RSS
Рекомендуем

Чё там у Паука?

17.11.2017, 12:00 — Евгений Еронин 3262 8

Чтобы поднять посещаемость сайта, я решил написать самую попсовую из возможных статей про комиксы. И нет ничего более попсового, чем комиксы про Человека-Паука. Разве только комиксы про Дэдпула — но за это вам уже придется мне платить. Я, конечно, не буду запускать Патреон имени себя, я не настолько обалдел, но, положим, идею проекта на Бумстартере с рецензированием Дэдпула ещё могу рассмотреть. Сколько денег запросить?

А пока вы думаете, сколько у вас есть свободных денег на большой критический пост про Дэдпула, я прочитал две современные серии про Человека-Паука — Amazing Spider-Man Дэна Слотта и Peter Parker: Spectacular Spider-Man Чипа Здарски.

Вопрос «с какого номера начинать?» помог решить Legacy, в рамках которого всем сериям возвращают оригинальную нумерацию. Но только потому, что это подразумевает очередной свежий старт (хотя какой тут свежий старт, тут скорее подойдет новая метафора: давно несущийся состав снова немного притормаживает, чтобы мы успели в него заскочить, но в вагоне нас все равно встретит куча непонятных людей, а где-нибудь километров через 20 на новом повороте нас опять выкинет). Сам по себе Legacy Numbering — возможно, самая пустая идея за последние лет 10, не несущая никакой практической пользы и имеющая сомнительные плюсы. Новое направление в Amazing Spider-Man стартует с выпуска 789 — крутое число, как 234. Это еще ладно, там действительно новый статус-кво, не требующих долгих объяснений, но в Peter Parker: Spectacular Spider-Man нумерацию Legacy вводят просто посередине сюжета. Это начало нового сториарка, но на самом деле всего лишь второй этап текущей истории. Хорошо еще, что до него вышло всего 6 номеров, можно пережить. Но общей идеи в ренамберинге нет.

Начнем с Amazing Spider-Man.

Питер Паркер был миллиардером, стоявшим во главе собственной корпорации (для меня это новость, так давно я не брался за паучьи комиксы). Но злодейский план вынудил его закрыть свою компанию, чтобы спасти жизни миллионов людей. В комиксе предыстория дается чуть подробнее, но суть ясна. Теперь Паркера все либо считают некомпетентным идиотом, угробившим успешный бизнес, либо мразью, лишившей тысячи людей рабочих мест. Всем плевать, с какими там побуждениями он это сделал. Питер распродает активы, ищет способ выплатить деньги всем, кто пострадал, живет на диване у своей новой девушки Бобби Морс, она же Мокинберд или Пересмешница (для меня это еще большая новость). Фишка нового направления в том, что Паркер снова неудачник, а теперь еще и всё наоборот: Паука любят больше него, и он сам при любом удобном случае облачается в костюм, чтобы убежать от проблем. Постоянно так делать, конечно, не получится — и друзья должны помочь Питеру встать на новые рельсы.

Чтение ASM Слотта интересно уже не тем, как он каждый раз изголяется, чтобы найти для своей серии двадцатое дыхание, и в какие стороны вертит концепцию приключений Человека-Паука, а трансформациями самого Слотта как сценариста. В незапамятные времена Brand New Day тайтл Паука работал как телесериал по схеме writer’s room, сейчас Дэн Слотт уже работает по ТВ-схеме в одно лицо: первые три выпуска Legacy подаются как один сюжет, но выполнены как три ваншота — с отдельными злодеями и мини-миссиями, связывают их только продолжающиеся жизненные проблемы. Как будто смотришь начало сезона супергеройского шоу CW. Впрочем, это явно ненадолго — дальше нам устроят не просто длинный сюжет, а кроссовер, с Веномом.

Слотт сталкивает легкую супергероику с серьезными последствиями, при этом не отказываясь от шуточек — в общем, все как всегда. Нравилось раньше — понравится и сейчас, это можно читать. Делу помогает рисунок Стюарта Иммонена, надежного ветерана, способного нарисовать что угодно. Жаль, конечно, что по-настоящему выложиться в этих номерах у него не выходит, тут мало на что можно посмотреть, драки как драки, они быстрые и стандартные — еще один признак ТВ-подхода. Единственное, что пугает: кое-где рисунок Иммонена настолько яркий и лощенный, что похож на Грега Лэнда. С этим лучше не шутить.

Читая ASM, ты будто включил сериал с 7-го сезона, но вопросов не возникает. Правда, и выветривается из головы так же легко, как заходит.

Вот с Peter Parker: Spectacular Spider-Man ситуация сложнее.

Где она по хронологии относительно ASM — хрен поймешь, но это полбеды (или ноль беды — можно же и ради сюжета почитать, да?). Главный затык в том, что комикс утомляет вместо того, чтобы развлекать, и путает вместо того, чтобы рассказать историю.

История такая: к Питеру приезжает его сестра Тереза. Да, вы правильно прочитали. Тереза на самом деле не родная сестра Паркера — ее загипнотизировал Уилсон Фиск, чтобы она считала себя дочерью секретных агентов Ричарда и Мэри Паркер, родителей Питера. Зачем — пересказывают, но как-то скомкано и сбивчиво, лучше бы не вдавались в детали, было бы спокойнее. Суть в том, что Тереза тоже секретный агент, она — агент «ЩИТА». И у себя на работе она обнаружила тайную ячейку, собирающую личные данные всех героев и злодеев. Чтобы вывести их на чистую воду, Тереза украла их файлы, и теперь... за ней охотится весь «ЩИТ» как за преступницей. Всё это как-то связано с любимым ученым всех злодеев Тинкерером и его братом Мейсоном, помогающим героям, а также, возможно, и с Фиском. Или нет.

Чип Здарски — приятный человек с хорошим чувством юмора, но его слишком рано поставили на этот пост. Ему нужно было еще пару лет отполировать свои сценарные навыки, прежде чем садиться писать серию с претензией (а претензия у этой серии есть). Пока что, к сожалению, есть идеи, но ничего не работает. Юмор Здарски выстреливал в Твиттере или когда он был сам себе картунист, здесь же всё в молоко: Здарски пишет свое, Адам Куберт рисует свое, тайминг у них не совпадает, а попытки пошутить теряются среди массивов текста в диалогах, с которыми у сценариста беда. Здарски часто нужно страницы 3-4, чтобы выразить одну простую мысль, из-за чего баблы на кадрах иногда выходят раза в три крупнее персонажей, а сюжет никак не может разогнаться — герои так часто пересказывают друг другу, что произошло, что ничего толкового почти не происходит, времени остается только на самые простые телодвижения — например, рандомно вбросить в сюжет еще одного злодея, чтобы Паук и друзья могли с ним подраться, иначе выпуск выйдет без экшена. Пока что самый удачный номер — свежий, 297-й: он целиком построен как сцена погони, в нем постоянное действие, а у Питера нет возможности с кем-то поболтать.

Особенно неудачно PP:SSM (кто тот гений, которому пришло в голову добавить в название лишнее слово?) смотрится в дуэте с ASM ветерана Слотта, умеющего изъясняться кратко и понятно и рассказывать компактно. Самым сильным и наделавшим какой-никакой информационный шум выпуском стал 6-й, вышедший аккурат до Legacy ренамберинга (еще один повод спросить, так ли хорошо они подгадали и думали ли вообще). Не будет спойлером упомянуть то, чему были посвящены новостные заметки на всех сайтах: да, Паук раскрывает личность Джей Джоне Джеймсону после тяжелого разговора по душам. Этот номер действительно самый примечательный у Здарски, но примечателен он не своим качеством и мощными эмоциями: это своеобразный микрокосм всей серии и, возможно, сценарной карьеры Здарски на данный момент — идея хорошая, подача хромает. Ты понимаешь, что хотел сделать автор, но ему не хватает мастерства сделать эта так, как оно выглядит в его голове. Видно, что старался, но слишком рано взялся: акценты расставлены не там, диалоги нуждаются в сильной редактуре. Есть ли у комикса редактура — сложно сказать, пока что все, чем занимается редактор Ник Лоу, это попытки добавить в комикс собственного юморка.

Про Адама Куберта надо сказать отдельно. Это достаточно большое имя, добавившее серии веса при запуске. Зная его предыдущие проекты, можно было предположить, что дальше первого сюжета он не задержится, но нет, начался второй, а Куберт никуда не делся. Это здорово, что он с тайлом надолго, но такой объем работы, помноженный на сроки, сказывается на результате не лучшим образом. Не хочется называть нынешнее состояние рисунка деградацией, но что-то явно не так. То ли это возраст, то ли график, то ли осознанное изменение стиля, но в комиксе нет практически ни одного кадра, не выглядящего неаккуратным и недоработанным. Позы у героев часто неуклюжие, вместо детализации идет нагромождение штрихов, и даже на крупных планах кажется, что кадры рисовались наспех. Компоновка кадров на страницах и разворотах, которой Куберт обычно уделяет особую важность, тоже стала банальнее. Возможно, Куберт решил пойти по пути Фрэнка Миллера и брать больше динамикой, чем прорисовкой. Хорошо бы тогда над динамикой сидеть подольше.

В общем, отвечая на вопрос: «Чё там у Паука?» сказать можно, что основная серия — оплот стабильности: Слотт тут как его очевидный кумир Моффат, каждый год изобретавший «Доктора Кто» заново, — он меняет комикс ровно настолько, чтобы ему не стало скучно писать, мнение же читателей о нем как сценаристе вряд ли изменится. Пауку, несомненно, нужна свежая авторская кровь, но не Здарски — его комикс интереснее разбирать, перечисляя все недостатки и размышляя, как его можно было бы улучшить. Читать его при этом можно через силу. Слотта в свою очередь читать очень легко — но выхлоп как комикс он пока дает минимальный.

Ещё много интересного
12.12.2017, 12:10 — Евгений Лисицын
Издатели манги в России объединились против пиратов и составили открытое письмо, всколыхнувшее индустрию. «А судьи кто?» — спрашивает Евгений Лисицын, покопавшись в истории нелицензионной манги на нашем рынке.
1615 5
11.12.2017, 18:05 — Алексей Замский
Последний в своем роде РосКомНадзор!
1296 8
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
17373 272