RSS
РосКомНадзор

Создатели рубрики
Роман Котков и Ольга Щербинина

Заставка
Андрей Смагин


Рекомендуем

РосКомНадзор: скоро

20.06.2015, 11:39 — Ольга Щербинина 8962 3

Эта неделя выдалась...многообещающей. Словно сговорившись, издатели сдали в печать несколько интересных релизов, а также подмигнули таинственными анонсами.

Zangavar тихо так сообщил у себя на странице, что «Коллекционер» Серджо Топпи будет точно (с). Восторгаемся и не забываем купить «Шараз-де», и почитать про него здесь.

В Xl Media отправили в печать «Фелл» Уоррена Эллиса и Бена Темплсмита. 176 страниц и приятный бонус — в российское издание, в отличие от оригинала, войдут все 9 (против 8 в книге Fell, Feral City) существующих на данный момент выпусков.

   
 

«Белый единорог» продолжает издавать линейку «Огонь и камень», в печать поехала вторая книга — «Чужие». Про «Прометей: Огонь и камень» мы писали здесь.

       

Скоро наступит «Эра Альтрона», Jellyfish Jam расправилось со своей первой книгой, а сейчас в работе находятся «Молодые Мстители» и еще кое-что, о чем нам пока не рассказывали.

  

«Комильфо» интригует: таинственное «СКОРО!» подмигивает из-за угла новыми интересными лицензиями. Или чем-то еще, хм? Кроме того, у тех, кто пропустил что-то из самых популярных тайтлов издательства, появился шанс повлиять на допечатку тиража того, чего вам не хватает.

«Изотека» не осталась в стороне и показала вот такую... обложку? Тизер? Подробностей не последовало.

Приквел компьютерной игры Mortal Kombat X «Кровавые узы» вышел из печати и повится на прилавках магазинов когда? Правильно, скоро. Стоить издание в твердой обложке будет в районе 700 рублей, что действительно всего на 19 рублей дороже мягкой, так как книга в мягкой обложке у «Азбуки» продавалась бы рублей за 600-630. И не подкопаться.

В продажу поступила третья (и заключительная) часть комикса «Орден Хаоса. Серафим» и шестая (и заключительная) часть серии «Побег из Страны Чудес».

 

И уже смело можно идти за свежими Черепашками и «Палео». Ашет-коллекция №39 — «Гражданская война» (внимание, не «Раскол Мстителей») тоже уже приехала в некоторые магазины.

По доброй традиции, на закуску посмотрим обложку очередного BUBBLE-комикса.

А еще BUBBLE анонсировал свой первый артбук (давно пора), пока что в качестве эксклюзива для San Diego Comic-Con International, но не думаю, что в издательстве оставят российских поклонников без такой книги. 240 страниц лучших иллюстраций в твердой обложке, звучит неплохо, а?

Кстати о BUBBLE: на этой неделе там начал работать главный редактор нашего сайта Евгений Еронин. Делать комиксы — работа мечты, но и писать про них на Спайдермедии он, конечно, тоже не перестанет. Желаю ему успехов на новом месте!

ВЫБОР НЕДЕЛИ в этот раз достался Алексею Замскому, он прочел «Оранж Лайф», а от себя пообещаю вам кое-что интересное... скоро.

Orange Lif3 Том 1 и 2
2015
Сценарист и художникДмитрий Lemon5ky Дубровин

Full disclosure:
Книга на рецензию предоставлена издательством.
Глава издательства, выпустившего рецензируемый комикс — Евгений Кольчугин, один из авторов, сотрудничающих со «Спайдермедией».

Страница автора

Группа комикса во Вконтакте

В послесловии к первому тому ЛемонСкай пишет, что пока он рисовал эту книгу, успел «получить диплом, поработать на фултайме, на полгода уехать (...) в Гомель» и пережить еще немало больших событий. Я же, пока раздумывал над рецензией, которой заслуживает его работа, таскал томики «Оранж Лайфа» с собой в сумках и карманах. Так комикс пересек со мной несколько государственных границ, накрутил немало километров по большим и маленьким городам, посетил две дюжины чужих домов, два разных рабочих места и множество кофеен и кабаков разного пошиба. Как я его только ни читал, разве что вверх ногами не висел. Так что рецензия прилично задержалась, но в итоге я сообразил, что об «Оранж Лайфе» нужно сказать.

В комиксе Дубровина меня впечатляет огромный энтузиазм автора, распространяющийся на все части его работы. Знаете, у восприятия любого произведения искусства (и, шире, медиа) есть составляющие, которые непосредственно к содержанию вроде бы не относятся, но его сопровождают и окрашивают? К просмотру кино приплюсовываются трейлеры, афиши и интерьер кинотеатра. К музыке — обложка и вкладыш диска, в какой-то степени даже его цена. Англоязычные люди говорят про «экспириенс» общения с медиа, а по-русски про это одним словом не скажешь, в лучшем случае придется напоминать про то, что театр начинается с вешалки. А комикс — с обложки, форзаца, аннотации и даже корешка.

«Оранж Лайф» выделяется среди других отечественных комиксов — будь то изданных «Истари» или кем угодно другим — тем, какой «экспириенс» делает из него ЛемонСкай. Дизайн оформления тут приносит самостоятельное удовольствие — и большими решениями, и маленькими, как бы спрятанными деталями.

Книжка оформлена, будто комикс вовсе не комикс, а VHS-кассета с сезоном мультсериала (конечно, аниме). Без суперобложки томик и выглядит, как видеокассета — с полагающимися наклейками, и даже отдельными буквами на торце! А на «обертке» имеются слова про защиту прав, продолжительность записи (176 минут, то есть страниц) и магический для детей девяностых «долби сурраунд». Еще на обложке есть прекрасные цитаты из выдуманных и реальных рецензентов. Внутри же «экспириенс просмотра сериала» продолжается — первые страницы обоих томов содержат «киношные» титры, DVD-меню выбора эпизода (оглавление) и другие хорошие находки. Разве что изнанка суперобложки и страница с выходными данными не содержат никаких выкрутасов. Перечислил я тут максимум половину фокусов, проделанных Дубровиным, остальные вы обнаружите сами.

Дизайн — отдельная страсть автора, и книжкой она не ограничивается. «Оранж Лайф» сопровождает отлично сделанный мерчандайз. Я слыхал, отечественные комикс-фаны это любят — карточки, постеры, деревянные фигурки и в перспективе обещана настольная игра. К комиксу это, конечно, не имеет прямого отношения, но всегда хорошо иметь способ поддержать художника материально, кроме как подбегать к нему на конвенте и засовывать деньги куда получится.

Недостаток у «формы» комикса только один — недоработки корректора, причем кое-где заметные очень явно. Понятно, что трудно исправлять диалоги в комиксе, написанном шебутным и развязным стилем — и все равно нужно.

Но оформление — это та часть работы, в которую ушли «излишки» энтузиазма автора, то, что «не поместилось» в сам комикс. Все самое интересное — под обложкой.

«Оранж Лайф» — это «америманга», то есть вдохновлялся автор в большей степени японцами, но технике учился у людей по обе стороны Тихого океана. Это не «манга для тех, кто читает мангу», уж точно. Ну и что, что книжка издана «Истари» — ближе всего на нашем рынке комикс ЛемонСкая находится к «Скотту Пилигриму». Хотя и выступают они в разных жанрах и весовых категориях. Если использовать дешевый прием «Это как Икс, только Игрек», то — «Оранж Лайф» это как если бы молодой О’Мэлли решил нарисовать «Фури Кури». От последнего взяты неуемная, бьющая через край энергия, от названного автора — стремление сделать все как можно более «крутым» и при этом узнаваемым. Все отсылки к культуре у Дубровина сделаны так, как будто автор хочет «дать вам пять» прямо со страницы.

Контакт с автором вообще важная часть этого комикса. Нельзя проморгать, сколько восторга он испытывает, рассказывая историю. Это как в детстве, когда вам кто-то взахлеб пересказывает впечатливший его фильм (окей, пусть аниме-сериал) — каждое следующее событие еще круче и важнее предыдущего, и надо быстрее к нему перейти, а за ним еще более крутое... «Оранж Лайф» — это бесконечное «А дальше было вот что!» На страницах тесно от панелей, каждая следующая выталкивает предыдущую и требует вашего внимания.

Это и хорошо, и плохо. Если б я что-то понимал в манге, я бы с умным видом сказал, что это «сёнэн» и он так-то и так-то отличается от типичных представителей жанра. Но я больше по комиксам, чем по манге, так что расскажу в отрыве от контекста.

«Оранж Лайф» устроен, как грёзы мальчишки — здесь нет скрытых тем, нет авторского подтекста. Боюсь, что даже нет желания привести историю в конкретную точку и чем-то ее закончить. Повороты сюжета происходят сами по себе, без участия в них персонажей. Иногда даже кажется, что автор ходит кругами, пока не придумает, что следующее крутое будет в его комиксе — а как только придумает, сразу туда устремляется, бросая то, о чем рассказывал до этого.

Вот, например, во втором томе герой и его новая знакомая отправляются отнимать деньги у бандитов. Они приходят на «стрелку» и садятся в засаду. Проходит время, бандитов нет. Потом оказывается, что сделка должна пройти в другом месте, герои перемещаются туда — и оказывается, что и бандиты на встречу пришли другие. Не те, кого ждали. Но герои все равно на них нападают по заранее придуманному плану. Спрашивается, зачем понадобились вот эти «вставные» повороты сюжета, почему нельзя было сразу перейти от «садятся в засаду» к «нападают на бандитов»?..

Зато здесь есть все самое «крутое», что смог выдумать автор, и подается оно с максимальной скоростью и концентрацией. Из выпуска в выпуск (тома разделены на «серии», по пять в каждом) в кадре появляются все новые и новые персонажи, все с запоминающейся внешностью и своими «фишками» в дизайне. Никто, кроме главного героя, не задерживается так уж надолго — перебросились диалогом-двумя, почти наверняка подрались, и побежали дальше, каждый в свою сторону. И правильно, нечего за них держаться — они были клевые, мы на них таращились, теперь они сбежали со страницы, нарисуйте нам новых, и мы снова будем таращиться!

Такую щедрость я редко вижу. Даже если персонаж появляется на пару страниц, у него есть запоминающийся, продуманный дизайн, и автору он явно интересен. В результате мир, нарисованный очень размашистыми и быстрыми движениями, начинает обретать глубину за счет населяющих его «чудиков». По привычке, правда, думаешь, что все эти чудики вернутся — но в сюжет пока не возвратились даже те, кто в первый и последний раз появился в начале первого тома. Видно, нужно ждать дальше.

Не то чтобы, правда, все эти персонажи были глубоки — им выдано по одной-две черты, не больше. Во втором томе это особенно заметно — там все девочки ведут себя совершенно одинаково. Хуже того, это «одинаково» включает в себя любовь к тряпкам, «чуть что — в слезы» и такую жеманность речи, что я не удивился бы, увидев на какой-нибудь странице губки уточкой (ну, этого там нет). В мальчишечьих фантазиях так и должно быть — огромные бандиты! Заносчивые «старшие»! Глупые девчонки! И все одеты круто и необычно! Но от однообразия реакций и характеров устаешь.

Но зачем характеры, когда есть действие! И это не сарказм сейчас был — чтобы вас вбило в противоположную стену музыкой, не нужно ведь сложной аранжировки или полиритмии. Достаточно бодрого гитарного риффа на максимальной громкости. А с громкостью у Дубровина все в порядке.

Не то чтобы здесь много событий в значении «поворотов сюжета» — но в истории постоянно что-то происходит. Даже если это сравнительно тихая сцена, в ней обязательно случается «Та-дам!» Потому что нельзя попусту тратить страницы, на них должно быть что-нибудь крутое.

Энергетика комикса создается за счет постоянного напряжения — вот-вот что-то произойдет, или что-то откроется, или героев настигнет опасность. Впереди, как я уже говорил, есть всегда что-то еще более интересное, чем то, что уже происходит. Похоже это на рев гоночного мотора, бесконечно переходящего на еще одну передачу вверх. Вроде думаешь, что дальше уже некуда, будет разрядка, «выход» — но нет, куда там!

В рисунке это напряжение решено необычным образом. В комиксе десяти страниц не проходит, чтобы не началась драка. И в этих драках изображается почти всегда либо момент, непосредственно предшествующий удару, либо то, что происходит сразу после удара. Или замах, или отлет на несколько метров. Но почти никогда не сам удар. Поэтому мозг все время находится в состоянии «Ой, что сейчас будет!» и никогда — «Да!»

По сюжету главный герой, раньше работавший «файтером» на «короля» одного из восстановленных после большой апокалиптической войны городов, оказывается изгнан и идет, куда глаза глядят. Ему на пути попадаются разные люди, заинтересованные в нем или в том, что он может для них делать, и так Крис втягивается в одно приключение за другим. Чаще всего он ничего не понимает, не рад происходящему и вообще хотел решить все миром. Но раз за разом приходится куда-то бежать, откуда-то выбираться и пускать в дело кулаки. Причем, по всем законам юношеской фантазии, шансы на победу в драке у Криса тем больше, чем выше ставка. То есть чем сильнее он хочет победить, тем скорее побеждает.

Напомню, что устроена вся эта история как сериал на видеокассете. Поэтому комикс разделен на «серии» (названия которых нарочито плохо переведены с английского), содержит «титры» с портретами актеров, играющих персонажей, интервью с героями и удаленные сцены на последних страницах. Еще есть авторские скетчи, история создания комикса и другие, уже чисто развлекательные дополнения. Через эти «добавки» видно, что Дубровин не считает себя мессией отечественных комиксов (а здоровое отношение к себе, будем честными, среди наших авторов редкость) и вообще трезво оценивает свою работу.

Кстати, раз уж мы вернулись к «технической» стороне вопроса. В каждом томе, помимо полутора сотен черно-белых страниц (где место не тратится зря), есть несколько цветных. В первом сезоне их 24, во втором — 8. Цветная часть включает «пилотный выпуск сериала», который вы уже могли видеть здесь (если, как я, давно ждали комикс ЛемонСкая), или, частично, на КомМиссии 2010.

Дмитрий Дубровин представляется мне одним из самых интересных «молодых» авторов в наших комиксах. Его история — громкая, резкая и энергичная, и сделана так, чтобы с ней можно было хорошо провести время. Я поначалу думал, что это одноразовое чтение на скоротать вечер — но в итоге перечитал «Оранж Лайф» уже дважды. При всех его недостатках, касающихся в основном сюжета и характеров персонажей, история про Криса, конфеты и изменившийся мир отлично развлекает. И она выглядит очень свежо на фоне большей части выходящего у нас в этом жанре.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34487 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33429 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26732 103