RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #22: Joe Golem — The Rat Catcher

25.02.2016, 15:02 — Станислав Шаргородский 5472 3

Комикс про «Джо Голема» я ждал очень сильно. Казалось бы, у этого проекта есть все предпосылки, чтобы «выстрелить». И крайне интересный концепт. И уже созданный прецедент его удачной реализации (в оригинальном романе). И уже успешный опыт (авторской команды) переноса истории из одной формы искусства в другую (я про «Балтимора»). И планы на долгие годы вперёд. Но одно дело потенциал, а другое — его реализация. И вот тут что-то пошло не так.

В рубрике уже были выпуски, когда я и мои соавторы ругали вышедшие сюжеты — мы в этом плане стараемся не дать нашему почитанию таланта Миньолы заслонить глаза, и посему не преклоняемся перед каждым его действием. Но в этот раз, пожалуй, вышла самая негативна реакция за всё время Хэллбоймедии. К большому сожалению. Я сегодня снова без собеседника, но и моей критики хватит. Поехали.

Сразу проговорю одну вещь. Я хоть и читал оригинальный роман, рассуждать постараюсь с точки зрения новичка, который с этим миром познакомился в первом номере серии. Постараюсь, потому что абстрагироваться сложно — книга не выдающаяся, но в своём жанре хорошая, и поставленная ей планка особенно играет против серии. Но всё же.

Самое лучшее в «Джо Големе» на стадии первичного знакомства — уже упомянутый концепт.

Палп-хоррор про оккультного детектива, который в прошлой жизни, будучи големом, охотился на ведьм. При этом основные события происходят в наполовину затонувшем Манхэттене.

Ну ведь потрясающе звучит? Понятно, что его нужно ещё реализовать, и для этого работать должен каждый элемент. Но проблема в том, что в дебютном арке The Rat Catcher (Joe Golem, Occult Detective #1-3) не работает ни один из них. Чтобы не быть голословным, предлагаю разложить привлекательность концепта на части:

История персонажа
Особенности «сеттинга»
Детективный потенциал

Исходя из них, и буду строить свои рассуждения.

ИСТОРИЯ ПЕРСОНАЖА

Джо Голем в этой истории предстал невероятно банальным персонажем. Никто не ждал особенной глубины или многогранности, но было бы здорово придать хоть какой-то объём герою. А так, перед нами обычный «тафгай» с мутным прошлым, который почему-то помогает людям за «спасибо» и готов пожертвовать собой ради спасения других. По сути, это полторы черты. Но даже их не всегда удаётся выдержать. Иначе как можно объяснить трюк с использованием детей в качестве приманки (не буквальным использованием, само собой, так бы всё было ясно)? Чуть не забыл, Джо же ещё любит свою шляпу. Две с половиной черты!


Проблема усугубляется тем, что все остальные персонажи такие же одномерные и ведут себя исключительно в рамках заложенных типажей. Наставник, который скрывает от героя его прошлое. Предположительный любовный интерес, с которым у героя на страницах не возникает никакой химии. Дети, выступающие в роли «плот тула». В этом плане условный злодей арка выглядит в разы более проработанным персонажем, чем весь остальной каст. Понятно, что в отличие от остальных, у злодея было всего три номера на развитие, но для его проработки даже не потребовалось слов. Задумка авторов растягивать повествование ясна, но не оправдана. Это новая серия и новые герои, к которым нужно сразу эмоционально привязать читателей. А иначе какой во всём этом смысл?

Я бы не стал ничего ждать или, прости, господи, требовать от авторов, если бы не знал, что они (на самом деле он, Голден) на это способны. Например, после мини-серии Baltimore: The Plague Ships мы знали про персонажа (и не только про него, кстати, но и про весь мир) всё, что нужно. Что из себя представляет главный герой? Какой у него характер? Какая у него мотивация? Чего он пытается добиться? Эти детали жизненно необходимы, чтобы мы могли инвестировать свои эмоции в героя. Без этого никак.

Открытым остаётся лишь вопрос ориджина, который будут размазывать ещё не на один десяток номеров. Так вот, он хоть и интересен (в задумке), но тут в большинстве своём пуст. Всё, что мы узнали за три номера, умещается в одно маленькое предложение из анонса серии — «Голем, созданный, чтобы защищать деревню от ведьм». Этого преступно мало. И никакие намёки на интересное ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ не могут служить оправданием.

ОСОБЕННОСТИ «СЕТТИНГА»

«Тонущий город» — это не просто декорация, а полноценный участник событий. В книге (а здесь мне придётся к ней обратиться, т.к. там «правильно» развита эта линия) это замкнутая «экосистема», которая уже 50 лет обособляется от окружающего мира. Это отдельная культура и уникальный образ жизни, накладывающий отпечаток на всех жителях «города».

В комиксе же мы видим безликую «Венецию». Я просмотрел каждую панель, но не нашёл ни одной примечательной детали, которая бы выделила этот «сеттинг». К тому же он буквально пуст — создаётся такое впечатление, что в городе живёт с десяток человек, и все они находятся в детском приюте. Можно во всех грехах винить художника, но, как завещал Алексей Замский, виноват каждый, чья фамилия значится в выходных данных. И больше всех виноват Голден. Удели парочку страниц тому, чтобы показать жизнь этого уникального мира, как он устроен и по каким правилам функционирует, и всё, комар носа не подточит. Но на единственной «такой странице» нам показывают, как голуби гадят на памятник.

Справедливости ради, отмечу, что в одном момент город всё же оживает — это подводная сцена, которая частично показывает его нутро. Это хорошо, но этого недостаточно.

ДЕТЕКТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Промахи в предыдущих двух пунктах на первый раз можно было бы простить, если бы авторы рассказали интересную историю. А она, как вы уже понимаете, оказалась такой же банальной, как и всё остальное. Некое создание похищает детей, и на его поиски бросается детектив-альтруист. И читатель ведь ждёт полноценного детектива (жанра), т.е. интересную расследовательскую деятельность детектива (героя). А получает экшн сомнительного характера, где протагонист не прикладывает никаких усилий, чтобы обнаружить врага — тот сам всегда нападает первым.

Свои навыки Джо использует лишь единожды — когда разгадывает мотивацию «злодея» по испорченным картинам и надписям на стенах подводного уровня города. Не самая сложная дедукция, но это хотя бы походит на процесс расследования. Вообще, я к этой сцене уже второй раз обращаюсь, потому что она — лучшее, что есть в этом арке. Помимо упомянутых плюсов, она единственная создаёт нужную атмосферу печали и утраты, которой авторы с первых кадров пытаются пропитать «Тонущий город». Пытаются с начала, но получается лишь в самом конце.

В итоге мы получили всего лишь 7-8 страниц качественного повествования. Не слишком приятная статистика для дебютного, особенно важного сюжета.

АРТ-СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Это не часть «привлекательного концепта», но элемент, не проигрывающий в значимости всем трём предыдущим моментам вместе взятым. И кандидатура Патрика Рейнолдса сразу вызывала опасение. Вообще, стоит отметить один не очень приятный тренд — художников-фотореалистов, которых раньше в Миньолавёрсе днём с огнём нельзя было найти, стало внезапно много за последний год-другой. Даже слишком. Алекс Малеев, Лоуренс Кэмпбелл (о нём поговорим уже в самое ближайшее время) и вот Патрик Рейнолдс.

Рейнолдс — выбор неслучайный, именно «открытие» его таланта (точнее, его развитие за последнее время) и стало финальным штрихом к давно уже задуманной серии. Майк и Крис неоднократно в предстартовых интервью говорили, что Патрик — недостающий элемент, который идеально подходит серии. Кто я такой, чтобы с ними спорить, но всё же попробую. Основное преимущество Рейнолдса видно невооружённым глазом — он может с первого же кадра создать так называемое «настроение», создать атмосферу. Это важная составляющая любого произведения, и особенно она важна здесь. Не скажу, что удалось полностью воплотить ту картину, что была в голове у создателей, но здесь проблема скорее Голдена, чем Рейнолдса — последний со своей частью справился. Тяжёлый, местами грязный визуальный ряд создаёт нужное угнетающее ощущение. Но на этом плюсы такого выбора художника, к сожалению, заканчиваются.

Патрику совершенно не удаётся работа с персонажами — кажется, что он совершенно не понимает язык тела. И особенно мимику — герои постоянно промахиваются с эмоциями, что моментально рушит ту самую атмосферу (вот почему этот парень смеётся, когда ему было бы неплохо негодовать?). Я уже не говорю, что персонажи нет-нет, да выдают какие-то страшные гримасы (Лори в этом плане особенно не повезло).

Второй важный момент — это его скучная дизайнерская работа. Банальный «Тонущий город» — ярчайшее тому подтверждение. Я про это уже говорил, но в случае с Патриком это осложняется тем, что он иногда отказывается прорисовывать даже такой скучный бэкграунд. Яркий пример — все сцены нападения «ловца крыс», который всегда атакует в плотном пространстве, окружённом со всех сторон стенами, но выглядит это, как нападение в открытом море. Единственный раз, когда Рейнолдсу удалась работа с «декорациями», — это уже упомянутая сцена под водой.

Последняя проблема — это (зачастую) отсутствие динамики в рисунке Патрика. Это проблема большинства фотореалистов, но здесь она выделяется особенно. Любая сцена столкновения с «злодеем» неизобретательна в плане экшна и «без пяти минут» статична. Есть правда одно исключение — это боевые сцены из флэшбеков, но и там голем, который действительно удался и который внушает страх всему живому, практически всех ведьм «гасит» одним приёмом «головой об твёрдую поверхность».

У Голдена и Миньолы на Рейнолдса планы большие, т.е. он не просто запускает серию, а является долгосрочным решением, каким был Стенбек на «Балтиморе». И это печалит больше всего. Если те самые элементы концепта исправить можно и нужно, то художник (такой не самый одарённый, как Патрик) особенно не изменится.

ВЕРДИКТ

«Джо Голем» — серия с тяжёлой судьбой. Первоначально выйти она должна была ещё 15 лет назад, но различные обстоятельства отсрочили этот момент. К сожалению, от долгожданного запуска судьба её легче не стала — стартовала она откровенно плохо, став худшим дебютом за все 20+ лет авторского творчества Майка Миньолы. Комикс вышел сырым и как будто наспех сделанным. Как следствие, он не попал ни в одну из своих целевых аудиторий. Тех, кто знаком с оригинальным романом, расстроил посредственный перенос мира «Голема» в новый медиум. А тех, кто решил просто попробовать новую серию, на выходе ждал достаточно банальный комикс, не предлагающий никакого уникального опыта.

Тем не менее, проблема не является неразрешимой. Авторская команда не разучилась делать комиксы за три номера, она просто промахнулась с изначальным подходом. Но это то, что можно исправить, притом достаточно быстро. Главное, чтобы понять, что проблема существует. И тогда, серию можно вывести на совершенно иной уровень качества, благо потенциал у неё огромный.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34491 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33436 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26738 103