Завершилась мини-серия Judas, и, как бы сомнительно ни звучала идея «комикс на евангельские темы от BOOM! Studios», это, пожалуй, одна из лучших серий 2018 года на данный момент.
В последние сто лет Иуда стал неожиданно популярным персонажем, и многие авторы обращались к его образу, причем чаще всего в апологетическом ключе или, по крайней мере, с оттенком симпатии. Тут и Леонид Андреев, и Ремизов, и «Jesus Christ Superstar», да и в комиксах Максвелл Принц совсем недавно исследовал мифологему Иуды в Judas: The Last Days. Поначалу, кажется, что Judas Джеффа Лавнесса и Якуба Ребелки легко встраивается в тот же ряд. Но это не только история Иуды Искариота, но и комикс на почему-то гораздо менее популярный, при всём его потенциале, в культуре сюжет — сошествие в ад. И вот тут начинается интересное.
В первом номере Иуда после своего самоубийства оказывается в преисподней, где встречает сперва Люцифера, а затем и только что казнённого Христа. По сути, в Judas персонажи христианской мифологии рассуждают о ней же. И если основная проблема, поставленная Лавнессом, не новая и довольно очевидна — предательство Иуды было необходимо для исполнения божественного плана, как и дурные дела многих других библейских «злодеев», так справедливо ли, что они наказаны и прокляты безо всякого снисхождения, — то её решение... Ну, в её решении можно узнать сценариста Nova. И это чудесный духоподъёмный финал, независимо от того, как читатель относится к христианству (для самого Лавнесса, похоже, моральным ориентиром служит скорее Достоевский, чем непосредственно Библия).
Стоит отметить, что комикс при этом не скатывается в отвлечённое философствование. Иуда, Иисус, Сатана — не просто авторские голоса, рассуждающие о библейском повествовании, у них есть характеры, а главное — эти рассуждения касаются их лично, и это ощущается от начала и до конца истории. Такая личная заинтересованность не может оставить равнодушной и читателя, даже если проблема свободы воли и предопределения в христианстве ему изначально не слишком близка. Хотя сам Лавнесс явно с большим тщанием работал с текстом первоисточника, он создал историю, понятную и интересную без специального погружения в материал.
В Judas Лавнесс пишет в очень необычном для себя тоне, предельно далёком от легкомысленности и шуток, и рисунок в таком комиксе, соответственно, должен был максимально отличаться от яркой мультяшной эстетики его предыдущих работ. Такой стиль, уникальный и выразительный, привнёс в серию польский художник Якуб Ребелка. До сих пор за исключением работы над обложками он нарисовал лишь научно-фантастическую мини-серию Namesake, и именно в Judas Ребелка вполне раскрыл свой потенциал. А эстетика его рисунка, в свою очередь, как нельзя лучше подходит именно этой квази-библейской истории. Угловатые, подчёркнуто статичные фигуры могут напомнить как иконопись, так и архаичные храмовые барельефы. Ребелка потрясающе работает с цветом, порой строит целые сцены почти в одном тоне, но безо всякой монотонности, играя оттенками и фактурой, а порой смело использует броские, режущие глаз контрасты в «ударных» моментах. А главное — выбор цвета в Judas всегда значим и продуман, и это придаёт максимум выразительности каждой странице. Даже будь сценарий совершенно беспомощным, ни на что не похожее завораживающее визуальное решение уже делает Judas стоящим прочтения.
Judas, вероятно, не станет сенсацией, и многое, от издателя до темы, может в этом комиксе отпугнуть. Но это трогательная, умная и фантастически нарисованная история, которая, безусловно, заслуживает внимания.