RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #11: B.P.R.D. — Flesh and Stone

09.04.2015, 15:11 — Станислав Шаргородский 8351 5

Так уж вышло, что за последнее время все основные серии Хэллбойвёрса разразились крупными арками, из-за чего регулярные выпуски практически пропали из рубрики. Но этот период прошёл, и теперь один за одним сюжеты заканчиваются, давая нам много пищи для размышления. И первым «отстрелялся» B.P.R.D. с нетипичной (по структуре) для серии историей Flesh and Stone (B.P.R.D. Hell on Earth #125-129).

В собеседниках у меня сегодня хорошо знакомый читателям рубрики Никита Стародубцев (мы с ним обсуждали Эдварда Грея). Как обычно, получилось ёмко и всеобъемлюще. Поехали.

Станислав: Никита, давай начнём с традиционного «гостевого» мнения о серии. Для этого задам тебе один ёмкий вопрос. Вот есть цикл Hell on Earth, который идёт уже пятый год и, как утверждают создатели, в ближайшие пару лет закончится.

Он привнёс с собой в серию значительные изменения:
1) Замена Гая Дэвиса на целую группу разноплановых художников.
2) Смена фокуса с небольшой команды агентов-«метахьюманов» на обычных солдат.
3) Переход от паранормальных миссий на выживание в умирающем мире.
4) Новый формат, который походит на антологию, где каждый сюжет про разных персонажей.

Расскажи, что ты по поводу всего это думаешь?

Никита: Действительно, есть такая партия. Давай по порядку. К смене Дэвиса на безымянного тогда Тайлера Крука я отнесся с нескольким скепсисом. Ну как же это позволительно вообще менять художника, который для серии сделал всё, на неизвестного Крука с ещё даже не вышедшим «графическим романом» «Петроград». «БПРД: РУСЬ» полностью убедила меня в целесообразности такого решения, повторюсь наверное в сотый раз, но страничка с казнью рериховцев в чистом поле до сих пор является для меня одним из самых ярких кадров «БПРД». Дальше пошло больше, партбилеты получили эмм... «спорный» Лоуренс Кэмпбелл и Джеймс Харрен, эпитеты к рисунку которого я уже полностью исчерпал. Могу только сказать, что если бы мы жили на Бизарро-земле, людям, отвечающим в «ДиСи Комикс» за арт-составляющую, снились бы сны про то, как Харрен сдаёт странички к «Флэшу» в срок и не просит за это много денег.

Жанр Survival/Exploration сейчас переживает бешеную популярность в видеоиграх, а вот в комиксах он как-то что ли не прижился, либо не зашёл. Без всякой скромности можно сказать, что главный игрок на этом поле только один — «БПРД». Я очень рад, кстати, что у Миньолы и Ко есть понимание важности самого интересного компонента сериальных историй — advancement of the story, то есть у творческой команды нет боязни двигать историю вперёд, им не надо оглядываться на шестьдесят лет Клэрмонта позади. Как только у читателей появилось растущее в правом мизинце подозрение, что «Война Жаб» затягивается, так сразу в «БПРД» начался невиданный апокалипсис с трехэтажными жуками в Волгограде. Естественно, что переживать апокалипсис должны в первую очередь обычные люди, которые не могут пуляться кулаками из кулачного измерения в диких монстров, а потому уязвимы, а следовательно интересны для жаждущих крови читателей.

Я наверное не соглашусь, что текущий формат похож на антологию, скорее он построен по принципу вездесущей «Игры престолов» с где-то более важными героями, где-то менее. В одной серии всё внимание берёт на себя Иосиф, переживающий свой собственный Dark Knight Returns момент, извините, ЭПИЧНОСТИ, в какой-то Йохан начинает всё сильнее сомневаться в себе как в человеке, личности и главное лидере, а в какой-то дикий Конан режет «холодных людей».

Станислав: Говоря про антологию, я в первую очередь имел в виду не только постоянную смену персонажей, но и жанровое разнообразие арков. Посуди сам, за последние пять номер, если не считать тот арк, что мы сейчас будем обсуждать, было три сюжета, и ни один не похож на другой. Камерный ужастик, «кайдзю сай-фай» и slice of life в декорациях апокалипсиса. Я мало где встречал такие жанровые «скачки» в рамках одной серии в такой короткий промежуток времени.

А вот что касается формата «Игры престолов», то это сравнение идеально иллюстрирует Flesh and Stone, который вместил в себя сразу пять не связанных между собой историй с разным экранным временем (окей, две основные всё-таки связаны). Тебе не показалось, что из-за этого арк получился неожиданно расфокусированным и, как следствие, разрозненным? Редкие «эпитеты», когда речь заходит о «БПРД» Аркуди.

Никита: Честно говоря, не показалось. Арка мне кажется выступает больше таким fallout’ом после грандиозного сражения с Чёрным Пламенем. История движется в правильном направлении. Нам показывают, как несгибаемый Иосиф уже давно понял, что войну не выиграть, но всё старается, несмотря на то, что хочет быть осётром в Волге. Галл Деннар становится новой надеждой, очередной герой в цикле «спасителей» вселенной. А вот, кстати, по поводу Йохана у меня стали появляться нехорошие мысли о его возможном предательстве.

Станислав: Я вот не смог воспринять арк, как цельное произведение из-за всех этих параллельных мини-сюжетов, он скорее транзитный. Мне вообще показалось, что Аркуди не хотел рассказать конкретную историю, сколько хотел расставить фигуры в нужные места. И чтобы не плодить для этого кучу выпусков, он всё собрал в одном месте и подал как такую сборную солянку. Вот значит Варвара, которая может обрушить Ад на землю вместо Хэллбоя, вот уставший от войны Иосиф, который на грани «сломления», вот всё ещё энигма Галл Деннар, вот конфликт между Иосифом и Эносом, вот дружба между Феникс и Лиз, и вот Блэк Флэйм, который сделал последний шаг к всеобщему апокалипсису. В итоге, обо всём и не о чём. Ещё этот скачок с «полгода спустя» откровенно смутил. Как будто за это время ничего не произошло кроме разбитых иллюзий о сотрудничестве с вояками.

Ладно, давай истории обсудим отдельно, коли сами создатели заботливо разграничили их для нас. Какая тебе понравилась больше всего?

Никита: Да-да, скорее это именно такой программный «континьюти» арк, и трюк с one year later это ещё больше усугубляет. Как я уже сказал, последствия после битвы должны в полной мере прочувствоваться. Как ты и читатели наверное уже знаете, мой самый любимый персонаж в «БПРД» — это Иосиф. Первый раз в мировой попкультуре вижу настолько хорошо изображенного «русского», который не только «крутой» russe alles или «злой» или обезьяна в ушанке из rape dungeons of Kremlin, а настоящий, живой теперь уже наверное особист. Несмотря на всё это и предельно ПРАВОСЛАВНУЮ сцену с осётром на Волге, неожиданно больше всего мне понравился Блэк Флэйм, стремительно возносящийся на божественные небеса. Вполне возможно, что он как и Нимуе всего лишь очередная страшилка в схожем цикле «всадников апокалипсиса», но уж очень он, прости меня грешного, мама, Дарксайд с THIS MIGHTY BODY IS MY CHURCH.

Станислав: Мне в сюжете с Блэк Флэймом нравится контраст между ним и всей этой его «шайкой». Они там все грызутся между собой, следуя мнимым принципам и потакая своему любопытству, а он просто занимается своими делами, оставляя за собой выжженную землю. Момент его первого появления с этими следами (боже, храни Харрена) пробирает до мурашек. Кроме того, эта история, хоть ей и уделяется мало места, единственная, которая двигает сюжет вперёд. Потому что в конце ОН ОСВОБОЖДАЕТ ДРАКОНА. Меня в этот момент реально пробрал страх, потому что дальше только конец. Никакого продолжения. В этом плане нас ещё на один шаг приближают к разгадке тайны Блэк Флэйма, кто он такой и какова его роль в общей картине.

Как это вижу я. Дух/Смотритель Анум похитил Врил (божественное пламя) и с его помощью создал Огдру Джахад, но этого было недостаточно — Дракон не ожил. Пока не наступила тьма. В Хэллбойвёрсе «тьма», о которой тут идёт речь, имеет конкретное воплощение — это сила, противоположная создателю (богу). И у неё, в отличие от бога, есть даже имя. Его несколько раз называл Густав Штробл (учитель Мемнан Саа, который сейчас разгуливает по стране в «Эйбе Сапиене»). Так вот, эта «тьма» опорочила (не могу подобрать лучший перевод для corrupt) Врил, и именно из-за этого ожил Дракон. И вот этот опороченный Врил и есть Блэк Флэйм. Такое могущество у него было всегда, просто раньше оно сдерживалось носителем. А сейчас, когда этого носителя по сути нет, эта энергия чистая, неограниченная. Такая же чистая, как та, что по сути подарил жизнь Дракону, и именно его энергия пульсирует в жилах Огдру Джахад. Поэтому Блэк Флэйм в текущей инкарнации зло даже большее, но сейчас оно ещё и освобождает своё главное творение, и всему теперь конец.

Никита: Хохоу, я даже и не рассматривал Блэк Флэйма в качестве злодейского аналога Врил. В таком случае у меня сразу возникает вопрос: когда наши герои поймут, что Лиз по сути тоже живой Врил, и ее Врил сдерживается носителем, убьют ли они её? Вообще, теория очень интересная, но я бы поспорил, что Блэк Флэйм именно что освободил Дракона. Тюрьма трещала уже несколько раз и по-моему сейчас она тоже просто трещит. Так же не стоит забывать об инопланетянах из «Червя Завоевателя». Они ведь пристально следят за тюрьмой. Кстати, само название статус-кво Hell on Earth подтолкнуло меня к мысли о возможном союзничестве сил Ада с людьми в войне против Джахадовцев с Варварой и Хэллбоем в качестве связных. Поэтому я не очень боюсь этого «конца», на поле слишком много игроков, и все они очень сильны.


Станислав: Я не думаю, что у кого-то в мыслях будет убить Лиз, потому что мы уже знаем, что было, когда Шерман выпустила всю энергию — планета затрещала по швам. Я скорее поверю, что люди научатся это пламя добывать (привет, Следжхаммер), и вот тут те самые «инопланетяне» сыграют свою роль. По ним есть тоже стройная теория, которую я уже в рамках рубрики рассказывал — что это гиперборейцы, последователи «правой руки», которые ушли не под землю, а above. И уж они-то прекрасно знают, как добывать Врил.

Ну и версию, что Хэллбой выполнит предназначение и придёт на землю с армией Ада, но не чтобы её уничтожить, а чтобы СПАСТИ, я люблю. Искренне верю, что без Ада Дракона и его отпрысков не победить. И в этом арке нам открыто на это намекнули, только в качестве вожака здесь выступает Варвара. Мне в её персонаже очень нравится любовь к человечеству. Это не типичный демон, который хочет поработить людей. Ей интереснее с ними играть, и эту игрушку она готова защищать перед всеми, в том числе, перед Огдру Джахад. Думаю, что до её освобождения осталось совсем недолго. Кто только откроет клетку, её слуги или сам Иосиф? Ты что думаешь?

Никита: Слуги отпадают, как говорится, в одну реку дважды не войти. У меня есть два равноправных варианта: Иосиф и Йохан. Иосиф вполне может себе выторговать что-то: хочет он, как мы уже увидели, больше всего успокоения или, проще сказать, смерти, но его персональная диллема состоит в том, что он отказывается принимать этот подарок из рук ВОРОЖИН как Джахадовцев, так и Варвары. Мы на самом деле слабо себе представляем количество магических артефактов, которыми владеет Иосиф. От его титулярного Бургундского шлема до wink-wink мумий из «Тинтина» Иосиф обладает просто невероятным военным арсеналом, и, как мне кажется, безграничными возможностями получить желаемое, не прибегая к помощи Варвары. Единственное, что, может быть, он уже всё это испробовал, и остаётся только Варвара.

Освобождение Варвары может стать именно тем самым «предательством», которое неизбежно совершит Йохан. Нам активно намекают, что БПРД станет карманным племенем Галла Деннара, главной целью которого станет поиск артефактов из его прошлого. Йохан останется без своей организации, и вполне может попроситься к Иосифу под крыло, а там уж до ниточек Варвары недалеко.

Станислав: Коллекция Иосифа — это да, только я не припомню, чтобы он хоть какую-то из своих игрушек особенно использовал. Он как-то больше на огневую мощь ориентируется, свою и Леонида, отправляя броневик с ядерной боеголовкой на автопилоте прямо в гигантскую тварь, топчащую землю родную. Мне всё-таки кажется, что Иосиф готов умереть только на поле боя. Даже несмотря на всю усталость, он свою родину не бросит и будет биться до конца. Насколько он предан, можно было оценить по рейду в логово Зинко. И поэтому я могу представить, что он поможет Варваре только в том случае, если будет на 100% уверен в том, что она очистит Россию от всей этой нечисти. Но возможен ли в принципе такой вариант? Варвара и 100% уверенность в одном предложении?

По поводу Йохана мне нравится твоя версия. Даже добавить особо нечего. Краус, похоже, окончательно потерял связь со своими людьми. Но это было ожидаемо, он нормально ладить мог только с другими «метахьюманами», и в этом плане возвращение Лиз для него временное спасение. С другой стороны, его конфликт с Эносом мне кажется каким-то надуманным. Мне вообще персонаж Эноса кажется искусственным. Таким чистым «плот тулом», который должен стать катализатором гонений на Йохана. Просто он вот так внезапно стал бунтарём и этаким соперником за лидерство. Понятно, что у Эноса скелетов в шкафу куча (вспоминая его принадлежность к культу Эйба Сапиена), но всё-равно, они с Йоханом в предыдущих арках хорошо сработались и дополнили друг друга.

Никита: Хотел написать, что не вижу повода для гонений на Йохана, ведь он может просто тихо уйти. Но я как-то упустил из виду, что все смерти, всё вот это можно скинуть на Йохана, и тем более упустил возможную роль Эноса в этом. Вообще, такое чувство, что Энос из серии скоро пропадёт к Эйбу, а БПРД будет связкой племени и русских. Я в полном неведении, на самом деле, что происходит в серии у Эйба, мой кредит доверия иссяк где-то номеру к 12.

Станислав: Ну, Энос точно не уйдет к Эйбу, потому что Аркуди во всех интервью говорит, что у него на Эноса есть планы. Он своих персонажей не отдает. Единственный из агентов, кто перекочевал к Эйбу в серию, был Вон, но его и создал, и вёл Элли. Поэтому карта Эноса будет разыграна здесь и скорее всего уже в следующем арке, когда судьба Йохана должна совершить резкий поворот.

Давай вернёмся к твоему любимому Деннару. Ты понял все его действия? Потому что для меня осталась парочка неясных моментов.

Никита: Тут важно понимать, в каком сейчас состоянии находится Деннар/Говардс. Когда он только проснулся, было всё-таки ясно, что это стопроцентный Говардс, у которого остались лишь флэшбеки Галла Деннара. В Abyss of Time Деннаром выступает тоже Говардс, он чувствует себя очень неуютно и не в своей тарелке в каменном веке. Сейчас же мне кажется, что личность Деннара полностью победила личность Говардса, и перед нами лишь time displaced Деннар. Тут можно вить долгие ниточки к другим похожим временным путешествиям в поп-культуре, но я думаю, что тема «да кто ж это перед нами?» больше не будет подниматься.


Все действия Деннара направлены именно на возрождение своего племени, его ритуалов, домов и людей. Я так же уверен, что Деннар держит какие-то надежды вернуться в свое время и пристально наблюдает за каждой мнимой возможностью это сделать.

Станислав: Согласен, что сейчас нет намёков на Говардса, ни в прошлом, ни тем более в настоящем. Но мне кажется, что сегмент прошлого предшествовал перемене личностей. Иначе как объяснить, что Деннар в настоящем помнит про все эти события? Я не верю, что он может существовать в двух временных плоскостях одновременно. Тогда возникает вопрос: что стало с Говардсом в прошлом?

Честно говоря, не увидел в его действиях попыток «возродить» своё племя. Да и как это вообще возможно? Он просто использует знания прошлого, чтобы победить тварь в настоящем. Другое дело, что я не всем его поступкам нашёл логическое объяснение, хотя наверное это и бессмысленно. Раскрас и камни понятны, но зачем он делал ловушку? Зачем обмазывался золой?

А вот по поводу возвращения в своё время тоже на 100% уверен. Он тут чужак, да и ни с кем особо на контакт не идёт. Был энигмой, в таком амплуа и остаётся. Теперь интересно, к чему его готовит Аркуди? Какую роль ему отведёт в «финальном сражении»?

Никита: Возможно Говардс сейчас существует в прошлом, что как раз и стало причиной потери меча. Он всё-таки неопытный и молодой агент. Ловушка и зола это наверное разные варианты поимки Зверя. Зола могла так же быть обычной маскировкой, дикие звери, например, очень любят изваляться в гниющем трупе, чтобы сбить запах. В конце концов, всю золу Говардс использовал, оставив сообщение потомкам.

Что готовят Деннару с Говардсом, предсказать невозможно. Пока Иосиф и Лиз перестали быть мессиями, он новая надежда БПРД.

Станислав: Посмотрим, насколько он оправдает твои ожидания. Хотел напоследок узнать, что ты думаешь про будущее серии? Создатели отвели текущему циклу пару лет, а что потом — молчат. Говорят, что ничего хорошего не будет. Ты как думаешь? После Hell on Earth финал, и нам останется читать только серии в прошлом (преимущественно Hellboy and the B.P.R.D., который будет идти ещё очень долго), или же будет третий цикл?

Никита: Как говорит персонаж Часы из детского шоу Don’t Hug Me I’m Scared: «the past is far behind us, the future doesn’t exist». Я надеюсь, что у серии «БПРД» будет третий цикл. Мне кажется абсолютно неинтересным читать даже self-contained флэшбеки, если всё, конец уже наступил и он известен. Это какая-то совсем уж издевательская меланхолия. Смотрите, герои все сдохли в адовом пламени, но зато вы можете увидеть их во флэшбеках молодыми, юными и полными сил. Такое флэшбечное повествование убирает вообще какую-то либо угрозу персонажам, потому что, даже если я боюсь, скажем, Андерса, я точно знаю, что из любых столкновений с ним Бруттенхольм выберется. Делать похожее для всех серий мне видится глупым.

Движение всего Хэллбойного мира может идти куда угодно, хоть под землю, хоть в «парадиз» к инопланетянам.

Станислав: У меня схожие ощущения. Истории в прошлом интересны, как элемент «ворлдбилдинга», и как источник потенциальных линия для настоящего. Вот ввели, например, Следжхаммера, и ты теперь думаешь, сыграет ли это свою роль, увидим ли мы армию таких роботов, рубящих в капусту Огдру Хем. И т.д. Тот же «Франкенштейн» вроде как будет иметь последствия для текущих событий «БПРД». А если все закончится, то мы будем лишены большой доли удовольствия от прочтения.

В меня вселяет надежду на третий цикл тот факт, что по Hellboy in Hell Майк хотел делать ~4 трейда (~20 выпусков), что с его темпом займёт ещё года четыре. К этому моменту Hell on Earth завершится, и должно быть продолжение, потому что финал всей саги не может быть без Хэллбоя. Читатели не поймут. Да никто не поймёт, если Красного окончательно разведут со всем мракобесием на земле.

Ладно, мы уже вдоволь напрогнозировали, давай закругляться. Твой финальный вердикт по арку?

Никита: Я бы хотел сказать, что комиксы по Хэллбойверсу в целом почти всегда, что называется, deliver. Flesh and Stone немножко непохож на другие арки «БПРД» своей, так скажем, «разроненностью» и непонятным главным протагонистом, но это всё ещё очень крутой комикс, который, будем надеяться, становится всё лучше. Ну и, конечно же, комикс, нарисованный Харреном, по определению не может быть не то что плохим, даже крепким середнячком. Итого 1945 Иосифов из 1945 Иосифов.

Станислав: Буду честен, не хотел бы я в будущем видеть арки типа Flesh and Stone. Меня Хэллбойвёрс всегда подкупал своим форматом мини-серий, где каждая история — отдельный законченный сюжет. Представить подобный арк во времена, когда «БПРД» не был онгоингом, совершенно невозможно. Конечно, тот факт, что здесь Аркуди выложил ВСЕ свои козыри (Иосиф, Деннар, Блэк Флэйм, ХАРРЕН) сильно меняет впечатление, но такой трюк может сработать только раз. Поэтому мой вердикт: закончилось, и спасибо на этом.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33497 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26818 103