Мой сегодняшний обзор будет посвящен первому тому комикса «Дно» (Low), изданному на русском издательством XL-Media.
«Дно» — это научно-фантастический комикс, рассказывающий о том, как в будущем, из-за увеличившегося Солнца, люди были вынуждены перебраться с поверхности планеты в города, построенные на дне океана. Там они жили на протяжении тысячелетий, ожидая известий от космических зондов, которые были отправлены на поиски пригодной для проживания планеты, на которую можно было бы переселиться. Но годы шли, а никаких данных от зондов не поступало, и в подводных городах, находящихся на грани коллапса из-за выработавших свой ресурс установок по переработке воздуха и нехватки пищи, остатки людей погрузились в пучину отчаяния и хаоса. Все, кроме Стелы Кейн — главной героини, которая благодаря своему, порой, нездоровому оптимизму, продолжает надеяться на лучшее.
Я написал выше, что «Дно» — это научно-фантастический комикс, но на деле он себя таковым лишь позиционирует. В словосочетании «научная фантастика» слово «научная» неспроста стоит перед «фантастикой» — у любого действительно НФ-произведения в основе повествования должна быть подоплёка в виде каких-либо научных фактов и законов. Не важно, реальные они, или же выдуманные и искусно поданные автором как реальные. В «Дне» же присутствует только один научный постулат, используемый в качестве сеттинга: то, что Солнце через какое-то время начнёт увеличиваться в размерах (реальный факт — правда, произойдёт это весьма и весьма нескоро). И всё. Никаких, пусть даже мимолётных, объяснений о том, как вообще функционируют подводные города и почему их не сминает давлением водных толщ, или о том, как люди, спускаясь жить под воду, планировали осуществить перелёт на другую, благоприятную для жизни планету, если таковая найдётся, учитывая что запуск космического корабля (шаттла? ракеты?) осуществлять необходимо с радиоактивной поверхности. Конкретно этот вопрос мучал меня на протяжении всего комикса. У «Дна» был изначально очень большой потенциал для раскрытия множества вот таких мелочей, которые бы добавили ту самую «научность», но сценарист Рик Ремендер либо не захотел, либо не смог это сделать. Вместо этого комикс акцентирован на людях и их эмоциях. Плохо ли это? Нет, конечно. Просто это переводит комикс из жанра «научно-фантастического» в просто «фантастический». А для чего я вообще завёл этот нудный разговор о жанрах? Да просто хотелось восстановить справедливость и назвать вещи своими именами. Так уж получилось, что научная фантастика для меня — это не пустой звук, а эталон, которому надо соответствовать. Назвался груздем — полезай в кузов, как известно. «Дно» вот, в кузовок не пролазит.
Теперь пару слов о подаче комикса. Выбрать для такого мрачного сеттинга настолько оптимистичную главную героиню было весьма интересным ходом, который, к сожалению, имел свои последствия. Из-за того, что читатель фактически смотрит на мир полными оптимизма глазами Стелы, прочувствовать всю гнетущую атмосферу грядущего пиздеца, которая царит в подводных городах, не получается. Плюс ко всему читателю проявления этого самого грядущего выставляют словно бы напоказ и только отдельными урывками: вот, смотрите, мы показываем вам оргию в сенате, чтобы показать, как всё плохо. Увидели? Всё, возвращаемся к главным героям, больше тут не на что смотреть. О, вот ещё разворот, видите, как всё плохо? Увидели? Ага, идём дальше. Вообще комикс очень эгоцентричен — он акцентируется исключительно на главных героях и постоянно показывает читателю только их одних, никак не раскрывая происходящее на заднем плане (этого я чуть подробнее коснусь, когда буду говорить о рисунке). На мой взгляд, стоило бы добавить всяких мелочей, вроде умирающего с голоду ребёнка, или жителей неблагополучных кварталов, которые быстрее остальных должны были почувствовать на себе нехватку чистого воздуха и еды. Но ничего этого нет, и поэтому атмосфера надвигающейся катастрофы не считывается.
Пора бы уже и про сюжет поговорить, а то я что-то сильно разболтался. Если хотите аналогию — то он наиболее близок к мультику «В поисках Немо». Без шуток. И сходство не в том, что они оба происходят в океане, а в поиске семьи (точнее её пропавших членов), чему, собственно, и посвящён весь первый том «Дна». Вот так вот. Оказалось, что это не более чем завёрнутый в красивую обёртку и нестандартный сеттинг комикс с совершенно обычным сюжетом. Прочитав аннотацию на обложке комикса, вы можете решить (скорее всего, решите), что это серьёзная научно-фантастическая история с мрачной атмосферой, и речь будет вестись о попытках остатков человечества спастись от неминуемой гибели. Но по факту это комикс о том, как одна женщина, которая всегда надеется на лучшее и никогда не сдаётся, в одиночку пытается вытащить миссию по спасению того самого человечества, которое на своё спасение уже давно положило болт и смиренно ждёт конца, пытаясь под конец взять от жизни всё (ну или, по крайней мере, та часть, которая может себе это позволить, остальных же нам не показали). А попутно она пытается спасти свою семью. И сам по себе сюжет неплохой, очень даже, но уж больно сильно он отличается от того, чем комикс пытается казаться. И это надо держать в уме, приступая к его чтению.
Теперь же я хотел бы поговорить о рисунке Грега Токкини, который без устали нахваливают, судя по всему, все кому не лень, а одна из рецензий, напечатанных на задней стороне обложки даже сравнивает его с «классикой манги». Это попросту смешно для любого, кто видел, как выглядит классическая манга (ну откройте, хотя бы «Босоногого Гэна», например). Если с чем его и сравнивать — то с европейцами и только. Но больше всего меня смущает то, что все хвалят цвет Токкини, а на мой взгляд это самое слабое место в комиксе. Все эти дико перенасыщенные цвета выглядят аляповато и слишком уж неестественно. Хотя я и допускаю, что это один из приёмов, призванных показать нам мир глазами главной героини, но всё же местами палитры, выбранные художником, выглядят слишком уж странными. Да и к лайну у меня тоже есть претензии. Во-первых, то, о чём я упомянул, когда говорил о сюжете: в комиксе очень бедные задние фоны, особенно когда события происходят в городах. Как много можно было показать и рассказать одними только бэкграундами, но вместо этого везде лишь сплошная рандомная архитектура, претенциозно залитая цветом. Во-вторых, в комиксе есть места, в которых не совсем понятно происходящее на рисунке, из-за чего приходится останавливаться, пытаясь разобраться, что же происходит в том или ином фрейме. Это не есть хорошо, потому что сбивается темп чтения, да и вообще, комикс не должен заставлять читателя разбираться в том, что нарисовано. И как мне кажется, происходит это из-за того, что лайн и цвет не могут обрести какую-то общую гармонию внутри себя, что удивительно, ведь исполнял их один и тот же художник. Пусть многие со мной будут не согласны, но я считаю, что рисунок в «Дне» переоценён, но он, тем не менее, остаётся рисунком весьма хорошего уровня, и некоторые места действительно нарисованы так, что захватывают дух.
В русском издании «Дна» есть только одна большая проблема: нужно сдерживаться и не шутить про его название. В остальном же всё на отличном уровне изданий от XL: стандартных размеров хард, из тех, что красиво стоят на полочке, грея чсв состоятельным пацанам, достойный перевод и оформление. Правда, закралась-таки одна ошибочка в переводе – лишний предлог «но» (фото 1, 2), что в общем-то не критично (но и не хорошо).
В общем же и целом, «Дно» — это, безусловно, очень хороший комикс, но до уровня отличного комикса он, на мой взгляд, несколько не дотягивает. Да, в нём есть нестандартный сеттинг, но он практически никак не раскрывается, а служит лишь немым фоном для действий персонажей. Перемести их со дна океана на, скажем, поверхность планеты, где люди выживают в изолированных от агресивной внешней среды городах — и ничего, кроме наличия красивой флоры и фауны, не изменится. Да, у него очень яркий и необычный рисунок, но он чересчур яркий и из-за своей необычности порой мешает повествованию. Но, так или иначе, я призываю всех составить своё мнение об этом комиксе, потому что он достаточно самобытен и необычен на фоне остальных.