RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #21: Abe Sapien — The Secret Fire

20.02.2016, 17:30 — Станислав Шаргородский 8274 7

Больше всего от взятой мной паузы пострадал «Эйб Сапиен», ведь за время простоя в этой серии успело выйти аж два условных арка. Поэтому в сегодняшнем обсуждении мне пришлось немного хитрить и делать вид, что последних двух номеров ещё не вышло. Но, учитывая, что этот арк про Эйба, а следующий — про Штробла, то хитрить пришлось немного.

Зато пришлось много рассуждать и спекулировать, ведь и Icthyo Sapien (Abe Sapien #27), и особенно The Garden (II) (Abe Sapien #28-29) дали наммного пищи для размышления. Поехали.


Icthyo Sapien

Прежде чем приступим к основной теме, давайте обсудим любопытную историю Элис Глушковой.

Читателям рубрики должно быть известно это имя. Либо благодаря знакомству с её многочисленным фанатским творчеством по Хэллбойвёрсу, либо по её полуфанатской (на самом деле, уже вполне официальной) мини-истории Abe Sapien: The Calm Before the Storm. «Канонизацию» этой истории уже можно считать гигантским прорывом, учитывая «фанатский» статус Элис, но Майку настолько понравилась её работа, что он предложил ей поработать над полноценным выпуском «Эйба Сапиена». И это уже однозначный успех, вне зависимости от отношения к таланту Глушковой.

Вообще, Майк очень тепло относится к своим поклонникам и не видит ничего зазорного в том, чтобы с ними поработать. Элис — это лишь самый свежий пример. А есть и посерьёзней. Например, вы знали, что Миньола познакомился с Крисом Голденом, когда тот брал у Майка интервью? И они так разговорились, что не успели оглянуться, как Крис уже писал официальные книги про Хэллбоя. Что стало дальше, вы и так прекрасно знаете. Я всё к чему веду. Да, Icthyo Sapien — уникальный артефакт. Да, сделанный фанатом для фанатов при полной поддержке кумиров. Но нет, от этого требования к нему не должны быть занижены. Как не занижены они были и к Голдену.

И тут возникает проблема, которая, на самом деле, не в Элис вовсе. Она работает в своём стиле, старательно и без отдачи — вы посмотрите, насколько хорошо визуально проработана эпоха (декорации, костюмы, причёски). И это вызывает уважение. Проблема просто в том, что, как бы это радикально не звучало, её стиль не подходит Хэллбойвёрсу. Мультяшный, яркий (особенно характерна сцена с ночными беседами), без единой тени — этот мир не таит угрозу и загадки, находящиеся в ДНК вселенной «Хэллбоя». Собрание «Оаннесов» не выглядит, как сборище опасных лунатиков, каковыми они являются. Вместо этого оно походит на косплей-представление с ближайшей гик-конвенции.

А ведь потенциал у той эпохи просто колоссальный. Вы только представьте, какую можно было бы сделать серию из противостояния секретных сообществ. Викторианскую «бондиану» в паранормальном «сеттинге»! Вместо этого мы посмотрели свежий эпизод детского мультсериала. Немного обидно.

Тем не менее, Элис огромное спасибо. Например, за такое (добавление этих пасхалок было исключительно её инициативой). И за то, что благодаря ей (а именно она, будучи большой поклонницей персонажа, предложила историю про Лэнгдона Коула), мы увидели важный эпизод для всего Хэллбойвёрса, который до этого упоминался лишь между строк (я про линию с Кавендишем). Ах да, и за то, что, вероятнее всего, мы впервые увидели, как выглядит Оаннес. Как и ожидалось, Эйб очень на него похож.


The Garden (II)

Давайте называть вещи своими именами. Арк The Garden (II) может считаться таковым условно. Конечно, трёхактовая структура на месте, но историю совершенно невозможно воспринимать обособленно. В отличие от большинства арков в соседнем онгоинге (B.P.R.D. Hell on Earth), или даже от предыдущих арков в самом «Эйбе», здесь сюжет служит просто каркасом для чего-то более важного. Но мы готовы закрыть на это глаза, потому что это «что-то» — ответы, которых мы сильно заждались. Ответы, благодаря которым читать серию стало намного интересней — прекратилось хождение вокруг да около, настало время конкретики. Но прежде, чем перейти к ней, хотелось бы всё же отметить пару вещей. Сюжет хоть и условен, но в нём присутствует достаточно интересные повествовательные решения.

Во-первых, тенденция, которая наметилась в серии совсем недавно — мы получили доступ к ощущениям Эйба. Раньше мы были сторонними наблюдателями и не понимали, что творится у него в душе. А сейчас вся эта буря эмоций перед нами, как на ладоне. В этом плане очень интересна вступительная часть, когда Эйба накрывают воспоминания из разных эпизодов его жизни, но он более не воспринимает их обособленно. Теперь картина складывается, как для него, так и для нас. Единству событий способствует и цветовое решение Дэйва Стюарта, который все флэшбеки выполнил в единой гамме — это отличается от того, как он выделял их раньше, когда для каждого воспоминания подбиралась отдельная цветовая палитра.

Во-вторых, это очередной выдающийся «перфоманс» Макса Фиумары. Я уже неоднократно подчёркивал, что его конёк — работа с эмоциями и мимикой персонажей. И во второй части сюжета практически всё повествование ложится на него. Особенная девочки Мэгги говорит на гиперборейском, ни мы, ни Эйб не понимаем, что она говорит, зато понимает мама, которая всё и переводит. Но её понимание является интуитивным — она не знает древний язык, просто её связь с дочерью происходит на ином уровне. И в этом случае невербальные средства коммуникации выходят на передний план. Активная жестикуляция, мимика, глаза говорят нам о происходящем даже больше, чем слова, потому что мы не до конца можем им верить — они являются лишь материнской интерпретацией. Макс без страха взваливает на себя эту задачу и блестяще с ней справляется. Наблюдать за поведением персонажей становится не меньшим удовольствием, чем получать те самые долгожданные ответы.

Ну а теперь, пришло время вгрызться в главное.

1

Самым важным и большим откровением стал ТВИСТ с отметиной руки на лбу. Всё это время я, как и подавляющее большинство читателей (честно говоря, не встречал никого, кто думал иначе), считали, что у Шончина и других могущественных шаманов на лбу был отпечаток Левой Руки. Он таковым и был, учитывая, какой рукой его оставлял гипербореец. Но в действительности он олицетворял путь Правой Руки, как если бы его носитель приставил руку ко лбу тыльной стороной. Ведь так логичнее — отпечаток является знаменем, которое несёт его представитель.

И после этого ВСЁ ВСТАЛО НА СВОИ МЕСТА, все нестыковки вмиг пропали:

— Человечество решили обучить и спасти не те, кто поспособствовали разрушению Гипербореи, а затем трусливо ушли под землю (последователи Левой Руки), а те, кто являлись барьером между нашим миром и тьмой. Те, при ком Гиперборея достигла вершины своего развития. И они не оставили после себя выжженную землю, а передали её и свои знания в руки следующей расы.

— Конфуз, связанный с различным изображением отпечатка на лбу Мэгги, тоже исчез. Когда мы в первый раз увидели девочку, она была лишь проекцией из головы Эйба, который воспринимал эти отпечатки также, как читатель. Поэтому когда он услышал про отметину Правой Руки, он и представил её в соответствии с ошибочным восприятием. Когда же Мэгги предстала перед нами в живую, отпечаток был отзеркален, потому что был сделан корректно.

2

Сама Мэгги, точнее её образ, отдаёт какой-то, простите, «крипотой». Во-первых, она ребёнок, который явно не по собственному желанию взвалил на себя такую ответственность. А если учесть, что отметина нанесена поверх волос, становится ясно, что появилась она совсем недавно, а не была там с рождения. Во-вторых, может мне кажется, но у неё голова непропорционально большая для тела. И это не вопрос одного кадра — Макс рисует её такой в каждой сцене.

Оба этих факта, мягко говоря, будоражат.

3

Гиперберум — то, что мы уже давно обсуждаем, но у чего до сих пор не было названия. Это то место, где «найдёт своё спасение человечество». И то, где, видимо, уже нашли его последователи Правой Руки. Точного «адреса» никто не говорит, но звучит так, как будто оно находится либо в космосе (привет, инопланетяне!), либо в иной плоскости существования (привет, Следжхаммер!). То есть расклад получается интересный: человечество находит себе новое пристанище, оставляя нынешний «дом» следующей Расе Людей (предположительно, детям Оаннеса). Вопрос только в том, куда человечество пойдёт:

— в Гиперберум Мэгги?
— в Землю обетованную Франкенштейна?
— или в Ад Хэллбоя?

P.S. Интересный факт. Это НЕ первое упоминание Гиперберума в сериях Хэллбойвёрса. Он был назван, не поверите, ещё в Hellboy: Wake the Devil. Да-да, вот такое вот планирование.

4

Раз уж была затронута тема «перерождения» мира, т.е. переход от второй Расы к третьей, то не мог пройти мимо и не вставить основных интерпретаторов этого грядущего события. Уж больно здорово Макс их изобразил.

5

Упоминание следящих за путешествием Эйба мёртвых женщин было ожидаемым. И если про Панью обязательно подробно поговорим в обсуждении B.P.R.D. Hell on Earth: End of Days, то линию Эдит Коул нужно закрыть вслед за Элли.

Начиная с концовки арка The Darkness So Great она то тут, то там мелькала на различных панельках. И меня, честно говоря, этот момент смущал — убедительная точка в истории персонажа уже была поставлена (B.P.R.D.: The Dead), и нечего было превращать её в запятую. Но оказалось, что всё намного безобидней — всё вышло очень даже элегантно. Элли использовал Эдит, чтобы окончательно разделить личности Лэнгдона Коула и Эйба Сапиена. Их личности и их дома — Эйбу нечего делать в Род-Айленд, ибо к нему он не имеет никакого отношения. Другое дело — его последний дом, и вот это уже большой поворот.

6

На самом деле, не совсем — намёки на то, что Тревор Бруттенхольм знает про Эйба больше, чем он ему говорил, в серии уже давно. Но даже при всём этом я ждал, что тот самый дом, в котором Эйб найдёт ответы — это Нум-Ябиск. Дом, в котором он родился, а не в котором вырос. Но ничего, он и до него со временем доберётся.

Другой интересный момент, что путь к старому штабу бюро лежит через Нью-Йорк, путешествие в который Эйбу не обещает ничего хорошего. В этом свете не зря была упомянута хронология событий, и нам чётко дали понять, когда по отношению к B.P.R.D. Hell on Earth всё это происходит. А происходит всё задолго до событий End of Days. Поэтому вполне можно допустить, что в момент, когда Лиз и Йоханн сражались с Блэк Флэймом, распятый Эйб находился совсем неподалёку. Вероятность, конечно, небольшая, но нас очень аккуратно толкают в сторону этого предположения. Как бы то ни было, похоже, что именно в Нью-Йорке линии B.P.R.D. Hell on Earth и Abe Sapien (последние арки перед концом второго цикла) наконец-то пересекутся и воссоединятся.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33498 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26819 103