RSS
РосКомНадзор

Создатели рубрики
Роман Котков и Ольга Щербинина

Заставка
Андрей Смагин


Рекомендуем

РосКомНадзор: Никто не ожидает инквизиции!

15.01.2018, 19:59 — Алексей Замский 6827 11

Я всё время по инерции представляю себе российские комиксы, как отрасль, бесконечно далекую от Европы и Америки, отделенную не только языковым и лицензионным барьерами, но и отстающую во времени, в культуре, да в чем только не... Причем отстающую по относительно объективным причинам: украденный в интернете комикс всегда дешевле купленного, прочтённый в подлиннике всегда лучше перевода, а конкуренция происходит всегда только между тем, что лежит на прилавках. Соответственно, пока издается только нетленная классика, любой русский комикс будет ей уступать, а то, с каким отставанием издается мейнстрим, неизбежно влияет на вкус и привычки начинающих авторов и продолжающих читателей.

Но это потому что я в подвале живу. Если из него выглянуть, то вспоминаешь, что не так уж мы и отстаем, и вообще навёрстываем — вот, мейнстрим «большой двойки» выходит с отставанием на два, а то и полтора года, и это уже совсем немного (я вот примерно с таким отставанием и читаю); появляются лицензионные площадки для чтения цифровых версий комиксов, причем тоже мейнстримные, а не экспериментальные (читай «ставящие эксперимент на читателях за их деньги»); расширяется спектр традиционных жанров, представленных отечественными авторами. В манге, говорят, вообще мы впереди планеты всей, но мне трудно понять, я в ней не разбираюсь совсем (сам читаю статьи на нашем сайте и просвещаюсь). А что мы не догоняем «Америку» по качеству — так это, извините, смотря по ком мерять. Эдуардо Риссо или Джи Эйч Вильямса не догоняем. А Грега Лэнда или Дэвида Финча, не говоря уже про «аватаровских» художников, мы и догнали, и обогнали кое-где.

В общем, дивные дела творятся в русских комиксах. В интересное время живем. И новости ничего такие.


НОВОСТЬ НЕДЕЛИ

Девяностые. Девяностые никогда не заканчиваются. По крайней мере, американские комиксные девяностые в эстетике русских комиксов дветыщидесятых. Поэтому грядет «Инквизитор».

Вы меня знаете — главной новостью выпуска для меня всегда становится новый амбициозный русский комикс, потому что это в сто раз интереснее, чем любое переводное или архивное издание. А поскольку я невнимательно слежу за новостями, появление нового комикса для меня всегда неожиданность. Вот и новости от «Комикс Паблишер» свалились мне, как снег на голову (да, у нас наконец выпал снег, а у вас, небось, давно уже?) — Станислав Таривердиев (а также Максим Решетов и Никита Рожков, которых не упоминают в анонсе) выпускает у них комикс «Инквизитор». Анонсирован выход первого февраля первого сингла, на обложке которого написано «графический роман, глава 1/8». Есть превью на четыре страницы. Но по нему судить о работе художника и сценариста пока рано, а можно говорить только об общей эстетике. И...

 

Писать про русские комиксы вообще-то тяжело — у меня ведь возникает автоматический конфликт интересов с любым изданием, всякая критика от меня как бы сама собой становится критикой «коллег-конкурентов», поэтому нужно быть очень осторожным. Так что я поступлю необычным для себя способом: предскажу основные претензии, которые у вас есть к этому анонсу, и стану защищать автора от них (потому что вообще-то русские комикс-блоггеры это делать не горазды).

«Ну это Спаун!» — да, ребята, я тоже увидел цепь, хватающую человека, и подумал про Спауна. Но не то чтобы «цепь, которая сама движется» — это уникальная идея, которую можно только украсть из другого комикса, а не выдумать «из воздуха». Когда вашей целью, как автора, не является поразить людей ранее невиданной суперспособностью (а на русскоязычном рынке такой необходимости нет, у нас даже Икс-мены только самые базовые известны) или вписать нового супергероя во вселенную, где их и так уже миллион, вы не ищете самую безумную и инновационную идею. Вы берете образ, который хорошо работает в вашей истории и служит центральному символизму. А этот символизм можно оценить, только видя историю целиком.

«Ну это девяностые!» — да, я сам это сказал. Но что такое девяностые? Это период самого большого взлета «независимых» комиксов, момент роста продаж и возвращения (в США) популярности к изживавшей себя нарративной форме. Это момент всеобщего интереса к супергероике, попадания кейп-комиксов в самый центр интересов массового читателя. Этот бум кончился обвалом, но далеко не из-за того, как рисовали Лайфелд и Макфарлейн, а из-за ядовитых практик книготорговли. Девяностые принесли в комиксы энергетику, на которую откликнулись даже те читатели, которые обычно не читали комиксы — и «эстрррремальная кейпота» открыла двери и шлюзы для других, самых разных комиксов. На каждого Лайфелда найдется Капулло, который из подражателя старшему товарищу превратился в икону стиля (и сейчас неважно, как я отношусь к рисунку Капулло, важно, как комиксы с его современным рисунком продаются в России и вокруг).

«Очередной русский супергерой, в котором нет ничего русского!» — этот аргумент всегда побеждает, потому что с ним никто не соревнуется. Что именно «русское» должно быть в комиксе, если не медведи и бабалайки, обычно не говорится — разве что всегда вызывает претензии перенесение сюжета в Европу или Америку. Как будто советская фантастика не делала того же самого, потому что экзотический материал всегда интереснее, чем привычный и знакомый. Правда, в экзотических декорациях там разрабатывалась близкая читателю «отечественная» проблематика. Из первых страниц комикса извлечь «сугубо отечественные» темы пока трудно, если только не считать зло, глубоко проникшее в души людей, за суверенную российскую тему. Но неактуальной такую тему тоже не назовешь, а выводы надо делать на основе всей первой главы (а часто и двух). И если уж на то пошло, «Инквизитор» в немалой степени наследует визуально тем «взрослым» комиксам, которые выходили в СНГ в девяностые, что делает его очень даже «русским».

«Очередной дебютант с нетленкой!» — ну, а кто из нас не дебютант с нетленкой (сказал он и вздрогнул)? Да, я желтокож и наполнен ядом и желчью, и с трудом читаю строчки вроде «Сайт называется Мифограф, потому что я — молодой сценарист-комиксист, проще говоря, занимаюсь созданием современных мифов». Но вы что, хотите, чтобы автор не замахивался на большие задачи и скромничал? А когда ему можно будет перестать? Когда он выпустит три-четыре работы, их никто из-за его скромности не заметит и ему придется завязать с комиксами? Нет уж, любить так королеву, воровать — так миллион. Я люблю всех «создателей современных мифов» и призываю вас к тому же. А самим создателям желаю брать пример с Мура, Моррисона и других авторов, от которых они наверняка и подхватывают мысль о «современных мифах» и налегать на психоделики, черную магию и неомистицизм. Потому что ой не традиционалисты-консерваторы сделали все революции в комиксах, ой не они.

Кстати, сайт может в самом деле быть полезен тем, кто находится в начале пути — уж по крайней мере, всегда полезно узнать, что ты не один сталкиваешься с какими-то трудностями, они у всех общие и кто-то из уже преодолел. Там, например, есть длинная статья о работе с художником и ПРЕДОПЛАТЕ, что уже поднимает Таривердиева над многими собратьями-сценаристами.

В общем, «Комикс Паблишер», «Инквизитор», восемь номеров, ТРИ ТЫСЯЧИ ТИРАЖА, первое февраля. Запомните или запишите.

Отдельное удовольствие при каждом таком анонсе — читать комментарии. Люди там, сами того не подозревая, рассказывают о себе... слишком много. Особенно когда обсуждают такую обложку, как у «Инквизитора».


ПЕРЕРОЖДЕНИЕ «АЗБУКИ»

На новый год «Азбука» пришла и завалила нас анонсами. Общая суть такова — все основные линейки «DC Comics», перезапустившиеся в 2016 году, начинают выходить регулярными хардами. Всё начинается с собственно «DC Rebirth» (локализованное название которого пока не анонсировано), а за ним идут Бэтмэны, Супермены, Аквамены и так далее.

Это, безусловно, большое дело. К выходу первых томов мы будем ещё отставать от иностранных читателей на два года, но выпускать переводные сборники — быстрее, чем оригинальные серии, и отставание наверняка сократится. Не всё идеально — анонсированы только серии, которые можно «привязать» к фильмам и сериалам, даже Фонарей не ожидается (не то что более нишевых серий). Но это практически как приход «Нетфликса» в Россию — сильное сокращение дистанции до актуальных событий в мировом пространстве.

Ну и не могу не клацнуть зубами на анонс, который подчеркивает — «Реберс» — не перезагрузка, для полноты картины вам надо знать «Флэшпоинт» и «Нью-52», тогда-то вы как следует удивитесь!» Вот больше всего сейчас русскоязычному комикс-рынку надо продвижение идеи о большой непрерывной комикс-хронологии, трушным фанатом которой можно быть, только прочитав десять килограммов книг. Вот ни к чему плохому это не ведет, что вы что вы.

Название Сценарист Художник Что случилось? Издательство
Aquaman
Vol. 1
The Drowning
Дэн Абнетт
Скот Итон
Бред Уолкер
Филипп Брионес
Анонс Азбука-Аттикус
Batman
Vol. 1
Am Gotham
Том Кинг Дэвид Финч Анонс Азбука-Аттикус
DC Universe: Rebirth Джефф Джонс
Гэри Фрэнк
Итан Ван Скайвер
Фил Джименез
Анонс Азбука-Аттикус
Detective Comics
Vol. 1
Rise of the Batmen
Джеймс Тайнион IV
Эдди Берроуз
Альваро Мартинес
Эдди Барроуз
Рауль Фернандес
Анонс Азбука-Аттикус
The Flash
Vol. 1
Lightning
Strikes Twice
Джошуа Уильямсон Кармине ди Джандоменико Анонс Азбука-Аттикус
Green Arrow
Vol. 1
The Death and Life
of Oliver Queen
Бенджамин Перси< Отто Шмидт
Хуан Феррейра
Анонс Азбука-Аттикус
Justice League
Vol. 1
The Extinction
Machines
Брайан Хитч
Брайан Хитч
Тони Дэниел
Хесус Мерино
Санду Флореа
Мэттью Кларк
Анонс Азбука-Аттикус
Suicide Squad
Vol. 1
The Black Vault
Роб Уильямс
Филип Тан
Джим Ли
Джейсон Фабок
Иван Рейс
Гэри Фрэнк<
Скотт Уильямс
Карлос Д’Анда
Анонс Азбука-Аттикус
Superman
Vol. 1
Son of Superman
Питер Дж. Томаси
Патрик Глисон
Патрик Глисон
Дуг Манке
Хорхе Хименес
Мик Грей
Джейми Мендоса
Анонс Азбука-Аттикус
Wonder Woman
Vol. 1
The Lies
Грег Рака Мэттью Кларк
Лиам Шарп
Анонс Азбука-Аттикус

 


АСТ ВЕЛИКОЙ МЫШИ

Другая куча анонсов — от мейджора с другой стороны, носителя тясака Великой Мыши, Попирающей Ограничения Сроков Копирайта. Их мы, как обычно, выискивали в издательских комментариях. В смысле, анонсированы диснеевские серии от «АСТ», график известен с января до апреля, но точных дат и превью нету. Да и зачем они нужны, ведь слава Великой Мыши несется от города к городу на крыльях эфира и волнах электропередач, и славу о Селезне без Штанов поют блогеры от «микро» до «ютубо».

Название Сценарист Художник Что случилось? Издательство
Дональд Дак
Невезучий, как я
В сети появилась
русифицированная
обложка
АСТ
Дональд Дак
Тайна старого замка
Обещают в марте АСТ
Дядюшка Скрудж и
Дональд Дак
Последний из Клана
Макдаков
Обещают в феврале АСТ
Дядюшка Скрудж и
Дональд Дак
Самый богатый
селезень в мире
Обещают в марте АСТ
Микки Маус
Зов природы
Обещают в феврале АСТ
Микки Маус
Книга 2
Робин Гуд
снова в деле
Обещают в апреле АСТ
Микки Маус
Тайна хрустального
шара
Обещают в конце
января
АСТ

 


РАДУЕМСЯ

Название Сценарист Художник Что случилось? Издательство
Star Trek
Хан
Майк Джонсон
Дэвид Мессина
Клаудия Бальбони
Лука Ламберти
Анонс fanzon
Эксмо
Архив Ужасов
Переиздание
Мария Конопатова Вышел из печати Комикс
Паблишер
Бэтмен
Расцвет
Скотт Снайдер Грег Капулло Вышел из печати Азбука-Аттикус
Вечное лето Юрий Константинов Вышел из печати Комикс
Паблишер
Деревья
Том 1
Уоренн Эллис Джейсон Говард Оф. анонс
на вторуюю
половину 2018
fanzon
Эксмо

 

Выходит на бумаге «тот желтый комикс о безысходности с КомМиссии» — вы не подумайте, что он такой позитивный, как обещают слова «позитив-панк-группа» и яркая цветовая гамма. В некотором смысле не тот комикс назвали «Архивом ужасов». Почему в России вообще так много панк-комиксов? И почему все эти панк-комиксы выходят не самиздатом, а через «хайброу» издательства? Так или иначе, это круто, круче только анонс «Деревьев», но мои мысли и чувства по этому поводу я уже описывал в прошлый раз.

Название Сценарист Художник Что случилось? Издательство
Дрессировщик котиков
Моя жизнь в комиксах
Сары Андерсен
Время мазни
Sarah’s Scribbles
Сара Андерсен Анонс Эксмо
Иллюзии
Глава 2: Грезы
Спец.выпуск
АRTЁM
Dasha KO
Dark Man
Влад Гернет
Наталия Быкова
Анонс и еще
больше планов
Dream Studios
на 2018 год
Dream
Studios
Излом времени Мадлен Л’Энгл Хоп Ларсон Анонс Эксмо
Инквизитор Станислав Таривердиев Максим Решетов
Цвет и шрифт: Никита Рожков
Анонс Комикс
Паблишер
Омнибус
Темной Башни
Извлечение троих
В планах
на весну
АСТ
Токийский призрак
Том 2
Будь с нами
Рик Ремендер Шон Мёрфи Анонс
комикса
fanzon
Эксмо

 

Хоуп Ларсон у нас, наверное, больше знают как сценаристку. С ее авторскими работами, как художницы, я незнаком, но отдельные страницы выглядят значительно интереснее, чем всё, что происходит в «Бэтгёрл», но тут я естественным образом предвзят. Вряд ли «Излом времени» у нас сильно бабахнет в кино, а кино-рунет в районе его выхода я читать бы вообще зарёкся на вашем месте, но среди тех, кому понравится фильм, наверняка будет немало желающих купить... книгу. Кхм, а что с комиксом делать? А, знаю! Его будут ДАРИТЬ тем, кому понравился фильм и кто купил книгу.

Есть ли у нас вообще манера читать одну и ту же историю дважды, раз с картинками, раз без? Судя по тому, что «Темная башня» продолжает издаваться и стоит дома у каждого поклонника книги (я всегда проверяю), такая манера есть. Я же продолжаю считать комиксную «Темную башню» невероятно слабой, и пригодной только как альбомы с иллюстрациями к книге.

Название Сценарист Художник Что случилось? Издательство
Чёрный Молот
Событие
Джефф Лемир Дин Ормстон
Дэвид Рубен
Анонс Комильфо
Чёрная пантера
Народ под нашими ногами
Том 2
Та-Нахаси Коатс Крис Спраус Анонс fanzon
Эксмо
Чёрная Пантера:
кто он?
Джесси Дж. Холланд Анонс
романа
АСТ
Щ.И.Т.
Секретная история
Челси Кейн
Дэвид Уокер
Джоди Хаузер
Кэтрин Иммонен
Мэттью Розенберг
Патрик Киндлон
Стэн Ли
Люк Росс
Рич Эллис
Дэниел Уоррен Джонсон
Джоэлл Джонс
Скотт Херберн
Ли Фергюсон
Джэк Кирби
Анонс
комикса
fanzon
Эксмо
Щ.И.Т. Том 2
Мужчина по имени
С.М.Е.Р.Т.Ь.
Марк Уэйд Джулиан Тотино Тедеско Анонс fanzon
Эксмо

 

А вот и супер-скорость (а казалось бы, анонс Флэша в другом месте). «Черный молот» выходит у нас с разницей, как заявлено, меньше чем в месяц от американского релиза. Это прямо очень хорошо, а к тому же «Комильфо» продолжает продвигать свои книги нестандартными и очень приятными способами — в этот раз вместо случайной карточки в книге будет случайный постер. Хороший комикс, хорошее промо, так что даже не хочется придираться к шрифтам, которые кое-где подозрительны — но всё-таки это превью.

Фанзон коротенько проходится по продолжениям «Пантеры» и «ЩИТа», и непонятно, почему этому не уделяется больше внимания — «Пантеру» мы ждём в кино совсем скоро, а Камбербатча в кино мы пока не ждём.


ТЕРПИМ

Название Сценарист Художник Что случилось? Издательство
My Little Pony
Дружба — это магия
том 7
Сдан в печать Фабрика
комиксов
My Little Pony
Дружба — это магия
том 8
Том Эф. Залер
Кристин Райс
Тед Андерсон
Агнес Гарбовска
Джей Пи. Фосгитт
Тони Фликс
Русифицирована
обложка
Фабрика
комиксов
Star Trek
Том 6
После тьмы
Майк Джонсон Agri Karuniawan
Клаудия Бальбони
Эрфан Фаджар
В сети появилась
русифицированная
обложка
Официального анонса
не было
fanzon
Эксмо
Ёнком Вадим ZiK Джантюрин Вышла из печати
Автор рассылает книгу
предсказавшим.
Kitsune
Comics
Империя мертвых
Третий акт
Отменен
издательством
АСТ
Лига выдающихся
джентльменов
Том 3
Столетие
Алан Мур Кевин О’нейлл Обещают в марте АСТ
МЯУ № 2 Сергей Титов Сергей Титов
Обложка: Дмитрий Иванов
Ушел в печать Другое
издательство
Сад и огород
в рисунках
и комиксах
Полная наглядная
энциклопедия
Павел Траннуа

 

Русифицирована
обложка
Выход в январе
Оказался не комиксом
Эксмо

 

К «Ёнкомам» у меня только один вопрос — как это так, что я открываю книжку, а там через раз совсем не ёнкомы, а просто комиксы? Вообще, я когда осенью ходил на фестивали, то очень поражался количеству и качеству фанатской печати, которую выпускают брони. «Черепашки» всё ещё держат пальму первенства, но брони отчетливо вторые, хотя их слияние с мангой мне, консервативному любител мультфильмов, непонятно. Тем временем АСТ тишком похоронил очередную серию, на этот раз — «Империю мертвых». Такие дела, как говорил классик.


ПОКУПАЕМ

Название Сценарист Художник Издательство Обложка Стр.
Бесобой № 13
«Откровения»
Алекс Хатчетт Анастасия Ким
Цвет: Лада Акишина
Обложка: Аделина Соляник
BUBBLE Сингл 24
Веном
Смертоносный
защитник
Дэвид Мишелини Марк Багли
Рон Лим
Книжный клуб
Фантастика
Твердая 144
Зеленый Фонарь
Возрождение
Джефф Джонс Итан Ван Скайвер Азбука-Аттикус Твердая 232
Игорь Гром № 13
«Умный человек»
Часть 3
Алексей Замский Андрей Васин
Цвет: Наталья Нестеренко
Обложка: Марина Привалова
BUBBLE Сингл 24
Мироходцы
«Лицом к лицу»
часть 1
Евгений Федотов Мадибек Мусабеков
Цвет: Анна Сидорова
Обложка: Максим Козлов
BUBBLE Сингл 24

 

У меня всё ещё выходит комикс, вы знали? Более того, все серии «Баббл» входят в новый год с новыми силами, большими сюжетными поворотами и новыми открытиями. В «Мироходцах» Мусабеков делает такие вещи, что это уже практически «наш МакКелви», сюжетные повороты каждого номера «Бесобоя» долетают до меня с разных краев интернета, как ударная волна, а в «Союзниках» временно стал у руля Алексей «Черный Пес» Волков, он же Алексей «Победитель невозможного» Волков, он же... Ну вы поняли. И тем не менее, я хочу подчеркнуть, всё самое интересное происходит именно в моем «Игоре Громе». А желающие возразить пусть заведут свой собственный «РосКомНадзор» на параллельной «Спайдермедии» и ругают меня оттуда через пространственный барьер.
Шучу, конечно. Все хорошие, я всех люблю, давайте жить дружно.

Название Сценарист Художник Издательство Обложка Стр.
Крутиксы № 1 (3) Юлия Гарибова Юлия Гарибова
Евгений Яковлев
Лада Акишина
Обложка: Марина Сухарева
BUBBLE Сингл 56
Союзники № 13
«Огненная земля»
Часть 2
Алексей Волков Анна Рудь
Цвет: Анастасия Троицкая<
Обложка: Алина Ерофеева
Виктория Виноградова
BUBBLE Сингл 24
Страх во плоти
Бесстрашные
Каллен Банн
Крис Йост
Мэтт Фрэкшн
Марк Багли
Пол Пеллетьер
Ашет-Коллекция Твердая 136
Счастье быть мамой
Комиксы, которые научат
принимать с юмором
все сложности
материнства
Элизабет Тон Эксмо Твердый 128
Тор. Бог Грома

Омнибус
Джейсон Аарон
Эсад Рибич
Батч Гайс
Августин Алессио
Дас Пасторас
Ник Кляйн
Рон Гарни
Книжный клуб
Фантастика
Твердая 560

 

Обошедшие интернет картинки Лисбет Тон добрались до печати. Составить впечатление можно, погуглив автора — любительских переводов в интернете немало. Всё, что я могу о них сказать — местами трогательно, везде жизненно.
В «Ашете» снова выходит «Страх во плоти», и я вообще не понимаю, что у них считается классикой. Как можно выпускать «Страх во плоти», когда в Африке дети голодают, в смысле, когда ещё столько великих старых комиксов не издано.


А как у вас прошли новогодние праздники, каникулы или что у вас там было? И какие серии «русского Реберса» вы собираетесь покупать? И самое интересное — каких серий вам не хватает? Я точно знаю, что нас почитывают издатели, и если вдруг глас народа возопит «Подайте нам реберсного Дэфстроука, ибо нас тысячи и мы знаем, что это одна из лучших новых серий, если не лучшая», этот глас вполне может быть услышан.

 

Отдельная благодарность Дмитрию Андрееву, Юрию Лукашевичу и Александру Гевлакову за помощь в подготовке материала.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34467 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33383 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26706 103