За последние две недели произошло многое. Кто-то из нашей редакции побывал в отпуске, кто-то отметил день рождения, кто-то узнал о себе всю правду, а кто-то и вовсе дал пресс-конференцию. Но это все дело десятое, ведь самое важное — комиксы. Лицензии тем временем объявляются, книги выходят из печати и прочее благолепие. Давайте посмотрим.
Позвольте начать с того, что издательство Corpus после изьятия из некоторых магазинов «Мауса» опубликовало письмо автора книги Арта Шпигельмана к российским читателям.
Борьба с неугодными книгами уж точно не способствует пониманию истории, и я очень благодарен тем книжным магазинам, которые не поддались соблазну убрать мою книгу с прилавков (между прочим, нацисты очень любили жечь костры из книг и преследовать инакомыслящих).
«Рамона» рассказала подробности о своем издании «Боуна». Как многие и надеялись, книги выйдут в цветном варианте и в твердом переплете и с дополнительными материалами, всего 9 томов. Первая книга — 160 страниц. Более того, издательство запускает амбициозный проект «Эпик Вин». Это антология комиксов, в которую войдет признанная классика комиксов, а также некоторые современные независимые и оригинальные работы. У всех книг антологии будет один формат и единое оформление корешков.
Издательство VD приобрело лицензию еще одного комикса от Image. Мини-серия Райли Россмо и Алекса Линка Rebel Blood выйдет одной книгой в мягкой обложке. «В мгновение ока мир пожарного Чака рухнул. Неизвестный вирус заразил все живое вокруг — как людей, так и зверей. Более того, новоиспеченные зомби оказались весьма умны и кровожадны. И все настроены против Чака. А он просто хочет воссоединиться со своей семьей», — гласит аннотация.
ИД «Апельсин» поделился планами: в ближайшее время на русском языке выйдут три ТПБ от Zenescope: «Сказки братьев Гримм», том 1; «Робин Гуд», том 1 (плюс выпуск «Робин Гуд против Красной Шапочки») и «Алиса в Стране чудес».
В конце мая или начале июня выйдет книга «Огонь и камень: Чужие» от «Белого единорога».
XL Media показала предварительный вариант обложки и логотипа «Хеллбоя». Возможно, что-то еще изменится. Так что, если есть ценные советы по улучшению, их еще можно высказать.
А теперь о том, что вышло из печати и уже поступило на книжные прилавки:
«Лига Справедливости» от «Азбуки» ждет своего часа;
Большой оверсайзный © «Жуй» XL Media уже радует своим видом полки магазинов и весело подмигивает тканевой закладкой;
Сразу три новинки от «Комильфо»: «Аврора. Другая история», «Прибой» и «Зомби против роботов». Налетай, торопись;
Третий том «Противостояния» от АСТ. «Дорожная ярость», судя по всему, уже на подходе.
«1949 Шанхай» Максима Шараева и Alt Graph;
Сборник «MYTHTAKES: Интервью с легендой», графический роман Тимо Мякеля «Эмиль и Софи» и второй «Доктор Люцид» от «Изотеки»;
Третий выпуск «Боровицкого». Третий же — «Второго» с обложкой от Артема Траханова;
А также 32-е номера «Майора Грома» и «Бесобоя». И, конечно, «Хроники Инока: Штурм Берлина» тоже уже можно купить;
36-й выпуск Ашет-коллекции «Династия М».
В очередной раз напоминаю о «КомМиссии», которая проходит сейчас в Москве. 9 и 11 мая там будет Брайан Болланд, не пропустите!
А с ВЫБОРОМ НЕДЕЛИ мне опять помог Алексей Замский. На этот раз он прочел первую главу российского комикса «Красная точка».
Full disclosure: у меня и сценариста комикса, Владимира Максимушкина, есть общие знакомые среди тех, кто пишет, рисует и издает русские комиксы.
Комикс был приобретен в магазине сотрудниками редакции сайта.
Эта рецензия могла выйти раньше, но комикс долго искал путь ко мне.
Превью комикса
Любят в наших краях постапокалипсис — и любят, чтобы он был поправдоподобнее. Лес, запущенный дом, «комок», автомат — большего не нужно. Ни тебе рейдеров с ирокезами, ни сектантов, поклоняющихся ядерной боеголовке. Скажете, про рейдеров и дикарей уже сложно сказать что-то новое? Ну так и «реализм» в этом жанре уже жевали-пережевали. А комиксы просят визуальности, экспрессии — это только на экране вещи могут выглядеть скучно, а на странице это нехорошо.
Экспрессии «Красной точке» не занимать. И вообще скажу сразу для нетерпеливых — это хорошо сделанный интересный комикс. В первую очередь он отлично нарисован.
Большая часть комикса — монохромная, с редкими и точными вставками красного цвета. Красным здесь изображается все самое важное — кровь из ран, разгоняющий ночь огонь костра, первая увиденная в жизни бабочка. Конечно, в паре мест художник не удержался от соблазна использовать цвет сам по себе, для усиления контрастности и выразительности сцены, но и там он работает. Так, в сцене, где героиня оказывается беспомощной перед опасным бандитом, красным становится кресло, в котором он сидит. Силуэт в центре кадра становится окружен ярким алым пятном, отчего персонаж выглядит устрашающим и опасным. Такое обращение с цветом, конечно, придумано не без Фрэнка Миллера — куда без него! — и на это есть по меньшей мере одна прямая отсылка.
Все остальное изображается «тушью» и «фломастером», с шершавыми краями, энергичными линиями и размазанными — в противовес унылым градиентам — задниками.
Я не могу при этом назвать стиль «грязным». У рисунка есть — в хорошем смысле — ощущение спешки. Будто все, что мы видим, происходит прямо сейчас, и нам надо успеть это схватить, увидеть, почувствовать. Кадры, почти всегда несимметричные, выталкивают друг друга со страницы, между ними часто четких полей. Они так борются за наше внимание — сюда смотри! А теперь уже сюда! А теперь сюда и сюда сразу!
В мире «Красной точки» случились Третья мировая и ядерная зима, и выжить удалось совсем немногим. Тем более — сохранить цивилизованность. Большая группа людей уцелела на нижних этажах секретного российского НИИ, откуда они теперь практически не выходят, чтобы не сталкиваться с дикарями и бандитами. У НИИ сложилась своя система управления, есть военизированная охрана и, судя по всему, строгая организация общества. Впрочем, общества мы пока почти не видим.
Да, кое-где это напоминает «Фоллаут». Но помимо пары сцен (вроде выхода из бункера, показанного в превью) сходство не бросается в глаза и это, скорее всего, не столько заимствование, сколько использование лежащей на поверхности идеи.
Наша героиня — Маша Дорохова, выросшая в НИИ молодая девушка. На первых страницах комикса она впервые выходит на поверхность земли. Такую экскурсию совершают все молодые жители НИИ, чтобы усвоить на всю жизнь, чего стоила человечеству его главная ошибка. Сюжет набирает скорость с момента, когда Маша отделяется от основной группы и остается в лесу одна. Мы увидим бандитов с поверхности, их узнаваемого главаря, а также обязательного персонажа постапокалипсиса — таинственного и смертоносного одиночку. Большего говорить не буду, потому что большинство людей не любит знать историю наперед.
С сюжетной точки зрения первая глава «Красной точки» — это только завязка, тут вводятся персонажи и устанавливаются правила игры. Остросюжетного «экшена» тут предостаточно, но нужен он в основном чтобы втянуть нас в историю и заставить сопереживать героине.
Конечно, оценить сюжет по первой главе трудно — так, к поведению героини в самом начале истории есть вопросы, но скорее всего, они снимутся в дальнейшем. Видимая к концу первого номера сюжетная «диспозиция», увы, вполне тривиальна. Скажем, что «официальная власть» НИИ в костюмах и поблескивающих очках врет остальным жителям бункера, можно сообразить раньше, чем комикс прямо дает об этом знать. Законы жанра и все такое. Но приключенческий комикс и не обязан открывать Америку в смысле устройства сюжета. Что он обязан — так это прятать «экспозицию» так ловко, как только возможно.
Из-за того, сколько всего надо успеть показать и объяснить читателю за двадцать восемь страниц (притом Шаврин рисует «широко» и разговаривает на языке страниц, а не отдельных кадров), Максимушкин в половине сцен мешает персонажам говорить, как живые люди. Он набивает их диалоговые пузыри словами, которые нужны читателю, а не участникам сцены. Это плохо и само по себе. Но в данном случае — особенно, потому что такие страницы (в частности, четвертая, с лектором у доски) попали в превью. Когда у меня были только «КомМиссионные» страницы и не было журнала, комикс мне понравился гораздо меньше именно в силу количества реплик, в которых персонажи говорят то, что собеседник и так знает.
Вероятно, этого автору показалось недостаточно — закрывают комикс две страницы простого текста, которые поясняют предысторию. Эти страницы как бы взяты из дневника одного из персонажей, и они — самое слабое место журнала. Половину того, что можно узнать из них, читатель уже понял за время чтения комикса, а без второй половины вполне можно обойтись, по крайней мере, в рамках первого выпуска. Затрудняет дело и то, что дневниковые записи никак не датированы, и не сразу получается понять, сколько времени проходит между некоторыми из них. Я подчеркну, в самих записях нет ничего плохого — просто комикс в них пока не нуждается. Вероятно, это будет повторяющийся элемент каждого выпуска, и дальше «дневники Пироговой» станут более полезны.
У наших авторов вообще часто встречается некоторое недоверие к читателю, отсутствие уверенности в том, что аудитория правильно сама прочтет рисунок. В «Красной точке» есть два пузыря с мыслями героинь — и мысли эти очень короткие и полностью читаются с их лиц на тех же кадрах. То есть если мыслепузыри убрать, ничего не изменится. Но авторы перестраховались.
А все остальное время комикс движется быстро, раз за разом совершает неожиданные повороты и не дает читателю заскучать. Тут совместно работают и сценарист, который не задерживается нигде дольше нужного, и художник, который дает персонажам индивидуальность и характеры буквально за пару кадров.
«Красная точка» — это остросюжетный комикс на любимую публикой тему, в меру мрачный и очень живой. Я был бы рад, чтобы его прочло как можно больше людей (да, я про все стоящие русские комиксы это говорю). Препятствие тут только одно — комикс получил рейтинг 18+. Я думаю, издатели снова перестраховались, BUBBLE за то же самое ставит себе 16+. Такой барьер помешает добраться до комикса его самой главной аудитории — подросткам.
Я не говорю, что вам нужно пойти на правонарушение и подсунуть его знакомым старшеклассницам, но...