RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #32: Bird Boy

18.01.2018, 12:00 — Евгений Еронин 3306 4

Прошлый год был переломным для женщин в киноиндустрии, и теперь почти каждый день прилетает какая-нибудь новость или волна недовольства: то Марку Уолбергу заплатят больше, чем Мишель Уильямс, то «Золотой Глобус» не номинирует Грету Гервиг за режиссуру, хотя и номинировал сам её фильм — даже если многие хотели переждать и ничего по-настоящему не менять, их вынуждают. За этими процессами следить очень интересно. Не сказать, чтобы Голливуд изменился очень сильно, но даже до того состояния, в которое его привели сейчас, комиксам ещё пахать и пахать. Всё начинается с отношения: самые скандальные итоги года подвёл Vice, автор которого не то что не вспомнил ни одного комикса, созданного женщиной, он в принципе не смог набрать 10 хороших комиксов 2017-го, а из тех, что попали в его топ, половина были переизданиями старья. Это не материал, а профанация, непонятно, с какой целью журналист решил занять такую позицию.

Если посмотреть итоги других сайтов, составленные без задней мысли, а просто с идеей вспомнить действительно хорошие комиксы, то можно увидеть, что на самом деле в Америке не просто много женщин среди авторов комиксов, но именно что много сильных авторов. Так сложилось, что в супергероику, с которой все в основном и спрашивают за равные возможности, они идти не стремятся. Поэтому редактор Marvel или DC, наверное, даже не соврёт, если скажет, что выбирал, опираясь на талант и интересные идеи, а не половую принадлежность — среди женщин, пишущих про супергероев, мало мастеров пера. Но и это ни о чём не говорит — уверен, в процентном соотношении количество хороших сценаристов на средних у них такое же, как у мужчин, просто их в общей сумме значительно меньше, значит и реальных звёзд тоже будет меньше. Всё это, впрочем, не значит, что редактор не в состоянии изменить ситуацию — прояви он инициативу и обратись к представительницам независимой сцены, одна из десяти могла бы согласиться и попробовать что-то написать (пусть и не нарисовать). Не попробуешь — не узнаешь.

Но имеем то, что имеем. Большинство авторов не пойдут в большие издательства сами из-за той культуры, что создавалась вокруг них десятилетиями. Не говоря уже о том, что прожить на комиксные гонорары невозможно, поэтому у всех есть дневная работа и творчеством они занимаются в свободное время. Искать их комиксы нужно в малых компаниях и в Интернете — уникальных и самобытных вебкомиксов сейчас великое множество. Вот за такой проект Стас и зацепился взглядом, да так ему эта штука приглянулась, что он решил продвинуть её в нашу рубрику. Чтобы вы понимали, ценность каждого слота выросла как минимум вдвое с тех пор, как мы перешли на ежемесячный график.

Bird Boy, единолично созданный Энн Забла — лишь намёк на то, в какую бездну талантов и удивительных миров можно погрузиться, если попытаться сделать то, что редко делают редакторы «Большой Двойки», и отправиться на серьёзные поиски. Но намёк это жирный — уже один этот комикс, ещё не законченный, обещает автору большое будущее.

В чём суть. 10-летний мальчик Бали хочет доказать своему племени, что он не бесполезный и из него вырастет достойный охотник. Поэтому он втайне ото всех отправляется глубоко в лес и забирает себе случайно найденный во время общей вылазки волшебный меч — оружие легендарного воина Мали Мани. Вскоре об этой находке узнают местные злые духи, и Бали оказывается их целью номер один. К счастью, в ходе этого путешествия он обзаводится и друзьями тоже.

Такие пироги. Мальчик с могущественным мечом, который в два раза крупнее него, огромный лес, страшные монстры, приключения. И немного аккуратного миростроения: в начале каждого тома нам рассказывают по куску легенды о том самом Мали Мани, которому когда-то принадлежал меч. Эти исторические вставки выполнены в виде иллюстраций, имитирующих египетские фрески (при этом быт племени Бали больше похож на культуру коренных американцев). В них по большей части содержится информация и об истории всего мира комикса, однако этих врезок выходит по 2-3 страницы на каждый 80-страничный том. В общем, мифологией нас не сильно грузят. Bird Boy, по ощущениям, не обременён громоздкими амбициями, а создается Забла в свое удовольствие. Оно и понятно — стабильная работа у неё и так есть (в игровой индустрии, конечно же). Лёгкость, красоту и ненавязчивость её творения в прошлом году оценил и айснеровский комитет — Забла выиграла в номинации «лучший вебкомикс». Также её отметили и как подающего надежды новичка, вручив Russ Manning Promising Newcomer Award (да, в той статье я назвал её Жалба, но сейчас появилась мотивация проверить и совершить работу над ошибками).

Успех настиг автора спустя долгих 7 лет после начала публикации комикса — вероятно, благодаря тому, что его имевшиеся на тот момент главы в двух томах издало заметившее её Dark Horse. Тут уж Энн Забла воспряла и уверовала в себя настолько, что запустила ещё один проект, параллельно рисуя второй комикс — уже куда более затейливый и сложно продуманный чёрно-белый Banquet. Он сейчас обновляется почаще Bird Boy, и к нему прикручен собственный Патреон.

Вообще, надо отметить, что для вебкомикса, обновляющегося не так часто, как всем хотелось бы (на данный момент в сети лежит половина третьего тома, а первый и второй вышли в бумаге в 2016-м), Bird Boy страшно нетороплив — Забла с лёгкостью может потратить чуть ли не десяток страниц, только чтобы показать, как герой перебирается из точки А в точку Б. Но тут выбор простой — либо стараться наполнить каждую главу тоннами текста и уплотнить события, либо дать читателю постепенно проникнуться атмосферой и открывать новые факты только когда это действительно нужно, а большую часть информации давать рисунком. Забла выбирает второе, понимая, что так её история отнимет на несколько лет больше — зато потом будет гораздо приятнее читаться. К счастью, когда Bird Boy выкладывается, он выкладывается не по одной странице. А томиками от Dark Horse так вообще заходит на ура.

Основная работа художницы — создание концептов персонажей и моделей локаций, и это заметно: необычные полумиядзаковские дизайны — первое, что привлекает внимание. Что у героев, что у злодеев, образы вдохновлены множеством крутых авторов и произведений, но не похожи ни на что конкретное — кажется, Энн Забла просто впитывала комиксы, иллюстрации, видеоигры и анимацию, а внутри её головы это всё переработалось в собственное видение (то есть как и должно происходить). При желании влияние игровой индустрии можно найти и в квестовом построении сюжета (найди то, сходи туда, поговорим с тем-то, потом откроется новая локация на карте), но Bird Boy вышел настолько искренним, что его хочется принять как есть, без лишних докапываний.

Самая сильная сторона рисунка Энн Забла — работа с персонажами в действии. Что сам Бали, что его новоприобретённый друг Сид, появляющийся во втором томе, почти всё время носят маски, закрывающие добрую половину лица. Поэтому их эмоции, да и характеры в принципе приходится раскрывать исключительно движениями. Пластика героев и режиссура делают Bird Boy с первых же страниц, когда надо знакомить читателя с 10-летним мальчиком, толком не показывая его глаз. Казалось бы, что мешало автору нарисовать Бали на лице маску птицы, а не делать её огромным шлемом — но нет. Если сюжет подаётся просто, это ещё не значит, что автор ищет лёгкие пути, и преодоление художницей собственных преград делает чтение Bird Boy не банальным беглым просмотром кадров, каждый из них действительно рассказывает свою историю, в особенности немые. За одно такое достижение и вправду можно дать награду, хотя бы чтобы все узнали, как можно и как уже делают. Женщины, в вебкомиксах.

Хороший Bird Boy комикс, что ещё сказать. Не буду пытаться лить про него воду, лучше покажу побольше страниц, они и должны подкупать первым делом. Сам я, возможно, не попадаю в его целевую аудиторию — скажем, в «Аватар» (мультсериал, и жаль, что приходится каждый раз это уточнять) я въехал только со второго сезона, но кто знает, может, и Энн Забла держит в рукаве поворот, после которого её серия разовьет ускорение — или нет, и это тоже нормально.

В заключение хочется вернуться к общей проблеме. У Забла есть сразу несколько хорошо сделанных сайтов: bird-boy.com, на котором публикуется наш сегодняшний герой; banquetcomic.com с новым проектом художницы; страница на Patreon специально для него; блог на Tumblr и aszabla.com — официальный сайт с полным портфолио и всеми профессиональными контактами.

Это здорово, но это следствие позиции, которую в жизни и творчестве таких авторов занимают комиксы, иногда и не по их воле. Из-за ряда факторов даже те художники, что считают комиксы своим истинным призванием, не в состоянии уделять им достаточно времени, в результате их библиография растёт медленно, а настоящими звёздами становятся единицы. Большая часть так и не выходит за пределы Интернета, где у них, конечно, собирается стабильная фанбаза. Но что могло бы быть!

Хотя нам ли с вами жаловаться? Десятки, сотни вебкомиксов лежат в бесплатном доступе, читай не хочу. Естественно, поддержать автора долларом тоже хочется — и перечислять ему деньги напрямую, без посредников в виде магазинов и издательств, даже радостнее. Этот формат всё равно — не решение глобальной проблемы, зато если его кто-то избирает и старательно поддерживает, то это люди, которые реально горят комиксами и до безумия хотят их делать. Энн Забла, судя по всему, горит. Почитайте Bird Boy.

Найти и прочесть комикс можно любым удобным для вас способом.

Во-первых, он бесплатно доступен онлайн. В первоначальном виде вы его, конечно, не застанете, для изданий Dark Horse (два тома) было внесено множество правок, но зато на сайте доступен наполовину готовый третий том. Обновления выходят раз в неделю.

Во-вторых, можно приобрести уже упомянутые сборники от DH в двух форматах. В цифре (по какой-то причине есть только на Indigo: раз и два) и в печатном виде (доступны везде, а на InStockTrades сейчас можно взять вообще за копейки: раз и два).

Ещё много интересного
18.10.2018, 14:28 — Олег Лыфарь
В этот раз без релизов «двойки» — последствия Спайдергеддона.
689 2
15.10.2018, 10:00 — Олег Ершов
В наши дни граница между форматом «what if» или «elseworld» и условно «обычными» сюжетами практически стёрлась
5892 3
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
20748 273