RSS
Рекомендуем

Неделя хоррора: Beautiful Darkness

26.10.2015, 14:00 — Дмитрий Андреев 22053 21

Просто потому что мы любим тематические недели — представляем неделю хоррора, прославляющую ужасы в комиксах! Откроет ее Дмитрий Андреев со статьей про Beautiful Darkness сценариста Фабьена Вельманна и дуэта художников Кераскот: этот комикс находит оптимизм в ужасе и ужас в оптимизме.

Что такое сказка? Вымышленная поучительная история, в которой добро всегда побеждает? Или настоящая сказка — это непричесанный фольклор, где сестры Золушки рубят себе пятки, а Красную шапочку пожирает волк? И можно ли последнее воссоздать в наше время? Французы заявляют, что могут и предлагают нам «Beautiful Darkness».

Жил-был сказочный народец в подобии диснеевской сказки: с девушками, ожидающими своего принца, дружбой всего и вся. И вот, в один прекрасный день, знакомая жизнь рушится, утопая в гниющей плоти их дома — маленькой девочке, которая теперь лежит холодным трупом в весеннем лесу. Отныне коротышки должны выживать в суровых условиях реального мира, населенного не милыми зверюшками, а животными и бесчеловечными насекомыми. Вот только сами лилипуты совершенно не обескуражены произошедшем «концом света».

Сама книга строится на описанных Алексеем Замским «смешанных сигналах» — то, что мы видим, не совпадает с тем, что мы понимаем. Стремясь жить по законам девичьей фантазии в реальном мире, коротышки сталкиваются с негостеприимной природой, и самым опасным врагом — своим ближним. Каждое испытание на выживание лилипуты встречают с наивностью и карамельно-розовым идеализмом. Каннибализм сказочные коротышки сопровождают шутками, несчастные случаи равнодушием, а соплеменников убивают походя, играючи. Они творят зло не из-за каких-то сложных мотивов, а благодаря своей детской непосредственности. В этом и заключается основная сила книги и весь ее кошмар — оптимизм ужаса.

Главная героиня Аврора — явный наследник духа Робинзона Крузо, певца буржуазного образа жизни, человека, способного построить европейскую цивилизацию из подручных средств на отдельно взятом необитаемом острове. Так и наша героиня старательно возводит привычный сказочный образ жизни буквально на трупе родного ей мира диснеевской принцессы. Вот только остальные лилипуты явно пришли из другой классики — «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. В начале народец придерживается стороны Авроры — рационализации и цивилизации, но со временем коротышки все больше склоняются к эгоизму, вседозволенности и праву авторитета. Beautiful Darkness с каждой страницей все больше погружается в глубины темной природы человека и того факта, что люди не осознают вырождение собственной цивилизации и того, как это вырождение влияет на них.

Эстетика разложения царит на страницах этого комикса. Опарыши, мухи, гниющая кожа девочки — это не шок-фактор, а фон для создания гнетущей атмосферы. И эта обстановка придает целостность тому сборнику неуютных стрипов, на который больше похожа эта книга. Часто те страницы, которые не сосредоточены на злоключениях Авроры, посвящены гибели того или иного лилипута. Обычно это пара страниц во время которых коротышек обуяло либо любопытство, либо эгоизм, либо покорность авторитету. Развязка одна и та же — ужасная смерть в красках под хохот или веселое безразличие соплеменников. Авторы сознательно пишут недетскую сказку и желают напомнить взрослым, идеализирующим свои юные воспоминания, о жестокости детей и жестокости самой жизни.

Сильная сторона Фабьена Вэльманна, ответственного за диалоги, в том, что он знает, когда следует уступить дорогу рисунку. Часть шарма книги — многие необременённые текстом страницы. В основном надписи подчеркивают нюансы сцены, подхватывают и развивают ее тон, добавляют веселости или акцентируют ужас события, но никогда не играют главную скрипку.

И творческий дуэт супругов Мари Поммпюи и Себастьена Коссе, скрывающихся под псевдонимом Кераскот, отвечает своему сценаристу таким же подхватывающим тон истории рисунком. Краски в их умелых руках ловко переключаются с детализованных и реалистичных людей и животных на упрощенный стиль для маленького народца. Книга богата на сочные пейзажи, так и тянет разглядывать каждую веточку, листок, букашку, элегантно выведенную художниками. Кераскот умело используют цвета для придания нужного оттенка истории. Светлые тона и яркие цвета, мультяшные сказочные существа — все это ассоциируется у нас с невинностью, радостью, детством, счастьем.

При этом иллюстрации усложняются в ногу с нарративом. В открывающих страницах фреймы лишены своих краев, фон отсутствует, персонажи упрощенные. Но, буквально через пару страниц, нас встречают уже темные и серые тона. И со временем, мир предстаёт во всей своей пугающей сложности и проработанности. К концу истории на странице намного больше деталей, а тени значительно глубже.

Эта книга — эксперимент в жанре хоррора, графический роман настоящего художественного достоинства. Комикс построен на контрастах и может заставить вас улыбнуться и похолодеть от ужаса за одну страницу. Это книга, которая радует глаз, но приводит в уныние. Радостное и удручающее одновременно по идее не должны сожительствовать, и, тем не менее, вот они, вместе, грациозно кружатся в пляске смерти!

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34540 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33484 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26803 103