RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #25: The Longest Day of the Future

17.08.2017, 12:00 — Евгений Еронин 2201 0

Будущее, которым фантасты десятки лет назад пугали читателей в своих антиутопиях, уже давно стало правдой: корпорации правят миром, и от них зависит практически всё наше существование. Право выбора эфемерно (неважно, какой газированный напиток вы предпочитаете, их почти все производит одна и та же компания, а те, что нет, производит та, вторая), права на свободу личной жизни у вас нет в принципе (всё, что вы делаете в Интернете, записывается, а 99% того, что вы делаете, вы делаете в Интернете), даже то, чем вы владеете, у вас могут отнять за одну секунду, потому что как минимум половина того, чем вы владеете, существует в цифровом виде. У вас ничего нет, но вас развлекают, чтобы вы об этом не задумывались. Хочешь сбежать от этого — раздевайся и иди жить в лесу (пока его кто-нибудь не купит или не выпилит).

Это всё настолько очевидно и обыденно, что мне даже неудобно печатать эти слова. А уж каково должно быть фантастам — что писать, о чём предупреждать, какой нерв оголять? По тому же трейлеру «Бегущего по лезвию 2049» кажется, что поддержание и развитие образа неонового мегаполиса — уже вопрос чисто эстетический, никакой идеи тут нет, потому что нового сказать пока нечего (буду рад ошибиться). Классические произведения, конечно, не обесценились, но читать их новые поколения будут уже совсем с другим контекстом.

Этот вывод не менее очевиден, и его тоже сделали задолго до меня. Но всё это нужно было сказать, чтобы подвести вас к комиксу, который мы сегодня обсудим.

В своем графическом романе The Longest Day of the Future художник из Аргентины Лукас Варела избрал одновременно самый лёгкий путь и самый сложный. Его сюжет основан на той самой затертой до дыр идее власти корпораций, но способ изложения неожиданный: в комиксе с несколькими главными героями и параллельными сюжетными линиями нет ни одного слова. Объяснить сюжет при этом не так уж просто.

В некоем городе всем правят два бренда, с маскотами в виде доброго кролика-супергероя и злой свинки. Жители разделились ровно пополам и даже носят специальную одежду, чтобы можно было сразу понять, какой бренд они поддерживают. Естественно, компании делятся на хорошую и плохую только визуально, на деле же они ничем не отличаются в том, как ведут бизнес. «Кролик» и «Свинка» контролируют все аспекты жизней потребителей и даже наказывают людей, если те осмеливаются притронуться к продукту конкурента.

Однажды рядом с этим городом разбивается инопланетный корабль. Из него выходит пришелец с таинственным чемоданом. Его незамедлительно принимают агенты «Кролика». Пока пришелец сидит в кутузке, местные учёные узнают, что чемодан открывает портал в иные миры. Звучит здорово, но есть один нюанс: в эти миры утаскивают мерзкие щупальца, и обратно пока еще никто не вернулся.

Как связаны эти два абзаца? Оказывается, самым простым образом. Вскоре работника корпорации «Кролика» ловят на том, что он (прямо на рабочем месте!) пьёт из кружки, брендированной «Свиньей». За это его наказывают довольно изощрённым способом: переодевают в работника компании «Свиньи» и выдают тот самый чемодан, чтобы он пронёс его в головной офис и избавился от свиного гендира. Ну а для дополнительной мотивации кролики берут в заложники его отца-инвалида. Дальше будет триллер, комедия и, конечно же, много разрушений.

Ещё в комиксе есть робот, который не может обидеть муху, — но про это лучше прочитайте сами, я и так достаточно рассказал.

К закручиванию сюжета Лукас Варела подходит методично и терпеливо. Комикс поначалу бьётся на главы с самостоятельными историями: сначала про пришельца, потом про робота, потом про несчастного парня, выпившего не из той кружки — сперва может показаться, что это антология, однако в самый неожиданный момент сюжеты встречаюттся, чтобы запустить цепочку безумных событий. По отдельности они вполне сойдут за рассказики начинающего фантаста, пробегающие галопом по любимым темам жанра, но со второй половины книга уже больше зацикливается на себе, чем на правилах и традициях сай-фая и превращается в поток контролируемого хаоса, чёрную комедию, которая в конце не предлагает однозначную мораль и даже особо не заботится выдаванием переворачивающих все с ног на голову твистов, а просто делает как эффектнее и веселее.

В итоге книга, при всей закрученности сюжета и постоянном набрасывании действующих лиц, читается легко и быстро — 120 страниц пролетят незаметно. Но не стоит слишком уж торопиться — по кадрам раскидано много мелких деталек, которые помогают двигать сюжет или просто дополняют атмосферу.

Корпорации — это, конечно, зло, но герои Варелы не ищут способ жить без них. Здесь нет наивных попыток организовать революцию в стремлении к лучшей жизни, все персонажи озабочены только собственным выживанием и не то чтобы даже благополучием, а просто спокойным существованием. А корпорации — ну да, им можно сделать плохо, но за один день они никуда не пропадут. Да и вообще, две противоборствующие компании обрисованы настолько условно, что в сюжете комикса можно усмотреть метафору почти на что угодно: один западный ресурс, к примеру, заметил, что в сражении синего «Кролика» и красной «Свиньи» угадывается борьба демократов и республиканцев США — это несмотря на то, что автор у книги аргентинец, и делалась она во Франции. Ну, у кого о чём болит.

Варела считается одним из главных талантов родной Аргентины (сколько вообще аргентинских художников комиксов вы можете назвать?). Начинал он, что вполне типично, с иллюстраций к газетным рубрикам, потом уже взялся рисовать комиксы по чужим сценариям, пока не дозрел до полноценных авторских проектов. Над The Longest Day of the Future он работал несколько лет и рисовал его в комиксной мекке — Ангулеме. Приза от этого города он, правда, не получил, но зато попал в нашу рубрику на «Спайдермедии» — тоже результат.

The Longest Day of the Future дебют для Варелы как для автора, и можно было бы упрекнуть его в том, что метил он не слишком высоко и тематику взял банальную. Но это было бы справедливо, ставь он себе задачей действительно сделать какое-то высказывание — на деле же для него будущее, которое по сути утрированная версия настоящего — всего лишь яркое и забавное место действия, которое легко построить, чтобы потом с наслаждением разбомбить.

Варела и не хочет особо критиковать общество потребления и прочую чепуху — его цель не запугать или заставить о чём-то задуматься (мы уже обсуждали, что аудиторию нельзя заставить думать о чём-то дольше, чем длится произведение), он просто высмеивает и развлекается. Идеально будет сравнить The Longest Day of the Future с художником Джейсоном (комиксы которого до сих пор не попали в нашу рубрику только потому, что Стас явно что-то замышляет). И, чего уж там, это делают все, включая американского издателя книги, Fantagraphics. Параллели с Джейсоном, одним из признанных мастеров немого комикса, так же очевидны, как и всё остальное — они выражаются не только в атмосфере и отношении к персонажам, но и, собственно, повествовании: будь это фильм, можно было бы сказать, что камера в нём часто статична и спокойна и много не двигается. Сцены, как и у Джейсона, показываются долгими планами без злоупотребления резкими переходами и с редкими крупными планами. Это похоже на раскадровку мультфильма, и в этом, наверное, есть своя правда: немой комикс невозможно было бы сделать понятным, не рисуя подробно все действия. Но Лукас Варела, как и тот же Джейсон, превращает производствённую необходимость в фишку, задающую настроение всему комиксу.

Вот в чём Варела, пожалуй, зашел дальше своего кумира, так это владение цветом, к которому Джейсон прибегает нечасто. У Варелы же краски наложены виртуозно: сами по себе они чистые и плоские, но удивительным образом вместе создают очень даже объёмную страницу. В комиксе показан грустный мир, в котором никто не счастлив, поэтому тона приглушённые, но выглядит он все равно невероятно привлекательно и даже, простите бога ради, вкусно.

Возможно, на фоне многих других комиксов, попадавших в эту рубрику, The Longest Day of the Future покажется легковесной безделушкой, но не дайте веселой тональности и простой завязке себя обмануть и не сочтите, что раз в комиксе нет слов, в него было вложено в два раза меньше труда. Как раз наоборот — в два раза больше, и уже тот факт, что за историей легко следить, говорит об успехе Варелы как рассказчика. Для дебюта такое показательное выступление — более чем неплохо. В Ангулеме, как в шаолиньском монастыре, он превратился в мастера комиксного кунг-фу. Теперь ему нужен лишь более мясистый материал. И, пожалуй, для создания чего-то, что по-настоящему западет читателю в сердце, Вареле нужно перенять ещё одну черту у Джейсона и начать относиться к своим героям с чуть большим участием и состраданием. С персонажами The Longest Day of the Future он либо держится отстранённо, либо предпочитает над ними подтрунивать. И, вероятно, в этот раз такой подход оправдан. Но довольно-таки мягкий стиль располагает к тому, чтобы и автор чуть смягчился. Хотя, что я знаю? Может быть, он наоборот хочет стать новым Джонни Райаном и уничтожать все живое? Следующая работа должна внести ясность и дать понять, куда он хочет двигаться. А пока давайте насладимся войной кроликов и свиней.

The Longest Day of the Future доступен везде и всюду.

Цифру можно найти на Comixology, физическую копию (в твёрдом переплёте) — в любом интернет-магазине, имеющем в ассортименте комиксы (например, на InStockTrades). А если вы свободно владеете французским, то можно приобрести альбом от Delcourt — это первое издание комикса, вышедшее за полтора года до английской версии.

Ещё много интересного
18.11.2017, 13:26 — Евгений Еронин
Аксель Алонсо всё.
657 8
17.11.2017, 12:00 — Евгений Еронин
Сейчас расскажем.
1649 5
31.10.2017, 13:00 — Олег Ершов
Один из самых популярных художников современности Шон Мерфи получил от DC карт-бланш на создание авторского комикса про Бэтмена. Результатом стал White Knight. О том, что он из себя представляет, расскажет наш новый автор Олег Ершов.
2482 7