RSS
Рекомендуем

Рецензия: Xerxes #1

16.04.2018, 14:00 — Олег Ершов 2616 3

Сиквел к 300 был обещан ещё в 2009 году: экранизация оригинала, открывшая Заку Снайдеру широкую дорогу в кинокомиксы, всё ещё была у всех на слуху, а новая серия могла бы стать основой для её продолжения. Но в итоге фильм получил сиквел без комикса-первоисточника, а Xerxes: The Fall of the House of Darius and the Rise of Alexander выходит только сейчас.

Говоря в 2018 году о Фрэнке Миллере, сложно не задаться вопросом — был ли он когда-либо хорошим сценаристом или мы все стали жертвами длительного коллективного помешательства? Но это тема для отдельного большого обсуждения. Однако Xerxes неизбежно поднимает схожий вопрос — а что сам Фрэнк Миллер думает о Фрэнке Миллере? Потому что первый номер этой мини-серии позиционирует её не только как продолжение, но и как антитезу 300.

Xerxes #1 посвящён Марафонскому сражению (за десять лет до гибели Леонида при Фермопилах и более чем за столетие до рождения Александра), а его главные герои, соответственно, афиняне. И можно подумать, что 300 они читали, ведь классический для Миллера нуарный голос за кадром сразу же подчёркивает: «мы не спартанцы, мы — всего лишь горшечники, ткачи, кузнецы да рыбаки». Разумеется, на фоне воинов, надирающих персам зад. И это проходит красной нитью через весь комикс: ирония над спартанцами, которые якобы могут лечь с жёнами лишь раз в году (вот почему они так яростны!), упоминание, что противники-персы — тоже люди, и так далее. Это попытка исправить перегибы оригинала, самопародия или троллинг критиков?..

Немногочисленные персонажи с именами делают ответ на этот вопрос ещё сложнее. Если Фемистокл похож на некоторые свои античные изображения, и в принципе в него можно поверить как в военачальника и политика, хоть он и напоминает скорее Марва из Sin City, то «отец трагедии» Эсхил почему-то выглядит как... африканский ниндзя с глефой? Причём, так как очевидно, что следующая глава не будет прямым продолжением сюжета этой, не ясно, зачем эти образы введены вообще (то есть — зачем именно эти? Для чего превращать Эсхила в экзотического акробата, если нужен просто персонаж с именем и несколькими строками диалогов?).

Как и в 300, в Xerxes использован нестандартный «альбомный» формат с горизонтальной ориентацией листа. Визуальный стиль Миллера безошибочно узнаваем: резкие, окарикатуренные черты персонажей, слегка неровные линии, схематические фигуры на задних или общих планах и фактурные, изобилующие штриховкой крупные планы. Правда, от 300 рисунок всё же сильно отличается. Во многом дело в колористе: если Линн Варли использовала мягкие, подчёркнуто акварельные тона, преимущественно оттенки сепии, то колорист Xerxes Алекс Синклейр полагается на довольно яркие, насыщенные цвета, и при этом покраска откровенно цифровая. И, честно говоря, смотрится работа Синклейра не очень. Но дело всё же не только в цвете. Хотя в Xerxes есть довольно эффектные массовые сцены, построенные на почти орнаментальном повторении однообразных фигур солдат или смешении тел в пылу битвы, таких выразительных монументальных кадров, как в 300, в первом номере сиквела не увидеть.

Собственно, это соответствует содержательной стороне комикса. Миллер заявлял, что Фермопилы — это лишь один из эпизодов греко-персидских войн, «первого кровавого столкновения Востока и Запада» (проигнорируем пока тревожность такой формулировки в устах автора Holy Terror), и что он намерен на сей раз обрисовать этот конфликт целиком. Само название Xerxes: The Fall of the House of Darius and the Rise of Alexander задаёт примерно полуторавековую хронологию сюжета, и при этом мы говорим о мини-серии из пяти выпусков. Похоже, что главными героями Миллера на сей раз станут именно народы и цивилизации, а не отдельные персонажи, и потому не удивительно, что и на визуальном уровне он скорее изображает безликие массы, чем отдельные эффектные фигуры.

А может, за прошедшие два десятилетия он просто разучился их рисовать.

Xerxes: The Fall of the House of Darius and the Rise of Alexander пока производит впечатление неплохого псевдоисторического боевика, и не более того. Но при этом серия интригует, и на неё, пожалуй, стоит обратить внимание хоть бы из любопытства, что же пытается сделать Миллер на этот раз.

Ещё много интересного
16.08.2018, 11:00 — Олег Ершов
Этот год у Marvel богат на возвращения именитых персонажей, но, наверное, самым громким стоит считать именно Fantastic Four #1 — хоть бы потому, что уход Фантастической Четвёрки со сцены изначально был больше, чем
2240 4
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
19835 272
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
19826 142