RSS
Рекомендуем

Итоги 2017: Событие года

29.12.2017, 16:30 — Редакция 4527 2

В этом году произошло много чего интересного. Но некоторые вещи важнее других. Их мы и назовем!

Давайте будем честны: в этом году произошло событие, повлиявшие на будущее всей индустрии американских комиксов — Disney купил Fox. Наконец-то можно будет рассчитывать на возвращение в комиксы «Фантастической четверки», по серии которой за последний год я неожиданно соскучился. Возможно, по ним и новый фильм запустят. Доктор Дум — это идеальный главгад для следующей фазы киновселенной Marvel! А с успехом Deadpool’а и New Mutants, возможно, нас ждет больше жанрового разнообразия в уже порядком подтухшем болотце фильмов Marvel Studios.

Но больше всего меня волнуют переиздания и издания ранее не собранной под единой обложкой классики. Не секрет, что фильмы по тем или иным персонажам подстегивают этот сигмент рынка неслабо. Чего только стоят издания пары омнибасов и комплит/эпик коллекций по Доктору Стрэйнджу и Черной Пантере в этом году. Без фильма про этих героев подобное количество переизданий отличных историй было бы невозможно окупить, а для Marvel комиксы — это в первую очередь бизнес.

А в любом бизнесе кроется угроза для потенциальных покупателей. Будут ли Икс-менов подгонять под лекала ненавязчивого Marvel-блокбастера с шуточками? Скорее всего. Перестанет ли Дэдпул сквернословить и пускать кровь врагам, если его второй фильм не повторит успех первого? Конечно. Бизнес есть бизнес, и он диктует новую реальность, в которой нам всем предстоит жить. Так или иначе, крупные игроки поглощают мелких. Это истина, в которой живет не только зарубежный рынок, но и отечественный. Экстремальные события, которые принесет нам следующий год, еще впереди, а пока у нас есть только одна правда — мышь съела лису, и нам с этим жить.

Но даже если сделка в итоге сорвется, мир, в котором киновселенная Marvel вновь едина, достоин собственной эпической серии комиксов.

Уходящий 2017-й выдался для комикс-индустрии (и не только) очень разным. Было и плохое, и много хорошего, но больше всего запомнился переход Бендиса в DC. Казалось, ничто не могло заставить автора покинуть издательство, для которого он писал около 20 лет (и писал бы еще и еще), но, видимо, конкурент предложил что-то такое, от чего Брайан не устоял. Даже не так важно, за какие серии (помимо «Супермена») примется сценарист, для DC, прежде всего, это огромная репутационная победа и громкий шлепок Marvel. Ну, а то, что к ним переходит человек, который может предложить новое видение персонажей их вселенной, это уже такой приятный бонус. Остается только дождаться непосредственно самих комиксов, чтобы в полной мере ощутить последствия этого события.

P.S. Лично я насчет «Супермена» Бендиса не уверен, но вот его Titans, Trinity или Detective Comics с удовольствием бы почитал.

На громкие события год выдался огого — тут вам и массовые обвинения в сексуальных домогательствах, в том числе и в комикс индустрии, и переход Бендиса в DC, и новые неоднозначные «Звёздные войны». Но у меня сомнений по поводу главного события не было: так как мы сайт в первую очередь о комиксах, то самым важным событием я назову выход новой антологии от издательства Parallel Comics — «Диссонанс». Думаю, у вас появится вполне логичный вопрос: почему не русский комикс года? А легко, я его ещё не прочитал. И тут, скорее всего, будет второй столь же логичный вопрос: в чём важность-то? Тут уже посложнее, первый сборник комиксов «Параллельные комиксы» был интересен с точки зрения эксперимента, так как сами комиксы были в большинстве своём столь авторскими, что проникнуться ими было довольно сложно, но, тем не менее, комикс знакомил нас с новыми именами русской комикс-сцены. «Диссонанс», в отличие от предшественника, гораздо более лоялен к мейнстримному читателю, оставаясь на грани индивидуальных авторских стилей и тем, кроме того, сборник под руководством Андрея Лукина представляет работы более известных и профессиональных сценаристов (Замский, Липаткин, Урюрюк) и художников (Траханов, Топилин), в то же время не забывая о представлении новых интересных ребят (Уткин).

Индустрия русского комикса растёт, как на дрожжах, но у нас заметны невероятные перекосы между мейнстрим-комиксом и авторским. Но в 2017 году наконец-то стали появляться те самые представители золотой середины, и такие сборники, как «Диссонанс», — это лучшая возможность не только ознакомиться с потенциально интересными авторами, но и получить настоящее удовольствие от буйства историй и красок.

В этом году умер Лен Уэйн.

Джонатан Франзен однажды сказал (я перефразирую), что только после смерти своего близкого друга Дэвида Фостера Уоллеса почувствовал себя взрослым. Потому что со смертью каждого «литературного гиганта» уходит эпоха, которую ты до этого момента ощущал как бы живой, с которой у тебя была прямая связь. А смерть разделяет на «до» и «после», и за чужую спину уже не спрячешься.

Мы все тут, конечно, маленькие читатели, вечно погруженные в свои маленькие проблемки и маленькие претензии к авторам и издательствам. Но с этого года, с года, когда не будет больше комиксов «под редакцией Лена Уэйна», для нас начинаются другие «современные комиксы». Потому что Уэйн крепче всех связывал нас с «бронзовым веком», с историями, которые начались вроде бы до нашего рождения, а при этом оставались современными.

И потому что Лен Уэйн задал такую планку, которую никто в ближайшие четверть века (как минимум) не перемахнет. Уйэн нанял Клэрмонта на «Икс-менов», Острандера на «Отряд самоубийц» и перетащил Алана Мура в американские комиксы. То есть всё, что вы знаете и любите в комиксах, создал именно Лен Уэйн.

А теперь надо как-то самим справляться.

Тяжёлый год для индустрии.

Люди уходят, продажи падают.

Интерес к любимым героям часто угасает.

За эти годы нас перекормили уже всем, чем только можно.

И потому нас тянет вернуться к чему-то хорошему, что было раньше.

К тому, что внезапно было недоиспользовано последние 30 лет.

Джефф Джонс. Гэри Фрэнк. 12 выпусков.

Сиквел величайшего комикса всех времён.

Не каждый год.

Слишком много вещей разочаровывают, поэтому особенно чутко начинаешь оценивать те, что наоборот приятно удивляют. Как, например, острый дабл шефбургер. Когда я попробовал обычный шефбургер, то подумал, что это одна из самых невнятных новинок, какие мне только встречались. Но потом все-таки решил дать шанс двойному шефбургеру, который еще и острый, — и был сражен наповал. С тех пор он стал одним из моих любимейших бургеров. Топ-5. Да что там, топ-3. Или вообще самый топчик. Хотя вот недавно еще появился беконайзер... Он успешно заполнил дыру, оставленную после ухода беконатора из России.

В этом году произошло много событий, которые можно назвать главными. Но я не буду спешить оценивать проекты, которые только стартовали; громкие комиксы, которые не читал; сделки, которые еще не финализированы; кадровые решения, которые еще не привели к созданию, собственно, комиксов, — поэтому смухлюю и расскажу про что-то, уникальное для меня.

Для меня главным событием стало то, что я собрал всю серию Doom Patrol Гранта Моррисона и Ричарда Кейса в отличных трейдах. Точнее сам процесс сборки.

На Комик-Коне в Нью-Йорке я долго не знал, буду ли покупать себе комиксы — вроде уже и отпало желание собирать, его сменило желание экономить. Но, когда я решил пройтись по залу, то наткнулся на развал «все книги по 10 долларов» — ну как можно пройти мимо такого? У меня не было времени испытывать стыд, я был слишком занят копанием в коробках. Нашел там себе пару книжек, в том числе и первый том Doom Patrol (в отличном состоянии, если что). А вот второго там, к сожалению, не оказалось. С этой проблемой я вернулся на стенд BUBBLE и продолжил работать.

На следующий день я отправился изучать вторую половину комик-кона. Там было много всякой забавной фигни, вроде стенда фильма «Смерть Сталина» (который, кстати, основан на комиксе). И стенд журнала Heavy Metal. Если вы забыли или не знали, сейчас у них главным редактором работает Грант Моррисон. Ну, думаю, прикольно, но какого-нибудь Моррисона они вряд ли привезли. Подхожу и вижу — сидит! И буквально через 5 минут у него начнется автограф-сессия. Народа, что интересно, у стенда не было. Книги у меня, естественно, тоже, она осталась в отеле. Что-то решать нужно было быстро — и я кинулся к стенду магазина Midtown Comics в поисках чего угодно, что писал Моррисон. Взял Multiversity, Filth и тот самый второй том Doom Patrol (все в одном формате толстого ТПБ — смотрятся прекрасно). Так же стремительно ринулся обратно — очереди не образовалось. Забавно, никто не знал, что ли? Наверное, да, это же мероприятие именно журнала Heavy Metal, нужно следить за ним, чтобы быть в курсе. Но мне было все равно — я поздоровался, пожал руку, получил автографы (выпуск Heavy Metal тоже купил и подписал, я же приличный). Моррисон даже сказал: «О, это мои любимые работы!»

Честно говоря, не могу представить, как можно это превзойти.

Позже я изучил аннотации книг и понял, что собрание на втором томе не заканчивается, есть третий. Его я уже взял в настоящем магазине Midtown Comics Times Square.

Я это рассказываю не для того, чтобы последний раз похвастаться — мне кажется, у каждого из нас должно быть вот такое личное главное событие, когда ты выполняешь квест и попутно встречаешь кумира. И для этого вовсе не нужно копить деньги и делать визу, в России несколько лет проводится свой Комик Кон, на котором можно испытать все то же самое. Как испытал в прошлом году наш Никита Стародубцев, когда приехал Горан Парлов, или как испытал в этом Ваня Чернявский, который, кажется, впервые в жизни заказал скетч, потому что приехал Джим, мать его, Ченг.

Мы действительно можем создавать себе эти события, уже не только мечтать о них, а проживать. Благодаря мероприятиям вроде того же Comic Con Russia или «Большого фестиваля». Пожалуй, главное событие для всех нас — это именно фестивали такого уровня, которые позволяют почувствовать, что с тобой происходит нечто особенное. Уверен, и 2018-й тоже без них не обойдется.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
21457 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
21214 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
16057 103