Внимание, статья содержит спойлеры!
Нечасто мне попадается манга, визуальная часть которой превалирует над текстово-смысловой. Вернее, так: почти во всех читанных мною мангах отличный рисунок, но мало где именно он цепляет настолько, что хочется бежать и рассказывать каждому встречному. Бег и рассказывание в данном случае — написание статьи. Ну, а вы — первые встречные. Бегу и рассказываю!
Я не так уж сильно просматриваю новости о манга-индустрии, не гляжу, чего там новое выходит, потому что всегда есть бэклог размером с Манхэттен и всегда есть, что почитать. А уж сколько нечитанных гаремников без сюжета!.. Поэтому выход этой манги я пропустил и узнал о её существовании только после анонса аниме и большого ажиотажа от этой новости в узких кругах. Да и когда я собрался читать, то был настроен несколько скептически. Название какое-то дурацкое: «Chainsaw man». Это что вообще такое? Читаем синопис сюжета: тра-та-та охотники на демонов, подросток-избранный. Всё очень оригинально. Но всего-то надо было начать читать, а не судить книгу по обложке. Буквально в данном случае.
«Человек-бензопила» рассказывает действительно о подростке, который охотится на дьяволов (да, здесь демоны именуются дьяволами), чтобы заработать денег и расплатиться с долгами почившего отца. Оружие Дендзи — это его дьявол-питомец, представляющий из себя умилительного пёсика (похожего на Джейка из Адвенчур Тайм), из которого торчит бензопила. Вот Дэндзи и пилит им плохих дьяволов, пока наконец не выходит так, что Дэндзи... убивают. Привязавшийся к герою бензопильный пёсик заключает с ним контракт (как делают многие дьяволы в этой вселенной), заключающийся в том, что парень будет жить, а собачка заменит его сердце. Так Дэндзи оказался превращён в человека-бензопилу, который с удвоенным удовольствием начал потрошить дьяволов.
Пересказ вслух звучит либо как абсолютный бред (но мы же тут искушенные читататели комиксов и манги, нас таким не удивишь), либо как какая-то детская хрень. Пёсики, сердца, бензопилы, ультра-насилие. Скотт Снайдер не пробегал там рядом?
В одной из рецензий я прочитал, что «Бензопила — это хэви метал от мира манги». С этим утверждением я в корне не согласен. Если не рассматривать сцены сражений (хоть это и странно для сёнен-манги), то «Бензопила» — это очень и очень меланхолическое произведение. Основной темой тут выступает поиск счастья главным героем. Дэндзи вырос на улице, питался из помойки и в свои шестнадцать лет имеет эмоциональный багаж и желания одиннадцатилетки. Он одержим любой едой, потому что голодал. Он не способен принимать взвешенные решения, потому что никогда не был ни за что ответственным. Он влюбляется в каждую девушку, которая на него посмотрит, потому что его никто никогда не любил. Он даже своей самой заветной мечтой в начале карьеры дьяволоборца выбирает... потрогать женскую грудь. И это не звучит как очередная клишированная японская пошленькая шутка, нет. Для него, для Дэндзи, это недостижимый уровень отношений, это венец того, что может достигнуть человек, и он сам в это верит. И это очень грустно, потому что ты понимаешь, как ужасна была его жизнь, если всё понимание счастья у Дэндзи — это простые базовые инстинкты: бутерброд с джемом да женская грудь. И вся остальная манга — это разговоры о том, что такое счастье, каким оно бывает у разных людей, может ли быть счастье без несчастья. Эта тема так сильно пропитывает все страницы комикса, что очень трудно назвать «Бензопилу» хэви-металом. Это абсолютная меланхолия. Если представить себе гипотетическую экранизацию «Бензопилы», то это должна быть инди-драма с огромным количеством крупных планов и серо-синей цветокоррекцией. Ну вы знаете такие. Даже частый юмор на страницах комикса, хоть порой действительно смешной, не превращает мангу в комедию, а лишь заостряет меланхоличность повествования.
Работает на это и рисунок.
Не часто я вижу мангак, которые меняют свой арт-стиль. Тацуки Фудзимото — один из таких. По счастливому стечению обстоятельств я читал его предыдущую громкую работу «Fire Punch» про вечно-горящего человека, одержимого местью. В течение этой работы очень сильно меняется рисунок, который постепенно превращается в то, что мы видим на страницах «Бензопилы»: легкая простая линия, низкая детализация и фокус на эмоциях персонажей. Манера Фудзимото рисовать глаза — с подводкой под нижним веком — превращает всех героев в очень печальных, усталых и депрессивных людей (и нелюдей). Это как раз возвращает к моему утверждению про меланхоличность повествования. Но эта манера рисунка резко меняется, когда дело доходит до боевых сцен.
Боевые сцены — это просто огонь! Огромное количество разворотов, скрупулезная детализация каждого кирпичика рассыпающегося здания. Может быть динамика и не достигает уровня «Атаки на Титанов», но градус эпичности и крутости достигает точки кипения. Про это очень трудно рассказывать, на это надо просто смотреть. Интересно, например, что когда сражаются особо сильные персонажи, то мангака рисует не динамичное движение, а сразу результат этого движения, потому что читательский глаз не может поспевать за скоростью героев (и злодеев).
Безумная японская мифология и безумная японская фантазия дают возможность Фудзимото выдавать сумасшедшие дизайны новых дьяволов. От очень простых, как, например, злодей с мечами, который одет в военную шинель и фуражку, до абсолютного сюрреалистического ужаса, как Дьявол Тайфун, который выглядит как торнадо из кишок, внутри которых летает половина гигантской головы младенца, или Дьявол Ночных Кошмаров, который похож на... ночной кошмар. Или, например, небо в Аду — это бесконечное количество дверей.
Плюс ко всему мангака периодически проводит очень интересную работу с гаттерами и белым пространством. Некоторые охотники на дьяволов используют силы, которые приходят из другого мира. И они буквально появляются из-за границы кадра, причем обычно это только одна огромная рука. Вместо обычных гаттеров же Фудзимото иногда использует отрезанные руки или внутренности, что безусловно работает на повествование, добавляя ещё больше сюрреализма в происходящее. Все такие моменты могут работать только в комиксе и, скорее всего, будут выглядеть не так эффектно в аниме-экранизации. Когда на Японию нападает особо опасный и чудовищно разрушительный дьявол, вся глава состоит из очень детальных рисунков разрушений, которые он оставляет за собой, и на каждой странице — список жертв, которые погибли при этой атаке. Выглядит просто невероятно.
Не то что я бы хотел сказать, будто сюжет в манге плохой или персонажи неинтересные. Сюжет вполне себе, есть интересные твисты, герои тоже харизматичные, очень неплохо прописан и смотивирован главный злодей. Просто мне показалось, что именно в этой манге надо уделить особое внимание рисунку, а не сюжетной составляющей. Не побоюсь этого слова — это одна из лучше всего нарисованных мейнстримных манг, что я читал за последние годы (если не в жизни).