RSS
Рекомендуем

Возвращение «Четвёртого Мира»

18.12.2017, 12:00 — Алексей Волков 7688 0

Потомкам на заметку: в год столетия Джека Кирби (т.е. вот в этот самый 2017, последние дни которого мы с вами проживаем) быть фэном Короля очень клёво. Вал переизданий, новые серии с его персонажами, как минимум два комиксных блокбастера года («Тор: Рагнарёк» и «Лига Справедливости») многим обязаны Кирби. Его работы наконец-то начали издавать на русском языке, пусть и в «Ашет-коллекции». Короче, праздник! Со слезами, разумеется, на глазах, потому что при жизни Джек мог о таком только мечтать. Марк Эванир, написавший самую главную книжку про Кирби, «Kirby: King of Comics», утверждал в ней, что Король, кроме прочих талантов, обладал ещё и даром предвидения — мол, наступление вот этого гик-бума нулевых-десятых он предрекал в семидесятые. И, естественно, Кирби знал, что однажды корпус созданных им комиксов, известных как «Fourth World» («Четвёртый Мир»), станет суперхитом. На днях вышло первое переиздание «Четвёртого Мира» в одной большой книжке. Мы с Кириллом Кутузовым уже давным-давно написали большой такой материал про Кирби, который вы без проблем можете почитать прямо здесь, на SpiderMedia, но КОРОЛЯ МНОГО НЕ БЫВАЕТ!

Именно поэтому!

Прямо здесь!

Прямо сейчас!

Миры столкнутся!

Всё заполонят точки на контрастном фоне!

Рты будут разорваны в беззвучных криках!

Мы ворвёмся в «Четвёртый Мир» на Стульях Мобиуса!

Чтобы вырвать Уравнение Анти-Жизни из рук

Тирана Дарксайда!

Мы будем лицезреть мускулистых воительниц!

И прекрасных мечтательниц!

Ломать оковы!

Сражать Парадемонов!

БУУУУУУУУУМ!

Для начала немножко сухенькой информации, для тех, кто только что вышел из Бум-Трубы:

Собственно, то, что называется «Четвёртым Миром» — это большая история о противостоянии сверхсильных существ («Новых Богов»), проживающих на планетах Новый Генезис и Апоколипс. Обитатели Нового Генезиса, возглавляемые Верховным Отцом и его воспитанником, Орионом, сражаются с тираном Апоколипса, Дарксайдом (настоящим отцом Ориона), вознамерившимся завладеть Уравнением Анти-Жизни. В этой битве Земля оказывается между молотом и наковальней. История этого конфликта рассказана на страницах четырёх журналов комиксов (Superman’s Pal Jimmy Olsen, The New Gods, Forever People и Mister Miracle). Каждая из серий продолжает одно из направлений в творчестве Кирби: Superman’s Pal Jimmy Olsen и Forever People — комиксы о подростковых «бандах», Mister Miracle — экшен-герой в духе Капитана Америка и Сэндмена времён Саймона-Кирби, The New Gods — борьба двух могущественных «фракций», как в Nick Fury, Agent of S.H.I.E.L.D. и The X-Men. Смесь средневековой эстетики и футуристических технологий уже много раз мелькала на страницах The Mighty Thor, там же встречались истории о «дворцовых переворотах» (как и в историях с участием Нелюдей). В ЧМ есть cвоя особенная эстетика, супергерои и чудовища, зрелищные битвы и изображения причудливых локаций, с подлинным мастерством раскрыты темы долга и войны, любви и предрассудков. Журналы с историей «Четвёртого Мира» выпускались DC c 1970 по 1973 год, сразу после того, как Кирби покинул Marvel.

Существуют многочисленные свидетельства о том, что Кирби начал думать над персонажами, появившимися в ЧМ, ещё в конце шестидесятых, намереваясь использовать их в историях про Тора, но из-за новой издательской политики Marvel отложил их на время в стол. В DC Джек, по легенде, взялся за самую плохо продающуюся серию без постоянной авторской команды (Superman’s Pal Jimmy Olsen), из которой постепенно начал выводить собственную мета-серию. Как и в случае с Тором, к которому «прилагались» Tales of Asgard, Кирби пытался и здесь провернуть нечто подобное с дополнительными мини-историям. Продажи были так себе, от Кирби ожидали большего, журналы «Четвёртого Мира» были закрыты, а Джек взялся за другие серии (которые, по аналогии с ЧМ, связали в условную серию про The Great Disaster («Великую Катастрофу»). Персонажей ЧМ несколько раз пробовали запустить заново, но подлинная слава пришла к ним с появлением серии игрушек Super Powers, снабженных своими комиксами и мультфильмом. На волне успеха New Gods переиздаются в журналах «престижного формата», предназначенных для продажи в магазинах комиксов, от Кирби требуют «графического романа», завершающего историю ЧМ, из-за чего на свет появляется история Hunger Dogs, которой не были особенно довольны DC и сам Кирби.

В семидесятые-восьмидесятые Кирби создаёт несколько комикс-серий, косвенно продолжающих ЧМ (Eternals, Captain Victory). После его смерти ЧМ несколько раз переиздаётся (в книгах в мягкой обложке по отдельным сериям, в четырёх «омнибусах» 2007 года, как в твёрдой, так и мягкой обложке, Artist Edition 2014 года и т.п.). Персонажи ЧМ продолжают активно действовать во Вселенной DC. Начиная с культовых сюжетов других комиксов вроде The Great Darkness Saga, прямых продолжений («второй том» и т.п.) для каждой серии и новых серий — Jack Kirby’s Fourth World Джона Бирна, Orion Уолтера Саймонсона, и заканчивая совсем свежими Bug!: The Adventures of Forager от братьев Оллредов и Mister Miracle Тома Кинга и Митча Гэрадса.

На этом мы закончим с банальным перечислением фактов и обратимся к самим комиксам ЧМ, которые ждут нас в громадной красивой книжке, которую мы все (ладно, не все, а зря!) давно ждали. По умолчанию, конечно, предполагается, что хоть сколько-нибудь серьёзно интересующийся комиксами человек обязательно читал ЧМ, а то и неоднократно перечитывал, но, к сожалению, творение Кирби обзавелось репутацией а-ля «Война и мир». То есть это, конечно, классика, но она скучная, слишком объёмная, да и вообще, это что, закос под «Звёздные Войны»? Да там главный герой — сын главного злодея, источник силы называется Source (а это почти Force!), у основных персонажей есть особое устройство, а это что, Звезда Смерти?!

Оставим эту ерунду за бортом. Да, «Звёздные Войны», очевидно, многое позаимствовали у Кирби (но не только у Кирби, к тому же сам он, что удивительно, особенно по этому поводу не возмущался), но это же только в плюс! Впрочем, кто только не заимствовал элементы ЧМ (кроме очевидных «кирбиесков» вроде Gødland), от создателей игрушек, мультсериалов и несвязанных напрямую с персонажами Кирби фильмов (например, Masters of the Universe) до... Marvel. Собственно, когда Старлин собирался втихаря потырить Метрона, Рой Томас авторитетно объяснил ему, что тырить надо наиболее колоритных персонажей, и так из Дарксайда получился Танос. Вообще, интересное дело — Новые Боги до сих пор не заслужили неимоверной читательской-зрительской любви, но их очень любит множество известнейших комиксистов.

Дело в том, что ЧМ — это первое и в определённой мере идеальное воплощение «авторского» комикса в мейнстриме. Один автор, свой мир, сильная драма (ЧМ иногда любят броско называть «космической античной трагедией», а на первом же номере New Gods скромно было написано: «AN EPIC FOR OUR TIMES»), супергерои, дух времени, эффектные рисунки и диалоги, которые впору высекать в мраморе.

Ты идешь, а он летит. Ты лежишь, а он летит. Ты заснул, а Орион, гад такой, ВСЁ ЛЕТИТ!

Кирби при работе над ЧМ был «абсолютно свободен». Ну, первое время, позже Джеку напомнили, что DC платят ему деньги, и было бы неплохо, если бы он пользовался и их персонажами, а не плодил десятки своих. Собственно в том, чтобы наплодить персонажей, и была сверхзадача Кирби — их должны были бы подхватить другие авторы, а он бы получал за это свою копеечку... как сейчас это делают. Тогда, разумеется, никто особенно не собирался это делать. При этом связь со Вселенной DC стала одним из слабых мест ЧМ. Супермен, Джимми Олсен, Мертвец — Кирби были неинтересны эти персонажи и он особо не понимал, что с ними делать. Вот созданный им с Саймоном Легион Газетчиков он с удовольствием «перезагрузил». Кстати, о временах великого дуэта. В первом издании ЧМ в дополнительных материалах основные истории сопровождались репринтами старых комиксов Саймона и Кирби, что должно было создать в воображении читателя миф о том, что Кирби не просто снова пришёл в DC, а вернулся, чтобы править, в стиле короля Артура.

ЧМ должен был стать комиксом «как у Marvel». Во второй половине шестидесятых многие сценаристы были недовольны редакторской политикой DC, не позволявшей им писать «как у Marvel». Появившиеся позже новаторские комиксы продавались плохо (Green Lantern/Green Arrow, Spectre Майка Флейшера и Джима Апаро), но обрели вторую жизнь в репринтных сериях восьмидесятых. Как и ЧМ.

Сольные комиксы Кирби оказались совсем не «как у Marvel». То есть нарисованы-то они были самим Королём Комиксов... но всё остальное было другим. ЧМ — сложный, местами даже слишком сложный комикс (частично эта сложность смягчается выходом омнибусов, где можно взять и прочитать разом всю серию в порядке хронологии сюжета), и даже по нынешним меркам весьма странный. Помните про «античную трагедию»? Чтобы оценить ЧМ по достоинству, вам нужен примерно такой же багаж знаний, как чтобы получить удовольствие от чтения «Орестеи», но не тех знаний, которые преподают в школах. Необходимо более-менее представлять себе, что происходило в Штатах конца семидесятых — начала восьмидесятых, прочитать кучу комиксов самого Кирби, знать немножко его биографию (особенно времена дуэта с Саймоном и годы, проведённые в Marvel). Вся эта информация помогает понять, а что же именно хотел Кирби от своего первого magnum opus, что у него получилось воплотить, а что — не очень.

Воображение Кирби работало куда быстрее, чем рука, державшая карандаш. Он вываливал из рога изобилия своей фантазии целую кучу великолепных вещей. Начиная от терминов, созданных соединением несочитаемых, казалось бы, слов, и до безумных шуток. А персонажи! О, эти персонажи! Серокожий тиран с лицом Джека Пэланса, отряд воительниц под предводительством щекастой старухи, Вечные Люди, призывающие могучего Вечного Человека, а среди них — Прекрасная Мечтательница (настолько прекрасная, что Кирби иногда забывал писать для неё реплики, и читатели думали, что она немая), персонажи с именами вроде Десаад, Славный Годфри, Вирмин Вундабар и, вишенка на торте, свой собственный Серебряный Сёрфер — сама смерть в обличии чернокожего рыцаря, рассекающего по воздуху НА ЛЫЖАХ! Это всё только частица той великолепной галереи героев, которая открывается при прочтении ЧМ.

Он даже успел весьма жёстко проехаться по Стэну Ли (вполне возможно, что именно из-за этого он сбрил бороду и обрёл свой «канонический» облик с усами) и Рою Томасу.

Но нужны ли слова, чтобы описать всё то визуальное великолепие (которое у нас стоит типа «по умолчанию», ЭТОЖКИРБИ, мы лучше до сценариев и диалогов докопаемся, ага!), которое творится на страницах ЧМ? Нет, разумеется.

Ключевое слово ЧМ — ЦИКЛОПИЧЕСКИЙ. Так называли сооружения из каменных глыб без связующего раствора. Раствора, действительно, в ЧМ нет. Но каковы глыбы! Никакие слова о достоинствах и недостатках ЧМ, никакие разглядывания разворотов не дадут того мощного впечатления, которое способны давать лучшие работы Кирби при самом обычном их прочтении. Что с того, что в угоду узнаваемости «фирменных» персонажей художники DC перерисовывали лицо Супермену? Мощь-то никуда не делась. Ритм повествования, объём рисунка, продуманные, а не нагромождённые детали...

Сейчас, в конце 2017 года, настало время вновь приобщиться к этому артефакту былых времён и иных измерений, если уж не ради неимоверного удовольствия, которое могут вам доставить комиксы о сражениях гротескных персонажей, то хотя бы ради того, чтобы узнать, что самую знаменитую «цитату» Джека Кирби произносит Дарксайд. Перед тем, как расхохотаться.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34467 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33383 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26706 103