Шестой выпуск новых Astonishing X-Men завершает первый акт макси-серии от Чарльза Соула (что бы это ни значило). В ожидании второй половины этого, как заявлялось (скажем сразу — не зря!), важного для всей вселенной Marvel сюжета, попробуем разобраться с тем, что нам уже показали.
Большинство, пожалуй, согласится, что по-настоящему создал Людей Икс не Стэн Ли и не Джек Кирби, а Крис Клэрмонт, и он создал их «Санта-Барбарой», индийским кино, мексиканским сериалом, подберите метафору на свой вкус. Можно представить Людей Икс без эффектных сверхспособностей, без меха и когтей, без угрозы летающих роботов, но представить их без любовных многоугольников, драматических воскрешений, многослойных предательств и груза запутанного прошлого почти невозможно. Чарльз Соул вот не стал и пытаться.
К чему такое пространное и обобщенное вступление? Дело в том, что первый акт Astonishing X-Men практически невозможно обсуждать без нескольких слоев спойлеров. Пусть даже большинство читателей, вероятно, уже знают, кого возвращает эта история... Рассказ о противостоянии двух мастеров манипулирования и буквальных игр разума, в котором большинство героев вообще толком не понимают, что происходит, неизбежно связан со множеством спорных вопросов и ситуаций, значение которых меняется по мере появления. Действительно ли... ну, назовем его «Икс»... Действительно ли Икс становится злодеем? Действительно ли он так безразлично относится к жизням Иксменов, или это лишь вынужденная маска? Уже хоть бы этими вопросами Соул зацепил достаточно, чтоб ждать с нетерпением второго акта.
Впрочем, Astonishing X-Men построены не только на центральной интриге с возвращением. Соул раскрывает собранных им персонажей — не с неожиданных, а со вполне знакомых читателю сторон, (правда, новичок в серии, скорее всего, изрядно запутается), но, возможно, это прелюдия к какому-то их интересному взаимодействию в будущем. Во всяком случае, сценарий явно подчеркивает определенные параллели между членами довольно разношерстной команды. Еще в комиксе есть метакомментарий о том, как работают комиксы и конкретно эта франшиза, и разговор с читателем поверх голов персонажей; этот прием, кажется, становится нынче почти обязательным (или мне так везет?). Комментарий, опять же, не новый, но довольно забавный и органично вплетен в повествование. Объединяющим элементом для приключений разнородных героев на астральном плане и в Лондоне служит закадровый комментарий, и вот тут Соул очень хорош. Опять-таки — не вполне ясно, насколько это внутренний монолог «Икса», а насколько — слова автора, но написан закадровый голос здорово, сочно и атмосферно. Отчасти, особенно в первом выпуске, даже напоминает о добрых традициях Бронзового Века.
О визуальной части Astonishing X-Men говорить сложнее. С одной стороны, над серией работали топовые художники, уже имеющие опыт на сериях о Людях Икс, так что сомневаться в качестве рисунка не приходится. Джим Ченг, Майк Деодато-младший, Эд МакГиннесс, Карлос Пачеко — эти имена сами за себя говорят. Не столь узнаваемы Рамон Росаньяс (хотя российские читатели могут помнить его, например, по «Человек-Муравей. Второй шанс») и Майк дель Мундо (очень непривычно видеть в его стиле не обложку, а целый комикс), но и их главы смотрятся отлично. С другой стороны — в результате у серии нет своего лица, узнаваемого стиля, с которым ее можно ассоциировать.
В целом Astonishing X-Men — это красивый, интригующий и хорошо написанный комикс с потенциально интересным твистом; но если даже твист обернется ничем, останется крепкая развлекательная история с неплохим балансом экшна и юмора и легким налетом экспериментальности. Единственный серьезный недостаток серии — если браться за нее, не погрузившись уже во франшизу Людей Икс по уши, есть шанс ощутить себя единственным новичком на вечеринке, где все давно знакомы.