RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #24: Copra

03.08.2017, 12:00 — Евгений Еронин 7179 0

Suicide Squad 80-х — один из ключевых комиксов в истории американской супергероики, яркий пример успешной серии, в которой на главных ролях злодеи, а сюжеты часто далеки от стандартных историй про борьбу хороших с плохими и больше общего имеют со шпионскими или даже политическими триллерами. Это одна из самых оригинальных идей за десятки лет существования «Большой Двойки», получившая блестящую реализацию в руках сценариста Джона Острандера, его жены Ким Ейл, ставшей соавтором почти половины выпусков, и команды талантливых художников — Люка Макдоннела, Джона Снайдера, Джефа Ишервуда и других. Когда Suicide Squad номинировали на включение во второй Мастрид, этот вопрос даже не обсуждался.

Но эта статья не про Suicide Squad.

Сегодня речь пойдёт о художнике по имени Мишель Фиффе, который сделал то, что делают многие преданные фанаты — написал и нарисовал свой фанфик про любимых персонажей. А потом сделал то, что не удаётся практически никому (хотя практически никто и не пытается), и превратил свой фанфик в успешный самостоятельный проект, чей успех строится не на ностальгии, а на невероятном таланте Фиффе как художника.

Мишель Фиффе — замкнутая в себе система: эссеист и немного критик, публиковавший тексты на собственном сайте, и художник, издававший сам себя. С виду артист элитарный, на деле же выросший на прямых жанровых комиксах и впитывавший выпуски Batman с молоком матери. Ему было, что предложить в творческом плане и раньше, но масть попёрла, когда он полностью сдался внутреннему фанбою. Первый трибьют Suicide Squad Фиффе сделал в 2012 году, всего за несколько месяцев до старта Copra, когда он нарисовал ваншот DEATHZONE!, в котором ещё не заботился о том, чтобы создать собственные версии любимых персонажей, — то был чистый фанфик. Сюжетно с Copra комикс не связан, просто разминка. Однако Фиффе довольно быстро понял, что хочет и, пожалуй, даже может развить это в нечто большее.

«Копра» — силовой отряд, созданный для выполнения самых опасных и совершенно секретных операций. Он состоит из преступников, каждый из которых либо обладает уникальными способностями, либо является экспертом по владению определённым видом оружия. Суровая и не всегда справедливая Соня Стоун собрала наёмников, воров, убийц и прочих неблагополучных граждан не по их воле, но с обещанием помиловать и снять все обвинения при условии хорошей службы и беспрекословного повиновения. Попытка бунта или побега, как правило, оканчивается смертью. Здесь никого не жалко, потому что все заменяемы. Ну, в общем, вы поняли. Серия начинается с того, как команда отравляется на несанкционированную миссию, чтобы решить один личный вопрос, но вскоре выясняет, что их вместе с Соней предало собственное начальство, и теперь они разыскиваются по всей стране за уничтожение целого города. Члены «Копры» должны​ докопаться до истины, не попасться в руки правосудия и, на всякий случай, не переубивать друг друга по пути. Ещё они встречают незнакомца с не то магическим, не то высокотехнологичным оружием, которому нужна помощь команды в сражении с могущественными злодеями в другом измерении. В общем, вы поняли. Далее в том же духе.

Большинство действующих лиц Copra — бережно перенесённые образы знакомых всем героев DC (и немного Marvel, об этом чуть позже). Внешность и имена, конечно же, изменены, но ровно настолько, чтобы всё равно можно было понять, кто есть кто: местного Дедшота зовут не Флойд, а Ллоуд, бумеранги бросает Хорхе Харкнесс, Доктора Лайта сократили до Lite. Граф Вертиго и вовсе выиграл в лотерею и получил лучше новое имя — Count Compota. И да, помимо DC, автор вдохновлялся и наследием Marvel. Есть, к примеру, мужчина по имени Фрэнк Кастильо, у которого убили семью, и специалист по магическим вопросам Винсент, который куда больше взял от Доктора Стренджа, чем, скажем, от «дисишного» Джейсона Блада, а его ассистентка Ксения — не то Чародейка (Enchantress, если вы вдруг не смотрели «Отряд самоубийц» в русском дубляже), не то стрейнджевская же подруга Клеа. А почему бы, собственно, и нет.

Фиффе чтит канон и тщательно выписывает характеры, стараясь сохранить дух оригинала во всём. Ллойд думает исключительно сухими и предельно короткими пассажами, вдохновлёнными криминальными писателями вроде Элмора Леонарда, Харкнесс говорит «bloody bike» и пьёт пинты в пабе, Соня (Amanda Waller — Стена, Sonia Stone — Камень, достойная замена прозвища) заставляет этих сволочей ходить по струнке, но и сама, если надо, выходит на поле — и так далее. Понятное дело, уловить характеры — это только полработы, важно ещё и правильно распорядиться тем, что имеешь. И Фиффе не боится развивать героев в нужных ему направлениях, не изменяя образам. В конце концов, он ещё и сам себе редактор.

Несмотря на то, что Copra не появился бы на свет без Suicide Squad и обязан ему очень многим, теоретически эту серию можно читать, обладая минимальными знаниями об Отряде Самоубийц. Но рекомендовать это я не буду и уверен, Мишель Фиффе меня бы поддержал, — зачем отказывать себе в удовольствии прочитать классическую серию Джона Острандера? Нет хороших причин. Время? Вам и на «Копру» оно понадобится, там уже 30 выпусков. Рисунок устарел? В «Копре» рисунок вообще авторский и немейнстримный. Неинтересен Отряд? Ну, тогда и «Копра» не будет интересна. Нет причин.

Но Copra не надо читать ради желания получить Suicide Squad таким, каким он должен быть (а точнее таким, каким он запомнился тысячам американских поклонников, когда они впервые про него читали) — на одной ностальгии далеко не уедешь, как бы аккуратно ты не воссоздал объект своего поклонения. Нет, истинная ценность Copra, благодаря которой серия продолжает иметь успех не только у фанатов, но и у критиков, в другом: Фиффе создал идеальный сплав мейнстрима и артхауса. Если из сценаристов он выделяет Джона Острандера, то его кумиры среди художников радикально отличаются от тех, кто рисовал Suicide Squad в 80-х (и уж тем более от тех, кто делает это сейчас), — это Эдди Кэмпбелл (From Hell), Денис Коуэн (The Question) и, само собой, веющий в воздухе Стив Дитко. В результате Copra постоянно переключается между суровым боевиком и безумными психоделическими трипами, расширяющими сознание читателя и разрушающими любые привычные сетки кадров.

Вокруг «Копры», без преувеличений, строится вся жизнь Фиффе. Если почитать его послесловия в конце каждого выпуска, можно узнать, что практически весь комикс он делает сам, из месяца в месяц. Сценарий, раскадровка, карандаш, тушь, цвет, леттеринг — все это он умудряется выдавать в течение месяца (правда в последнее время скорее двух-трёх), особо не позволяя себе расслабляться, только изредка делая небольшие перерывы после окончания больших сюжетов.

Copra действительно является прекрасным примером схемы DIY (Do It Yourself, «сделай сам»). Комиксы Мишеля Фиффе выглядят так, будто нарисованы в чьей-то тетрадке, но не найдётся школьник, который сможет нарисовать «не хуже», — Copra, при все своей визуальной непричёсанности, работа художника с определённым стилем, который он хорошо понимает и чувствует. Да и эффект «любителя» (хотя Фиффе так назвать нельзя, Copra издаётся и продаётся, значит, он занимается комиксами профессионально) достигается в основном за счёт упрощённой покраски — тоже, впрочем, определённо намеренного хода; если бы Фиффе захотел найти колориста, Copra не отличалась бы от некоторых серий, выходящих у больших компаний. Но зачем, ведь и так хорошо — в комиксе нет ни грамма цифры, и это очень сильно заметно, ты прямо-таки ощущаешь, что страницы пропитаны потом и кровью автора, нет ничего более настоящего. Ещё, конечно, Фиффе обладает редким талантом дизайнера — и в нём заметно влияние тех же комиксов DC 80-х, но из совсем других степей: автор точно читал на ночь слишком много Doom Patrol Гранта Моррисона и Ричарда Кейса. Таким образом, соединение мейнстрима с чем-то странным и необычным происходит и в сюжете комикса: отряд Сони сражается с другими наёмниками, мстит коррумпированным начальникам из правительства и тому подробное, но потом нарывается на необъяснимых существ из других измерений, которых без собеседования приняли бы в Братство Дада.

Эксперименты и оригинальные ходы можно встретить практически в каждом номере. Например, в 11-м выпуске появляется спидстер — персонаж настолько быстрый, что художник не успевает его прорисовывать: когда тот движется на полной скорости, от него на каждом кадре остаются только очертания в виде набросков. Подобный эффект невозможно было бы нормально реализовать в 99% супергеройских комиксов, проходящих цифровую обработку, но в Copra, благодаря «живости» и гибкости рисунка, ход с персонажем-скетчем не выбивается из общего визуального ряда.

Возможно, на начальных стадиях Copra и можно воспринимать как комикс про Отряд самоубийц, который мы заслуживаем в 2010-х, но у Фиффе явно куда большие амбиции, и довольно скоро серия начинает восприниматься как супергеройский комикс, который мы заслужили в XXI веке: начав с оды комиксам Острандера, Фиффе набирается уверенности, чтобы делать полноценные трибьюты главным деятелям своего любимого вида искусства — тому же Дитко, Джеку Кирби, Джиму Стеранко. Аналогии с Suicide Squad постепенно всё дальше отходят на дальний план, уступая место путешествию по великой истории супергероики Америки. В руках Фиффе удивительным образом получается, что наследие столь разных и самобытных художников выглядит так, будто созданы одним мегаразумом. Это можно назвать изобретением домашнего стиля издательства одного автора.

Конечно, «супергеройский комикс, который мы заслужили в XXI веке» звучит громко, и за такие заявления Фиффе хочется выставить особо высокие требования (хотя эти громкие заявления делает не он, а я, — сам художник звёздной болезнью не страдает и кажется человеком скромным и искренним). И, пожалуй, стоит признать, что Copra далека от идеала: хоть Фиффе и строит классические сюжеты и умело стилизует внутренние монологи героев, рассматривать его комиксы чаще всё же интереснее, чем, собственно, читать. В плане сюжета он не предлагает ничего принципиально нового, обращаясь к знакомым образам и историям, пусть и не повторяя их дословно.

Но в этом и плюс: ты приходишь, чтобы из любопытства посмотреть на фанатский эксперимент, и остаёшься с комиксом уже ради экспериментов иного толка, наблюдая за захватывающей работой профессионала. Получи читатель ровно то, что хочет и что ожидает от такого проекта, он бы, вероятно, порадовался, но вскоре всё позабыл. Copra же увлекает его в неведомые дали и не покидает его мысли из месяца в месяц.

Благодаря своему таланту рассказчика и желанию подать каждую сцену как можно более выгодно, Фиффе смог превратить «Копру» из занятного полубутлега в авторский комикс, в котором разговаривает с читателем на собственные темы и где главная звезда — не «Дедшот», «Бумеранг» или «Аманда Уоллер», а сам Мишель Фиффе. Это ли не мечта.

Так как Copra самиздат, достать её сложнее «обычного» комикса.

Это не касается цифровой версии (она с недавних пор традиционно доступна на Comixology), а вот с печатной копией придётся заморочиться.

В магазинах комикс появляется только специализированных (т.е., на «Инстоке» найти можно, а на «Амазоне» нет), да и там небольшими тиражами и быстро расходится. Поэтому случаи, когда все четыре существующие на данный момент ТПБ есть одновременно в наличии, редки. Проще всего (но не дешевле!) отслеживать наличие в магазине издательства.

Будущие же номера (синглы) можно приобрести по модели подписки на Etsy создателя.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33499 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26819 103