Я потихоньку возвращаюсь к нормальному режиму написания рецензий на комиксы, выходящие в России, — благо летний застой заканчивается, и в преддверии фестивалей я ожидаю большой поток интересных новинок. А сегодня у меня на обзоре комикс Irredeemable, изданный в России издательством Fanzon под названием «Безнадёжный».
Основная сюжетная линия этого комикса очень проста, и её пересказ не займёт много времени. Представьте себе, что Супермен сошёл с ума и стал абсолютно всесильным мизантропом. Безрадостная картина, не правда ли? А если добавить к этому ещё и то, что он объявил вендетту всем своим бывшим напарникам — остальным героям, — то получается и вовсе жуткий триллер. Именно это и произошло во вселенной комикса «Безнадёжный» — местный аналог Супермена, которого зовут Плутонианин и который был героем № 1 для всей планеты, резко съехал с катушек, целиком уничтожил город Скай-сити и в одночасье превратился в самое опасное существо на планете.
Самой главной чертой «Безнадёжного» является то, что Марк Уэйд решил не просто написать очередную сагу о божественных сверхлюдях, представляя их высшей ступенью эволюции. Он наоборот касается гораздо более приземлённых тем и копает гораздо глубже, полностью деконструируя сам образ «величайшего супергероя». И не зря эта серия получила столько хвалебных отзывов. Ведь во главу угла Уэйд ставит психологию произошедшего надрыва Плутонианина. Сначала нам показывают его только как жестокого безумного убийцу, а затем сценарист начинает постепенно заполнять картину важными деталями, гармонично вписанными в повествование через воспоминания Плутонианина, флэшбеки и рассказы очевидцев. В самом начале мы считаем, что наблюдаем за практически идентичной копией Супермена, на что нам усиленно намекают практически идентичным набором способностей и тайной происхождения. Но при продвижении от страницы к странице оказывается, что различия есть и заключаются они в той среде, в которой рос Плутонианин. Ведь не способности делают Супермена Суперменом, а его воспитание и те качества, которые ему привили с детства. Но Супермен живёт в идеализированном обществе, а Плутонианин — в практически идентичной копии нашего современного общества, которое Марк Уэйд мастерски описал всего несколькими сценами. И вместо любящей семьи на ферме, у Плутонианина было множество приёмных родителей, которых постоянно приходилось менять. Любимая девушка, которой он раскрыл тайну своей личности, не оценила его жеста и, испугавшись, отвергла его, попутно чуть было не выдав тайну его личности всему миру. В первом томе этого ещё полностью не показывалось, но похоже на то, что после неудачной попытки отношений с обычным человеком у Плутонианиа были отношения с одной из супергероинь, которые, судя по всему, закончились разрывом, оставив у Плутонианина глубокую душевную травму и вытекающую из неё сексуальную девиацию. И каждый человек на Земле буквально считает, что Плутонианин обязан ему помогать и что он обязан отвечать за все проблемы на свете. Докинуть ко всему этому сверху ещё груз сожалений за каждую неспасённую жизнь, не смолкающий в голове 24/7 сонм голосов, молящих о помощи, пристальное внимание общественности за каждым шагом и порицание малейшей ошибки — и вот уже вырисовывается довольно цельная картина того, почему Плутонианин сошёл с ума, и потихоньку начинаешь задумываться, что в сложившихся обстоятельствах он и так довольно долго держался, пытаясь быть героем для всех и оптом.
Вообще, Марк Уэйд уже в 2009 году в этом комиксе поднял проблему, которая стала актуальной и широко обсуждаемой, наверное, только в последние годы — токсичности общественного мнения. Чем более знаменитая и значимая ты фигура — тем меньше у тебя прав на ошибку, на выражение своего мнения, на обычные человеческие слабости. Ну а если ты герой № 1 для всей планеты — то ты просто обязан быть абсолютным идеалом во всём и всему миру плевать на то, что ты тоже можешь быть обычным человеком. Который так же, как и все люди, может ошибаться и может чувствовать себя хреново, если за спиной его называют «извращенцем в нижнем белье».
И «Безнадёжный» — это своего рода предостережение для всех людей — Марк как бы говорит нам: «Смотрите, вы все любите комиксы про героев и мечтаете о том, чтобы герои жили среди вас. Но если вы и получите героя, то он не вынесет вашего испорченного, эгоцентричного общества, и вполне может произойти что-то наподобие того, что происходит в „Безнадёжном “». И поэтому я вижу этот комикс не как произведение про супергероев, я вижу в нём глубокий социально значимый посыл, а супергероика в данном случае всего лишь выступает гиперболой для социальных взаимоотношений, абсолютно идентичных происходящим в нашем с вами мире.
Я так много всего написал про сюжет, а вот про рисунок мне, боюсь, сказать особо нечего. Хоть комикс и представляет из себя симбиоз повествования и изображения, в данном случае рисунок играет всё-таки чуть меньшую роль. Он не плохой, конечно же нет, но он и не шедеврален — да ему и не нужно быть. Достаточно типичный для 00-х стиль, чем-то напомнивший мне «Мираклмена» (Алан Муровского) — лаконичные крупные линии и штрихи, классическая заливка теней чёрной тушью, слегка гипертрофированная эмоциональность, приятный цвет — без живописи, но и без раздирающих глаза градиентов, которыми так грешили комиксы в 00-х. В общем, на мой взгляд, рисунок Питера Краузе и цвет Эндрю Дэлхауса отлично подходят для этой истории и позволяют, не отвлекаясь, плавно следовать за повествованием. Хотя нет, совсем не отвлекаться не получится — скажите, я ведь не один в этом кадре вижу солиста Rammstein?
На русском языке Irredeemable издаётся в мягком переплёте в виде сдвоенных сборников — то есть в оригинале в первой и второй ТПБ было по 4 номера, у нас же в первую книгу вошли восемь номеров. Формат полностью оправданный — так и издавать придётся всего 5 книг вместо 10, и читатель получает разом гораздо больший кусок истории, да и по цене выгоднее. Ну, в общем, все в плюсе. Кроме состоятельных пацанов, конечно же, которые не приемлют книги в мягких переплётах, но ничего не поделать — в этот раз Fanzon отступил от их привычного твёрдого переплёта.
Я уже достаточно написал, поэтому заключение постараюсь сделать лаконичным: «Безнадёжный» — это комикс, безусловно заслуживающий внимания хотя бы потому, что не часто под обложкой с человеком в трико и плащом можно прочитать такую точную и злободневную социальную критику.
Книга на обзор предоставлена издательством.