RSS
Рекомендуем

Прощай, Брайан! И привет!

08.11.2017, 15:00 — Редакция 5781 15

Произошло нечто невероятное: издательство DC Comics объявило в своем Твиттере, что подписано контракт со сценаристом Брайаном Майклом Бендисом. Это историческая х**ня. Имя Бендиса прочно ассоциировалось с Marvel уже почти 20 лет, казалось, он будет писать для него комиксы вечно. Но нет, эпоха завершается.

На одной только SpiderMedia про Бендиса были написаны тысячи слов. Автор он противоречивый, но его вклад в развитие индустрии и наше образование нельзя игнорировать. Разные его серии пользовались разным успехом, но в наших двух списках рекомендуемых комиксов за Бендисом закреплено 3 позиции: это Daredevil, Alias и Powers — тут есть чем гордиться.

Мы не могли промолчать и решили сказать Бендису пару напутственных — и одновременно приветственных слов.

Трудно найти человека, который не прочитал хотя бы один комикс, написанный Брайаном Бендисом (сразу предупрежу таких уникумов, если они вдруг есть: можете не отмечаться в комментариях, эта информация никому не интересна). Это важный автор для целого поколения. Сейчас, конечно, растет уже следующее поколение, и у него авторы свои. Наверное, они знакомятся с комиксами про Человека-Паука через Дэна Слотта... Не самый плохой вариант, наверное. Но у нас был Бендис.

Бендис — это человек, который, кажется, впервые сделал комиксы про Мстителей интересными и актуальными. Это человек, создавший Ultimate-вселенную (но не похоронивший ее, его серия до последнего оставалась оплотом стабильности в атмосфере тотального гниения). Это человек, подаривший новую жизнь Дардевилу и Люку Кейджу и придумавший Джессику Джонс — то есть без него в принципе не было бы сериалов Netflix. Да и фильма «Человек-Паук: Возвращение домой», пожалуй, тоже. В общем, чего рассказывать, это пока что единственный автор, про комикс которого я написал масштабный лонгрид, этот факт говорит сам за себя. Бендис — это ценный креативный ресурс и сценарист, уникальный взгляд которого активно участвовал в спасении Marvel и переписывании концепции его вселенной.

Но для этого издательства он сделал все, что мог. В последние несколько лет было четкое ощущение, что Бендис подустал. Он поработал надо всеми франчайзами, которые хоть сколько-то важны (кроме Fantastic Four, и она, возможно, даже стояла бы в очереди на переосмысление, если бы не закрытие серии и бойкот этого бренда). Редакторы в свою очередь начали делать ставку на другие имена. Звезду такого же масштаба им пока создать не удалось, и неизвестно, удастся ли в условиях современной индустрии... Хотя нет, подождите, DC удалось сделать звезду из Тома Кинга.

DC сейчас на коне — во всех смыслах. Мне, как читателю, переставшему пристально следить за развитием вселенных и читать новинки каждую неделю, подход DC кажется куда более привлекательным и дружелюбным, чем та чехарда, которую творит Marvel. К чему я включаю эту пластинку? Контракт с Бендисом — всего лишь еще один блестящий шаг издательства, которое серьезно не оступалось с самого старта Rebirth. DC прекрасно ведет бизнес и делает крайне интересные вещи со своими персонажами. А что может быть интереснее, чем запустить во вселенную автора с принципиально иным для их дома взглядом? Бендис будет Бендисом — и так оно и должно быть. Да, он будет делать декомпресс. Да, у него будет много болтовни и юмора. И, скорее всего, для первого сюжета он реализует сумасшедшую идею, от которой у многих волосы встанут дыбом. Иными словами, цикл начнется заново.

DC точно знает, что делает, а Бендис точно знает, чего от него хотят. Будет весело.

Новость впечатляет. Бендис был моим проводником в мир американских комиксов. Именно с него всё и началось, когда взошла звезда Ultimate Spider-Man. Если разбудить меня среди ночи и спросить: «Марвел?», я пробормочу «Бендис», и не зря: все мои лучшие воспоминания о уже прошедшей марвеловской New Golden Era в 2000-2012 годах (трава была зеленее, да) связаны именно с Бендисом.

Сейчас трендово топтать БМБ, а я вот люблю и уважаю Сашу Моисеенко, который до сих пор нежно хранит под подушкой и никому не даёт почитать старенький Powers. Безусловно прямо здесь и сейчас есть налицо кризис нарратива, но мне кажется, этот кризис накрыл супергероику в целом, а отдувается за всех, как обычно, Бендис, и то, только потому, что он самый плодовитый, яркий и заметный. Талант, в общем.

Я не знаю, что, как и когда сделали агенты DC, переманив на свою сторону одного из архитекторов современного Марвела, но я с удовольствием почитал бы про это серию комиксов, а ля «Агенты DC», и, возможно, она была бы даже более остросюжетной, чем квёлые «Агенты Щита». Многие считают, что DC-эксклюзив Бендиса — что-то вроде премиального трансфера в футболе, когда показывают всем, что клуб богаче и круче всех остальных. С этим мнением я не согласен.

Находясь в настоящем, всегда сложно предсказывать, но все факты говорят, что сегодня DC переживает свою New Golden Era, которая продлится как минимум ещё несколько лет. Идет процесс выплавки новой ещё более крутой вселенной на базе старых, почти уже столетних историй и новой крови, пришедшей из New 52. Лично я ощущаю себя так, словно я оказался рядом с раскаленным горнилом богов и мне разрешили посмотреть, как будет работать Гефест.

Бендис встраивается в новую команду архитекторов нового мира просто идеально: у него есть свежий незамутненный взгляд на DC, он бесконечно талантлив и ошеломляюще плодовит. С вселенной DC сейчас можно делать всё (ну почти всё), и Бендис — лучший для этого мастер пера. Радость ожидания встречи со старым другом, которому дали новые инструменты переполняет меня эмоциями. Я почти счастлив.

Большое по заголовку и с не меньшим потенциалом по значению событие, которое стоит рассматривать с трёх сторон.

1. Репутационно. Это, безусловно, большая пощечина от DC «Марвелу». Бендис — ключевой творец успеха издательства за последние 15 лет, который давно уже стал его маскотом. Это сравнимо с переходом воспитанника клуба, дошедшего до звания капитана и лидера, в стан злейшего соперника. И это уже вторая похожая победа со стороны DC: несколько лет назад к ним перешёл Ромита-младший, который вообще представляет по сути династию исконно «марвеловских» авторов.

2. Творчески. И тут становится интересно, потому что проигравших, по сути, нет. Marvel мало что в этом плане потерял, т.к. БМБ сделал в рамках издательства уже все, что возможно, и поработал над каждой интересной ему серией. Что касается DC, то тут все зависит от самого Майкла: готов ли он к новому вызову и тому, чтобы с прежним голодом ринуться покорять новые высоты? Честно говоря, не уверен. Возраст — штука такая. Но погоды он точно не испортит, величина таланта не позволит.

3. Финансово. Самый противоречивый аспект. Является ли нынче Бендис автором, способным продавать серии на одном своем имени? Вопрос не очень корректный, потому что есть ли вообще в современной «двойке» такие люди? Окинув взглядом топ-60 самых продаваемых синглов года, помимо единичек (авторами которых могут быть имена от Гуггенхайма до Аарона) и нескольких выпусков «Империи» (во второй половине) можно увидеть только Batman и все, что с ним связано. Но я не думаю, что ключевая заслуга в этом Кинга, потому что до него Снайдер аналогично всегда был в топе. Бендис безусловно сможет дать серии небольшой буст процентов в 15-20, но вывести ее в бестселлеры, если это не «Бэтмен»? Сомневаюсь.

Но что точно должно произойти, так это встряска — давно «двойка» не подбрасывала настолько больших дровишек в котел конкуренции. И выгоду для себя способны извлечь все три стороны. Для Marvel это потенциально может послужить толчком к большим переменам, т.к. со всей своей важностью Бендис являлся одним из флагманов старого подхода издательства, который, кажется, себя окончательно изжил. Для DC это большая репутационная победа и еще один сильный автор в ростер создателей, которому издательство способно предложить большую библиотеку high-profile серий. Для Бендиса же это необходимые перемены. Хватит уже сидеть в своей зоне конфорта, пора возвращаться.

Бендис... как много в этом слове для сердца русского слилось.

Помните те времена, когда в 2008, что ли, году на 1 апреля Женя Еронин зарегистрировал фейк-аккаунт Бендиса и общался со всей тогдашней тусовкой Спайдермедии про «Секретное вторжение» и другие комиксы? Нет, вы, конечно, не помните. Но, скажем так, выбрал он именно Бендиса неслучайно. Бендис и, пожалуй, еще Миллар были самыми культовыми фигурами комикс-индустрии среди начинающих поклонников комиксов. Потому что были на слуху, были самыми доступными, их же было принято больше всех оскорблять и поносить... Золотое время. Но сейчас суть в другом.

Золотое время не кончилось. Оно здесь. В комиксах издательства DC прямо сейчас. Во всех подразделениях, за исключением САМОГО ВАЖНОГО КИНОШНОГО (пфф), DC доминирует. Извините, несогласные, но как бы с фактами не поспоришь. В последнее время они радуют хорошими комиксами и хорошими кадрами: Том Кинг, Джош Уильямсон уже плотно укрепились в читательских сердцах, а вот раскрутившийся Джефф Джонс отправился поднимать то самое важное, о чём мы и говорили. И с его уходом DC лишилось главного суперзвёздного таланта, и эту ситуацию они стараются исправить. Бендис — вот первая ласточка (уверен, что только первая) их будущего архитекторского состава.

Можно многое говорить о Брайане с точки зрения читателей и критиков, все мы знаем его плюсы, все мы знаем его минусы, все мы его ЗНАЕМ. Вот ключевое слово — мы знаем, что Бендис может сделать так, как мы привыкли, как мы любим. Если это снова тренд ностальгии — да и пускай, пусть будет. У человека была только одна работа в DC, пародия Бэтмена на «Гражданина Кейна» — и ведь всем безумно интересно, что он может выдать, когда ему дадут писать, скажем, Justice League. Том Кинг, человек, который никогда не писал комиксы, пришёл с совершенно свежим и трезвым взглядом и выдаёт лучшие истории на свете. А что сделает человек, давно работающий в индустрии, с известными и знаковыми героями, куда он сможет их направить? Или даже нет, представьте от Бендиса серии типа Zatanna, Question, да что угодно в стиле его же Alias и Daredevil. Возможностей множество, потенциал огромен. Обычный читатель комиксов, как правило, очень редко хочет принимать что-то новое, его тянет к знакомым героям, знакомым злодеям, то же правило работает и с художниками, и со сценаристами. Брайан может дать комиксам DC аудиторию Marvel, и это действительно важный и продуманный ход со стороны компании-конкурента. Вопрос только в том, что будет дальше, и само ожидание этого «дальше» заставляет в нетерпении ждать новых анонсов.

Золотое время, лучше и не скажешь.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34553 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33505 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26827 103