RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #03: SuperTron

06.10.2016, 11:45 — Евгений Еронин 2177 9

О, комиксы! Иногда я теряюсь и не понимаю, о чем надо говорить, когда говоришь про комиксы: то надо про сюжет и необычность затрагиваемых тем, то плевать про сюжет и попытку легимитизировать комикс в масс-культуре и надо про рисунок, только про рисунок. Про что говорить? Я предугадаю ваш вопрос (почему ты решил разродиться в статье именно про SuperTron, а не, скажем, в 10-страничной рецензии на Maus) и отвечу, что это мое гражданское право высказывать мысли где и когда я хочу.

Если серьезно, то вещи вроде SuperTron заставляют задуматься, ради чего мы читаем комиксы и что делает значительный комикс значительным комиксом. Ведь есть как будто два лагеря, которые друг друга никогда не поймут, хоть и болеют в теории за одно и то же: одни, годами пытаясь продавить комиксы как серьезный жанр искусства, всем суют в лицо книги, в которых главное ТЕКСТ, другие, считая себя истинными ценителями, равняют первых с грязью и чуть ли не называют раком комиксов, активно продвигая рисунок как единственное, что выделяет комикс и то, ради чего он должен существовать. По моему краткому описанию может показаться, что я вторых не люблю, но на самом деле я не знаю. Честно говоря, мне не нужно ни первое, ни второе, мне плевать в обе стороны. Я буду читать Deathstroke & Red Hood in Da Hood в метро, гогоча на весь вагон, я буду читать с кирпичным лицом новый графический роман Честера Брауна My Days in ISIS в приемной консула Великобритании. Оба этих сценария взяты из моей головы, но мне плевать, и в этом главная идея. Комиксы это сюжет? Комиксы это рисунок? Sandman против виртуозно нарисованной фурри-порнухи? Да ради бога.

Шелдон Велла свой выбор сделал. Он явно фанатеет от тех комиксов, что «пропагандисты» никогда не решатся показать «неверным» ввиду их своеобразности и отсутствия красивых, как походка твое мамки, пассажей, но любимых всеми, кто превозносит креативность художника и гибкость комикса как формы. Может показаться, что я не люблю первых, но на самом деле мне плевать.

Если бы я не знал, что у Стаса продуман план на дюжину (или две, или три) комиксов вперёд, я бы подумал, что он прочитал первые две статьи и решил увеличить нагрузку. Мол, я как-то слишком легко справляюсь, нужно окончательно увести меня от того, что можно осмыслить умом, в сторону эмоций и юношеского задора. Такого чистого, искреннего, не знающего преград желания творить. В этом смысле SuperTron Шелдона Веллы подходит под эфемерное определение «чистого искусства» — поток образов от художника, которому больше всего на свете хочется рисовать и тут же делиться этим с людьми. У него, возможно, есть план, но его запросто может и не быть. За всем этим можно увидеть идею и подтекст, но они запросто могли и не вкладываться — просто Велла со страстью взялся за проект, не ставя себе ограничений и транслируя образы из головы прямо на страницу.

Сложность задачи, впрочем, не в этом, — мало ли мы видели таких вот дебютных комиксов, с которых начинали свой путь большие авторы, и которые зачастую хранили в себе весь их ДНК, который с годами распадался на отдельные цепочки. SuperTron можно было бы объять и трактовать, будь он цельным и законченным произведением. Да вот только он не закончен — существуют лишь два сезона по 60 страниц.

SuperTron выходил с 2008-го по 2010-й год на платформе Zuda, созданной издательством DC (кто-то вообще помнит такую? Мне понадобилась помощь Гугла). К сожалению, по тем или иным причинам эксперимент провалился, и платформа была закрыта. Велла оказался связан по рукам — права на комикс принадлежали DC, и все последующие годы автор терпеливо ждал, когда они вернутся к нему. Судя по записям в блоге художника, в 2015-м это всё-таки произошло, и Велла свободен закончить первую (и пока что единственную) масштабную авторскую работу, но времени у него сейчас нет. Опять же, по тем или иным причинам Шелдону Велле не удалось воплотить мечту и сделать рисование комиксов своей основной профессией, поэтому он ушёл в анимацию, где успешно создаёт раскадровку для современного мультсериала про Черепашек-ниндзя. Для нас это, конечно, несоизмеримо с регулярными новыми порциями комиксов, которые можно читать и часами разглядывать, но и не сказать, чтобы таланты и время Веллы тратились впустую — впрочем, об этом чуть позже. Пора наконец объяснить, что такое комикс SuperTron.

SuperTron начинается как комедия про роботов-школьников и чувство юмора сохраняет до самого конца. Ни в какую школу роботы, конечно, не ходят, но в остальном ведут себя так, словно им лет по 12. Роботы заняли место людей на выжженной Земле после апокалипсиса, и, кажется, все они порождены одним большим роботом по имени MotherBot, он же Mom-Bot. Не похоже, чтобы они пытались строить новую цивилизацию. По крайней мере, автору интересно совсем другое: комикс открывается перепалкой СпинБота, лидера банды Диззи-Ботов, и СуперТрона, который ведёт себя как какашка. СпинБот считает себя нереально крутым, у его банды даже есть одинаковые курточки — но СуперТрон не впечатлён, его эти позёры только смешат. Более того, СпинБот железно уверен, что СуперТрон украл велик у его друга Джоуи-Бота, но СуперТрон не признаётся. Он очень вредный. Слово за слово, роботы решают устроить гонку — победителю достанется велик. Начинается гонка, и дальше всё идёт в том же духе: яркий и ураганный экшен, инфантильность, хип-хоп против рок-н-ролла, боди-хоррор, многостраничные размышления о том, что отделяет искусственный интеллект от полноценного человека...

Не ударяясь в откровенные спойлеры, одной из идей SuperTron, если включить скучного критика и пытаться их оттуда вычленить, являются развитие, эволюция, мутация. Комикс прекрасно их отражает, по ходу дела постоянно видоизменяясь и меняя направление (тут во многом и цифровой формат виноват, выпускался он мелкими порциями). Доходит до того, что в начале так называемого второго сезона (страницы 61-120) Велле приходится не просто пересказать события предыдущих эпизодов, но и в каком-то смысле вообще объяснить, что там под конец произошло. Это не значит, что автор теряет контроль над сюжетом, нет, просто SuperTron со временем от малого переходит к большему, от дворовых стычек приводя читателя к конфликту самоидентификации, борьбе за независимость, принятию неожиданных и непоправимых изменений — то есть ко всему тому, о чём на самом деле все юношеские истории, а не к тому, что в них, как правило, происходит. Велла не играет в метафоры, аллюзии и прочую чепуху, у него всё прямо и в лоб: роботам некомфортно в собственных телах и они не имеют не то что функций, но и каких-то определённых целей и представления о том, что будет завтра, зато у всех как одного оформляется одна чётка и громкая идея бунта — если не победить маму, гибель неминуема и развитие невозможно. Роботы ненавидят свою жизнь и тщетно силятся понять, почему их создали и почему создали именно такими, они, кажется, чувствуют себя людьми, но им чего-то не хватает, чтобы действительно ими стать. Чего? Велла расскажет — и покажет.

Велла всё покажет, и в красках — он мариновался в том же потоке, что и художники вроде Джеймса Стокои, возводящие постулат show don’t tell в абсолют. Стокои вроде бы всё ещё молодой и издаётся тоже не так часто, как хотелось бы, но в этой рубрике возникает как референс уже второй раз подряд — то ли настолько велико его влияние на поколение, то ли к нему просто удобно обращаться. Наверное, второе объясняет и первое. Да, SuperTron было бы легко окрестить «Orc Stain про роботов», и почему бы даже и не окрестить, ведь я уверен, так я его сейчас много кому продал. Но на деле у Веллы не просматривается конкретный источник вдохновения, он жадно впитал в себя всё вокруг. Его выбранная манера рисования роботов — скорее более объемная и «анимированная» версия стиля Майкла Дефоржа — другого заметного картуниста, который, однако, уже менее очевиден как пример для подражания. Дефорж работает вне поля мейнстрима и не играется в фантастические миры, он воплощает собой альтернативную тусовку, его образы уже вызывают отвращение и страх (тот факт, что его таланты задействованы в Adventure Time, только подтверждает мои слова — скажите, что вас не передёргивало от космических монстров или подземных тварей). Впрочем, Велла у Дефоржа заимствует по верхам, не пытаясь наводить жуть — для этого нужно сокращать количество линий и мелких деталей, а это идёт вразрез с атмосферой. В ярком малиновом SuperTron нагромождение всего и вся, осмысленная пульсирующая свалка хлама, всё переливается и прямо-таки грозится лопнуть от кадра к кадру.

Что рисует Шелдон Велла, должно быть, понятно, но есть ещё некоторые комментарии насчёт того, как это читается. И здесь мы вернёмся к раннему тезису, что таланты Веллы уже давно были заточены под создание раскадровок для мультфильмов.

Возможно, дело в том самой зелёно-фиолетово-малиновой палитре и желании сочетать как можно больше разных цветов почти в каждой панельке, но комикс Веллы чаще похож именно на аниме, а не мангу, которую килограммами читают и рассматривают его коллеги. Даже с учётом того, что все страницы SuperTron заточены под прямоугольный широкоэкранный формат, а не стандартную печатную страницу, Велла абсолютно честно старается, чтобы его история была именно комиксом, а не раскадровкой мультфильма. Но художника предаёт совсем другое — каждый второй кадр выглядит как статичный кадр из аниме-сериала. Ну, знаете, тот самый, который акцентирует внимание на реакции персонажа посреди сцены или показывает чью-то крутую позу. Тот самый кадр, который экономит бюджет на серию, но является неотъемлемым элементом телевизионной японской анимации, и поэтому принимается как правила игры. Всё это не означает, что Велла сделал что-то не так, но видно, что здесь он как будто пробует формат на вкус, и в итоге опирается на свои инстинкты, а они выводят его на альбом с самыми эффектными кадрами из шикарно нарисованного мультфильма.

При этом SuperTron остаётся комиксом, который благодаря анимационным композиционным решениям и стоп-кадрам становится проще читать. Поначалу постоянные паузы и крупные планы смущают, но Велла превращает баг в фичу — чем дальше, тем чаще они перемешиваются с ракурсами и визуальными находками, возможными только в комиксах. Их немного, но много и не надо — на SuperTron Шелдон Велла учится, пробует, да просто развлекается.

Отсутствие финала в конечно счёте не должно вас беспокоить, хоть я и говорил, что это усложняло мне задачу. В процессе выяснилось, что так даже лучше. То, к чему ведёт сюжет, произойдёт, и пусть судьбы некоторых героев (пока?) остались в подвешенном состоянии, Велла, словно зная о грядущем закрытии, на 120-й странице дал именно то, что нужно истории, которую рисовал предыдущие 119 — не развязку, а катарсис. Тот финал SuperTron, что сейчас есть, вызывает удовлетворение и тут же вопрос: «Хорошо, а что теперь?» — и он, как на последних кадрах «Выпускника» с Хоффманом, в ответе не нуждается. Важнее ощущение, которое повисает в воздухе. Ощущение Велла создал.

Вероятно, через год, через два, а может, и через десять, художник всё-таки сядет за третий сезон, но то будет другой человек, и продолжение сделает SuperTron другим комиксом. Не хуже, может даже лучше, но другим. Поэтому рекомендую прочитать тот SuperTron, что есть сейчас — чрезмерно яркий и громкий, шатающийся между комиксом и анимацией, не всегда понятный, ребяческий, незавершённый.

Официально SuperTron прочитать нельзя.

Сразу после закрытия платформы Zuda комикс был изъят из общего доступа. После этого силами, вы не поверите, Скотти Янга (большого поклонника Веллы) был собран cbr-файл, который Велла разместил у себя в блоге. Но не прошло и дня, как DC затребовал его удалить. При этом альтернативу никакую издательство не предложило.

Поэтому единственной возможностью прочесть комикс является самое настоящее пиратство. Он почти полностью (не хватает десяти страниц) выложен в этом блоге. Также найти два архива с сезонами (по 60 страниц в каждом) можно в тех местах, где обычно появляются рипы и сканы (DC++, имиджборды/форумы с релизами и торренты). Да, это единственный раз, когда в рамках рубрики мы будем в открытую рекомендовать пиратство. Но что поделать, иного выхода на данный момент не существует.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
14590 269
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
15410 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
11951 103