Vertigo продолжает возрождать серии, некогда вращавшиеся на орбите несравненного гиганта, которым был и остаётся The Sandman, но интересные и сами по себе. На мой личный взгляд Lucifer был самой яркой звездой на этой орбите в девяностые, и потому мимо нового Lucifer #1 я никак не могу пройти.
Но прежде, чем говорить о нём, необходимо вернуться к The Sandman Universe, общему прологу всех обновлённых таким образом серий. Если The Dreaming #1, о котором мы уже говорили, не полагался на то, что читатель с этим прологом ознакомился, и выдавал всю значимую информацию повторно (но так, чтоб и читавшим The Sandman Universe не было скучно), то Lucifer #1 устроен хитрее. Он стартует так, что любой читатель, подготовленный или нет, будет в лёгком недоумении, но если вы знаете Люцифера не только по христианской мифологии или Мильтону, но и по комиксам DC, то с предысторией стоит ознакомиться — это снимет хотя бы часть недоумений.
Впрочем, сценарист Дэн Уоттерс в любом случае явно не стремился сделать свой комикс лёгким для понимания.
В первом выпуске сюжетных линий две, и пока речи об их пересечении не идёт. В одной лишённый по собственной воле крыльев Люцифер пребывает в неназванном и весьма сюрреалистическом месте, по всей видимости, не имея возможности его покинуть; по этому поводу он негодует, бунтует и ведёт себя более или менее как городской сумасшедший. В другой речь идёт о полицейском, его умирающей от опухоли мозга жене и загадочном Доме Гейтли. Объединяет эти две истории не какой-то элемент истории или даже сквозной образ, а ощущение беспомощности и безнадёжности. Lucifer #1 определённо не относится к комиксам, способным поднять настроение и вернуть на лицо улыбку.
Сложно удержаться от сравнения с началом одноимённой серии Майка Кэри. У него Денница во многом напоминал Морфея — устав от Ада и уйдя на покой, он был зачастую мало заинтересован происходящим и при этом от него веяло могуществом, пусть и уменьшившимся сравнительно с его прежней силой. В своём сияющем баре, в элегантном костюме Люцифер был едва ли не ближе к рассказчику, заодно карающему виновных и спасающему страдающих, чем к протагонисту. Не то у Уоттерса. Его Люцифер жалок и бессилен, пусть он и может вернуть себе зрение по прихоти; он покинул Ад не для того, чтоб уйти на покой, а напротив, ради напряжённого поиска. Он выступает, кажется, символом непримиримой борьбы и одновременно её бесполезности.
Написан комикс, что называется, кучеряво. Тут много образов, которые нелегко расшифровать, персонажи сбиваются то на библейский, то на шекспировский слог — вплоть до ямбического пентаметра (из последних страниц ясно, что это более чем оправданно), и в целом сценарий весьма поэтичен. При этом он требует от читателя особого настроя и определённого кредита доверия, ведь пока история представлена лишь как набор разрозненных осколков, красивых, но ни во что не складывающихся.
Рисунок, за который отвечают Макс и Себастьян Фиумара, сценарию под стать: тоже красиво, вычурно и разнообразно. Lucifer #1 впечатляет изобретательными сюрреалистическими сценами и многозначительными крупными планами. Он оставляет впечатление запутанного горячечного сна даже, пожалуй, в большей степени, чем The Dreaming. Нельзя не похвалить и работу Дэйва МакКейга с цветом. Весь выпуск решён почти исключительно в оттенках трёх цветов: тускло-голубого в сценах с полицейским, охристо-желтоватого в сценах с Люцифером, и кроваво-красного, возникающего как контраст основному тону в обоих сегментах; ближе к концу выпуска, когда жажда борьбы сменяется у Люцифера отчаянием, желтизну тоже вытесняет мертвенно-бледный оттенок из истории полицейского.
Lucifer #1, повторюсь, требует от читателя некоторого терпения и доверия; это определённо не тот первый выпуск, который мгновенно подсаживает «на иглу» серии, скорее честное приглашение: вот чем мы тут будем заниматься, если это интересно и вам — милости просим. Рекомендовать такую серию я не решусь, но ознакомиться с первым выпуском самостоятельно и проверить, не отзовётся ли что-то внутри на её сумбурную и печальную поэтику, определённо стоит.