RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #14: B.P.R.D. — Nowhere, Nothing, Never

28.07.2015, 13:42 — Станислав Шаргородский 6950 3

Так уж вышло, что регулярные выпуски Хэллбоймедии распределены по времени в большинстве своём неравномерно. Это связано в первую очередь с особенностями издания самих серий Миньолавёрса. Бывают месяцы, когда идут затяжные арки, и говорить не о чем. А бывают, наоборот, насыщенные периоды, в течение которых заканчивается сразу несколько сюжетов. Так получилось и в этот раз: на июнь-август запланировано появление аж четырёх поводов для того, чтобы сесть и обстоятельно обсудить события миров Майка Миньолы.

И первым из них стал сюжет B.P.R.D.: Nowhere, Nothing, Never (B.P.R.D. Hell on Earth #130-132). Сюжет ожидаемый  как с точки зрения глобального развития серии, так и с точки зрения разрешения конфликта одного из ключевых персонажей Хэллбойвёрса — Йохана Крауса. Посему надежды на него возлагались большие. Насколько они оправдались, мне сегодня поможет разобраться дебютант регулярных обсуждений, уже успевший отметиться в рубрике — Евон Азов.

Как всегда, мы постарались максимально обстоятельно обсудить все компоненты сюжета. Так что приготовьтесь к длительному чтению. Поехали.

Станислав: Евон, ты хоть и успел уже отметиться в рубрике, но всё равно для регулярных читателей человек новый. Расскажешь о своём хэллбойвёрс-«бэкграунде», или ну эти формальности, сразу приступим к сюжету?

Евон: «Бэкграунд» таков: я достиг той точки в моей жизни, когда все выходящие комиксы, которые не оскорбляют меня или не кажутся мне идиотичным дерьмом, оказываются переоценённой, претенциозной швалью. И такое жуткое чувство, что кроме них ничего нет. Ничего нет посередине. Ничему нельзя просто радоваться. Я не могу просто прийти к себе домой, сесть на диван, открыть весёлые картинки и получать удовольствие.

Но это неправда. Потому что есть «Хэллбой» и его кокомиксы (я патентую это выражение), которые можно прочитать без ненависти к себе и к окружающему миру, даже если движущей силой многих событий в Миньолавёрсе является... ненависть. Несмотря на то, что многие люди называют комикс «БПРД» чудовищной и дикой драмой, в которой сюжет работает по принципу Walking Dead, это один из немногих комиксов, доставляющих мне настоящее удовольствие, заставляющий меня с трепетом шатать пальцем по экрану планшета в надежде всё-таки узнать, что же будет дальше.


Подводя итог моему «бэкграунду»: ничего, кроме Миньоловских комиксов, перед обедом лучше не читать.

Станислав: Окееееей. Ответ исчерпывающий.

Давай тогда к Йохану перейдём. Я предлагаю обсуждать арк по частям, а не сразу целиком. Он хоть и получился цельным, со своей сквозной темой, но всё равно состоял из нескольких эпизодов (по сути, выпусков), каждый из которых произвел лично на меня отдельное впечатление и был, как мне показалось, про разное. Получились этакие «американские горки», когда с каждым новым номером и новыми подробностями внутри тебя всё переворачивается, от эмоций до отношения к происходящему. Меланхоличная завязка, шоковое развитие и умиротворяющая кульминация. Ты, надеюсь, не против?


Евон: Конечно, не против. Арк про mf Йохана продолжает старую добрую традицию вгрызаться в эмоции и чувственную составляющую главных героев. Йохан, наверное, самый интересный с этой точки зрения персонаж. С одной стороны он бессмертный человек в мире, где всё умирает, а с другой стороны он человек, который находится в постоянном out of body experience, состоянии, мягко говоря, неприятном даже на несколько секунд. Я на самом деле удивлён, что подобного рода сюжет не был сделан раньше. Столько ведь всего с Йоханом произошло. По сути этот арк — это его личный онгоинг, уложившийся в три-четыре номера.

Каждый выпуск из-за этого получается миниарком в арке, они действительно очень разные. Первый номер показывает нам MISSION FAILED ситуацию: на очередной рутинной зачистке огдругадоидов Йохан что-то совсем напортачил, что даже обычные BPRD redshirts перечат ему и посылают его на непечатное. В связи с этим Краус начинает грустить и улетает, не обещав вернуться. Я особенно хотел бы выделить тот факт, что для персонажа без лица Йохан невероятно эмоционален. Гай Дэвис достигал такого эффекта благодаря «боди лэнгвиджу», а Снейберг, которому уже достался другой костюм, благодаря бликам и отблескам на забралё Йохана.


Станислав: Йохан, что символично, действительно самый комплексный из всех героев Аркуди. Пожирающий его внутренний конфликт был эмоциональным ядром персонажа с самого начала. Ещё со времён его деятельности медиума, когда он, злоупотребляя своим положением, переступал черту нравственности и морали. И в дальнейшем, когда трагедия с Даимио и его искусственным телом подкосила Йохана и пустила по пути мести и саморазрушения. Но он это пережил, исцелился и после The Long Death Краус начал меняться в положительную сторону.

И тут на авансцену (с большей силой) вышла иная, уже глобальная проблема персонажа — его угасающая человечность. Аркуди очень искусно ведёт эту линию с самого начала — чем больше времени проходит, тем значительнее меняется отношение Йохана к жизни и смерти. В этом сюжете оно достигает апогея. И для меня этот апогей выражен не в мудацком поведении Николса и отчаянии, которое оно породило, а в том, что Краус опять увидел сон! В своём текущем состоянии он сны не видит, так как не нуждается в отдыхе, но до этого был один случай, как раз на пике его предыдущего конфликта, когда демон мести буквально съедал его изнутри. И тогда только смерть Даимио успокоила душу Йохана. Сейчас пришёл новый кризис, на этот раз кризис самоидентификации и места в мире. Он куда более глубокий и серьёзный для героя.

Евон: Можно ли списать подобный кризис на необходимость «АПГРЕЙДА» для нужд истории? Огдру Игил то ведь уже не за горами.

Станислав: Хорошего автора как раз и отличает то, что зачастую нужды истории совпадают с естественным развитием персонажей. Тут ведь не найти концов (по крайней мере, читателям), что было первично: конечная эволюция Йохана, которая двинула историю вперёд, или развитие событий, которое спровоцировало такую реакцию Йохана. Аркуди как раз мастер «синергетического развития» (патентую этот термин), когда персонажи и история не стоят на месте, развиваясь во благо друг другу.

А ещё Аркуди — настоящий мастер немых сцен. Смерть и прощание с Роджером, беспомощность перед внутренним зверем Даимио, сцена в парке из The Reign of the Black Flame и вот теперь потрясающей красоты и лиричности концовка. Конечно, она бы ударила сильней, живи мы в 80-х и не знай о том, что будет в следующем номере, но даже сейчас эмоциональный выхлоп получился потрясающим. Я даже готов был принять такой красивый меланхоличный финал для персонажа.

Евон: Слово финал, кстати, можно трактовать было по-разному. Я уже вижу, как различного рода коносьеры презрительно цокают, читая эти строки, но я буду сравнивать этот арк с HIT TV SERIES TRUE DETECTIVE. Финал первого номера вполне мог оказаться суицидом Йохана, а оказался клиффхэнгером, прямо как с настоящим детективом Рэем Велкоро. А вот уж второй номер это натурально троп «четвертая серия Тру Детектива». ОМОН БПРД накрывает реднеков, держащих в бассейне мотеля огромных хитиновых блох, и прямо как рейд на мексиканскую метамфетаминовую лабораторию в «Тру Детективе», рейд под предводительством Йохана заканчивается трагедией. Но ладно бы он просто закончился трагедией, смерть Эноса, быстрая и неожиданная уже сама по себе, шокировала, но вот что происходит дальше... Дальнейшие события уже показывают даже совсем глупым, что Йохан уже давным давно не человек и уже даже не может мыслить как человек. В этом-то и главная трагедия арка.

Станислав: Ох, после второго номера я в буквальном смысле онемел. Потом прочёл ещё раз, охренел повторно и закрыл. Дал эмоциям улечься. Йохан в его нынешнем состоянии — это рационализирующая всё машина, требующая от себя и окружающих оптимальные решения. После прочтения возникает схожий с Николсом вопрос: нахрена было подвергать Эноса риску, когда можно было безопасно решить всё самому? И у Йохана на него есть ответ, который он дал ещё в уан-шоте Grind, когда Лиз задала аналогичный вопрос. У бюро должна быть альтернатива его «метахъюманам». Нормальному человеку, для которого жизнь представляет большую ценность, последствия такой политики кажутся чудовищными. Ведь сколько должно умереть солдат, прежде, чем они научатся выживать в этом мире. А для Йохана это само собой разумеющееся. Есть проблема, есть решения, побочные эффекты вынужденные, но терпимые.

Но это только полбеды. Настоящий коллапс бесчеловечности наступает, когда Энос «встаёт». Вот ты как считаешь, цель оправдывает средства? Особенно такие.

Евон: Вообще, нам показали, что труп Эноса с гранатомётом максимально эффективен. Реднеки взрываются, пулеметные гнезда прекращают стрелять, стены мотеля рушатся. Но на самом деле ничего не решилось. Культ всё так же остался, и проблема прекратилась, только когда затюканный личным составом Йохан прилетел туда самовольно уже после миссии. Цель не оправдала ничего.

Видится мне, что на Йохана чрезмерное влияние стал оказывать Иосиф. Практика «личный состав можно пускать в расход» активно используется различными военными организациями, в особенности отечественными. Как мне кажется, такое холодное, прагматичное использование солдат Йоханом исходит именно от его отношений с Иосифом, который на минуточку одно время был сам расходным солдатом. Не могу не вспомнить сюжет «БПРД РУСЬ», где русский особист с оторванной ногой сетует на то, что он не может слишком быстро умереть, чтобы впустить в себя Йохана, и стреляет себе в висок. Я думаю, что Йохан хочет чтобы солдаты БПРД вели себя так же.

Станислав: Ага, «They’re Russian soldiers. They expect to die».

Что меня ещё поразило во второном номере, так это тема тех самых реднеков. Это в очередной раз «Эйб Сапиен» done right с его modus operandi «показать жизнь обычных людей». Мир вот этих простых людей в Канзасе разрушился за неделю-другую, и теперь они пытаются сохранить рассудок, зацепившись хоть за что-то, что могло бы объяснить суть происходящего. И именно это — самое слабое место человечества, которое было очень ярко и точно показано ещё в первом сюжете цикла Hell on Earth — New World, и это тот момент, который бюро со своим глобальным мышлением упускает. Для них приоритетом должна быть не только борьба с гигантскими монстрами, но и усиленная пропаганда, которая могла бы укрепить веру людей.

Евон: Плакаты «WE CAN DO IT» с Феникс? Ликбез по Врилу? На самом деле, этим просто некому заниматься. Государства-то больше по сути не существует.

Станислав: Просто во всяких религиозных культах народу мрёт не намного меньше, чем в пастях всяких тварей.

Последнее, что я хотел обсудить по второму номеру, относится ко всему арку в целом, но именно здесь проявлется лучше всего. Питер Снейберг — один из лучших художников медиума, когда дело касается мимики и эмоций. Ты уже отметил, насколько искусно он умудрился передать состояние Йохана бликами на его забрале. Его же раскадровка и композиционные решения сделали финал первого номера таким мощным. Но при всём при этом именно второй номер — момент славы Питера. Просто посмотри, как на всё реагируют Николс, Джервеш и прочие агенты, и увидишь настоящих живых людей. При этом, у Снейберга никогда не повторяются выражения лица. Каждая эмоция уникальна и передана с потрясающей точностью. Гнев, отчаяние, грусть, ужас, страх — всё отображено настолько правдоподобно, насколько это возможно в комиксах. Серьёзно, я раньше не обращал особого внимания на эту сторону таланта Питера, но сейчас мне сложно назвать художника, который в этом компоненте был бы сильнее его.

Евон: Да, такие художники как Снейберг дарят пехотинцам БПРД индивидуальность и значимость. Потому что, когда Николса рисует, например, Кэмпбелл, то я его от того же Эноса не отличу. Думаю, стоит отдать дань Эносу как не менее важному персонажу этого арка. У меня к его сюжетной линии накопилось очень много вопросов, главный из них, конечно, же: каким местом Энос относится к культу Эйба?

Станислав: Слушай, я вот этот момент сам не до конца понял. Смотри, его причастность протизерили ещё в The Reign of the Black Flame, с тех пор на заднем плане развивали линию с «может, мы проигрываем, потому что сражаемся?» (прямая цитата из, по-моему, Flesh and Stone). Чтобы потом всё завершить таким образом (а я уверен, что больше к этой теме Аркуди не вернётся). И теперь возникает ключевой вопрос о его причастности к культу. Она была банальным «плот тулом», чтобы вот так дискредитировать Йохана и спровоцировать его развитие, или необходимым компонентом эносовской философии «принятия реальности», которая получилась символичной на фоне обстоятельств смерти?

Евон: Вот и я ожидал, что принадлежность к культу выстрелит, может, будет «реткон», что Энос помог Эйбу сбежать или что он вообще один из зачинателей, что-то такое. А так оказалось, что это черта Эноса показана лишь только для того, чтобы мы поняли, что агенты БПРД тоже подвержены «нью-эйдж» религиям. Только вместо Эйба теперь будет Конан.

Вообще Эноса, конечно, очень жалко. Невероятно колоритный агент был, у которого имелся всевозможный потенциал.

Станислав: Согласен, сначала его внезапное появление и акцентированное на нём внимание казались навязчивыми, но в итоги у них с Йоханом сложился прям-таки dynamic duo. Он, конечно, весь из себя бунтарь, но Крауса уважал, и уважение это было взаимным. По крайней мере, на момент начала этой истории. Тем символичнее, что именно Эноса Йохан выбрал в качестве «аватара» для разговора в последнем номере. С кем он в действительности говорил, пусть каждый сам решит для себя — большого значения это в любом случае не имеет. Главное, что он нашел ответы на мучащие его вопросы и примирился со своей ролью в глобальной картине. Это была красивая резюмирующая сцена, которая завершила эмоциональный арк персонажа. Очень похожая на aftermath-разговор с участием того же Йохана в концовке Killing Ground.

Евон: Йохан тот еще мастер ментальной гимнастики. Иногда хочется думать, что он окажется крiiiсой, но события этого арка показывают, что в ближайшем будущем этого не произойдёт.

Станислав: Я теперь уверен, что этого не произойдет никогда. Последние кадры арка (привет, Тони Старк) — это финальная эволюция персонажа. Дух в броне Следжхаммера надолго не задерживается, поэтому Йохан сделал огромный шаг навстречу своей «смерти». Полагаю, что она произойдёт в ближайшее время и будет невероятно героической. Но об этом мы уже подробнее поговорим в обсуждении следующего сюжета, а здесь предлагаю закругляться. Твой вердикт арку?

Евон: Невероятный непредсказуемый «роллер костер». Арк можно сравнить с FUBAR кино, когда какая-нибудь рутинная военная операция идёт настолько по сами знаете чему. Очень классно, что история на этом не остановилась, а ещё и обнажила эмоциональные ниточки второстепенных БПРДшников. Очень хорошо.

Станислав: Потрясающий арк, деконструирующий одного их самых сложных и противоречивых персонажей серии, и при этом являющийся (как и было обещано) ещё и стартовой площадкой для финальной стадии Hell on Earth. Могу смело заявить, что для меня в эмоциональном плане он теперь занимает почётное место рядом с великим сюжетом The Long Death. Отрадно видеть, что к завершению своего рана Аркуди находится в отличной форме.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34555 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33508 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26828 103