов последних двух десятилетий, не потому, что его нарисовал Оливье Койпель, один из самых топовых художников в индустрии, а красил многократный лауреат премии Айснера Дэйв Стюарт, и уж точно не из-за уникальности замысла. Нет, он уникален тем, что это первый комикс от Netflix.
В прошлом августе Netflix нанял Марка Миллара и купил права на все его авторские комиксы. Пока их адаптируют в фильмы и сериалы, над которыми обязан работать и сам Миллар, сценарист дал старт новой серии уже специально для сервиса — и, вероятно, заранее с планами на сериальную адаптацию. Во всяком случае, это объяснило бы как формат и сеттинг The Magic Order, так и абсолютно «безопасный» подход к его сюжету.
В одном из интервью Миллар, говоря о продаже Millarworld, заявил, что с Netflix ему куда интереснее работать, чем с голливудскими продюсерами, потому что последние боятся идти даже на малейшие риски и экспериментировать с историями. Возможно, это и справедливый упрёк в адрес голливудских дельцов, но The Magic Order #1 вышел настолько стерильным, стандартизированным и легкоусвояемым, что мало какой блокбастер по этим параметрам с ним поспорит.
Марк Миллар — талантливый сценарист, способный и даже любящий не только рисковать, но и провоцировать, но он также и очень одарённый конъюнктурщик, и в этом комиксе вторая сторона его таланта явно превалировала.
Разветвлённая и древняя семья магов, скрывающихся среди людей в качестве всякого рода фокусников, призвана оберегать человечество от ужасов и потусторонних тварей из забытых эпох. Миллар в различных интервью и пресс-релизах сравнивал The Magic Order то с «Кланом Спорано», смешанным с «Гарри Поттером», то с «Королём Лиром» (sic!), и это выглядит какой-то отчаянной попыткой притвориться, что городского фэнтези не существует, и никто не слыхал ни о Ниле Геймане, ни о настольных ролевых играх от WhiteWolf, ни о Fables, ни, наконец, о «Зачарованных».
Разумеется, проблема не в том, что Миллар работает в устоявшемся жанре, и даже не в том, что его идея по меркам этого жанра довольно стандартна (в конце концов, из идеи тайного заговора фокусников вполне могло бы выйти что-то потрясающее!). Проблема в том, что в The Magic Order стандартно всё.
«Ты Был Лучшим», — напоминает главному герою один из магов. «Это в прошлом», — отвечает тот, потому что живёт Обычной Жизнью после Семейной Трагедии. Злодеи одеты так, чтоб случайный читатель, листая комикс, мог без раздумий указать, где тут плохие парни; они приходят на похороны человека, которого явно сами же убили, чтоб поглумиться и напомнить, что Это Только Начало. И так далее. В The Magic Order #1 нет не только ничего такого, чего мы не видели бы прежде, — всё это ещё и подано ровно так же, как в сотнях других комиксов, книг, сериалов и фильмов. Он прямо-таки агрессивно неоригинален.
При этом Миллар остаётся квалифицированным сценаристом, а Оливье Койпель — очень хорошим художником. Ни одну страницу тут не хочется ругать. В диалогах нет глупостей, номер внятно структурирован, образы персонажей выразительны и разнообразны, рисунок сдержан и изящен, а цвета Дэйва Стюарта создают поистине волшебную атмосферу. The Magic Order #1 нечего поставить в вину, кроме того простого факта, что всё в нём уже было повторено миллион раз, а Миллар и Койпель поработали над комиксом хорошо, но не настолько хорошо, чтоб этот предыдущий миллион раз затмить.
С коммерческой точки зрения Миллар уже победил: The Magic Order #1 установил рекорд по объёму предзаказов на первый номер серии за двадцать лет. К сожалению, если вы читали и смотрели хоть что-то, что вышло за те же два десятилетия, едва ли комикс сможет вас заинтересовать или удивить.