Боливар — обычный житель Нью-Йорка. Тихий, неприметный, живущий в обычной квартире и занятый своими обычными делами. У него есть любимое кафе, любимые сэндвичи, любимая газета, которую он покупает каждое утро, он любит гулять, ходить в кино и книжные магазины — словом, живёт самой обычной городской жизнью. Есть в нём лишь одна примечательная вещь: Боливар — динозавр. Самый настоящий. Живущий среди людей в Нью-Йорке XXI века. Эта деталь могла бы значительно усложнить ему существование, но, к счастью, не усложняет. Просто тот факт, что Боливар — динозавр, никто не замечает. Ни люди на улицах, ни официанты в кафе, ни продавцы в книжных магазинах, ни даже работники музеев, в которых выставлены далёкие предки Боливара. Все они слишком заняты собственными проблемами простых жителей Нью-Йорка. И, надо сказать, Боливара такое положение дел полностью устраивает. По крайней мере, так он жил много лет, пока его внезапно кто-то не заметил — маленькая девочка по имени Сибил. Сибил — соседка Боливара, и она видит его буквально каждый день. Всем пытается рассказать о Боливаре — маме, одноклассникам, учителям, но никто, конечно, не верит, ведь динозавры давно вымерли, и это — факт. Про это даже книги написаны. Но Сибил не унимается: она должна доказать миру, что не выдумала Боливара, что он — настоящий, должна раскрыть всем людям глаза и ткнуть в то, что происходит у них прямо под носом. Вот только вопрос: хочет ли этого Боливар?
Проглядывая «Лучший список комиксов» (в котором уже 37 пунктов, о боже!), невольно задумаешься: есть ли вообще хоть один человек, кроме меня и Стаса, который прочитал всё, что в него попало? Неужели человеку, которому оказался интересен Space Dumplins, захочется прочитать и The Bulletproof Coffin? Не исключаю, что такие люди найдутся, но, по правде говоря, это совершенно необязательно. Смысл рубрики не столько в том, чтобы создать некий элитарный чеклист, практически лишённый банальных вариантов, сколько в том, чтобы показать многообразие комиксов. Если вам интересно прочитать все комиксы, про которые я написал, то поздравляю, у вас настолько же безграничное любопытство и любовь к комиксам как форме, как и у меня (и у Стаса — но это не точно, его мнения про большую часть комиксов никто не слышал, возможно, в тайне он их ненавидит и ждёт, когда уже я начну смешивать их с грязью). В нашей рубрике редко встречаются два произведения, которые были бы друг на друга похожи. Может быть, темой, жанром, стилем рисунка художника — но почти никогда исполнением и тем эффектом, что произведение вызывает. И как раз это их объединяет, это и стало общей темой складывающегося списка. В этом смысле он действительно идеален для тех самых новых читателей, требующих показать им, зачем вообще читать комиксы, когда можно читать книги, смотреть кино или рейдить в World of Warcraft (did I get that one right?). Можно ещё сказать, что мы проверяем комиксы на прочность, делая резкие повороты в разные стороны. Мы давно перестали задаваться вопросом «Что могут дать комиксы, чего не могут дать книги и кино?» и пустились искать ответ на другой: «Есть ли предел у того, что могут комиксы?» И, заодно совсем сложный: «Что вообще можно назвать комиксом?»
Bolivar художника и сценариста Шона Рубина — определённо комикс, хотя и не задумывался как таковой в своем первоначальном виде. Тем не менее, это один из, если не самый доступный комикс за всю историю существования «Лучшей рубрики».
По описанию, с которого мы начали, уже и так всё понятно: да — это книга для детей. И это такая книга, которую хочется заполучить всенепременно, даже если их у тебя пока нет, потому что она идеальная.
Знаете, иногда просто хочется расслабиться и позволить себе восторгаться чем-то без каких-либо оговорок. Сегодня я буду делать именно это.
Bolivar как история очень милая, добрая смешная и невероятно, феноменально красивая. Она написана простейшим, но не тупым языком, так, чтобы было понятно детям и интересно родителям. Но, безусловно, главное в ней — рисунок Шона Рубина. Bolivar к тому же ещё и исключителен как издание. Книга выпущена в нестандартном для комикса квадратном формате, и большая часть истории рассказана огромными разворотными кадрами, занимающими обе страницы. И на этих кадры Рубин старается максимально достоверно и с любовью перенести локации родного Нью-Йорка — улицы, парки, дома, музеи, рынки, метро, даже офисные здания. Тут нет никакого фотореализма, но каждая иллюстрация полна жизни, движения, истории — и тепла. Здесь вообще всё очень тёплое и прямо-таки зовущее раствориться в себе вместе с Боливаром. Плохих людей нет — все либо добрые, либо смешные.
Bolivar создан для того, чтобы вы сели со своим ребёнком, племянником, может даже внуком (кто вас знает?), и начали вместе читать и разглядывать. В первую очередь, конечно же, разглядывать. Текст здесь идеально выверенный, ёмко всё описывающий и не отвлекающий от роскошных иллюстраций. Зачитаете пару предложений вслух, а потом можно и позалипать на страницу. И поиграть: Боливар же постоянно прячется от людей то тут, то там — сможете его отыскать на разворотах вместе с Сибил?
Bolivar — первая собственная книга Шона Рубина, до этого рисовавшего других животных для других авторов, в основном мышей — иллюстрации для книжной серии «Рэдволл» (возможно, кто-то из вас не только её читал, но смотрел и мультсериал) и комикс для антологии Mouse Guard: Legends of the Guard. Все это он как-то совмещает со своим бизнесом: в 2011 году Рубин основал компанию, которая занимается производством напольных покрытий для бассейнов, аквапарков и прочих водных площадок. Кажется, это первая по-настоящему полезная работа среди всех авторов, попадавших в нашу рубрику. Несмотря на неё, и то, что от начала работы над книгой про Боливара и её издание прошло более 6 лет, Рубин сейчас только ускоряет темп — уже анонсированы новые книги с его участием на ближайшие два года.
Об истории создания Bolivar я узнал совершенно случайно, читая секцию FAQ на сайте художника (то есть в процессе изучения материала, конечно же, я всегда стараюсь выяснить что-нибудь интересное об авторе, прежде чем садиться про него писать). Уверен, вам эта история понравится. Это не то чтобы вдохновляющий рассказ про дорогу к мечте, скорее интересный случай, наглядно показывающий, что сейчас происходит с индустрией комиксов в сравнении с другими отраслями.
Bolivar стал первым комиксом Рубина не по его воле — изначально это должен был быть классический сторибук: книжка с картинками (как про медведя, у которого украли шляпу — не знаю, почему я вспомнил именно его в качестве примера, я часто думаю про эту книгу, возможно, она стала бы хорошей темой для чьей-то диссертации в Высшей школе экономики, для русской культуры она точно сделала больше, чем «Пёся»). Это, в общем-то, более чем заметно и по итоговой книге: она буквально наполовину комикс, бьющийся на маленькие и средние кадры с текстовыми бабблами, наполовину сборник иллюстраций с подписями.
Однако выпустить «Боливара» чисто в формате сторибука не удалось — издатели просто не знали, как его продать. Дело в том, что Рубин принципиально держался за две вещи. Во-первых, всё действие должно было происходить в Нью-Йорке, и никак иначе. Возможно, это потому что сам автор родом из Бруклина и хотел рисовать родной город; возможно, есть и более личная и важная причина (прихоть прихотью, но я оценил — словно вернулся в этот замечательный город, в котором довелось побывать по работе, и гулял по его улицам вместе с Сибил и Боливаром). И, во-вторых, хоть в книге главный герой и женского пола, сюжет совсем не типичный для книг про девочек. В ЦА, простите за выражение, не попадает.
С точки зрения того, как работают издательства, можно понять их сомнения. Но тут-то и выяснилось, что рынок комиксов открыт к подобного рода экспериментам. Комиксным издательствам нужен уникальный продукт, и конкретное издательство Archaia придумало, как его продать. Archaia вообще молодцы — я их приметил ещё много лет назад, когда они издали на английском французскую серию Killer. С того момента каждый их проект заслуживал внимания. Даже в нашем списке Bolivar — это уже третий изданный ими комикс, до него отметились Realist и Tale of Sand. По подсчётам Стаса, Archaia уже вошла в круг лидеров по позициям в лучше списке — а вы, наверное, и забыли, что есть такая компания!
В общем, дав Рубину шанс, издательство заработало благодаря ему целый ворох разнообразных премий, в том числе и номинацию на Айснера (получит Рубин его или нет, мы узнаем уже на следующей неделе, когда и состоится церемония вручения). Так что само существование Bolivar — буквальное объяснение того, зачем родилась эта рубрика и зачем мы вообще все здесь собрались. А чтобы закрепить успех Рубина и поверивших в него редакторов, права на Bolivar купила Fox, и в разработке находится фильм. Правда, он, похоже, не анимационный, да и о проекте не было новостей с 2017 года, но тем не менее — из этого материала можно сделать и кино, и его будет кому смотреть, так же, как и нашлось кому читать.
Честно говоря, когда прочитаешь Bolivar, сомнения книжных издателей станут совсем непонятными. Это ведь история про динозавра! Не может быть, чтобы их любили только мальчики. Как и не может быть, чтобы мальчикам хотелось читать только про мальчиков. Это все полная фигня, не имеющая отношения к ценности комикса Шона Рубина как истории, художественного произведения и опыта, который можно испытать с ребёнком. Или одному, будет не менее весело. У Bolivar нет ограничений, как нет их и у комиксов.
Как уже сказал Женя, Bolivar — это не просто хороший комикс, но и очень красивое издание. Оно большого размера и нестандартной формы (квадратное), поэтому лучше, конечно, читать комикс в бумаге. Найти его можно в любом интернет-магазине, где вы обычно закупаете «книжки с картинками» (для истории традиционная ссылка на InStock).
Если же вы успели окончательно привязаться к цифре, то, как обычно, стоит идти на Comixology (благо комикс доступен по подписке). Рекомендую читать исключительно на больших мониторах — на них будет хорошо работать горизонталь разворотов + не упустите ни одной детали рисунка.