RSS
Тиен
Рекомендуем

Интервью с владельцем издательства «Тиен» Радиком Садыковым

25.01.2016, 12:00 — Редакция 9233 2

Отечественная индустрия комиксов продолжает расти и развиваться, лицензии на локализацию культовых произведений прошлых лет и трендовых новинок 2010-х покупаются чуть ли не каждую неделю пачками. С этой недели мы начинаем серию интервью с представителями российских издательств, но не со всеми — нас интересуют только те, кто считает, что российская индустрия невозможна без русских комиксов.  Мы поговорим о том, каково не просто издавать в России комиксы, но и участвовать в их создании.

Наш первый собеседеник Радик Садыков  глава издательства «Тиен», привлекшего к себе внимание Boomstarter-кампанией по переизданию комикса 1990-х «Велес». Вопросы ему задавал редактор издательства Bubble Евгений Еронин.

— Сейчас вы готовите к выходу свой второй проект — комикс «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». И, как и в прошлый раз с «Велесом», организовали сбор средств среди читателей. Вы планируете придерживаться этой модели с каждой книгой?

— Организовав издательство «Тиен», я продекларировал, что буду издавать российские комиксы российских авторов на российскую историю. Издание «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» лежит в этом общем направлении. Так как я начинаю с нуля, то приходится использовать те ресурсы, которые мне доступны. С «Велесом» это был Boomstarter. Удачно! И так как у меня практического опыта своего бизнеса не было, то я его как раз и нарабатываю, собираю шишки и на них учусь.
Альбом «Велес» — это первый шаг. На нем я учился готовить проект, считать его, продвигать его. Сейчас учусь продавать. Налаживаю связи с магазинами и т.п. Тираж продан еще не весь, все в процессе, и денег еще нет, но не издавать же второй альбом только после продажи первого? Этак придется ждать еще год. Пришло понимание, что многие процессы нужно проводить параллельно. Пока в печать готовится «Иван», собираются деньги на тираж, продается «Велес», ставятся новые цели. Смогу ли я без Boomstarter организовать предзаказ? Не попробовав, не узнаю. А на вопрос «Вы планируете придерживаться этой модели (продаж) с каждой книгой?» — скажу, что было бы неплохо. Предзаказ позволяет понять, насколько проект, который ты готовишь, актуален! Может, он никому не нужен.
Для того, чтобы было понимание, поставь себя на место издателя: художник рисует комикс — ему нужно платить, издать комикс — деньги на тираж нужны... корректор, журналист, бухгалтерия... если не платить, то весь процесс остановится, то есть ты должен вложиться прилично, без гарантии отдачи. Но думаю, что это все-таки процесс эволюции. Пока без предзаказа не могу, дальше будет видно. После «Ивана» затею несколько новых проектов и так же организую предзаказ.

— А какая часть тиража «Велеса» продалась, если не секрет?

— Уже половина.

— Вы сейчас все силы бросили на «Ивана», или в разработке есть и другие проекты?

— Так как издательство в начале пути, то сил, которые бросили, еще немного. Но скоро подготовка альбома «Иван-крестьянский сын» закончится, осталось работы недели на 2-3, и начнем продвижение альбома и сбор средств.
Как раз с планами всё в порядке. На очереди с нового года в рисовку — «Велес-2» Игоря Кожевникова, альбом «Салам-Торхан» Радика Садыкова и сборник ч/б-комиксов Игоря Кожевникова эпохи журнала «Велес» страниц на 140, плюс несколько проектов на стадии обсуждения.
Слышали недавнюю новость про грант на развитие комиксов в 13 миллионов. С такой поддержкой многое было бы просто! А так приходится двигаться упорно и от возможного.

— Тираж в 2000 экземпляров — это для вас в принципе предел? Или вы рассчитываете, что со временем сможете расширить свою аудиторию?

— На наши шаги нужно смотреть в перспективе развития. Издание «Велеса» тиражом в 1000 экземпляров показало, что альбом получается для покупателя дорогим. Издавая второй альбом, поставили задачу сделать его по цене доступным. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» форматом евро BD стоит 299 рублей по предзаказу — мне кажется, очень неплохо! Планирую «Велес-2» уже тиражом 4000, но будет видно.

— Пока что «Тиен» издавал работы Игоря Кожевникова. Вероятно, его стиль можно назвать «лицом» издательства на данный момент. У вас есть в обойме еще какие-то авторы? Помимо того, что вы сами будете рисовать одну книгу.

— Конечно, уже приглядываюсь! Покупатель берет классно нарисованную историю, а не издательство. Поэтому для новых проектов смотрю, кто что умеет рисовать, и собираю финансы. Художник не может жить 3-4-5 месяцев без денег. Поэтому планирую привлекать новых авторов, когда появятся финансы.
В планах собрать команду отличных художников и сценаристов, но без денег это не получится, не будут создавать бесплатно. Планирую первыми альбомами немного заработать и все вложить в новые проекты и авторов... Издательство одного художника — это нонсенс.

Как думаете, сколько еще работать до выхода в плюс?

— Наверное, не совсем точная формулировка. Издание каждого альбома изначально планируется в плюс, с прибылью, просто все полученные средства вкладываются в развитие издательства, а до той «картинки мечты», каким я планирую издательство, еще вкладывать и вкладывать.
Очень интересен сам процесс движения к цели, это как игра: делаешь первый шаг, потом просчитываешь второй и т.д., а в итоге ДОСТИГНУТАЯ цель!

— А не думали о том, чтобы купить лицензию на какой-нибудь популярный зарубежный комикс (скорее всего, европейский, у вас формат к этому располагает)?

— Сначала думал, потом понял, что не хочу. Сейчас же многие издательства занимаются этим полезным и нужным делом, популяризуют жанр лучшими зарубежными образцами... Я выбрал другую цель.
Вам, наверное, знакомо выражение, что возможностей не одна или две, а бесконечное количество, нужно только их видеть. В области идей их еще больше. Не вижу необходимости переиздавать что-то совершенно чужое, лучше сделать свое и этим гордиться.

— Понимаю. Просто на зарубежном хите было бы проще отбить вложения. Но нельзя не уважать принципиальное желание издавать только то, что сделано нашими авторами, таких издательств на российском рынке всё-таки мало. Судя по известным проектам, вы решили занять нишу славянского фэнтези?

— Конечно же нет, зачем себя так жестко ограничивать жанром, это просто первые проекты издательства. Все многообразие жанров комиксов нам доступно. Не видеть потенциал серии про Велеса было бы с моей стороны глупо! Велес — это славянская героика, близкая большинству россиян! Игорь Кожевников — шикарный, классный художник! Думаю, второй и третий альбом про Велеса будут прорывные, не забывайте, что «Велес 1» рисовался двадцать лет назад, а Игорь уже тогда был классным рисовальщиком, а сейчас у него позади уже и Художественное училище и Академия в Питере.
«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» тоже уникальный проект, в нем двадцать лет назад была предпринята попытка соединить русскую народную сказку и супергероику языком комикса, не проиллюстрировать сказку, а объединить. Следующая книжка в серии «Волшебный комикс» тоже, думаю, будет ударной.

— Для некоторых выход «Велеса» имел ностальгическую ценность, часть читателей застала выходивший 20 лет назад журнал. Но значительная часть аудитории — уже другое поколение с другими интересами, и русскими комиксами их заинтересовать трудно. Вы думали о том, как их привлечь? Какой вы вообще видите свою аудиторию?

— Такой широкий вопрос требует много ответов. Двадцать лет назад комикс «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» вышел тиражом 50000 экземпляров и разошелся буквально за 3-4 месяца. Эти люди живы, они взрослые и любят комиксы, у них есть дети. Если выйти на эту аудиторию, то они купят комиксы для себя и/или своих детей. Старшее поколение патриотично и ему интересен российский комикс. Чем не аудитория? Новое поколение знакомо с лучшими образцами зарубежного комикса, планка качества поднята очень высоко! Но любители комикса прежде всего ценят качественную историю и классную графику, а не то, что она зарубежная и все.
Что до того, что русскими комиксами их заинтересовать трудно, — нужно знать, что вы подразумеваете под «русскими комиксами». Я так только вижу попытки поднять тему. Bubble серьезно взялся. Если смотреть в перспективе, то сейчас замечательное время. Прошло двадцать лет развития, и старшее и молодое поколение подготовлены к языку комикса, аудитория уже знает, чего она хочет, остается только предложить ей то, что она хочет.
По поводу своей аудитории... Я не ограничиваюсь жанром русской народной сказки, это просто первые проекты, у каждого комикса или книжки аудитория своя, главное — правильно определиться и выйти на нее с качественным предложением. Жанрово я издательство «Тиен» не ограничиваю — будет и фантастика, и исторические комиксы, и боевики... Поэтому аудитория — это все любители комиксов.

— Несколько месяцев назад вы вспомнили комикс о приключениях Русского Мишки и спросили читателей, не будет ли им интересно увидеть продолжение серии, в котором будут задействованы все актуальные темы наших дней, в частности отношения России и Америки. У значительной части комикс-сообщества эта идея вызвала, мягко говоря, не очень положительную реакцию. Вы все еще думаете об этом проекте всерьез, или то была просто проба почвы?

— Конечно, это была, прежде всего, проба, но реакция была неожиданной и неадекватной! Этот опрос вскрыл ряд очень серьезных проблем. Не думаю, что это была большая часть комикс-сообщества. Не вижу необходимости возводить какие-либо табу и запретные темы, говорить можно и нужно обо всем, не оскорбляя оппонента. Если концептуально, то в мире миллионы людей по различным причинам думают иначе, чем мы, имеют иные взгляды и не разделяют наши ценности! Да, это так. Можно ли всех оппонентов переспорить или навязать им свои взгляды? Думаю, нет! Свобода слова в частности подразумевает, что тебе могут дать неверную информацию, обмануть!
Выстраивая свою позицию, опираясь на ложную или неполную информацию, мы можем прийти к неверным выводам и стать с оппонентом врагами! Да, можем. Нужно ли его, оппонента, ненавидеть или гнобить из-за этого? Не уверен! Просвещая, рассказывая, разбираясь, мы можем оппонента сделать нашим союзником, и он будет разделять наши взгляды и ценности. Но возможно, что и мы поменяем свои взгляды, у нас ведь тоже нет индульгенции на истину!
Размышляя так, у меня получается картина... Имеет ли человек право на собственное мнение (пусть даже и ошибочное) и право его высказывать? Да, имеет. Имеет ли право оппонент отстаивать в споре свою точку зрения? Да, конечно! Можно ли оскорблять людей или группы людей с другими взглядами и ценностями безнаказанно? Нет, однозначно! Совершенен ли наш мир?..

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34552 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33504 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26826 103