Я всё время по инерции представляю себе российские комиксы, как отрасль, бесконечно далекую от Европы и Америки, отделенную не только языковым и лицензионным барьерами, но и отстающую во времени, в культуре, да в чем только не... Причем отстающую по относительно объективным причинам: украденный в интернете комикс всегда дешевле купленного, прочтённый в подлиннике всегда лучше перевода, а конкуренция происходит всегда только между тем, что лежит на прилавках. Соответственно, пока издается только нетленная классика, любой русский комикс будет ей уступать, а то, с каким отставанием издается мейнстрим, неизбежно влияет на вкус и привычки начинающих авторов и продолжающих читателей.
Но это потому что я в подвале живу. Если из него выглянуть, то вспоминаешь, что не так уж мы и отстаем, и вообще навёрстываем — вот, мейнстрим «большой двойки» выходит с отставанием на два, а то и полтора года, и это уже совсем немного (я вот примерно с таким отставанием и читаю); появляются лицензионные площадки для чтения цифровых версий комиксов, причем тоже мейнстримные, а не экспериментальные (читай «ставящие эксперимент на читателях за их деньги»); расширяется спектр традиционных жанров, представленных отечественными авторами. В манге, говорят, вообще мы впереди планеты всей, но мне трудно понять, я в ней не разбираюсь совсем (сам читаю статьи на нашем сайте и просвещаюсь). А что мы не догоняем «Америку» по качеству — так это, извините, смотря по ком мерять. Эдуардо Риссо или Джи Эйч Вильямса не догоняем. А Грега Лэнда или Дэвида Финча, не говоря уже про «аватаровских» художников, мы и догнали, и обогнали кое-где.
В общем, дивные дела творятся в русских комиксах. В интересное время живем. И новости ничего такие.
Девяностые. Девяностые никогда не заканчиваются. По крайней мере, американские комиксные девяностые в эстетике русских комиксов дветыщидесятых. Поэтому грядет «Инквизитор».
Вы меня знаете — главной новостью выпуска для меня всегда становится новый амбициозный русский комикс, потому что это в сто раз интереснее, чем любое переводное или архивное издание. А поскольку я невнимательно слежу за новостями, появление нового комикса для меня всегда неожиданность. Вот и новости от «Комикс Паблишер» свалились мне, как снег на голову (да, у нас наконец выпал снег, а у вас, небось, давно уже?) — Станислав Таривердиев (а также Максим Решетов и Никита Рожков, которых не упоминают в анонсе) выпускает у них комикс «Инквизитор». Анонсирован выход первого февраля первого сингла, на обложке которого написано «графический роман, глава 1/8». Есть превью на четыре страницы. Но по нему судить о работе художника и сценариста пока рано, а можно говорить только об общей эстетике. И...
Писать про русские комиксы вообще-то тяжело — у меня ведь возникает автоматический конфликт интересов с любым изданием, всякая критика от меня как бы сама собой становится критикой «коллег-конкурентов», поэтому нужно быть очень осторожным. Так что я поступлю необычным для себя способом: предскажу основные претензии, которые у вас есть к этому анонсу, и стану защищать автора от них (потому что вообще-то русские комикс-блоггеры это делать не горазды).
«Ну это Спаун!» — да, ребята, я тоже увидел цепь, хватающую человека, и подумал про Спауна. Но не то чтобы «цепь, которая сама движется» — это уникальная идея, которую можно только украсть из другого комикса, а не выдумать «из воздуха». Когда вашей целью, как автора, не является поразить людей ранее невиданной суперспособностью (а на русскоязычном рынке такой необходимости нет, у нас даже Икс-мены только самые базовые известны) или вписать нового супергероя во вселенную, где их и так уже миллион, вы не ищете самую безумную и инновационную идею. Вы берете образ, который хорошо работает в вашей истории и служит центральному символизму. А этот символизм можно оценить, только видя историю целиком.
«Ну это девяностые!» — да, я сам это сказал. Но что такое девяностые? Это период самого большого взлета «независимых» комиксов, момент роста продаж и возвращения (в США) популярности к изживавшей себя нарративной форме. Это момент всеобщего интереса к супергероике, попадания кейп-комиксов в самый центр интересов массового читателя. Этот бум кончился обвалом, но далеко не из-за того, как рисовали Лайфелд и Макфарлейн, а из-за ядовитых практик книготорговли. Девяностые принесли в комиксы энергетику, на которую откликнулись даже те читатели, которые обычно не читали комиксы — и «эстрррремальная кейпота» открыла двери и шлюзы для других, самых разных комиксов. На каждого Лайфелда найдется Капулло, который из подражателя старшему товарищу превратился в икону стиля (и сейчас неважно, как я отношусь к рисунку Капулло, важно, как комиксы с его современным рисунком продаются в России и вокруг).
«Очередной русский супергерой, в котором нет ничего русского!» — этот аргумент всегда побеждает, потому что с ним никто не соревнуется. Что именно «русское» должно быть в комиксе, если не медведи и бабалайки, обычно не говорится — разве что всегда вызывает претензии перенесение сюжета в Европу или Америку. Как будто советская фантастика не делала того же самого, потому что экзотический материал всегда интереснее, чем привычный и знакомый. Правда, в экзотических декорациях там разрабатывалась близкая читателю «отечественная» проблематика. Из первых страниц комикса извлечь «сугубо отечественные» темы пока трудно, если только не считать зло, глубоко проникшее в души людей, за суверенную российскую тему. Но неактуальной такую тему тоже не назовешь, а выводы надо делать на основе всей первой главы (а часто и двух). И если уж на то пошло, «Инквизитор» в немалой степени наследует визуально тем «взрослым» комиксам, которые выходили в СНГ в девяностые, что делает его очень даже «русским».
«Очередной дебютант с нетленкой!» — ну, а кто из нас не дебютант с нетленкой (сказал он и вздрогнул)? Да, я желтокож и наполнен ядом и желчью, и с трудом читаю строчки вроде «Сайт называется Мифограф, потому что я — молодой сценарист-комиксист, проще говоря, занимаюсь созданием современных мифов». Но вы что, хотите, чтобы автор не замахивался на большие задачи и скромничал? А когда ему можно будет перестать? Когда он выпустит три-четыре работы, их никто из-за его скромности не заметит и ему придется завязать с комиксами? Нет уж, любить так королеву, воровать — так миллион. Я люблю всех «создателей современных мифов» и призываю вас к тому же. А самим создателям желаю брать пример с Мура, Моррисона и других авторов, от которых они наверняка и подхватывают мысль о «современных мифах» и налегать на психоделики, черную магию и неомистицизм. Потому что ой не традиционалисты-консерваторы сделали все революции в комиксах, ой не они.
Кстати, сайт может в самом деле быть полезен тем, кто находится в начале пути — уж по крайней мере, всегда полезно узнать, что ты не один сталкиваешься с какими-то трудностями, они у всех общие и кто-то из уже преодолел. Там, например, есть длинная статья о работе с художником и ПРЕДОПЛАТЕ, что уже поднимает Таривердиева над многими собратьями-сценаристами.
В общем, «Комикс Паблишер», «Инквизитор», восемь номеров, ТРИ ТЫСЯЧИ ТИРАЖА, первое февраля. Запомните или запишите.
Отдельное удовольствие при каждом таком анонсе — читать комментарии. Люди там, сами того не подозревая, рассказывают о себе... слишком много. Особенно когда обсуждают такую обложку, как у «Инквизитора».
На новый год «Азбука» пришла и завалила нас анонсами. Общая суть такова — все основные линейки «DC Comics», перезапустившиеся в 2016 году, начинают выходить регулярными хардами. Всё начинается с собственно «DC Rebirth» (локализованное название которого пока не анонсировано), а за ним идут Бэтмэны, Супермены, Аквамены и так далее.
Это, безусловно, большое дело. К выходу первых томов мы будем ещё отставать от иностранных читателей на два года, но выпускать переводные сборники — быстрее, чем оригинальные серии, и отставание наверняка сократится. Не всё идеально — анонсированы только серии, которые можно «привязать» к фильмам и сериалам, даже Фонарей не ожидается (не то что более нишевых серий). Но это практически как приход «Нетфликса» в Россию — сильное сокращение дистанции до актуальных событий в мировом пространстве.
Ну и не могу не клацнуть зубами на анонс, который подчеркивает — «Реберс» — не перезагрузка, для полноты картины вам надо знать «Флэшпоинт» и «Нью-52», тогда-то вы как следует удивитесь!» Вот больше всего сейчас русскоязычному комикс-рынку надо продвижение идеи о большой непрерывной комикс-хронологии, трушным фанатом которой можно быть, только прочитав десять килограммов книг. Вот ни к чему плохому это не ведет, что вы что вы.
Название | Сценарист | Художник | Что случилось? | Издательство |
Aquaman Vol. 1 The Drowning |
Дэн Абнетт | Скот ИтонФилипп Брионес |
Анонс | Азбука-Аттикус |
Batman Vol. 1 Am Gotham |
Том Кинг | Дэвид Финч | Анонс | Азбука-Аттикус |
DC Universe: Rebirth | Джефф Джонс | Гэри ФрэнкФил Джименез |
Анонс | Азбука-Аттикус |
Detective Comics Vol. 1 Rise of the Batmen |
Джеймс Тайнион IV | Эдди БерроузЭдди Барроуз |
Анонс | Азбука-Аттикус |
The Flash Vol. 1 Lightning Strikes Twice |
Джошуа Уильямсон | Кармине ди Джандоменико | Анонс | Азбука-Аттикус |
Green Arrow Vol. 1 The Death and Life of Oliver Queen |
Бенджамин Перси< | Отто Шмидт Хуан Феррейра |
Анонс | Азбука-Аттикус |
Justice League Vol. 1 The Extinction Machines |
Брайан Хитч | Брайан ХитчХесус Мерино |
Анонс | Азбука-Аттикус |
Suicide Squad Vol. 1 The Black Vault |
Роб Уильямс | Филип ТанДжейсон Фабок |
Анонс | Азбука-Аттикус |
Superman Vol. 1 Son of Superman |
Питер Дж. Томаси Патрик Глисон |
Патрик ГлисонХорхе Хименес |
Анонс | Азбука-Аттикус |
Wonder Woman Vol. 1 The Lies |
Грег Рака | Мэттью Кларк Лиам Шарп |
Анонс | Азбука-Аттикус |
Другая куча анонсов — от мейджора с другой стороны, носителя тясака Великой Мыши, Попирающей Ограничения Сроков Копирайта. Их мы, как обычно, выискивали в издательских комментариях. В смысле, анонсированы диснеевские серии от «АСТ», график известен с января до апреля, но точных дат и превью нету. Да и зачем они нужны, ведь слава Великой Мыши несется от города к городу на крыльях эфира и волнах электропередач, и славу о Селезне без Штанов поют блогеры от «микро» до «ютубо».
Название | Сценарист | Художник | Что случилось? | Издательство |
Дональд Дак Невезучий, как я |
В сети появилась русифицированная обложка |
АСТ | ||
Дональд Дак Тайна старого замка |
Обещают в марте | АСТ | ||
Дядюшка Скрудж и Дональд Дак Последний из Клана Макдаков |
Обещают в феврале | АСТ | ||
Дядюшка Скрудж и Дональд Дак Самый богатый селезень в мире |
Обещают в марте | АСТ | ||
Микки Маус Зов природы |
Обещают в феврале | АСТ | ||
Микки Маус Книга 2 Робин Гуд снова в деле |
Обещают в апреле | АСТ | ||
Микки Маус Тайна хрустального шара |
Обещают в конце января |
АСТ |
Название | Сценарист | Художник | Что случилось? | Издательство |
Star Trek Хан |
Майк Джонсон | Дэвид МессинаЛука Ламберти |
Анонс | fanzon Эксмо |
Архив Ужасов Переиздание |
Мария Конопатова | Вышел из печати | Комикс Паблишер |
|
Бэтмен Расцвет |
Скотт Снайдер | Грег Капулло | Вышел из печати | Азбука-Аттикус |
Вечное лето | Юрий Константинов | Вышел из печати | Комикс Паблишер |
|
Деревья Том 1 |
Уоренн Эллис | Джейсон Говард | Оф. анонс на вторуюю половину 2018 |
fanzon Эксмо |
Выходит на бумаге «тот желтый комикс о безысходности с КомМиссии» — вы не подумайте, что он такой позитивный, как обещают слова «позитив-панк-группа» и яркая цветовая гамма. В некотором смысле не тот комикс назвали «Архивом ужасов». Почему в России вообще так много панк-комиксов? И почему все эти панк-комиксы выходят не самиздатом, а через «хайброу» издательства? Так или иначе, это круто, круче только анонс «Деревьев», но мои мысли и чувства по этому поводу я уже описывал в прошлый раз.
Название | Сценарист | Художник | Что случилось? | Издательство |
Дрессировщик котиков Моя жизнь в комиксах Сары Андерсен Время мазни Sarah’s Scribbles |
Сара Андерсен | Анонс | Эксмо | |
Иллюзии Глава 2: Грезы Спец.выпуск |
АRTЁMDark Man |
Анонс и еще больше планов Dream Studios на 2018 год |
Dream Studios |
|
Излом времени | Мадлен Л’Энгл | Хоп Ларсон | Анонс | Эксмо |
Инквизитор | Станислав Таривердиев | Максим Решетов Цвет и шрифт: Никита Рожков |
Анонс | Комикс Паблишер |
Омнибус Темной Башни Извлечение троих |
В планах на весну |
АСТ | ||
Токийский призрак Том 2 Будь с нами |
Рик Ремендер | Шон Мёрфи | Анонс комикса |
fanzon Эксмо |
Хоуп Ларсон у нас, наверное, больше знают как сценаристку. С ее авторскими работами, как художницы, я незнаком, но отдельные страницы выглядят значительно интереснее, чем всё, что происходит в «Бэтгёрл», но тут я естественным образом предвзят. Вряд ли «Излом времени» у нас сильно бабахнет в кино, а кино-рунет в районе его выхода я читать бы вообще зарёкся на вашем месте, но среди тех, кому понравится фильм, наверняка будет немало желающих купить... книгу. Кхм, а что с комиксом делать? А, знаю! Его будут ДАРИТЬ тем, кому понравился фильм и кто купил книгу.
Есть ли у нас вообще манера читать одну и ту же историю дважды, раз с картинками, раз без? Судя по тому, что «Темная башня» продолжает издаваться и стоит дома у каждого поклонника книги (я всегда проверяю), такая манера есть. Я же продолжаю считать комиксную «Темную башню» невероятно слабой, и пригодной только как альбомы с иллюстрациями к книге.
Название | Сценарист | Художник | Что случилось? | Издательство |
Чёрный Молот Событие |
Джефф Лемир | Дин Ормстон Дэвид Рубен |
Анонс | Комильфо |
Чёрная пантера Народ под нашими ногами Том 2 |
Та-Нахаси Коатс | Крис Спраус | Анонс | fanzon Эксмо |
Чёрная Пантера: кто он? |
Джесси Дж. Холланд | Анонс романа |
АСТ | |
Щ.И.Т. Секретная история |
Челси КейнДжоди Хаузер |
Люк РоссДэниел Уоррен Джонсон |
Анонс комикса |
fanzon Эксмо |
Щ.И.Т. Том 2 Мужчина по имени С.М.Е.Р.Т.Ь. |
Марк Уэйд | Джулиан Тотино Тедеско | Анонс | fanzon Эксмо |
А вот и супер-скорость (а казалось бы, анонс Флэша в другом месте). «Черный молот» выходит у нас с разницей, как заявлено, меньше чем в месяц от американского релиза. Это прямо очень хорошо, а к тому же «Комильфо» продолжает продвигать свои книги нестандартными и очень приятными способами — в этот раз вместо случайной карточки в книге будет случайный постер. Хороший комикс, хорошее промо, так что даже не хочется придираться к шрифтам, которые кое-где подозрительны — но всё-таки это превью.
Фанзон коротенько проходится по продолжениям «Пантеры» и «ЩИТа», и непонятно, почему этому не уделяется больше внимания — «Пантеру» мы ждём в кино совсем скоро, а Камбербатча в кино мы пока не ждём.
Название | Сценарист | Художник | Что случилось? | Издательство |
My Little Pony Дружба — это магия том 7 |
Сдан в печать | Фабрика комиксов |
||
My Little Pony Дружба — это магия том 8 |
Том Эф. Залер Кристин Райс Тед Андерсон |
Агнес Гарбовска Джей Пи. Фосгитт Тони Фликс |
Русифицирована обложка |
Фабрика комиксов |
Star Trek Том 6 После тьмы |
Майк Джонсон | Agri Karuniawan Клаудия Бальбони Эрфан Фаджар |
В сети появилась русифицированная обложка Официального анонса не было |
fanzon Эксмо |
Ёнком | Вадим ZiK Джантюрин | Вышла из печати Автор рассылает книгу предсказавшим. |
Kitsune Comics |
|
Империя мертвых Третий акт |
Отменен издательством |
АСТ | ||
Лига выдающихся джентльменов Том 3 Столетие |
Алан Мур | Кевин О’нейлл | Обещают в марте | АСТ |
МЯУ № 2 | Сергей Титов | Сергей Титов Обложка: Дмитрий Иванов |
Ушел в печать | Другое издательство |
Сад и огород в рисунках и комиксах Полная наглядная энциклопедия |
Павел Траннуа
|
Русифицирована обложка Выход в январе Оказался не комиксом |
Эксмо |
К «Ёнкомам» у меня только один вопрос — как это так, что я открываю книжку, а там через раз совсем не ёнкомы, а просто комиксы? Вообще, я когда осенью ходил на фестивали, то очень поражался количеству и качеству фанатской печати, которую выпускают брони. «Черепашки» всё ещё держат пальму первенства, но брони отчетливо вторые, хотя их слияние с мангой мне, консервативному любител мультфильмов, непонятно. Тем временем АСТ тишком похоронил очередную серию, на этот раз — «Империю мертвых». Такие дела, как говорил классик.
Название | Сценарист | Художник | Издательство | Обложка | Стр. |
Бесобой № 13 «Откровения» |
Алекс Хатчетт | Анастасия Ким Цвет: Лада Акишина Обложка: Аделина Соляник |
BUBBLE | Сингл | 24 |
Веном Смертоносный защитник |
Дэвид Мишелини | Марк Багли Рон Лим |
Книжный клуб Фантастика |
Твердая | 144 |
Зеленый Фонарь Возрождение |
Джефф Джонс | Итан Ван Скайвер | Азбука-Аттикус | Твердая | 232 |
Игорь Гром № 13 «Умный человек» Часть 3 |
Алексей Замский | Андрей Васин Цвет: Наталья Нестеренко Обложка: Марина Привалова |
BUBBLE | Сингл | 24 |
Мироходцы «Лицом к лицу» часть 1 |
Евгений Федотов | Мадибек Мусабеков Цвет: Анна Сидорова Обложка: Максим Козлов |
BUBBLE | Сингл | 24 |
У меня всё ещё выходит комикс, вы знали? Более того, все серии «Баббл» входят в новый год с новыми силами, большими сюжетными поворотами и новыми открытиями. В «Мироходцах» Мусабеков делает такие вещи, что это уже практически «наш МакКелви», сюжетные повороты каждого номера «Бесобоя» долетают до меня с разных краев интернета, как ударная волна, а в «Союзниках» временно стал у руля Алексей «Черный Пес» Волков, он же Алексей «Победитель невозможного» Волков, он же... Ну вы поняли. И тем не менее, я хочу подчеркнуть, всё самое интересное происходит именно в моем «Игоре Громе». А желающие возразить пусть заведут свой собственный «РосКомНадзор» на параллельной «Спайдермедии» и ругают меня оттуда через пространственный барьер.
Шучу, конечно. Все хорошие, я всех люблю, давайте жить дружно.
Название | Сценарист | Художник | Издательство | Обложка | Стр. |
Крутиксы № 1 (3) | Юлия Гарибова | Юлия Гарибова Евгений Яковлев Лада Акишина Обложка: Марина Сухарева |
BUBBLE | Сингл | 56 |
Союзники № 13 «Огненная земля» Часть 2 |
Алексей Волков | Анна Рудь Цвет: Анастасия Троицкая< Обложка: Алина Ерофеева Виктория Виноградова |
BUBBLE | Сингл | 24 |
Страх во плоти Бесстрашные |
Каллен Банн Крис Йост Мэтт Фрэкшн |
Марк Багли Пол Пеллетьер |
Ашет-Коллекция | Твердая | 136 |
Счастье быть мамой Комиксы, которые научат принимать с юмором все сложности материнства |
Элизабет Тон | Эксмо | Твердый | 128 | |
Тор. Бог Грома
Омнибус |
Джейсон Аарон | Эсад РибичАвгустин Алессио |
Книжный клуб Фантастика |
Твердая | 560 |
Обошедшие интернет картинки Лисбет Тон добрались до печати. Составить впечатление можно, погуглив автора — любительских переводов в интернете немало. Всё, что я могу о них сказать — местами трогательно, везде жизненно.
В «Ашете» снова выходит «Страх во плоти», и я вообще не понимаю, что у них считается классикой. Как можно выпускать «Страх во плоти», когда в Африке дети голодают, в смысле, когда ещё столько великих старых комиксов не издано.
А как у вас прошли новогодние праздники, каникулы или что у вас там было? И какие серии «русского Реберса» вы собираетесь покупать? И самое интересное — каких серий вам не хватает? Я точно знаю, что нас почитывают издатели, и если вдруг глас народа возопит «Подайте нам реберсного Дэфстроука, ибо нас тысячи и мы знаем, что это одна из лучших новых серий, если не лучшая», этот глас вполне может быть услышан.
Отдельная благодарность Дмитрию Андрееву, Юрию Лукашевичу и Александру Гевлакову за помощь в подготовке материала.