RSS
Рекомендуем

Рецензия: Doomsday Clock #1

23.11.2017, 14:30 — Редакция 6946 3

THE END IS HERE.

Вышел первый выпуск безумного проекта Джеффа Джонса Doomsday Clock, в котором он создаёт сиквел к Watchmen Алана Мура и вводит его героев во вселенную DC. Упал Джонс в грязь лицом или нет? Совершил что-нибудь скандальное? Хороший ли вообще комикс? Об этом вам и расскажет наша команда!

Doomsday Clock #1
DC Comics 2017
СценарийДжефф Джонс
ХудожникГэри Фрэнк
КолористБрэд Андерсон

Интересная вышла штука.

Как большой фанат Джеффа Джонса — самое главное, что я хочу сказать, что он тут просто безумно старается. Несмотря на все возгласы хейтеров и поклонников Гликона, видно, как серьёзно и ответственно Джонс подошёл к своей задаче. Для него это не просто возможность сделать фанфик, не просто продать больше тиража, для него это реально шанс отдать дань величайшей истории даже не в нашей, а в его жизни. И это то, чего многие не видят.

Уже давно Джонс сказал, что это не ивент. Не большой кроссовер, где будут следы во всех сериях, а 12-номерная вещь, где все слова будут написаны им, а все штрихи сделаны Гэри Фрэнком. Без тай-инов, без привязок, без всего. И это демонстрация уважения. И уважением пропитан весь первый номер Doomsday Clock. Он не делает никаких резких взрывных моментов, после которых весь Интернет бы сошёл с ума, он просто продолжает историю и связывает её с другими героями и ведёт дальше. И это логично, и прямо чувствуется, как тщательно Джонс продумывает каждый баллон и каждую букву. Про Гэри Фрэнка тоже говорить не приходится: тут уникальный случай, когда в 9-панельной разбивке художнику не тесно, каждый кадр совершенен и выглядит на все сто. Это идеальная, выверенная до секундной точности часов, работа.

От этого, увы, уменьшается её эмоциональный эффект. Если бы Джонс в первом выпуске сделал какую-то бомбу, о которой я упоминал, — наверное, хайпа было бы больше, и эмоции (любые) были бы куда мощнее. От такого громкого повода ждёшь... чего-то громкого, это факт. Новые персонажи были бы куда более впечатляющими, не напиши их до этого Том Кинг. Темнокожий косплеер Роршах — интересная задумка (как выжил мальчишка, читающий комиксы у ларька?), его манеры и речь очень классные, но всё равно чувствуется осторожность, с которой Джонс пошёл на этот шаг. Озимандиас впечатляет, но тоже оставляет смутные ощущения, как и появление Кларка и Лоис. Главный герой комикса — атмосфера происходящего, и тут постарались на славу. Мир ещё ближе к стрелке Судного Дня, это идёт через страницы, чувствуется через кожу, это сильно, но пока это всё, чем может похвастаться комикс. Впрочем, не будем забывать, что это первый выпуск, и осторожность, с которой Джефф раскрывает карты, может скоро испариться и перейти на большие ставки. Но пока огромное уважение к оригиналу, кажется, не дало этому выпуску выстрелить по полной.

Хорошо это или плохо — нам решать.

Сразу скажу, что, во-первых, я один из тех людей, которые вместе с Аланом Муром молят змеиного бога покарать всех, кто решил делать новые комиксы про Хранителей (ну, молил бы, если б не махнул рукой на бездушные корпорации зла и всё, что они делают), а во-вторых, кроссоверные большие ивенты — моя самая нелюбимая часть супергеройских комиксов. Так вот, принимая всё это во внимание — первый номер Doomsday Clock мне показался вполне неплохим.

Мне понравился новый Роршах (то, что его журнал — явная пародия на оригинальный, отличная идея!), понравились странные суперпреступники; Озимандиас кажется, правда, менее удачным, но посмотрим. Гэри Фрэнк неплохо работает с девятипанельной структурой страницы и в целом сохраняет узнаваемость и преемственность по отношению к стилю Гиббонса без прямого копирования (тут и колориста надо похвалить). Я уже немного, правда, устал от сюжетов на актуальные темы американской и мировой политики, но надо признать, что со времён оригинальных «Хранителей» возможность ядерного конфликта не обсуждалась настолько всерьёз, как сейчас, так что это не назовёшь неуместным.

Doomsday Clock — явно не новые Watchmen, но первый номер серии — интересный и приятный комикс, и я, к собственному удивлению, планирую следить за серией и даже робко жду от неё чего-то хорошего.

Конечно, имея на руках только первый выпуск из 12, нельзя делать выводы о сути комикса и замахе автора. Но я надеюсь, вы простите мне эту слабость и разрешите озвучить несколько мыслей.

Сравнивать Doomsday Clock с Watchmen не надо, если вы вообще собирались (ну а вдруг). И дело не в том, что это произведения авторов разного уровня, и вообще сиквелы всегда хуже оригинала, особенно если они создаются через 30 лет. Нет, дело тут в другом, хотя тезис про то, что Джефф Джонс — не Алан Мур, безусловно, ключевой. Но ударение надо ставить не на слово «уровень», а на слово «разный». Ну в самом деле, неужели кому-то интересно сравнивать писательские таланты этих двух сценаристов? По-моему, нет занятия более бестолкового. Нет, в контексте всего творчества Джеффа Джонса и Doomsday Clock как очередной большой работы, важно только одно отличие: Мур в Watchmen делал в первую очередь историю на глобальные темы, выходящие за пределы охвата супергероики, а экшен, детектив и прочие развлекательные вещи шли как бонус для удержания внимания (будем честны, расследование и особенно его финал — не самая сильная часть «Хранителей», но она такой и не задумана), метод Джонса же работает с точностью до наоборот: он пишет комикс для своих любимых персонажей и выдуманной вселенной, а какие-то универсальные послания миру могут получиться по ходу — они не самоцель, пусть в интервью он про них и говорит, но это он так играет по правилам задающих вопросы.

Короче говоря, Watchmen — это эпохальное и вечно актуальное произведение с супергероями в главных ролях, а Doomsday Clock — грандиозный сюжет для героев DC, после которого их мир не будет прежним. Так и предлагаю его оценивать. Если по прошествии 12 номеров он окажется чем-то большим — от этого всем будет только лучше, но и без этого мы спокойно можем обойтись.

Первый выпуск эту позицию поддерживает. Да, его события — прямое продолжение открытого финала Watchmen, но это необходимые движения — уже последняя страница намекает, что с этой историей мы так или иначе разобрались, и добавить к ней нечего, так что дальше нас ожидает нечто иное. Комикс пока очень осторожный и неторопливый, но уже сейчас можно выделить один яркий и удачный ход. Да, и я о том же: финт с Роршахом очень остроумный и работает на нескольких уровнях. Во-первых, возвращает один из главных элементов оригинала, но его не нужно пыжиться воспроизвести один-в-один, это уже другой персонаж, созданный Джонсом. Во-вторых, Джонс красиво и со здоровой долей самоиронии использует на обвинения в том, что он пытается изображать из себя второго Мура: так же и Роршах — всего лишь косплеер, и это одновременно смешно и интригующе.

Интригующе — такой мой отзыв. За этим будет увлекательно следить на протяжении целого года.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34545 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33489 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26812 103