RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia: Россия Майка Миньолы, Часть 2

09.12.2015, 14:00 — Евон Азов 17629 11

Прежде, чем я приступлю к статье, пара слов от автора рубрики:

Этот материал я задумал давно, но, как это часто бывает с комиксами Миньолы, идея ждала нужного автора. Себя таковым я не считал, поэтому материал был отложен до лучших времён (у меня таких отложенных есть несколько штук, если что). А потом появился Евон, и всё сразу сложилось. Потому что лучшего кандидата на эту роль просто не найти. А затем статья настолько разрослась, что ей стало тесно в рамках одной публикации. Поэтому теперь их будет три, и у каждой своя тема.

И сегодня речь пойдёт о русском фольклоре в творчестве Майка Миньолы.

Мифы и легенды Греции все знают. Все читали адаптацию Куна, все знают, что в неадаптированной версии Серсея делает минет Одиссею. Когда же в приличном обществе речь заходит про мифологию и фольклор России, сознание может исторгнуть только блеклый образ желтоволосого молодца в обруче и расшитой славянской рубахе от Мирославушки. По желанию, можно ещё добавить топор (или меч) и подпись «Воин Руси» такой, знаете, красной вязью и чего-нибудь добавить про Ярило и Мокошь.

Такое положение дел объясняется очень легко: любая новая идеология замещала собой старую, почти всегда через жестокие репрессии. Так произошло с бедным Перуном в «Повести временных лет», так произошло со старообрядчеством, так произошло с Храмом Христа Спасителя, так произошло с каждым генсеком и в конце концов с Советским Союзом в целом. Получившийся мифологический перегной вышел безумной смесью из показушного христианства с куличами и свечками, пионерских ценностей, культа личности и вот того желтоволосого славянина с обязательным коловратом. Поэтому в России совершенно обезображено само понятие слова «мифология», так как весь древний фольклор и народные сказания постоянно переделывались в угоду новой идеологии, а сама новая идеология становилась уже в свою очередь новым фольклором. Культурная ценность анекдотов про Брежнева, на мой взгляд, сейчас вполне сравнима с религией восточных славян, потому что анекдоты про Брежнева были таким же сакральным артефактом для ударника труда Василия Соломойкина, как для кузнеца Первуши идол Перуна.

Такое наслоение фольклора и постоянная оглядка народа на мнение начальства по этому поводу привели к тому, что русский «славянский» фольклор очень плохо представлен как в поп-культуре, так и в самосознании русского народа. Русский человек может зацепиться за Лукоморье, вспомнить про учёного кота с чахнущим над златом Кащеем, а что делать иностранцу? Миньола поступил очень мудро и выбрал в качестве старта Бабу-Ягу, которую знают все, даже западные читатели, и уже позже погрузился в бездны Домовых, Леших и Перунов в Darkness Calls, который можно назвать первой вылазкой в сторону русского фольклора.

Сама Баба-Яга в русской культуре — это образец так называемого «бесчиния», проще говоря, самый первый анархист в русской культуре. Она простоволоса, ходит в неопоясанной рубахе и заманивает добрых молодцов к себе в дом. Примечательно, что чехи и греки называют Бабу-Ягу lamia, то есть «драконом», то есть Гекатой. У древних славян, тем не менее, Баба-Яга была отождествлением грозового облака, точнее неправильным использованием грозового облака — если Перун «бил» нечисть, то Баба-Яга её наоборот порождала, что, конечно же, сразу сталкивало их лбами. Формально, ненависть Бабы-Яги к Перуну, показанная в Darkness Calls, проистекает именно из этого конфликта. В «Хэллбое» Баба-Яга добилась гораздо большего поклонения, чем Перун, что служит своего рода зеркальным отражением реального положения дел в поп-культуре, поэтому она естественно «won’t tolerate other gods in Russia», тем более бога, который прямо наступает на её территорию. Надо понимать, что в современном мире Баба-Яга — это максимум старуха-каннибал, живущая в лесу и владеющая двумя вроде бы магическими артефактами. Однако в представлении восточных и южных славян Баба-Яга — это практически хтонический монстр Ктулху, который спит в своём Рлиехе-Тридевятом царстве. Действия, совершаемые Бабой-Ягой в сказках, — это всего лишь переложение ритуальных обрядов: топление бани — это омовение; угощение посетителя — это способ проверки, не мёртв ли посетитель, то есть свежа ли жертва; ну и «полезай в печь» — это добровольное жертвоприношение.

Изображение Бабы-Яги в «Хэллбое» — это то, что называется spot-on. Соблюдены все её атрибуты, скрытые значения её имени, её двойственная принадлежность к Дракону, даже значение её имени jeza («гнев») прямо передаётся в её отношении к Хэллбою — она гневается на него, потому что он забрал её глаз.

От гнева Бабы-Яги Хэллбой либо спасается, либо, наоборот, ему подвергается. Спасают от гнева Бабы-Яги целый ряд довольно интересных интерпретаций мифологических персонажей, которые сопротивляются Бабе-Яге, как «ненатуральному» положению вещей в их тридевятом царстве. Василиса Прекрасная, которую можно сравнить с Афродитой, у Фегредо и Стюарта СВЕТИТСЯ. Это очень показательно, потому что Василиса считается репрезентацией света, и все её артефакты косвенно на это указывают. Череп, которым Василиса показывает выход из тридевятого царства Хэллбою — это её давний артефакт из сказаний, данный ей как откуп Бабой-Ягой, потому что Василиса была «благословлена». Платок Василисы, вызывающий море, — это, тем не менее, изобретение Миньолы. Платки в русских сказках обладают натурально суперсилами: могут строить мосты, могут скукоживать пространство, могут вызывать великанов, а могут вообще быть sentient beings from space. Платок суперсильный отличается от «ширинки» и «утиральника», то есть платок Василисы — это мементо, которое даётся воину, идущему на войну. Этим можно объяснить сверхсилы платков в сказках и в «Хэллбое». Если же вспомнить, что по ремеслу своему Василиса — прядильщица, то её возможность «енчантить» (извините) платки всем, что только угодно, становится очевидной.

В помощниках у Хэллбоя в Darkness Calls теперь остаются только униженные и оскорблённые низшие силы. Это потерявший всю власть и влияние Перун, сопротивляющийся натиску бесовщины Леший и раскулаченный коммунистами Домовой. Хотелось бы поподробней остановиться на Домовом, потому что это, наверное, мой любимый русский персонаж в творчестве Миньолы (прости, Ося). Домовой Миньолы — это идеальный образ русского человека, находящегося посередине двух враждующих сил, и обе эти силы ему одинаково противны. Семья Домового непонятно куда ушла, что опять же показывает нам всю боль русского человека — что-то тёплое и родное навсегда покинуло твой дом, и его заполонили непонятные рогатые демоны, бьющие твою мебель, заставляя тебя всё дальше и дальше уходить в свою печь. Домовой служит своего рода коротеньким comedic relief, однако нам быстро дают понять, что этот герой безмерно трагичный и глубокий для обычного «сайд-персонажа». Среди всевозможных чертей, импов, гоблинов и ежей Домовой, наверное, самый яркий герой за счёт своей маленькой и быстрой истории, происходящей в его доме. Домовой никуда никого не заманивает, ни с кем не борется, он просто живёт в своей печи и пытается сохранить остатки своего добра.

Леший и Перун остаются совсем орнаментными персонажами, выступающими в качестве «плот поинта». Интересным может только показаться удивительно быстрая трансформация Перуна из молодого гордого всадника в старого, голого Алана Мура, рисующего грозовые облака палкой в грязи. Мы изначально не знаем, в какой класс мифологических существ попадает Перун, поэтому такое превращение можно толковать по-разному, от козней Бабы-Яги до натурального усыхания всего сказочного и мифологического в связи со скорым приходом Нимуэ.

Объединённость, такая, если хотите, «кроссоверность» мифологических персонажей Миньолы — это ещё одна отличительная особенность Хэллбойвёрса. То есть все эти Кощеи, Бабы-Яги и Василисы существуют в отдельной своей мифологической России, но при этом прекрасно знают и общаются со, скажем, эльфами из Ирландии. Разные национальные силы добра и зла работают сообща, что достаточно интересно, ведь экскурс Darkness Calls в русскую мифологию начался, когда Баба-Яга предложила английским ведьмам решить проблему Хэллбоя.

Таким образом мы медленно подошли к главному «хенчмену» Бабы-Яги в Darkness Calls — Кощею. Кощей в «Хэллбое» разительно отличается от устоявшегося образа русского фольклора: если у нас он «над златом чахнет», то есть немощный, злой старик, или же на крайняк образ старого, яростного хана (смотрите иллюстрации Билибина), то у Миньолы это гордый, честный воин с трагичной судьбой. Наш Кощей произошёл от злых правителей, которых нередко наделяли чародейской силой. Кощей Миньолы — это вассал такого чародея (кстати, Дракона), любимый его слуга и в конце концов мудрый и справедливый правитель, очень, правда, плохо закончивший. Само слово «Кощей» произошло от славянского kostь, то есть у него «торчат кости», и сам он немощен, худ и зол. «Кощей» также используется как ругательство, например, в «Слову о полку Игореве» и вообще обладает негативными коннотациями. Но Кощей Миньолы — это сугубо положительный персонаж, попавший в очень неприятные обстоятельства: он обязан служить Бабе-Яге и исполнять её требования. Сам он просто хочет, чтобы его наконец убили. Что примечательно, вода из платка Василисы не придаёт Кощею сил, хотя в сказках он сбегает из подземелья Марьи Моревны именно потому, что Иван-Царевич дал ему испить три ведра воды, после чего он разорвал 12 (!) цепей.

Ближе к общему представлению о Кощее подходит ещё один персонаж из антуража Бабы-Яги — Смерть. Русская Смерть — это в высшей степени таинственный персонаж, потому что мы знаем, что во вселенной «Хэллбоя» существует ещё как минимум одна Смерть — всадник апокалипсиса Нимуэ. Как эти две смерти взаимодействуют друг с другом? У каждой ли нации есть своя собственная смерть? Участвует ли русская Смерть в мексиканских событиях? Ни на один из вопросов у меня ответа нет и, пожалуй, долго не будет. По какой-то причине русская Смерть носит традиционное боярское облачение и ведёт себя, как самый большой dick в Хэллбоевской вселенной. Кажется, он знает всё, что происходит, но никому об этом не говорит. Тем не менее, несмотря на эту dickery, он является заметным членом в общем мифологическом пантеоне.

Ну и напоследок Коку — «гоголевский» чёрт, который очень странно относится к Распутину. Коку предупреждает Распутина о снижении поголовья мифических существ и расплодившихся людях («TOO MANY HUMANS, GRIGORI») и в принципе ведёт себя так, как будто он на стороне Распутина, — например, находит где-то Железную Деву. Однако в то же время препятствует возможной реинкарнации Распутина в теле Кощея и бросает жёлудь с его душой в АД, где сейчас пребывает, тададам, Хэллбой.

Пока мы все ждём обязательную битву между Распутиным и Хэллбоем в Аду, я думаю, что у вас найдётся минутка поговорить о Боге, то есть, конечно же, о Гришке нашем Ефимовиче.

Образ Распутина уже очень давно используется негативно, как в царские времена, так и в советские, которые на самом деле никогда и не заканчивались, поэтому новых времён нет. Фамилия Распутина вовсе не означает того, что он «распутник», то есть любые теории, пытающиеся представить религию Распутина, как секс-культ, основываясь на таком значении его фамилии, просто чудовищно неверны. Фамилия «Распутин» — это видоизменённая, если можно так выразиться, изначальная фамилия «Роспута», данная семье Рапутиных из-за того, что большинство мужчин в их роде, не «стоявших на пашне», были напрямую или косвенно связаны с дорогами: либо строили их, либо служили ямщиками, торговцами или даже устанавливали верстовые столбы, — соответственно всю жизнь свою проводили на «распутье». Фамилия «Распутин» была впринципе распространена в родной Григорию Тобольской губернии — только в селе Покровском проживало ещё человек пятьдесят Распутиных, никак не связанных с Григорием Ефимовичем.

Начиная писать эту статью, я очень серьёзно опустился в весь водоворот биографии Распутина. Его отношения с первыми лицами государства, борьба с Илиодором, обвинения в «хлыстовстве», покушения на него и, наконец, свершившееся убийство руками двоюродного брата Николая II (!), видным ультраправым депутатом (!) и в конце концов князем-кроссдрессером (!!!!) просто невероятны. В конечном итоге я решил не включать всю историю Распутина в этот текст, потому что Миньола на это не слишком сильно обращает внимание. Так, например, убийство Григория и его непосредственный дар и возможные отношения с Бабой-Ягой описываются второпях и неполно, буквально ссылочками на краешках страниц. Мы знаем, что именно в Неве к нему пришёл Дракон Огдру Джахад, но не знаем, в чём собственно состоял его дар (исцеление, знаете ли, бывает разным), чему его учила Баба-Яга и как ему вообще удавалось так воздействовать на американских и немецких любителей оккультизма.

Непосредственно русские обычные персонажи с Распутиным почти не контактируют, даже Лазарь из Return of the Master хоть внешне и напоминает Распутина, напрямую с ним никогда не взаимодействовал, и весь его рериховский культ создан только благодаря нашёптываниям Огдру Джахад, которые, видимо, просто привыкли работать с Распутиным, однако уже давно его не ценят.

Распутин, как и добрая половина злодеев в Хэллбойвёрсе, довольно трагичный персонаж. Главная мотивация Григория в «Хэллбое» — это быть МАСТЕРОМ. Когда он понимает, что быть мастером людей ниже его достоинства, он хочет стать мастером мифологического мира и терпит сокрушительное поражение, так как в отличие от других агентов Огдру Джахад, не вполне осознаёт и понимает свое место в структуре Дракона. Даже делая общее дело Огдру Джахад, то есть «heralding the coming of a new race of men», он в конечном итоге жаждет персональной выгоды, которую не может получить и становится в итоге никем, даже меньше, чем никем. Если над людьми Распутин обладает впечатляющей магической силой, то все магические существа относятся к нему с небольшой долей пренебрежения и сочувствия, потому что просто не хотят пускать его в свои ряды, даже если делают вид, что терпят его, как, например, Коку.

В самом Хэллбойвёрсе, тем не менее, Распутин является одним из самых страшных катализаторов разного рода жутких событий. Он убил Тревора Бруттенхольма, начал Чуму Жаб, два раза возродил Саду-Хем, реинкарнировал Гекату, вызвал Червя-Завоевателя и, наконец, полностью подчинил корпорацию ZINCO себе, что, сами знаете, какие катастрофические последствия вызвало. Simply put, HE GETS SHIT DONE but doesn’t get any shit to himself. Tragic.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34575 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33544 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26848 103