RSS
Рекомендуем

Archie и краудфандинг

18.05.2015, 12:00 — Евгений Еронин 6758 6
Теги: Archie Comics

Комиксы про Арчи и его друзей — важная часть ДНК американской поп-культуры. Они, как советские мультики или «Мурзилка», имеют ностальгическую ценность, но благодаря состоянию американского рынка стабильно продолжают выходить, а с некоторых пор и развиваться. Такой специфичной вещи это не нужно, но издательство захотело перемен: женило гея Кевина Келлера (между прочим, на год раньше, чем Marvel женило Нортстара), а затем вдохнуло новую жизнь и в самого Арчи, женив его сразу на Бетти и Веронике в двух параллельных вселенных. Успех хоррора Afterlife with Archie побудил компанию создать комикс про другого персонажа из детства — ведьму Сабрину. Про Archie заговорили, и говорили в основном положительно. А потом издательство решило пойти еще дальше и буквально начать с чистого листа, запустив серию с Марком Уэйдом и Фионой Стейплз. Новость была принята с большим энтузиазмом. Но на этом полоса удач прервалась.

Следующим шагом стал анонс сразу нескольких новых серий с неожиданным подбором авторов: Чип Здарски на Jughead, Адам Хьюз на Betty and Veronica и ветеран Archie Дэн Пэрент с Джеем Боном на Life with Kevin. Все звучало очень здорово, но деньги на выпуск комиксов издательство решило собрать через Kickstarter.

Вариантная обложка Адама Хьюза к Betty & Veronica #275. К новым комиксам отношения не имеет, просто пример его работы.

Изначально многие обрадовались самому факту анонса, но вскоре люди стали задаваться логичным вопросом: разве у них самих нет денег запустить новые серии? Archie не первое известное издательство, решившее использовать Kickstarter, Fantagraphics уже финансировало через него целый набор книг. Однако у тех была причина, у Archie же все было далеко не так прозрачно. Вопросом «почему» задавались не только читатели, но и профессионалы из индустрии. К примеру, Джимми Пальмиотти (к сожалению, запись он удалил, но есть пересказ на Bleeding Cool). Помимо идеи снять с себя финансовые риски и положиться на читателей его и многих других смутили вознаграждения. Читая их описания, создавалось впечатление, что спонсор платил за комикс в 3 раза больше, чем если бы просто подождал и купил его в магазине. Также не совсем было ясно, как будет оплачиваться работа собственно авторов самих комиксов и как им в будущем будут выплачиваться роялти.

Глава компании Джон Голдуотер дал интервью Comic Book Resources по горячим следам, но его ответы мало кого устроили. Голдуотер объяснил, что значительная часть бюджета Archie была вложена в покупку стендов в крупных сетях Target и Walmart, а на производство самих комиксов денег практически не осталось. Он отметил, что в сетях будут продаваться не новые серии, а специально выпускаемые дайджесты, основные же комиксы будут распространяться традиционным путем, через Direct Market. Эти заявления дополнили историю, которая начала складываться из заявлений Марка Уэйда, который ворвался на страницу Пальмиотти на Facebook (ссылка выше) и жирно намекнул, что у Archie серьезные финансовые проблемы из-за профнепригодности предыдущего руководства, которое буквально обворовывало издательство, тратя прибыль на себя и не вкладывая ничего обратно. Его поддержала художница Колин Доран, вспомнившая, что авторам в Archie платили крайне мало, из-за чего к ним и не шел никто достаточно известный. Руководство в компании сменилось несколько лет назад, и именно Голдуотер все последние годы поднимал Archie, делая его актуальным. Однако этот ход оказался слишком сомнительным, ведь хоть и стало понятно, почему Archie были нужны деньги, совсем не стало понятно, почему Голдуотер побоялся брать кредит в банке и обратился сразу к аудитории.

Что до владельцев магазинов комиксов, их реакция была резко негативной. Да, Archie всегда продавался через другие каналы, но когда у комиксов начался ребрендинг, магазины активно их поддержали. Но издательство решило пойти в обход комикс-шопов, получая деньги напрямую от читателей и расставило приоритеты своей сделкой с сетями, из-за которой и начался весь сыр-бор. Ритейлеры расценили поступок компании как предательство, что, возможно, излишне эмоциональная реакция в мире бизнеса, но отношения тем не менее были основательно подпорчены.

Голдуотер все же попытался продолжить контроль разрушений, назначив сессию вопросов и ответов на сайте Reddit, но она была назначена на сегодня, а уже в пятницу издательство не выдержало и отменило свой проект на Kickstarter.

По словам Голдуотера, комиксы выйдут, серии будут запущены собственными силами, но случится это позже. Правильно поступило Archie или нет — трудно сказать. Критика их действий была оправдана и аргументирована, но ведь и Голдуотер мог ответить на нее честно и доходчиво. Не говоря уже о том, что несколько уважаемых авторов комиксов поверили в проект и согласились стать его частью. Но что сделано, то сделано.

История с Archie очень интересна и важна не только для американской индустрии, но и для мировых комиксов в целом. Поэтому нам захотелось узнать точку зрения человека, непосредственно работавшего с краудфандингом, и мы обратились за комментарием к редактору издательства «Комильфо» Виталию Терлецкому.

Российский рынок, конечно, сильно отличается от американского, но решение серьезного издательства выпустить книгу силами читателей все равно неоднозначно. Опыт «Комильфо» с «Академией Амбреллы» уникален, и теперь, когда книга вышла и проект закончен, можно сделать выводы. Не буду задавать философский вопрос «зачем», на него «Комильфо» уже ответило, как могло, интереснее узнать, как оно прошло. На «КомМиссии» вы с Михаилом Богдановым заявили, что больше не будете иметь дел с БумСтартером и русским краудфандингом. По крайней мере, пока система не изменится. Что же с ней не так?

Блин, а что, «Арчи» не будет? Я уже так настроился на Уэйда, Стэплз и Здарски. Хотел денег закинуть им, но не успел. Ладно.

Не знаю, как там у них в штатах, новая игра Дуга ТэнНейпела и картофельный салат, но у нас есть русский краудфандинг. Не хочу сказать ничего плохого ни про кого и ни про что. Просто русский краудфандинг, он, по моему скромному мнению, как русские машины и русское кино. Вообще — краудфандинг вообще — это ещё одна отдельная работа, потому что эта штука будет отнимать у вас большую часть вашей жизни.

Например, вот сейчас я даю вам комментарий, а в параллельном окне мне пишет девушка, которой не дошла посылка.

Не знаю, как на других сайтах и как на Бумстартере сейчас, но на тот момент там система была очень неудобная. То есть ничего более неудобного я не встречал. Например, там нет функционала, который позволяет вводить свой адрес доставки и выбрать способ доставки при выборе вознаграждения. То есть у нас было почти пятьсот спонсоров, и каждому из нас нам пришлось написать вручную по внутренней почте Бумстартера, которая тоже очень неудобная. Потом вручную читать ответы и помечать их. А потом составлять базу. И рассылать всем всё правильно. Я несколько дней убил на всю эту бюрократию, и всё равно было несколько досадных ошибок.

Ещё, кажется, они по два раза брали комиссию: когда ты закидывал деньги на сайт и ещё когда платил, а может быть я что-то путаю, но люди часто говорили, что двойная комиссия. Ещё шляпа в том, что ты закидываешь деньги на счёт Бумстартера, и если проект не получит финансирование, то деньги останутся всё ещё там, и вывести их оттуда очень трудно, почти невозможно.

Всех мелочей не вспомню, помню только, что это именно как на машине ездить. То есть садишься в немецкую тачку после семёрки жигулей и начинаешь замечать: о, а здесь ключ зажигания справа, а не слева, а здесь маленькое зеркальце, а здесь козырёк от солнца поворачивается легче, здесь подстаканник, а здесь подлокотник.

То есть денег собрать можно. И вам их даже дадут. За вычетом комиссии, конечно (то есть ещё раз), и очень не сразу (через месяц). Можно, конечно, рассматривать это как информационную платформу для пиар-компании, но на столько ресурсов, сколько мы привлекли, можно было и простой предзаказ запустить.

Почему же мы собрали денег? Потому что читатели у нас хорошие. Потому что магазины друзья. Возможно, потому что мы старались. Но это всё было очень сложно. Так что, если у вас есть возможность — не используйте краудфандинговые платформы. Особенно в наше непростое время. А «Арчи», надеюсь всё равно выйдет. Давно хотел его почитать. А нового с ещё большим удовольствием.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35374 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34659 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28112 103