RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #18: Abe Sapien — The Shadow Over Suwanee

27.11.2015, 17:50 — Станислав Шаргородский 6148 4

Страшно подумать, но с последнего поста в рубрике прошло аж 25 дней. Можно сказать, что всё это время я пробыл в анабиозе. Но пришлось буквально насильно вырвать себя из этого состояния. Всё-таки не за горой декабрь, а вы же знаете, какой это особенный месяц для Хэллбоймедии?

Ну да ладно, сначала надо успеть раздать долги. И начнём с многострадального «Эйба Сапиена», которого со мной категорически никто не хочет обсуждать. А зря, за последние несколько выпусков серия начала выбираться из того болота, в котором погрязла за предыдущие две дюжины номеров. Я долго думал обсудить сразу два арка, но в последний момент решил, что это против нами же установленных правил.

Поэтому встречайте, с опозданием, но отдельно — The Shadow Over Suwanee (Abe Sapien #24-26). Утомлять длинным чтивом, как в прошлый раз, не буду, вместо этого постараюсь кратко пройтись по ключевым моментам. Поехали.

1

Открывает историю восхитительная флэшбек-сцена, отсылающая нас к самым ранним сюжетам Хэллбойвёрса. И таковой (восхитительной) её делает рисунок Себастьяна Фиумары. Вообще, доселе братьям не представлялось возможности продемонстрировать свою стилевую гибкость. И спроси меня до этого, кто из них на это менее способен, я бы не раздумывая назвал именно Себастьяна. Но как же я рад ошибиться. Его великолепная стилевая имитация Миньолы (не единственная в этом сюжете, но об этом позднее) вкупе с поддержавшим художника Дэйвом Стюартом, имитирующем уже Марка Чиарелло (колориста Hellboy: Seed of Destruction) с его броской и плоской палитрой, позволили хотя бы на три страницы, но вернуться к тем самым временам. Временам, когда бюро ещё не было милитаризировано и не сражалось за судьбу мира. Временам, когда троица главных героев Хэллбойвёрса ещё не была обременена всеразличными предсказаниями и ожиданиями. Временам, когда жив был Тревор и вот так спокойно брифовал команду перед очередной миссией. Временам романтики и безмятежности.

2

К слову, сцена интересна не только с точки зрения художественных решений. Она элегантно закольцовывает последние метания Эйба. Начиная с третьего арка (The Shape of Things to Come), Эйб скитается исключительно по Нью-Мексико, одному из самых неподходящих по условиям штатов для человека-амфибии. Во флэшбеке Эйба и Ко отправляют также в Нью-Мексико. Нужно понимать, что эта сцена не просто так отпечаталась в сознании Эйба, она запечатляет, можно сказать, последний момент безмятежности, аккурат перед экспедицией Тревора. Эта сцена олицетворяет счастливые времена. И в этом прошлом Эйб основательно застрял, что в конечном итоге и объясняет его географический маршрут.


3

Структурно арк ничем не отличается от предыдущих. Эйб приходит в новый городок, который вот-вот накроет какая-то угроза (вуду-зомби или Огдру Хем, в данном случае несущественно). Нас знакомят с местными жителями, к некоторым появляется даже симпатия (редкое явление), а потом кто-то обязательно умирает. И эта конструкция уже прилично набила оскомину, но в данном случае Элли изменил подачу: всё повествование идёт от лица Эйба, что позволяет нам глубже взглянуть на персонажа. Его самого потихоньку настигает понимание, которым он и делится с нами. Страдания никуда не делись, но появилось осознание проблемы — то, чего мы, читатели, ждали от серии с самого её начала.

4

Что сильно удивило в истории (ещё на стадии обложек), так это наличие жабалюдей. Я напомню, что почти все они были уничтожены в финале B.P.R.D.: King of Fear. Остатки в штаб-квартире Цинко были уничтожены Блэк Флэймом в B.P.R.D. Hell on Earth: Return of the Master. Другой интересный момент, что до этой истории жабалюди появлялись в результате контакта с Саду-Хем из Hellboy: Seed of Destruction (главный источник всей чумы) и Червём-Завоевателем из Hellboy: Conqueror Worm. Т.е. Огдру Хем в этой истории не очередной случайный монстр на выпуск, а достаточно важная часть всего Огдру-вторжения. Понятно и то, зачем он был введён, — был нужен контраст Эйба именно с жабалюдьми. Но я честно до последнего ждал, что окажется, что это, например, перерождённый Саду-Хем. Известное же дело, что Огдру Хем до конца уничтожить нельзя. Вот и вышел был красивый момент с «ваши усилия бесполезны».

5

Совершенно внезапным моментом (и приятным сюрпризом) стала отсылка к Witchfinder: The Mysteries of Unland. То, что к этой истории вернутся, было известно давно. И то, что это будет сделано именно в «Эйбе Сапиене» — тоже. Но я полагал, что этому «хвосту» будет посвящён отдельный уан-шот. А здесь вот как вплели эту отсылку в общее повествование. Радует, что удалось даже привлечь художника «Вичфайндера» Тайлера Крука. Такие арт-связи и создают визуальную цельность вселенной. Как её создаёт и Дэйв Стюарт, который в этой небольшой сцене лично меня поразил достаточно смелым решением обесцветить одну панель. Это прекрасный пример, как с помощью цвета (или его отсутствия) можно управлять повествованием.

Что касается содержательной части флэшбека, то основные мысли я изложил в отдельной статье. Поэтому повторяться особо не буду. Да, я буду периодически отправлять к той публикации — в конце концов её целью было осмысление произошедшего как раз в этом арке.

6

Кульминацией сюжета становится нетривиальная сцена противостояния Эйба с Огдру Хем. Противостояния не физического, а духовного характера. Давшего нам долгожданный ответ про связь (точнее, её отсутствие) между Эйбом и жабалюдьми, а также подарившего интересный момент с церковью. Вопрос её интерпретации остаётся открытым. На западных ресурсах я видел сразу несколько разных версий роли церкви в этой сцене. Больше всего мне нравится вариант с тем, что она олицетворяет недавно возникшую веру в Эйба, а произошедшее — предзнаменование. Если исходить из того, что Эйб — бог (см. подробнее всё в той же статье), у которого есть последователи (культ Эйба Сапиена), символично изображённые здесь, то их участи я не завидую. Упавшее тело Огдру Хем церковь, т.е. веру, уничтожить не смогло, но всех внутри погубило. Не уж то такой печальный конец ждёт всех последователей Эйба?

7

Несмотря на то, что этот эпизод обладает не свойственной серии глубиной, его главной звездой снова стал художник. На этот раз уже Макс Фиумара, который, как я уже отмечал, настоящий мастер эмоционального повествования. Жесты, мимика, экспрессия — Макс изображает нынешнего Эйба невероятно живым персонажем. Живым в плане визуальной проработанности образа и его правдоподобного поведения. Пожалуй, в этом компоненте с ним мало кто может сравниться, даже среди очень сильного состава художников Хэллбойвёрса.

Вообще, стоит отметить, что визитной карточкой этого арка стали «гостевые появления» других художников. К Себастьяну за три номера присоединились Майк Миньола (в собственном исполнении), Тайлер Крук, его брат Макс и снова Миньола (на этот раз он имитирует его стиль времён Hellboy: The Island, иллюстрируя величественный разворот с Врилом и Огдру Хем). При этом, каждое такое появление очень уместно. В общем, в плане арт-части «Эйб» в этот раз особенно хорош.

8

Братьев Фиумара я никогда не устану хвалить, поэтому не могу пройти мимо потрясающих обложек Макса. «Каверы» на этой серии всегда были хороши, но в этот раз, кажется, вышли на новый уровень. Как композиционно, так и идейно. От пропитанной ностальгией первой обложки и ядовитой, наполненной символизмом второй до отталкивающей, но от того не менее прекрасной третьей — Макс отлично реализует каждую свою задумку, создавая необходимое для чтения настроения с первого же «кадра». При этом, что важно, обложки ни разу не обманывают относительно содержания. Так что к вундеркиндам в Аргентину уходит очередное «браво».

9

Завершается история новой главой приключений Густава Штробла. В течение онгоинга эти эпизоды часто бывали просто для галочки, но не в этот раз. Штробл как никогда близок к правде, и на пути ему начинают попадаться крайне любопытные индивиды. На этот раз появился Шончин (если, конечно, это он), который за 5 страниц сказал больше слов, через за все свои появления на страницах B.P.R.D. Ничего особого нового он не сообщил, но некоторые его слова вызывают интерес. Например, пророческая фраза, что Врил испепелит Штробла. Но что случится, если Врил первым найдёт Вон? Есть ли у него шанс на полноценное возвращение в мир живых?

ВЕРДИКТ

Ещё на стадии анонсов пиарщики Dark Horse делали ставку на «ревелейшн»-часть (простите, но не могу подобрать достойного русского аналога) сюжета. Вторил им и сам Элли в многочисленных интервью перед арком. Если исходить из поставленной цели, то однозначно она была выполнена. Вопросов особенно не убавилось, но завеса тайны начала приоткрываться. Если исходить из художественной ценности произведения, то существенных шагов вперёд Элли не сделал, но он смог избежать многих предыдущих проблем серии. Если добавить к этому как всегда изумительного Себастьяна Фиумару и его друзей, то мы получим однозначно лучший арк серии. Это не бог весть какой титул, но по крайней мере эту историю уже не стыдно показывать комикс-читателям со стажем.

БОНУС

Недавно вышла ещё одна необычная история про Эйба, позволяющая иначе взглянуть на вопрос его происхождения. Нет, речь не пойдёт о уан-шоте от Элис Глушковой, вместо этого скажу буквально пару слов о «короткометражке» Abe Sapien — Subconscious (Dark Horse Presents v3 #11).

Она является тематическим сиквелом истории Hellboy: The Chained Coffen (ещё одна отсылка к самым ранним сюжетам Хэллбойвёрса). Эйб пишет ответное письмо Хэллбою и рассказывает о своих снах, которые могут быть вовсе и не снами. История представляет собой саморефлексию Эйба, столь свойственную всему рану Элли. Но здесь она более, чем уместна, учитывая формат изначальной «короткометражки» про Хэллбоя.

Что эту историю значительно выделяет, так это чудесный арт Марка Нельсона. Обычно я первым начинаю бурчать про отсутствие Стюарта, но здесь Марк красит себя достаточно самобытно. Созданный эффект размытости замечательно подкрепляет ощущения Эйба — находясь в полудрёме, он не может определить реальность/правдивость происходящего. Это простое, казалось бы, решение оказывается невероятно эффективным, и банальную в общем-то историю насыщает сказочностью. Красиво и запоминающеся.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35380 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34661 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28116 103