RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #07: Sabertooth Swordsman

01.12.2016, 11:40 — Евгений Еронин 7969 1

Я всё время волнуюсь за качество своих текстов, пока не прочитаю их на сайте — в этот момент они не оказываются железобетонными шедеврами, просто они уже опубликованы и с ними ничего не сделать. Но параноидальный цикл начинается заново со следующей статьёй. По прошествии нескольких комиксов кажется, что я всегда выставляю их более простыми, чем он есть, после чего перехожу к восхвалению рисунка или подачи в целом. Не знаю пока, в чём тут дело — то ли это вкусы Стаса, диктующие мой список чтения, ушли в такую сторону, то ли это мой неосознанный выбор подхода к комиксам — мол, спустя все эти годы я не хочу думать о сюжетах и тайных смыслах, мне интересно только смотреть на рисунок, разбирать линии и копаться в биографиях авторов, пытаясь уловить их мотивы. Предательство ли это, капитуляция, новое жизненное кредо или всего лишь временный уход от нормы — не мне делать выводы и что-то обещать, ведь будущее рубрики не в моих руках.

Так или иначе, новый комикс Sabretooth Swordsman снова ставит в приоритет рисунок. Попадись он мне на пару выпусков раньше, он мог быть принят чуть иначе (или нет), но он попался именно в тот момент, когда я начал рефлексировать по поводу своих текстов. И так уж сложилось, что рисунок Sabretooth Swordsman ставит в чрезвычайно высокий приоритет. И раз уж авторы ставят такие условия, то я покорно буду рассматривать его именно на них — посему это первый комикс в истории рубрики, для которого некоторое место в тексте будет потрачено эксклюзивно на предъявление моих претензий. Эра позитива закончена!

Сначала, как водится, немного про авторов. Про них я много сказать не смогу: Sabretooth Swordsman — детище сценариста Деймона Джентри и художника Аарона Конли, и оба ничего примечательного до него не делали. Да и после, судя по всему тоже, хотя с момента выхода прошло уже три года, — Конли что-то порисовал в антологии Eerie на сценарий Джона Аркуди (соавтора B.P.R.D., если вы вдруг не), но кто это видел. Главное, у них с Джентри до сих пор есть общий сайт, на котором самое свежее обновление на момент написания статьи (9 октября 2016) посвящено второму изданию всё того же Sabretooth Swordsman. Ну ладно, что поделать.

В этой рубрике я уже обвинял авторов в излишней любви к анимации, и это был лишь вопрос времени, когда же я доберусь до того, чем болеют многие современные комиксоделы — игры.

Заметьте, я даже не написал видеоигры, тут вопрос более глобальный. Сюжет Sabretooth Swordsman таков: некий хилый мужичок встречает Облачного Бога, который дарует ему силы. Мужичок превращается в антропоморфного саблезубого тигра с мечом, после чего идёт выполнять квест: ему нужно вернуть жену, которую похитил Мастодонт Математик — зловещий правитель земель, жители которых страдают от чумы. Мастодонт ставит на гражданах опыты, пытаясь найти лекарство. Наш герой — мужик, тигр — ищет дорогу к замку Мастодонта, попутно попадая в передряги, они же сайд-квесты, или как вы их там называете, fellow kids.

Я не очень хорошо разбираюсь в видеоиграх и не очень хорошо разбираюсь в настольных играх (хотя и в то, и в другое играл), поэтому обращусь к тому, в чём хоть как-то разбираюсь, чтобы никому не было мучительно больно. В моём детстве в России произошёл бум бой-книг. Почему я говорю бум: у них была реклама по телевизору, а это был важный фактор. У комиксов издательства «Комикс» тоже была реклама по телевизору, иначе я бы на них, возможно, и не вышел, а тогда, кто знает, ничего бы этого и не было, и вы бы сейчас читали не эту статью, а, скажем, мой материал на Афише про бьюти-блоги или про лучшие веганские бургеры в Москве — скажем спасибо издательству «Комикс» и рекламе по телевизору (хотя не сказал бы, что такая уж плохая альтернатива — охват и польза могли быть больше...).

В общем, нельзя недооценивать силу рекламы по телевизору: в ней показывали бой-книги некого писателя Майкла Фроста, и я уговорил мамку их купить (иллюстрации к ним, совершенно внезапно, делал легендарный художник Аскольд Акишин, и они были замечательные). Как я выяснил уже годы спустя в свободном интернете, никакого Майкла Фроста на самом деле не существовало, под этим псевдонимом издательство «Эгмонт» выпускало серию Fighting Fantasy от нескольких авторов, например, Стива Джексона и Яна Ливингстона — прямо как коварные американцы, слепившие Robotech из трех аниме-сериалов. Почему они так поступили? Такой вот пиар-ход конца 1990-х — начала 2000-х. Для России тех лет это было нормально. Честно говоря, я даже скучаю по подобным мистификациям.

Формат тех книг известен как Choose your own adventure, каждая из них была построена по следующему принципу: вы начинаете на первой странице, затем уже двигаетесь нелинейно в зависимости от выбора. Вы зашли в тёмную пещеру и наступили в козлиную какашку. Что вы сделаете теперь? Если хотите заговорить с сидящим в пещере старцем, идите на 36; если хотите оттереть фекалии от ботинка подозрительным зеленоватым камнем, ступайте на 181; если хотите выйти из пещеры и просто пойти дальше, то двигайтесь на 93. Я «играл» в такие книги: нервно делал выбор, умирал, начинал сначала, делал другой выбор, записывал найденные предметы, бросал кости во время сражений, умирал, начинал сначала, снова делал выбор... Я старался проходить честно, ведь никто не мог контролировать процесс игры, кроме меня самого. У меня не было друзей.

У бой-книг были разные жанры — лесное фэнтези, космическая фантастика, подводное фэнтези, пиратские приключения, фэнтези-хоррор... Да, в основном это было фэнтези. Не хочу сказать, что Sabretooth Swordsman вдохновлён такими книгами, но в его культурный код они не могли не затесаться, а для меня именно такие произведения для одинокой игры против всего непредсказуемого и враждебного мира стали воплощением фэнтезийного квеста. Они меня закаляли и учили важности принятия правильного решения в жизни. До сих пор где-то валяются.

Я даже про какашку написал не шутки ради, у нас же тут серьёзный сайт. В комиксе Джентри и Конли происходит буквально следующее: Саблезубый Тигр забредает в хижину сумасшедшей старухи, живущей с дюжиной кошек. Она вручает ему мешочек для фекалий — и на следующем кадре всплывающее окно сообщает читателю, что Тигр обзавёлся мешочком для фекалий. Когда герой превращается в антропоморфного воина и получает свои суперсилы, комикс уделяет рассказу о его облике и способностях отдельный большой кадр, на котором всё описывается детально и по пунктам. И так далее — каждый раз, когда герой что-то находит, на экране, то есть, простите, в кадре, появляется соответствующая плашка. На самом деле я немного преувеличиваю, за всё время это происходит раза три. Но игровые корни очевидны. То же самое делал Брэндон Грэм в Prophet, когда аккуратно разложил на странице весь инвентарь Джона Профета — и там, по-моему, далеко не все те предметы в итоге пригодились, суть была в самом процессе создания кадра.

Так и выходит, что то, чем занимаются Джентри и Конли, трудно назвать миростроением в чистом виде. Оно, конечно, происходит, открываются новые локации, вводятся новые персонажи, но это остаточный эффект, результат отыгрывания сюжета, который они придумали своему персонажу. Даром что авторы не такие прокачанные нёрды, которых способны понять только им подобные — это по-здоровому ироничный комикс для широкой аудитории с правильным процентом юмора в своей подаче. Говорящие облака, да и даже сам могучий Тигр в шароварах написаны и нарисованы не на полном серьёзе, но в то же время нам не дают забыть о серьёзности происходящего и возможных последствий. Выглядит всё смешно и гипертрофировано, но люди болеют и умирают, а жену спасать надо — в цирк Sabretooth Swordsman не скатывается.

Но выглядит он именно так, как выглядит, и здесь начинаются главные проблемы.

Рисунок в Sabretooth Swordsman слишком детализирован, чтобы быть хорошим. Иногда достаточно — это, мать твою, достаточно, и здесь достаточно было ещё на 70% — детализация избыточна и больше утомляет, чем впечатляет. Я понимаю, какое удовлетворение испытывал художник, заканчивая работу над каждым кадром, но на выходе путешествие по его комиксу превращается не в прогулку, а в испытание. В самой первой статье рубрики я писал про District 14, что кадры нужно разглядывать долго и внимательно, чтобы увидеть все детали на фоне и всю жизнь, которая развивается параллельно приключениям героев.

В Sabretooth Swordsman панельки так же нагружены информацией, но она ничего не даёт, просто замедляет и утяжеляет. Ещё при чтении не покидает ощущение, что этот комикс был бы в два раза лучше, будь он цветным — редкая, порой богохульная идея для чёрно-белых комиксов, — но потом, после окончания истории, в Dark Horse Presents вышло три восьмистраничных дополнения, не то эпилоги, не то приквелы, рассказывающие о квестах между страниц, — и все они, о чудо, были цветными. И тут уже наглядно стало понятно, что цвет Sabretooth Swordsman просто жизненно необходим. В ч/б всё банально сливается в кашу, нет никакого разделения по планам, нужно по минуте пялиться на некоторые кадры, чтобы понять, что на них нарисовано и где там кто. Цвет эту проблему немного решает, но только немного — ощущение избыточности так и остаётся с Sabretooth Swordsman до самого конца.

Джентри пишет простую историю, Конли берётся наделить её максимально сложным и затейливым визуалом — много для кого это будет плюсом, поэтому отрицать проделанную работу тоже нельзя, но через опасную грань рисунок переступает. Всё было бы кардинально иначе, найди Конли способ выделять нужные читателю объекты на общем фоне, но все линии одной толщины и даже цвет выделить необходимый минимум действия, как я уже сказал, не помогает. На многих кадрах ты словно ищешь пресловутого Уолли в толпе, только его красная шапка ещё и черно-белая. Плавно следить за экшеном не получается, приходится делать постоянные остановки.

Возникает вопрос: как я после таких эмоций могу этот комикс рекомендовать? К счастью, хотя это может быть неочевидно, учитывая, как у нас проходила рубрика до этого, в мои задачи и не входит что-то «продавать» — Стас лишь популяризирует и рассказывает через меня людям о комиксах, которые, как ему кажется, достойны попасть в поле вашего зрения. Моё мнение о них при этом может быть каким угодно. Sabretooth Swordsman оказался первым комиксом, который меня не то чтобы сломал — своё удовольствие я от чтения всё-таки получил, — но вызвал ощущение пресыщения собой и все тем, что собой представляет. Тут сыграл недостаточно высокий уровень профессионализма авторов, помноженный при этом на горячее старание изо всех сил. В этот раз энтузиазм мне не передался. Но прочитать Sabretooth Swordsman я всё же посоветую — Аарон Конли безусловно талантлив, умеет создавать персонажей и заряжать энергией всё, к чему прикоснётся его карандаш. Если вам удастся заскочить на его волну, то поездка выйдет запоминающаяся и вас, возможно, даже не сильно укачает — это путешествие по красивому миру с набором экшен-сцен, каждая из которых больше, чем жизнь. И пусть иногда их подводит перегруженность линиями и периодическая неуклюжесть в режиссуре, отдельные кадры подкупают своей сочностью и бешеной яростью.

Sabretooth Swordsman не говорит новых слов и не демонстрирует ничего того, что мы не видели в других местах, но говорит достаточно громко, чтобы быть заметным. В нём совершенно точно есть что обсудить, и это уже хороший результат для дебюта авторского дуэта. Этот комикс, как ничто иное, может изменить контекст, а именно следующие свершения Джентри и Конли. Он вполне может восприниматься как начало чего-то большего и пробный камень — но всё зависит от того, когда хотя бы один из них (преимущественно Конли) сделает настолько же или даже более заметный следующий шаг. Время покажет.

Sabertooth Swordsman изначально выходил в цифре, поэтому найти его в этом формате проще всего — традиционно на Comixology.

А вот с физической копией дела обстоят посложнее. Тираж первого издания первого тома (единственного вышедшего на данный момент) закончился в этом году, поэтому достать по нормальным ценам сложно, но можно. Например, на MyComicShop, но придется заморочиться с доставкой через склады, т.к. в Россию напрямую они более не отправляют. Но лично я рекомендую дождаться второго издания, благо оно будет включать в себя три дополнительные мини-истории в цвете, которые изначально выходили в антологии Dark Horse Presents. Предзаказать его без проблем можно на Amazon.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34487 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33429 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26732 103