RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #15: Frankenstein Underground

06.08.2015, 15:10 — Станислав Шаргородский 8812 10

Frankenstein Underground — комикс особенный, поэтому и выпуск у нас сегодня будет таким же.

Майк Миньола лукавил, когда говорил, что этот комикс можно спокойно воспринимать, как отдельное произведение. Точнее, воспринимать то, конечно, можно. История вполне себе самостоятельная, она потрясающе написана, потрясающе нарисована, в ней есть конфликт, который в концовке приходит к определённом разрешению — по всем законам это произведение является законченным и цельным. Но при ознакомлении только с этой серией читатель не сможет оценить всю «глубину», в неё заложенную. Потому что для этой истории важен контекст. Контекст всего Хэллбойвёрса. Она настолько сильно завязана на остальных сериях, столько связывает и к столькому отсылает, что мне было сложно воспринимать её, как просто хорошую историю. Frankenstein Underground — это большой элемент паззла, который я хочу собрать вместе с вами.

Поэтому и было принято решение её обсуждать в совсем ином формате. Не пытаясь анализировать художественную составляющую. Вместо этого уделив всё внимание деталям и тонким связям с другими частями Хэллбойвёрса. По сути, сегодняшний выпуск носит формат примечаний. Только сразу говорю, что речь не будет идти об отсылках к оригинальному роману, как и не будет идти об отсылках к произведениям искусства. Речь будет идти только о мире «Хэллбоя».

Будьте готовы к большому количеству графики (в течение серии часто идёт практически покадровое цитирование других сюжетов Хэллбойвёрса). Многие картинки зашиты в текст, дабы не разрывать его визуально, но рекомендую их не пропускать — там тоже много всего интересного, и они обоготят ваш читательский опыт. Вроде всё сказал. Поехали.

 

01. ЛЕГЕНДА ЛОБСТЕРА ДЖОНСОНА

У Лобстера Джонсона в этой истории небольшое «камео». Однако, несмотря на свой размер, оно хорошо характеризует важную часть мифологии персонажа. И вот почему.

Дело в том, что для обычных жителей Хэллбойвёрса фигура Лобстера Джонсона носит мифический характер. Даже современники Лобстера сомневались в его существовании, не говоря уже о тех, кто жил после. В течение своей непродолжительной карьеры он редко попадал на страницы газет (именно в статусе доказанного существующего персонажа, а не просто городской легенды), его работа на ФБР была настолько сильно засекречена, что даже в бюро до определённого момента не знали, действительно ли существовал такой герой, или всё это было выдумкой.

Тем не менее, в попкультуре Лобстер обрёл культовый статус. Начиная с 1940-го и заканчивая 1959-ым годом было создано сразу несколько произведений с его участием. Были они преимущественно паршивого качества, но иногда попадались и более-менее достойные экземпляры. Сначала были палп-романы (8 штук) от Норвелла Купера, который действительно сотрудничал с Лобстером в последние годы его (да и своей тоже) карьеры. Потом был комикс (38 выпусков), которым в детстве зачитывался и вдохновлялся юный Хэллбой. Затем была пара сериалов, особенно отличившихся в категории «ужасное и невыносимое зрелище».

И вот, в самом конце своей «знаменитости» Лобстер добрался до Мексики, где обрёл новое воплощение в серии фильмов ужасов от Эдуардо Фернандеза, пришедшихся как раз на период приключений Франкенштейна (с 51-го по 59-ый год). Что интересно, именно там впервые герой был назван Лобстером ДЖОНСОНОМ (взяв фамилию от своего альтер-эго из романов Купера). Всего картин было то ли 9, то ли 12, и начинались они все примерно одинаково:

В безымянный городок приезжал большой чёрный автомобиль, за рулём которого сидела женщина в чёрном платье, а на заднем сиденье находился старик или иногда мумифицированный труп. С наступлением ночи этот старик (или труп) превращался в борца с преступностью в маске и выходил на тропу войны с инопланетянами и Сатаной.

Судя по постеру, в этой части нелегко пришлось именно инопланетянам.

Lobster Johnson: The Iron Prometheus

 

02. ФРАНКЕНШТЕЙН В МЕКСИКЕ

Для доктора Хосе Луиса Когана Франкенштейн стал трофеем, которым он хвастался перед сильными мира сего. В частности, он задирал представителей ада, нарекая себя создателем жизни и называя своё творение сильнейшим из ныне живущих существ. В действительности же, как мы видим, ничего он не создал, а Франкенштейна просто купил.

Как бы то ни было, черти вызов приняли, и чемпионом ада, сам того не зная, стал Хэллбой. Вся эта авантюра закончилась большой трагедией, оборвавшей не одну судьбу. Франкенштейн же обрёл свободу, выпил с Хэллбоем и отправился на зов в ацтекский храм...

Frankenstein Underground // Hellboy: House of the Living Dead

Подробнее читайте в Hellboy: House of the Living Dead.

 

03. БОГИ МЕЗОАМЕРИКИ

В последнее время мифология народов Мезоамерики, которой раньше Майк уделял не особо много внимания, стала получать всё больше и больше «экранного времени» в Хэллбойвёрсе.

Согласно профессору О’Доннеллу (а уж он то знает), все боги-монстры мезоамериканского пантеона были на самом деле духами Огдру Хем, изгнанными с планеты миллионы лет назад. Периодически они обретали тела, благодаря ацтекским жрецам, проводившим кровавые ритуалы. Тогда с прибывшими в наш мир монстрами сражались могучие воины-шаманы, являвшиеся учениками последних гиперборейцев и обладавшие знаниями о божественной энергии Врил.

Frankenstein Underground // Hellboy versus the Aztec Mummy

С одним из таких «богов» столкнулся и Хэллбой. Его встреча произошла как раз незадолго до знакомства с Франкенштейном. Справедливости ради, отмечу, что Хэллбой сражался не с полностью сформировавшимся, а лишь только начавшим проникать в наш мир Огдру Хем, но даже в таком случае Красному пришлось приложить немало усилий, чтобы одолеть чудовище.

Подробнее читайте в Hellboy versus the Aztec Mummy и Abe Sapien: The Shape of Things to Come.

 

04. МАРКИЗ ДЕ ФАБРЕ

Маркиз Адоэ де Фабре — едва ли не самый эксцентричный персонаж всего Хэллбойвёрса. Во-первых, ему несколько сотен лет (первое упоминание датируется 15-ым веком). Во-вторых, у него одна из самых внушительных коллекций различных диковин (артефактов, существ, книг оккультной направленности), и это даже в сравнении с архивами S.S.S. и B.P.R.D. В-третьих, ему прислуживают два могущественных демона, а в друзьях числятся вампиры (достаточно озверевшие, к слову).

При всём многообразии своих экспонатов особую любовь Маркиз пытает к искусственно-созданным существам. В этот раз был Франкенштейн, а спустя полвека от событий этой истории Маркиз предпримет, как окажется, роковую для себя попытку добавить в свою коллекцию другой редчайший экземпляр — гомункула Роджера, создание Эделя Мишрассе, самого искусного алхимика своего времени.

Что примечательно, за несколько страниц были показаны все знаковые для персонажа атрибуты:

Шкаф, в котором размещается его коллекция гомункулов.
Издевательства над слугой, в действительности принцем ада Марчозиасом.
Пытки голубки (теперь мы знаем, за что!), в действительности принцессы ада Иблифики.

И самое главное, пророческий кадр с одним из девяти колец царя Соломона.

Frankenstein Underground // B.P.R.D.: The Universal Machine

Подробнее читайте в B.P.R.D.: The Universal Machine.

 

05. ПОГРУЖЕНИЕ В БЕЗДНУ

Может показаться, что Франкенштейн во многом похож на главное творение Майка Миньолы — Хэллбоя. На самом же деле во многих аспектах они являются полными противоположностями. Там, где Хэллбой был принят людьми и в конечном итоге стал «селебрити»-героем, Франкенштейн страдал — за ним гонялись, за ним охотились, его били и кололи и никогда не принимали. Там, где Хэллбой пытается уйти от судьбы и зарывает голову в песок, Франкенштейн хочет понять своё предназначение и голоден до новых знаний.

Сравнение героев идёт тонкой нитью через всю серию, при этом Майк не ограничивается сравнением характеров. Он проводит много параллелей и между погружением персонажей в новый мир (для одного — это подземелье, для другого — ад). Франкенштейн сначала и вовсе принимает то место, куда он попал, за преисподнюю — принимает это как плату за свои «грехи». Параллели проведены и визуально. Падение Франкенштейна во многом повторяет полёт Хэллбоя в бездну.

Frankenstein Underground // Hellboy in Hell

Тем символичней, что в конечном итоге Франкенштейн находит рай, за счёт чего снова оказывается на противоположном от Хэллбоя полюсе.

Подробнее читайте в Hellboy in Hell: The Descent.

 

06. ПОЛАЯ ЗЕМЛЯ

Полая Земля (она же Hollow Earth) в Хэллбойвёрсе является одним из краеугольных камней мироздания. Впервые она упоминается во времена падения Гипербореи, когда её народ раскололся на две фракции. Одна из них ушла под землю, чтобы создать гигантские машины, которые должны были помочь ей вернуть мир на поверхности. Для того, чтобы построить эти машины, была создана раса рабов, которая со временем взбунтовалась и перебила своих хозяев. На поверхность выходить рабы не решились, вместо этого затоившись в недрах земли. Как и их создатели, они стали искать возможность завершить строительство машин, чтобы в один прекрасный день подняться и завоевать наземный мир.

Как мы видим, гиперборейцы были не единственными, кто смог обжить подземелье. Кто эти пещерные люди, вопрос открытый, но вероятнее всего, это условные собратья обычных людей, которые в период зарождения человечества перебрались под землю (либо они и вовсе там зародились). В Полую Землю также периодически наведывались особо находчивые гости с поверхности. Представителей братства Гелиопиков мы увидели в этой истории, примерно в это же время (середина 20-го столетия) в подземелье спускались и нацисты.

Спустя полвека после событий «Франкенштейна» рабы, найдя могущественных союзников в лице расы жаболюдей, наконец-то решатся на штурм поверхности.

B.P.R.D.: The Warning // B.P.R.D.: King of Fear

Эта атака, в свою очередь, спровоцирует ответную реакцию со стороны БПРД и конкретно Лиз Шерман (это я сейчас очень упрощаю причино-следственную связь событий B.P.R.D.: Plague of Frogs). К действиям Лиз я ещё вернусь в тексте, но их последствия поистине катастрофического масштаба мы сейчас можем наблюдать на страницах серии B.P.R.D. Hell on Earth.

Подробнее читайте в B.P.R.D.: Hollow Earth и B.P.R.D.: Scorched Earth (трилогия).

 

07. ГОРОДА ГИПЕРБОРЕИ

Гиперборея, несмотря на свою просвещённость и высокоразвитость, была достаточно скромной в географическом плане цивилизацией. Её центром был величественный город Гориниум, в самом сердце которого стояла статуя Анума с будущей правой рукой Хэллбоя. Кроме этого было семь городов-аванпостов, которые в итоге пережили столицу, когда та полностью замёрзла. Известны названия пяти из них: Лето, Гипос, Уррасан, Атлантис и Тадретес, который в будущем попробует восстановить Мемнан Саа.

Большинство из этих городов-аванпостов в результате катаклизма ушли под землю. На один из них как раз и наткнулся Франкенштейн. Его архитектура во многом повторяет архитектуру Гипоса (или Уррасана), найденного в 1879 экспедицией Лорда Веллингтона.

Frankenstein Underground // Witchfinder: In the Service of Angels

Однако совершенно точно речь идёт о разных аванпостах. Город, обнаруженный в 1879 году, был найден в пустыне Сахаре и лишь частично ушёл под землю, в то время как Франкенштейн нашёл свой в другом полушарии. Географическое положение остальных установить пока сложно, но однозначно ещё один аванпост находился в Северной Америке. Именно там нашёл заряженный Врилом меч дед Галла Деннара.

 

08. ПОИСКИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Так уж вышло, что все три стороны, представленные в рассказе Уильяма (преподобный Блум и его церковь Внутреннего Мира, братство Гелиопиков и представитель подземной расы рабов), были главными действующими лицами всё в том же 1879 году. Злополучная экспедиция Лорда Веллингтона и последующие разборки с участием Эдварда Грея стали катализатором многих грядущих событий.

К сожалению, не для преподобного Блума (который не был таким уж безумцем, как мы узнаем позже) и его последователей. Для них явление подземного существа стало последним событием в жизни. Тогда, ценой немалых усилий и с помощью различных тёмных личностей Грею удалось победить разбушевавшийся дух существа (всё запутано, да). Но его тайны достались не сэру Эдварду, а именно братству, которое в последний момент увело останки твари, а вместе с ними и тот самый меч Галла Деннара, из под носа Грея.

Frankenstein Underground // Witchfinder: In the Service of Angels

Вообще, братство Гелиопиков, будучи главным секретным оккультным обществом Хэллбойвёрса, участвовало во многих странных событиях последних столетий. Как выяснилось, они же стали инициаторами и этой экспедиции под землю, воспользовавшись информацией, выведанной у того самого рабского существа. Что примечательно, возглавивший операцию Уильям к самому братству относился опосредованно, так как не был его выходцем.

Подробнее читайте в Witchfinder: In the Service of Angels.

 

09. ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ГОРОДОВ

Изначально Майк не особо хотел рассказывать про историю мироздания, но будучи спровоцированным Гильермо Дель Торо (ему очень хотел дистанцировать свой вариант происхождения Огдру Джахад от киноверсии) он это сделал. И с тех пор стал охотно повторять её, по-разному расставляя акценты и добавляя новые, важные для конкретного случая, детали.

В частности, вы можете найти более-менее схожие перессказы в:

Hellboy: The Island
B.P.R.D.: The Black Goddess
Witchfinder: In the Service of Angels
B.P.R.D.: Gods

Здесь же впервые мы узнаём о том, как появились Огдру Хем (точнее, впервые видим), а также о том, что у каждого гиперборейского города-аванпоста было «сердце» в лице женщины с источником Врила внутри. И это огромный и невероятно важный кусочек паззла Хэллбойвёрса.

Я всегда принимал невероятный талант Лиз Шерман генерировать божественный огонь за данность. Как и таланты других людей с необычными способностями. Но что, если Лиз не просто так родилась с этим даром? Что, если она его и вовсе приобрела (в момент первой «манифестации»)? Например, как мы увидим позднее в серии, заключив в себе одну из гиперборейских женщин? Или, может быть, она и вовсе является реинкарнацией одной из них? В конце концов, мы не знаем судьбу остальных шести, а, как минимум, одна была в условно близкой доступности (если, конечно, дожила до наших дней). Та, что была сердцем того самого гиперборейского города в Северной Америке.

B.P.R.D.: The Black Goddess // Frankenstein Underground

Кроме того, в схожей роли её использовал и Мемнан Саа, когда поместил в возрождённый Тадретес. Хотя, если развивать эту линию дальше, то в интерпретации Мемнан Саа можно найти фундаментальную ошибку, которая, возможно, и стоила ему жизни: он видел в Лиз реинкарнацию Чёрной Богини, в то время как она была полной её противоположностью. Как бы то ни было, связь Лиз Шерман с Врилом уже не видится простой случайностью. За этим стоит большой секрет, который станет важной частью будущего Хэллбойвёрса.

Подробнее читайте в B.P.R.D.: The Black Goddess.

 

10. ЖРЕЦЫ ЧЁРНОЙ БОГИНИ

Жрецы Чёрной Богини из поздней Гипербореи — фигуры в Хэллбойвёрсе видные. В частности, именно от них пошли духовные дети Гипербореи, которые приняли Мартина Гилфрида и сделали из него Мемнан Саа. Однако, если принимать во внимание только тех жрецов, что смогли в том или ином виде дожить до наших дней, то доселе такой случай был лишь один.

1981 год. Сант-Себастиен, небольшой островок близ побережья Франции. «Молодой» Эйб Сапиен отправляется на свою первую сольную миссию (Хэллбой в то время путешествовал по миру со своей девушкой Анастасией Брэнсфилд). Задание — поднять со дна тело чародея Эпке Врумана, отправленного туда Эдвардом Греем. Миссия на первый взляд не представляет особой сложности, пока не выясняется, что внутри Врумана покоится дух могущественного жреца Седу-Барра, в бытности второго человека во всём Атлантисе.

Frankenstein Underground // Abe Sapien: The Drowning

Седу-Барра — персонаж для всего Хэллбойвёрса значимый, хоть и упоминаний о нём немного. На протяжении многих веков он перерождался в новых телах (достаточно влиятельных для своего времени) благодаря своим помощникам — шести демонам. После смерти каждого носителя они забирали душу жреца и хранили её в специальной чаше до тех пор, пока для неё не находилась новая оболочка. Вообще, такие чаши имели сакральное значение для гиперборейцев. В частности, в аналогичном сосуде одно время хранилась правая рука Анума.

Завершая линию жрецов, стоит отметить, что несмотря на многие сходства, Седу-Барра отличается от того жреца, с которым столкнулся Франкенштейн. Во-первых, он не был одержим духом Огдру Хем. Во-вторых, судя по тому, что рядом с гробницей лежала пустая чаша, можно сделать вывод, что жрец ритуал не завершил. Поэтому никаких перерождений сквозь века не было, и он давно бы умер, если бы не дух Огдру Хем, который до момента обнаружения поддерживал в нём жизнь.

Подробнее читайте в Abe Sapien: The Drowning.

 

11. ГОЛОВА МЕРТВЕЦА

Использование голов мертвецов для коммуникации с потусторонними силами — способ не самый тривиальный, но достаточно распространённый в оккультных кругах вселенной «Хэллбоя». В частности, аналогичным способом нацисты в своё время смогли связаться с духом Огдру Хем. Было это в далёком 39-ом и всё «общение» велось в рамках космической программы немцев. Тогда они запустили своего человека в космос, чтобы тот при встрече с Огдру Хем стал его носителем.

Frankenstein Ubderground // Hellboy: Conqueror Worm

Спустя 61 год этот носитель вернётся на землю и превратится в ужасного Червя-Завоевателя. Одного из самых грозных врагов, с которыми пришлось за свою жизнь столкнуться Хэллбою, Роджеру и Лобстеру Джонсону.

Но всё начиналось с мелочей. C того самого способа для коммуникации с потусторонними силами. Не самого тривиального, но достаточно распространённого в оккультных кругах.

Подробнее читайте в Hellboy: Conqueror Worm.

 

12. НОВЫЙ ЭДЕМ

Перед началом Frankestein Underground Майк Миньола пообещал, что серия будет иметь огромное значение для будущего вселенной, в том числе для текущих событий серии B.P.R.D. И он это обещание сдержал. Концовка даёт много пищи для размышления.

У Тефнут Трионус, королевы Гелиополиса, было видение о конце света. Не сказать, чтобы оно было особо уникальным — как минимум, аналогичные видения были у Лиз Шерман (благодаря Мемнан Саа) и у Грюагака (благодаря Мерлину).

Frankenstein Underground // B.P.R.D.: King of Fear // Hellboy: The Storm

И всё сейчас идет к тому, что это видение станет явью. Поверхность планеты будет испепелена в финальном сражении с Огдру Хем (и Огдру Джахад). В сражении, которое человечество скорее всего проиграет. Но видение Трионус на этом не заканчивается. Нам впервые даётся гигантский намёк, а точнее прямо проговаривается, что единственное спасение людей ждёт под землёй, где появился новый дивный мир, согреваемый лучами своего «солнца».

И здесь как раз вспоминается видение уже преподобного Блума, которого считали безумцев. Именно ему было предсказано появление нового Эдема, что легло в основу его церкви Внутреннего Мира. «Солнце» в недрах земли тогда ещё не существовало, но теперь, благодаря самопожертвованию Франкенштейна и гиперборейской женщины, оно появилось.

Witchfinder: In the Service of Angels // Frankenstein Underground

А вместе с ним появилось и множество вопросов:

1. Что стало с остальными шестью женщинами? Могут ли они также пожертвовать собой?
2. Когда происходит концовка серии? Сколько времени её отделяет от основных событий?
3. Что стало с этим миром, когда Лиз Шерман выжгла всю Полую Землю?
4. Пострадал ли он, или будучи носителем Врила Франкенштейн смог его уберечь?
5. Кто этот рассказчик, который появился на последней странице? Он возник из ниоткуда.
6. И самое главное, какую роль в будущем сыграет сам Франкенштейн?

С удовольствием выслушаю ваши предположения, друзья.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34543 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33487 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26805 103