RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Боровицкий», выпуски № 1-5

18.01.2016, 10:00 — Владислав Миктум 4015 2

Думаю, многие из посетителей Спайдермедии слышали о «Боровицком» Ивана Ешукова. Это один из тех редких целиком самобытных проектов на русском языке, получивших свое воплощение в форме комикса. На сегодняшний день издано пять (из восьми) частей первой книги. Это большая часть произведения, по которой вполне можно составить более-менее целостное мнение о нем.

Вкратце коснусь содержания комикса. В прологе мы встречаем божественного служителя Серафима, который отправляется к Демиургу за советом — куда распределить две чистейшие души, вышедшие из гормонизатора. Бог, в поисках места и времени «поспокойней», с присущим ему остроумием направляет чистейших из детей своих на встречу в городе Омске в разгар русской гражданской войны. Так незамысловато (чисто гетевский Фауст) и начинается этот мистический детектив.

По мере своего развития сюжет не только успевает познакомить нас с пестрой чередой действующих лиц, он еще и обрастает немалым количеством самых разных перипетий. В «третьей столице» сходятся опиумные торговцы, члены таинственного Братства, оккультные магистры, а в центре всего этого — Ян Карлович Боровицкий и Полина Авдеева, те самые чистейшие души, коим на роду написано встретиться.

Знакомятся они, кстати, наипричудливейшим образом: Полина становится невольной свидетельницей убийства, а Ян Карлович это убийство берется расследовать. В результате именно ход этого расследования служит осевым стержнем произведения.

По мере чтения мы постоянно натыкаемся на новые подробности из жизни города, самого Боровицкого и его ближайшего окружения. Автор не спешит разыгрывать все карты, и чем ближе герой к разгадке, тем запутанней и фантосмагоричней становится характер самого комикса.

Описывая свои впечатления от «Боровицкого» невозможно умолчать о том, что в глаза сразу бросается леттеринг. Кириллица — очень грубый набор знаков, и, чтобы красиво вписать его в композицию, нужно сильно покорпеть. И вроде бы всё тут складно, буквы прекрасно смотрятся в кадре, вот только читать их поначалу оказалось для меня непосильной задачей. Кадр ниже, к примеру, читался мной по слогам.

Где-то с третьей части воспринимать враждебные и агрессивные знаки стало проще. То ли мозг адаптировался, то ли количество снижающих скорость чтения засечек уменьшилось, в любом случае мне хватило ума не искать секрет фокуса, а принять этот факт как данность.

Это было мелкое, что называется, «contra». Аргументы «pro» не менее очевидны, но намного весомей. Как уже упоминалось в начале статьи, «Боровицкий» произведение исключительно самобытное. Иван Ешуков очень бережно обращается со словами и изображениями. Герои объемные, рисунок грамотный и стильный, речь богатая и живая.

Местами возникало ощущение, что у повествования немного скачет темп. Пройдя через насыщенные событиями первые четыре части романа, обнаруживаешь, что с начала действия еще не прошло и полных суток. Мне видится, что это связано с акцентом на диалоге в структуре комикса. Автор не жалеет слов, и большинство характеров ярко проговариваются, но читать написанную с таким подходом рисованную историю оказывается непривычным опытом.

Коснёмся того, как комикс издан. Плотные белые тетрадки с яркой черной печатью по пути ко мне успешно преодолели три с половиной тысячи километров и семь кругов почты России. По формату синглы повторяют издания Изотеки («Доктор Люцид», «Фронтир»). Есть теория, что это в целом негласный стандарт для фэнзинов, так как оказавшийся под рукой сборник начинающих белорусских прозаиков совпал с ними по высоте и ширине. А это значит, что если вы интересуетесь настоящим андеграундом мира рисованных историй, то «Боровицкий» прекрасно впишется в вашу коллекцию.

Теперь я позволю себе взглянуть на произведение Ивана Ешукова с довольно неожиданной позиции. Как оригинальная реконструкция «золотой эпохи комиксов» на русский манер — это очень интересное произведение. Мистический детектив — тот уровень бульварности, который можно было бы снабдить картинками и пустить во французскую печать, перебравшись туда с первой волной эмиграции. При этом здесь отсутствуют какое-либо подражательство и мимикрия, исключительно аутентичные духу эпохи средства и идеи. Например, многие стилистические решения, как я подозреваю, почерпнуты из плакатов времен царской России.

Но создан «Боровицкий» здесь и сейчас, во времена совсем иных общественных запросов. Тем приятнее видеть, что этот комикс находит поддержку и сторонников, несмотря на всю его «несовременность». Мастерство автора эту поддержку, бесспорно, заслуживает.

Автор благодарит издателя за предоставленные материалы.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
23737 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
23658 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
17620 103