Алеш Кот — большой любитель экспериментировать как с формой, так и с содержанием, а заодно придавать своим работам значительности (и многозначительности). Из-за этого оценивать те же работы со стороны — дело увлекательное, но крайне непростое. Вот и к The New World #1 не знаешь, как и подступиться.
Поэтому рецензию я начну из безопасной гавани, с чего-то, с чем все могут согласиться. Трэдд Мур — прекрасный художник, обладающий одновременно ярким узнаваемым стилем и широким диапазоном. И в The New World #1 он это прекрасно демонстрирует. Вместо со своей супругой Хезер, отвечающей за броские и контрастные цвета этой тоталитарной антиутопии, он создал завораживающее зрелище, безупречное не только чисто эстетически, но и нарративно. Например, первые страниц пятнадцать выпуска построены предельно кинематографично и в то же время лаконично и чётко раскрывают будущую связь двух главных героев через прямой визуальный параллелизм (который вернётся на последних страницах, но уже с другой целью). Чета Муров с равным успехом изображает бытовые сцены и эффектно-мультяшные «фаталити», не то волшебный, не то триповый рейв и лишённые деталей геометрические пейзажи. Трэдд Мур смело, но продуманно экспериментирует с пространством страницы и заполняет его деталями с почти маниакальной настойчивостью (сравнить его тут можно разве что с Джеймсом Стокоу, но виньетки Мура куда упорядоченнее), а яркая, но тем более контрастная палитра Хезер помогает в этих деталях не потеряться.
The New World #1 — это полсотни очень красивых и выразительных страниц, каждая из которых задерживает взгляд читателя. С визуальной точки зрения это очень интересная работа.
Что же до сюжетной... Тут очень сложно обойтись без сомнительного вообще-то словечка «пост-ирония». Алеш Кот очевидным образом посмеивается над какими-то сюжетными тропами и элементами образов персонажей, многое в его сценарии очевидно не всерьёз... Но много там, очевидно, и серьёзного, а материал, из которого Кот черпает вдохновение (почему-то во всех интервью и рекламных материалах упоминается «Безумный Макс», хотя комикс напоминает скорее фантастические фильмы Пола Верхувена), сам по себе довольно абсурден, — и в итоге очень сложно понять, где в сюжете ирония, где сатира, что — шутливая дань уважения жанровым условностям, а что сценарист считает остроумным и злободневным комментарием, где глупость нелепых героев, а где непродуманность сюжета.
Всего один пример, хотя их могло бы быть много больше: с первых (не считая пролога про минувшую войну) страниц нам ясно, что один из героев готовит теракт; это не спойлер, поскольку Кот делает всё, чтоб мы заметили, к чему всё идёт, вплоть до того, что персонаж вслух говорит об этом (и слышит в ответ «ах, какой вы шутник!»). В итоге несколько страниц спустя теракт оказывается не тем, что думал читатель; это действительно даёт эффект неожиданности и первую за выпуск эмоциональную встряску... но и оставляет нас с вопросом — должны ли мы считать людей, допустивших это (а они по сюжету олицетворяют закон и порядок в тоталитарном государстве), клинически некомпетентными идиотами, или это нужно было для сюрприза, и от читателя ожидается, что он проигнорирует неестественность ситуации? И таких недоумений возникает не одно и не два.
Проблематику Алеш Кот неожиданно проговаривает уже к двадцатой странице, принося естественность диалога в жертву ясности. Причём проговаривает устами главзлодея, президента с внешностью перенесшего удар Дяди Сэма. Это тоже ирония?.. Мы не должны воспринимать эту мораль серьёзно?.. Или должны? Кажется порой, что сценарист умён (и очень хорошо это осознаёт), но считает свою аудиторию непроходимо тупой, и потому в обёртку многослойных отсылок и действительно великолепно построенного сюжета с выверенным темпоритмом вложил мораль, обладающую простотой и брутальностью прилетевшего в лицо кирпича.
Только следующие номера позволят судить, где Кош был серьёзен, а где нет, и насколько он смог примирить сюжетный и идейные аспекты своего комикса; а знакомится и с первым, и с последующими выпусками The New World, несомненно, стоит как минимум из-за завораживающей картинки Муров.