RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #27: Last Man

28.09.2017, 11:36 — Евгений Еронин 18712 7

Долгое время я мечтал вторым иностранным языком выучить французский. Почему? А чёрт его знает, красивый он. Но сейчас становится понятно, что так Вселенная пыталась подготовить меня к грядущим проблемам: уж больно много во Франции вышло и выходит интересных комиксов, которые ещё неизвестно, когда доберутся до англо- и уж тем более русскоязычного рынка. Нужно адаптироваться, если хочешь быть в курсе всего, что здорово и выходит за пределы привычного американского понимания комиксов. Ещё бы хорошо и японский знать, но с продукцией оттуда дела идут как-то повеселее, пусть речь и о сканлейтах.

В общем, да, второй сезон Моего Видения Комиксной Рубрики начинается с того же, с чего начался и чем кончился первый — опять призёр Ангулема. Я долго не хотел себе в этом признаваться, но действительно стал при встречах замечать, как Стас всё чаще при любой погоде надевает берет, а под мышкой у него растёт багет. Если так продолжится и дальше, мы, как его друзья, будем вынуждены устроить ему интервенцию и конфисковать все пластинки Франсуазы Арди.

Но комикс я прочитал и сел про него писать. Почему бы и нет? Last Man (в оригинале пишется слитно) — вещь одновременно довольно необычная и, в хорошем смысле, совершенно стандартная, узнаваемая сразу, как старый друг.

Первые страницы Last Man довольно быстро вводят нас в околосредневековый мир, в котором магия — нормальная часть жизни. Дети учатся в разных школах единоборств, там учат не только правильно бить, но и читать при это заклинания и взывать к духам. Милый 12-летний мальчик по имени Адриан жаждет принять участие в ежегодном командном турнире, собирающем представителей всех школ и лучших борцов округи, и почти туда попадает, но его подводит напарник. Чистая глупость: он объедается морепродуктов, и ему становится плохо. Для Адриана, ждавшего эту возможность целый год, произошла, считай, страшная трагедия. Не то чтобы у него был шанс победить, ведь в турнире сражаются опытные взрослые бойцы, но вы ему об этом не говорите. В любом случае, судьба даёт Адриану второй шанс и приносит ему роскошного напарника. Так получается, что это небритый мужик по имени Ришар Алдана, приехавший непонятно откуда, но явно издалека — но других вариантов нет. Впрочем, Адриану всё равно, его мечта жива, и теперь у него есть лучший друг, сколько бы лет ему ни было. Мама Адриана, Марианн, смотрит на эту ситуацию с большим скептицизмом (и правда, что это за Алдана, откуда он взялся и что хочет), но даёт им одобрение, пусть и внимательно следит.

С такой вот классической завязки и стартует Last Man. Не имеющие ничего общего Ришар и Адриан, конечно же, окажутся отличной командой и главными звёздами. Победят ли они? Ну, это спойлер.

Я уже рассказывал, как люблю турниры, соревнования и игры на выбывание, когда писал про идиотский комикс Avengers Arena. С тех пор я регулярно получаю свою дозу соревнований от реслинга, который ещё и добавляет к ним сюжет, — всегда интереснее, когда есть личные ставки и мотивации. Last Man можно сравнить с любой мангой про соревнования, но приятнее (и интереснее) думать, что именно реслингом его авторы и вдохновлялись: тут тебе и формат командных боёв «двое на двое», и приёмы (самый узнаваемый — суплекс, бросок противника назад через себя, его недавно провёл и Бейн у Тома Кинга), и, что особенно важно, перепалки бойцов между матчами, которые происходят спонтанно, но становятся частью шоу. Этот обмен любезностями, промо, вообще основа повествования в реслинге. За одну короткую сцену можно понять, кто перед тобой, и за что его можно любить или ненавидеть. Авторы Last Man часто этим и ограничиваются, показывая бойцов, через которых Адриану и Ришару нужно пробиться по дороге к кубку.

Однако комикс не только про спорт и результаты — от тома к тому сюжет будет делать резкие повороты, заносить нас в новые места и обрастать персонажами. Ришар, Адриан и Марианн пройдут долгий и интересный путь, наполненный магическими поединками, как в «Аватаре» (в хорошем «Аватаре», мультсериале), загадочными манускриптами и даже бандами байкеров прямиком из «Безумного Макса». Грубо говоря, в Last Man есть несколько миров, каждый из которых работает по своим правилам, и, кажется, только главные герои могут между ними перемещаться, что делает их жизнь интересной и невероятно сложной.

Троицу главных героев нельзя назвать дружной командой (уж точно не такой дружной, как троица придумавших их авторов): Алдана — типичный мужик с секретами и тёмным прошлым, который никак не может остановиться и начать жить в своё удовольствие, ему постоянно нужно куда-то двигать сюжет. Марианн, к её чести будет сказано, тоже не любит сидеть без дела, пока где-то происходит что-то интересное, и обязательно должна докопаться до правды. Адриан, как совесть всего сериала, любит обоих. Интересно наблюдать, как в процессе безумных приключений он постепенно понимает, что ему больше всего хочется не стать великим воином, а вернуться домой и вернуться в детство, — но в своих путешествиях в иные миры и разгадках тайн герои заходят уже слишком далеко, поединки становятся смертельными, а личные проблемы перерастают в вопросы спасения всего мира.

Last Man криминальный, спортивный, фэнтезийный, научно-фантастический — с каждым следующим поворотом сюжета комикс выруливает на новый жанр, оставаясь той же историей, которую вы и начали читать тысячу страниц назад, про наивного, но сильного мальчика, его только на первый взгляд простую маму и их грубого друга, возящего с собой по всему миру целый багаж из проблем прошлого. Иными словами, Last Man — качественный мейнстримный проект. К счастью, запланированная авторами история бьётся ровно на две половины, так что читать переведенные 6 томов можно уже сейчас (хотя вы мне это потом припомните, когда дойдёте до финала шестой книги, — как говорится в народе, поскорее бы продолжение).

Last Man — редкий случай, когда форма действительно важнее содержания. То есть как важнее — в смысле ценности для культуры и как интересная новая тема в разговоре о комиксах; однако читая, вы эту форму, к счастью, не замечаете, вам должно и содержания хватить.

У формы есть два момента — создание и издание. Создаётся Last Man тремя авторами, каждый из которых представляет отдельную индустрию развлечений (я бы сказал, свой вид искусства, но мы же знаем, что видеоигры — не искусство*): игры, анимацию и, собственно, комиксы. Бастьян Вивес, придумывая сюжет, делает файтинг, Балак делает раскадровку и строит сюжет по законам телесериалов, а затем вместе с Микаэлем Санлавилем уже превращает всё это в комикс — причём рисуют они чуть ли не по 20 страниц еженедельно. Тут, конечно, мог наврать неправильный перевод их интервью, но звучит правдоподобно — с таким же графиком производят мангу, и Last Man во многом ощущает себя именно мангой, а не комиксом, BD или чем угодно ещё, несмотря на страну происхождения. Но об этом во втором пункте, вернемся к уникальности создания.

Выше я хорошо разложил процесс по трём авторам, но всё не так однозначно: Вивес — это выходец из комиксов, а вот из видеоигр как раз пришел Санлавиль, Балак, соответственно, из анимации. При этом и Вивес, и Балак изучали анимацию в известнейшей французской школе Gobelins. Так что кто на что влияет — точно угадать нельзя, все эти люди будто части единого выплевывающего эпизоды сериала организма. Но всё-таки благодаря разным профессиям авторов Last Man оказался истинно мультимедийным проектом, охватившим три платформы. После успешного запуска комикса, Вивес, Балак и Санлавиль пошли на Kickstarter, чтобы набрать денег на приквел в виде мультсериала. И набрали — 26 серий по 11 минут даже показали по французскому телевидению, и выглядят они очень качественно — на уровне нормального аниме. После этого сделали то, что напрашивалось с самого начала, и выпустили красочный файтинг. Играть в него я вряд ли соберусь, но геймплейный ролик посмотрел. Сериал на момент написания этого текста ещё не видел, но хочу, там в общей сложности 5 часов хронометража. Успокою тех, кто не настроен экспериментировать и лезть за кусками одного сюжета в разные места: что мультфильм, что компьютерная игра, насколько я понимаю, факультативны и ваше восприятие комикса никак не изменят, он остаётся самостоятельной историей. В то же время они и сами идут как отдельные проекты внутри проекта, но тем не менее рассказывают предысторию одного из главных героев, которая в комиксе приличное время остаётся тайной, так что, если уж хотите идеальный порядок, то сначала читайте, потом уже смотрите и играйте.

Что до уникальности издания Last Man, то у неё тоже две стороны. Тот самый безумный мангашный график «20 страниц в неделю» был обусловлен как раз тем, что комикс публикуется в электронном виде на крупном французском портале Delitoon, использующем корейский формат вебкомикса, когда весь выпуск лежит покадрово на одной странице, и читателю только нужно всё время скроллить вниз (можете попробовать, первые четыре эпизода бесплатные). Это было бы не так важно, не будь Балак одним из пионеров цифрового комикса и изобретателем собственного формата — turbomedia. Вы знаете, что это такое, если видели хоть один цифровой комикс от Marvel: Джо Кесада, заметив талант Балака, пригласил его помочь им создать собственную платформу. Интерактив и постоянные изменения в рамках одного кадра — это как раз от него. Поэтому Last Man можно считать ещё одним шагом в популяризации чтения комиксов на гаджетах.

Но зайдя на страницу любого выпуска Last Man на Delitoon, вы заметите, что был ещё и специальный человек, занимавшийся адаптацией комикса под сайт, — то есть страницы троица авторов делает всё же стандартные, сразу с прицелом на издание на бумаге. И Last Man, снова как манга, выходит 200-страничными томиками. Тем не менее, назвать то, что делают Вивес, Балак и Санлавиль, мангой, можно с натяжкой. Да, выходит каждую неделю главами, а потом собирается в удобный том. Да, чёрно-белый. Да, развёрнутое повествование, много места уделяющее экшену. Да, стиль рисунка отдаленно похож на одну из вариаций японского, пусть и без больших глаз. И всё-таки нет: рисунок европейский, сюжет движется быстро, да и леттеринг (как реплики, так и звуки) ничего общего с японским методом не имеет. Авторы Last Man достаточно умны и уверены в себе, чтобы заимствовать у японцев не абсолютно всё, а ровно столько, сколько им нравится. Это правильный подход к синтезу культур. В результате они делают не «фейковую», неяпонскую мангу, а вполне себе настоящие французские комиксы.

Про рисунок в Last Man нельзя сказать, что он очень хороший: он адекватен, хоть и слишком статичен, как рисунок для комикса, но будто оживает на сценах боёв (хотя, если бы он там проседал, этой статьи бы и не было). Однако он стопроцентно удачен как визуальное решение для кросс-платформенного проекта: минималистичный дизайн персонажей, иногда похожих на обрисованные 3D-модели, безболезненно переносится из комикса в мультфильм и игру практически без отличий. И нельзя сказать, что хотя бы одна из ипостасей «Последнего мужика» выглядит дешёвой или недоделанной, профессионализм авторов всё вытаскивает.

Читая комикс, я впервые наткнулся на мысль, что звание лауреата Ангулема в его случае скорее минус, чем плюс. Я вижу, чем могло руководствоваться жюри, но не понимаю, стоит ли оно того. Ни в коем случае не хочу сказать, что Last Man — плохой комикс. Он отличный: тот факт, что финалу шестого тома удалось разбить мне сердце и одновременно зарядить невероятным хайпом в ожидании продолжения (точнее его перевода), говорит достаточно. Но престижная награда ему только мешает, создавая ложные ожидания: он не говорит ничего нового ни как комикс, ни как история, да хотя бы и не делает громких заявлений и не пытается говорить на редкие для комиксов темы (на чём выехала получившая премию в той же номинации Ms. Marvel), это просто увлекательный сериал с хорошо проработанными героями и хорошим планированием сюжета, постоянно меняющийся, чтобы не наскучить однообразностью действия. Чёрт возьми, наверное, за это действительно стоит дать награду, ведь таких комиксов сейчас немного, за таким лучше идти... в мангу.

* Шучу. Искусство — это все, что вы захотите так назвать.

Не буду повторять то, что уже рассказал Женя, поэтому просто завалю вас ссылками.

Delitoon — комикс первоначально выходит именно здесь, правда в нестандартном веб-формате (см. объяснения выше), 4 главы доступны бесплатно.

Casterman — оригинальные печатные (отформатированные) издания на французском.
Там же доступна и цифра (тоже подстроенная под страницы), издано уже 10 томов из 12.

First Second — издатель комикса на английском. Аналогично по ссылке можно найти и цифровые версии, издано 6 томов, весь первый глобальный арк.

TV Series — сайт, посвящённый приквел-мультсериалу. Могу ошибаться, на сам сериал недоступен для онлайн-просмотра.

Last Fight — сайт, посвящённый файтинг-игре (тоже приквел), для совсем втянувшихся. Игра доступна для PC, PS4 и Xbox One, все ссылки на магазины на сайте.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34541 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33485 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26804 103