RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #34: Beauty

08.03.2018, 12:00 — Евгений Еронин 2405 2

Если бы по комиксу Beauty сняли фильм, а я бы работал в российской прокатной компании, которая его бы купила (очень много если), то я предложил бы такой рекламный слоган: «Рядом с этой красавицей любой превращается в чудовище». Поверхностно, но продавать же надо. И вас, надеюсь, заинтересовал.

Средние века. В деревушке у моря живёт девушка по имени Кодди. Дурнушка, с детства работающая в семейном рыбном бизнесе — звучит круче, чем есть на самом деле: Кодди день за днём чистит рыбу, и делает это так долго, что запах навсегда въелся в её кожу и уже не выветривается. У Кодди одна проблема — с ней никто не хочет танцевать, никто с ней не гуляет. У всех есть ухажёры, у неё нет. И что с этим делать — решительно непонятно. Есть, правда, пухленький соседский мальчик, который к ней неровно дышит, но его она всерьёз не воспринимает. Ну да, он же не рыцарь какой-нибудь. Нет, Кодди хочется, чтобы за ней прискакал принц на белом коне. Или на сером, не суть.

Как-то на болоте несчастная девушка встречает жабу. Хотя жабу вряд ли можно встретить — находит жабу. Взяв её на руки, Кодди сетует, что у них, таких некрасивых созданий, жизнь тяжела. И тут происходит удивительное: слёзы девушки оказывают магический эффект. Попав на жабу, они снимают с неё чары, и выясняется, что в её теле была заточена феечка Маб. В благодарность за то, что Кодди расколдовала её, Маб предлагает ей загадать самое заветное желание. Кодди, конечно же, хочет стать красивой. Но Маб объясняет, что наделить красотой можно лишь новорожденную. Однако есть и другой вариант: пусть Маб уже не может изменить естество Кодди, она может изменить его восприятие людьми. И теперь все будут видеть в Кодди самую красивую девушку на всём белом свете.

Здорово, да? Да. С этого момента начинается череда трагедий длиной в несколько лет. Мужчины будут сходить с ума, сражаясь за Красавицу, невинные будут гибнуть, целые страны будут умирать от изнуряющих войн. Коварная феечка присядет Кодди на уши и будет убеждать её принимать одно неправильное решение за другим, уверяя, что думать надо только о себе. А глупая и обиженная на весь мир девушка будет упиваться властью над мужчинами, даже не понимая, что по-настоящему её никто и не любит.

Украду хорошую мысль у Квартета И. Вот в детстве нам всем родители читают сказки про прекрасных принцев, которые убивают злых драконов и спасают принцесс. А потом мы вырастаем, идём искать дракона, но оказывается, что всем-то вокруг читали те же самые сказки, и в мире одни главные герои. Сплошные принцы. А для кого-то, может, и ты — дракон. Они сказали более красиво и другими словами. И это было очень кстати, хорошо легло на мои впечатления от книги (так вообще на удивление часто происходит, когда я читаю комикс для рубрики и ищу, с какой стороны подобраться к нему в статье, чтобы небанально и нескучно, и вселенная почти всегда подбрасывает подсказку). Beauty по всем параметрам сказка, только если сказки, которые нам рассказывали в детстве, заставляли верить в лучшее и, наверное, не очень подготавливали к жизни, то эта сказка уже для тех, кто пожил и кому веру надо восстанавливать. Разговаривает она с читателем на его языке, не обманывая и ничего не обещая.

С художественным дуэтом Кераскоэт вы, скорее всего, уже хорошо знакомы. По крайней мере, слышали это слово как минимум один раз, что уже, надо сказать, достижение для авторов с французского фронта. На SpiderMedia они уже в третий раз — до этого в рамках недели хоррора мы писали про Beautiful Darkness (а теперь он и на русском есть), а в подкасте «На панелях» обсосали их комикс Satania (заметьте, заявка от Стаса — сколько они ему отчисляют за постоянный пушинг?). Не знаю, обрадует это вас или расстроит, но Beauty не похож ни на тот, ни на другой. И дело даже не в том, что здесь художники работают с другим сценаристом — Юбером. Они даже рисуют по-другому: почти не играют со светом, красят чисто и плоско, выдавая комикс, который выглядит ярко и, простите за неожиданный выбор слова, расслабляюще. Впрочем, когда им надо, мрачняка тоже легко дают, и тут возникают кадры, по гамме сравнимые с работами Майка Миньолы.

Не передать словами, как я рад, что мне выпало писать именно про этот комикс и, скажем, не нужно убеждать читателей, что Beautiful Darkness — не извращённая чернуха. Я мог бы, но зачем, тем более что уже занимался подобным в предыдущих выпусках «Лучшей рубрики». Нет, продать Beauty значительно проще. Он к себе располагает. Это, конечно, все ещё европейский комикс, который обходится со сказочными штампами куда вальяжнее и смелее, чем многие привыкли, и постоянно заигрывает с аморальностью — но именно опора в виде традиций и делает его более ориентированным на широкую аудиторию. С него надо заходить в творчество Кераскоэт, если вам оно интересно при беглом проглядывании их рисунков в Интернете, он показывает все их лучшие стороны, не скатываясь в крайности и практически полностью обходясь без шокирующих сцен насилия. В Beauty вообще ничего не шокирует в визуальном плане, здесь упор идёт скорее на саркастичный юмор, нежели на хоррор.

Из сюжета комикса Кераскоэт делают и его главную визуальную фишку — интересно наблюдать не только за перипетиями и поворотами, но и за тем, как они постоянно изображают героиню то Красавицей, то Кодди, то есть переключаются между ее истинной внешностью и тем, что видят окружающие. Это происходит в каждой сцене, даже в рамках одной страницы, и всегда хорошо рифмуется с действием и ее реакциями.

Если выписать мораль, она будет звучать слишком просто — Beauty надо прочувствовать, со всеми её поворотами и ловкими избеганиями морализаторства. Комикс не злой — но и большую часть времени весьма недобрый.

Кодди поначалу кажется чем-то вроде Золушки, несчастной дурнушкой, которой все помыкают. Ну и что, что дурнушка, она ведь тоже имеет право на счастье! Имеет, но скорее по умолчанию, чем за какие-то определённые заслуги. Да, есть тот пухлый паренек, которому она нравится, и это всё очень мило — но мы не успеваем увидеть в Кодди что-то хорошее, если оно есть, злость на мир в ней доминирует над другими чертами характера, и феечка эту злость только поощряет. Даже колдовство нарочито неполное, чтобы ненароком не осчастливить Кодди с концами: люди только видят в ней красоту, физически же она не поменялась — и поэтому по-настоящему полюбить саму себя она всё равно не сможет, только довольствоваться удачным обманом.

Комикс в той же степени и о тех, чьи жизни вертятся вокруг Красавицы, и кто пытается прервать порочный круг войн и любовных драм. Линия её первого возлюбленного, Отто, и Клодин, сестры короля, к которому впоследствии ушла Кодди, чуть ли не интереснее, чем её собственная. В ней больше настоящих эмоций и она так же хорошо работает, если вовсе убрать весь магический контекст. За несколько коротких сцен Юбер и Кераскоэт показывают осознание разницы между влюбленностью и любовью и трудный выбор между ними, победу реального и ощутимого над эфемерным. То, что Отто наконец спасается от действия чар Красавицы при помощи чувства к нарочито страшненькой Клодин — вещь утрированная, но прекрасно передающая суть. Да и потом, это же сказка, не забываем.

Конфликт главной героини и то, как он решается, конечно, отлично ложится на действительность, в особенности современную. Она хочет нравиться всем без исключения, потому что в её обществе ценят за внешность — и совершает нечто сродни селфи в ванной под хитрым углом, которое выкладывает Вконтактике или в Инстаграме, только тут волшебная ручка выкручена на полную, потому что авторы хотят не перемолоть то, что и так происходит каждый день, а поставить эксперимент и посмотреть, насколько экстремальными у такой, на первый взгляд бессмысленной, мистификации могут быть последствия. Они масштабные, красота Кодди пленяет окружающих до такой степени, что она в конце концов становится объектом поклонения. Поклонения, но объектом. Это вполне себе антифеминистично, да вот только кто тут виноват? История Юбера в одинаковой степени высмеивает как тех, кто убивает друг друга из-за неземной красавицы, так и её саму, охотно подыгрывающую и увлечённую этими отношениями с миром не меньше, а то и больше мужчин. Пустоголовая героиня только рада стать объектом, если это означает, что она будет жить в самом большом замке и ей не придётся работать ни дня в жизни.

Несмотря на свою общую неприятность, Кодди проходит довольно серьёзный персонажный путь и к концу всё же становится умнее и добрее. Для этого ей всего лишь надо потерять абсолютно всё и попасть в самую большую опасность. Когда у Красавицы рождается дочь, у неё в жизни впервые появляется человек, которого она действительно любит. Испытав это неизведанное прежде чувство, она многое понимает и наконец решает что-то изменить. Чары феи при всём желании снять уже нельзя, это не такая сказка, но в финале Кодди находит способ остановить кровопролитие и начинает применять свой дар во благо. Так, подмигивая, авторы ловко выруливают уже на определенно феминистский посыл.

Можно ли при этом считать Кодди так называемым сильным женским персонажем? Вероятно. Она безусловно далека от идеального примера для подражания, скорее её история хороша как пособие, написанное по чужим ошибкам. Но герой (не супергерой, а протагонист, в которого веришь и чью историю в конце концов имело смысл рассказать) рождается не только из подвигов и проявления своей несгибаемости и смелости, а ещё и из слабостей и недостатков. И героиня Beauty находит способ преодолеть свои, пусть для этого и нужно сперва пройти через 150 страниц черт знает чего.

«Красота», изданная в оригинале в трёх томах, доступна на английском одной книгой. Только в отличие от Beautiful Darkness, выпущенной Drawn & Quarterly, за локализацию Beauty, как и за остальные комиксы дуэта Кераскоэт, отвечало издательство NBM Publishing (они как раз специализируются на BD).

Этот факт накладывает небольшие ограничения на то, где этот комикс можно найти. Если цифра стандартно доступна на Comixology, то печатная версия отсутствует в некоторых специализированных интернет-шопах, вроде InStockTrades. Впрочем, издание можно без проблем купить, например, на Amazon.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
18917 272
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
19122 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
14784 103