RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

ALL-NEW МЖДЗ BUBBLE SPECIAL: О чем еще не говорили

01.04.2015, 15:31 — Алексей Замский 10116 11
Теги: Bubble, МЖДЗ

Несмотря на то, что BUBBLE постоянно попадает в дайджесты новостей — там обложка, тут анонс, здесь скандал — о качестве их комиксов пишут преступно мало. Последняя большая волна публикаций прошла по рунету, когда набор серий издательства расширился с четырех до шести. И то, дальше первого выпуска не то никто не читал, не то никто не удосужился написать. Поэтому поумнеть за чужой счет не получилось — пришлось садиться за журналы самому.

Ожидания у меня были самые радужные. Те, кто прочел статьи про «Два года с BUBBLE» (кто-то же их читал, правда?), знают — я не в восторге от результатов работы издательства на первых двух десятках номеров. Но за два года работы сценаристы на основных сериях заметно выросли (а может — осмелели). Художники тоже выросли, хотя и первые номера «баббловских» серий упирались головой в наш местный потолок. Новые серии (и «мягкие перезапуски») обещали новые жанры и новые подходы к сюжетостроению. Потом я долго видел только обложки — и обложки были из раза в раз отличные. Наконец дошли руки перелистать то, что находится между первой и последней страницами обложки.

Full disclosure: один из редакторов нашего сайта — Роман Котков, редактор издательства BUBBLE. Роман не занимался редактурой этой статьи, а я никогда не видел его живьем и даже не имею чести быть с ним формально знакомым. Я заочно хорошо отношусь ко всем художникам и сценаристам, работающим в издательстве BUBBLE, и испытываю к ним профессиональное уважение.

Комиксы для рецензии не предоставлялись издательством.

Метеора #1-6
Bubble 2014-2015
СценаристАртем Габрелянов
ХудожникиКонстантин Тарасов
Анна Рудь
Евгений Яковлев

Теперь у нас есть «наши» космические комиксы! Они такие же, как любые другие, но с московским трамваем, и поэтому — наши, родные!

У «Метеоры» были все шансы стать очень хорошей серией прямо на старте. Имеются рабочая идея, увлекательный сюжет, отличная картинка. Но что-то сбивает пилотный номер в полете и не дает ему стать хитом обзоров (о продажах я ничего не знаю). Что? У нас обычно мало говорят о частностях. Одни комиксы хорошие, другие — плохие, тут меня захватил сюжет, там — нет, вот и весь сказ. Но ведь такие впечатления читателя складываются из мелочей. При прочих равных не нравятся те комиксы, во время чтения которых возникает диссонанс, что-то «режет» глаз или, э-э, слух. На первом выпуске «Метеоры» очень легко пронаблюдать, как мелкие шероховатости не дают серии достигнуть предельной скорости.

Откройте журнал. Космические пираты, невероятный «звездный трамвай», драматические косые линии и целеустремленный взгляд героини со страницы — все очень круто. И к этому — восемь многоточий в конце плашек на первых двух разворотах. Неловкая недосказанность. Повисшая между «пиу-пиу» и «ба-бах» пауза, вполне ощутимая, хотя и взявшаяся как бы из ниоткуда. И чем, кстати, сменяется сцена с пиратами? Двумя страницами, на которых герои не говорят ничего по делу. Посмотрите на диалог в отрыве от круто нарисованной страницы:

— Так что за задание?
— Задание как задание: взять груз и доставить его на место назначения. Платят 1500 энергокубов...
— И это все? А что из себя представляет этот груз? Сколько он весит? Куда его, в конце концов, надо доставить?
— Пуш, послушай... Я знаю немногим больше твоего. Сейчас встретимся с клиентом, и он все подробно расскажет.
— Ох, не нравится мне все это...

Какая часть смысла потеряется, если выкинуть все реплики, кроме двух последних (тем более что клиент действительно чуть позже все расскажет, включая сумму оплаты)? Последнюю тоже можно выбросить: читателю совершенно неясно, почему Пушу «не нравится все это». У них обоих — читателя и Пуша — пока нет никаких оснований для плохого предчувствия.

Понятно, что этот диалог «убивает время», пока герои идут по футуристическому городу, а мы на этот город смотрим. Но в истории не должно быть ничего лишнего — и раз есть свободное место, на нем можно было бы расположить что-то полезное. Иначе сразу после кораблей космических пиратов читатель тормозит о пустопорожнее. «Метеора» — у нас есть многоточия и необязательные диалоги, оставайтесь с нами.

Впрочем, угловатость диалогов в комиксах Габрелянова — к сожалению, не новость. Вот мое любимое место, из четвертого номера:

— Вот ведь... опять проиграли!
— А чему вы так удивляетесь? Это был довольно предсказуемый результат.
— Да? И почему же?!
— Потому что вы с Пушем очень плохо играете!

Но это, наверное, проходит незамеченным, потому что у нас каждый второй комикс-журналист говорит не менее косно, угловато и с жутким смешением стилей речи. Я не исключение, разумеется.

Когда на диалогах вспоминаешь, что это комикс Артема Габрелянова, начинаешь постепенно замечать и другие «фирменные» черты. То, как легко второстепенные персонажи сваливаются в пересказ экспозиции, от чего у них даже меняется манера речи. То, как беззастенчиво «камера» рассматривает формы героини даже не в самых подходящих ситуациях. Или то, как грубо, даже хамовато ведут себя все написанные Габреляновым властные фигуры.

Или вот уже в первой истории герои выдают себя за туземных божеств. Да, это уже было в «Красной Фурии», только тут спецэффекты, а там был грим. Будь мы на доставшем тех, кто пишет комментарии под новостью про отмену одной обложки, просвещенном «Западе», мы бы сказали, что это стремно. Потому что автор второй раз прибегает к колониальному по своей природе тропу, говорящему: «Белым людям раз плюнуть освоить несложную культуру и религию туземцев, а навести на них страх — и вовсе раз плюнуть, они ведь все суеверные простаки». Этот разговор нам стоит завести лет через десять, а пока я просто скажу, что такой сюжетный ход мы с минимальными различиями видели год назад.
Но это, наверное, неудивительно, когда твои женские персонажи страдают синдромом Тангледа-Фроузена (слайды в студию).

Кстати, в самом комиксе Метеора обладает весьма выразительной и индивидуальной мимикой, особенно когда ее рисует Анна Рудь.

Я, признаться, сгустил краски. Комикс не так уж плох — в нем необычный фантастический мир и незатянутые сюжеты. Впрочем (ох, побьют меня) незатянутость еще не означает интересности, а необычность — продуманности. Так, жители планеты, населенной вроде как одними преступниками, жуликами и головорезами, в панике разбегаются и жалко гибнут, когда к ним является космический преступник. А жители другой планеты смогли добраться до соседней, потому что у них были крылья, а у родной планеты — низкая гравитация.
Или вот фантастический мир. С самого начала понятно, что это не занудная «твердая» фантастика и с законами физики и всего остального здесь будут обращаться легко. Но я не ожидал того, насколько легко. Если будете читать — обратите внимание, здесь в открытом космосе есть не только гравитация, но и воздух. Если читать не будете — просто знайте, что в один из моментов полета в космосе Метеора командует пилоту «резко взмыть вверх».

Я позволю себе ненадолго отступить от конкретного комикса и высказаться по проблеме, которая есть у всех серий BUBBLE в целом.

Этим комиксам — ВСЕМ этим комиксам — нужен редактор. Да, я знаю, что он у них есть, и что с его приходом все стало лучше. Но я не про редактора, который занимается сюжетом, композицией и хронологией. Я про литературного редактора. Который знает разницу между словами «контрафактный» и «контрабандный» (и почему «контрафактный товар!» — это не положительная характеристика), почему нелья писать «якшаться на равных» и называть «самосудом» нечто, начинающееся со слов «властью, данной мне жителями планеты». Наконец, пусть редактор прояснит, ел ли капитан Ахав заплесневелые булочки, а то Лилия Романова будто не читала книгу. Вернемся к делу.

Что до сюжетов, то вот пример странных решений, принимаемых сценаристом. Конфликт шестого номера (вторая часть истории «Дело чести») строится вокруг того, может ли Зигги выиграть крупный турнир по покеру. Нам известно, что Зигги — увлекающийся игрок, который постоянно продувается. В пятом номере мы видели, как он в азарте проиграл крупную сумму. Тогда мы следили за игрой, видели каждую ставку и «слышали» ход мыслей Зигги. Затем Зигги обещает выиграть турнир и тем самым вернуть все проигранное и... делает это, выложив на стол флэш-рояль. Мы не видим игры, не знаем, почему и как Зигги дошел до финала, не было интриги. Конечно, в сюжете важно не только это и вообще не это. Но тогда не важно и подробное, с правилами, рассмотрение карточной партии, «запустившей» сюжет. Достаточно было показать, что Зигги крупно проигрался.

И нет, простите, я не стал пересказывать этот сюжетный ход с использованием терминов из игры «Галактика», в которую якобы играют в космосе. Потому что авторы потратили разворот комикса на пересказ правил — и это просто перерисованный холдэм. Причем даже не сообщается достаточно правил, чтобы читатели могли сыграть в «Галактику» сами. Так что я предпочту сабакк.

И это притом, что, повторю, у комикса есть все данные, чтобы стать блестящим. Сюжет «Прорыв» (номера 3-4), например. Это простая и захватывающая история с впечатляющим злодеем, интересным сюжетом и остроумными визуальными ходами. И здесь же есть важный для сюжета и довольно органично поданный большой кусок экспозиции.

В последнем же (на момент выхода статьи) сюжете есть момент, который комикс-рунет преступно обошел вниманием. Там бородатый злодей, про которого понятно только, что он кровожаден и охочь до женского пола, называется «габроид». Мне подмигнули, мне понравилось.

«Метеора» — комикс, у которого есть чистые намерения и искренние глаза. Но проблемы с реализацией и постоянные упрощения для неведомого мне, но явно очень недалекого читателя мешают воспринимать его всерьез. Он не отвязен и не строг, не слишком смешон и недостаточно драматичен. Как и некоторые другие серии BUBBLE, он остановился на полдороге. Выкрутите ручку до предела, я хочу услышать вашу космическую музыку.

ЖИЖА
Экслибриум #1-6
Bubble 2014-2015
СценаристНаталия Девова
ХудожникАндрей Родин
Алина Ерофеева

Вот, по-моему, серия, которую быстрее всех забыли. Давно уже не видел, чтобы у нее обсуждали что-то, кроме обложек, в последние месяцы.

Ну помните, тот комикс, у которого на первых двух страницах превью ничего не происходило? Ну, тот комикс, большая часть комментариев о котором вначале свелась к выяснению жизненно важного вопроса о том, не трансгендер ли один из главных героев? Тот комикс, который вместе с «Метеорой» уравнял количество мужчин и женщин на плакатах BUBBLE и которым можно было бы отбиваться от обвинений в сексизме... если бы сама сценаристка комикса не рассказывала о редакции следующее:

«Экслибриум» был направлен на расширение аудитории. Изначально он задумывался как серия для девочек. Но когда мы рассказали о нем в своей студии, раздались комментарии: «Eww, все только и будут делать, что заплетать друг другу волосы и сплетничать о мальчиках!». Нет, в моем представлении серия для девочек — это не что-то конкретное. Меня спрашивали: «Наташа, а будут в вашей серии пони? Единороги, вампиры, оборотни? Любовные треугольники?» Это не относится к девочковым темам. История для девочек прежде всего должна содержать в себе женских персонажей, на которых хочется равняться. Я, наверное, задену чувства Артема, но скажу, что сейчас в наших сериях наблюдается недостаток таких персонажей. «Красная Фурия» — красноречивый пример того, что серия про девочку — не обязательно серия для девочек.

...а Артем Габрелянов в интервью не выражал следующие взгляды:

Изначально в «Экслибриуме» было половина на половину, главный мужской персонаж и главный женский персонаж, учитель и ученица. Но в итоге Лилия заняла роль главного персонажа, а учителя отошли на второй план. Все-таки нам хочется из шовинистического издательства перейти к тем, кто поддерживает равноправие полов. Хотя нас спрашивали: «Извините, а почему у вас комикс называется «Красная Фурия», а главный герой там не Фурия, а мужик?» Я честно отвечал, что ребята, я просто не считаю правдоподобным, что в команде вооруженных головорезов главной может быть женщина, когда в этой же команде есть огромный накачанный мужик. Такой вот шовинизм. В новом комиксе, в «Метеоре», в команде главная — женщина. Потому что остальные — инопланетяне. А женщины круче инопланетян.

Вы скажете, что тут такого? Ничего. Давайте о комиксах.

«Экслибриум», в отличие от разбираемых по соседству «Бесобоя» и «Метеоры», не взял курс на более короткие законченные сюжеты. В аннотациях говорится, что это комикс про то, как главная героиня вступает в тайный мистический орден, вслед за чем ее ждут невероятные приключения. Так вот, к концу шестого номера она пока в свой орден не вступила. Хотя мы и не сомневаемся, что вступит — кроме нее и ордена в комиксе ничего больше и нет. Пока нет даже не только антагониста, но и большой цели для главной героини или чего-то, к чему можно было бы мысленно стремиться, как к финалу и хэппи-энду.

А что есть? «Экслибриум» в равной степени состоит из полного загадок сюжета и отсылок, часть из которых настолько «на злобу дня», что устареют они уже к выходу ТПБ. Спорим, через год никто не вспомнит про «левую акулу»? Желание узнать больше об устройстве мира серии здесь растравляется самым простым способом — недосказанностью. И Лилии наставники говорят «потом поймешь/потом объясним», и для читателя объяснения вытаскиваются на свет божий только в самый последний момент. Ну и, как водится, в отсутствие главной героини остальные персонажи говорят между собой туманно и многозначительно, чтобы мы не дай бог не поняли всё слишком быстро. Это лучше, чем вываливать на читателя экспозицию ведрами, но ненамного.

Еще в «Экслибриуме» можно посмотреть на достойный Гудини трюк — сценарист и художник, вскормленные мангой, пытаются впихнуться в стандарты американского мейнстрима. Грид трещит и ракурсы скрипят, когда изнутри на них давят японские позы в исполнении русских мам и сёнэн-герои на блокбастерной службе.

Тут же я узнал, что по российским нормам в комиксе «16+» можно проткнуть человека бензопилой или отрубить ему руку топором, лишь бы кровь была не красная.

А еще я узнал, что комикс про запихивание чудовищ назад в книжки, гроб на колесиках и мрачные версии сказок нужно обязательно делать с этими самыми бензопилой и топором. Потому что мы же не хотим, наверное, чтобы комикс про девочку-абитуриентку стал «12+» и чтобы его прочитало побольше людей. Впрочем, это лично мне не кажется, что из комикса нужно было бы выкинуть что-то, кроме страшных сцен насилия, для снижения рейтинга. Все же я далек от реальности возрастных рейтингов (но я видел дисней-кино PG-13, и там показывали очень разные вещи), так что не считайте меня экспертом.

И все же это серия, которая нравится мне у BUBBLE больше всех остальных.
Я считаю, что Наталья Девова — самый интересный «баббловский» сценарист. Да, может быть, не самый опытный и не самый умелый в ремесленном смысле. Но интерес к автору вызывает не то, умеет ли он построить лодку — этому учатся все, стоит только захотеть. Интерес вызывает то, куда он на этой лодке тебя повезет. И куда везет Девова, угадать трудно. Если у других я по первым пяти страницам выпуска могу предсказать последние пять, то здесь я отпускаю контроль и говорю автору мысленно: «давай, ду ёр мэджик».

Да, можно сказать, что все хорошие истории о тайных магических обществах и о мрачных интерпретациях сказок вы уже видели. Не то чтобы я хотел ответить, что нот всего семь, но примерно так оно и есть. Выбранная идея тут хорошо реализована, а что она не самая новая — так ни у кого не самая новая, все мы за кем-нибудь донашиваем. Главное — как перешито, как сидит и идет ли к глазам. Кстати, это еще и самая интересная серия BUBBLE (а то и русских комиксов вообще) по части того, как тут одевают персонажей. И не надо трепать про «комиксы для девочек» — у всех ваших любимых персонажей очень продуманный визуальный дизайн, узнаваемый за километр. «Экслибриум» радует тем, что героиня в нем одевается в разное, но неизменно в узнаваемой манере.

Единственное, что я не могу понять никак (и я в редакции не один такой) — зачем Лилии на несколько выпусков распрямляли волосы и отнимали шляпку. Но этот недочет, судя по всему, исправили.

Девова явно замыслила длинную серию без стабильного статус-кво, иначе чем объяснить неспешность, с которой она ведет нас по сюжету. Тем, кто придет в этот комикс за сказочной историей, такой темп будет комфортен, а погружение во внутренний мир героини — уместно. Однако большое число людей схватит этот журнал, как еще один боевичок/супергероику вроде всех остальных серий BUBBLE, и потом разочаруется. Даже если (кажущийся) недостаток действия в первых номерах такому читателю не помешает, его добьет текст. Закадровые монологи тут обильны и часто заняты тем, чем могла бы быть занята картинка. Ну сами посудите — зачем вешать плашку с текстом там, где можно нарисовать картинку. Тем более, когда картинка есть и служит фоном для этой самой плашки.

Конечно, YA — это в большей степени проза, чем комиксы, и возможно, тут играет роль увлечение автора этим направлением. А приемы, как известно, из формата в формат напрямую не переносятся.

От чего я, с другой стороны, устал — так это от того, что проникающие в наш мир персонажи книг неизменно обрабатываются фильтрами «осовременить» и «умрачнить». Но и этот маневр мне понятен — серии нужно иметь коммерческий успех, и не будь в ней «гримдарка», ее бы записали в «детские» (и хорошо, если не в «девчачьи») да забросили.

Нарисовано это все отлично — несколько более «мангашно», чем хотелось бы, особенно в части лиц и поз персонажей. Даже я, хотя почти не читаю мангу и из аниме смотрел только «джентельменский набор», опознаю типовые решения в дизайне персонажей. Но диссонанса это не вызывает. Может быть, «немангой» комикс делает работа колористов, а может быть, принцип построения страницы. Девова в интервью, кстати, говорила, что предпочитает делать раскадровки сама.

«Экслибриум» — комикс с занимательной и перспективной концепцией, снабженный очень любопытными и неоднозначными героями. Даже Лилия Романова, главная героиня, которой на роду написано быть «оболочкой» для читателя, интересна сама по себе. Кроме того, поскольку она старшая школьница, мы избавлены от большей части ass-shots, без которых другие комиксы BUBBLE не обходятся. Ну, не обходится и этот — есть же второстепенные персонажи — но их тут существенно меньше. Мелочь — а приятно.

ДОБРО
Бесобой #25-30
Bubble 2014-2015
СценаристыАлекс Хатчетт
Наталия Девова
ХудожникиАндрей Васин
Алина Ерофеева
Наталья Заидова

Двадцать пятые номера всех серий BUBBLE подавались как важное событие. Все обложки снабдили ярлычком «идеально для новых читателей». У одних серий меняли стилистику, другим обещали «мягкий перезапуск». Забудем прошлые грехи, довольно слов об ошибках молодости, отречемся от старого ми... Короче, третий год пузырчатых комиксов должен был начаться с качественного скачка. О том, как это удалось «Красной Фурии» и «Иноку», мы уже писали. Я же решил обратиться к серии, которая воспринимается многими читателями (и, кажется, самим издательством) как флагманская.

Я забросил «Бесобоя» достаточно давно, и думаю, что возвращение к комиксу после перерыва позволяет мне смотреть на него свежим взглядом. Не то чтобы я был «новым читателем», для которого старт с 25-го выпуска «идеален», но я не читал про Данилу более полугода. В обычных условиях это грех для рецензента. Но для проверки на прочность заявления о том, что серию можно начинать читать с указанного выпуска — это преимущество.

Если кто-то купил 25-й номер с целью познакомиться с «русским супергероем», то там этот кто-то, полагаю, серию и бросил. Бесобой в «Чистой душе» служит знаком препинания — появляется раз в полдюжины страниц и дает паре мордоворотов с размаху по тавтологии. Для сюжета он не нужен, Данилу просто ведет «квестовый компас». Не видно героя и дальше — в нескольких следующих номерах «Бесобой» выступает в нестандартном и для себя, и для рынка формате антологии. Для устройства сюжета используется проверенный прием, который встречается, вроде бы, только в комиксах. Заглавный герой серии тут выступает, как стихийное бедствие, появляется только в финале истории и обрывает ее.

Подход «один сюжет — один номер» я всецело одобряю. Для героя, который просто «где поймает, там и замочит», больше и не нужно. Несколько номеров «Бесобою» удается держать темп, когда в номер помещается законченная история с сюжетом, мыслью и хорошим рисунком. Так что читатель получает максимум за свои деньги.
«Балор» (№ 27) использует другой проверенный ход. Большую часть выпуска занимает сновидение, навеваемое злодеем — вы видели такое в каждом достаточно длинном (чтобы сценаристы утомились) сериале с мистикой. Основная задача таких сюжетов в комиксах в том, чтобы позволить художнику порисовать самых безумных и кошмарных штук, каких хочется. И Васин дал нам в 27-м номере один из самых зрелищных комиксов за всю недолгую историю нашего мейнстрима. Полагаю, этого не могло произойти без Хатчетта — он в этом номере сценарист, но обычно выступает и как художник, и поэтому знает, «чего хотят артеры». Впрочем, «Бесобой» ориентирован на довольно юного, то есть неискушенного читателя. Поэтому и ночные кошмары у него большей частью прет-а-порте — врачи, разрушающиеся статуи, страшные дети и еще более страшные куклы. Не обходится без отсылки к «Алисе» (без такой отсылки, говорят, в джентельменский клуб не пускают). Но и со всеми его предсказуемыми местами «Балор» — очень красивый комикс.

Увы, видно, что в короткий формат «Бесобой» пока не умещается до конца. Когда нельзя остановиться на «пришел Данила и убил всех, кого не возьмут с собой в следующий выпуск», сюжет схлопывается на последних нескольких страницах без объяснений. В «Балоре», например, сюжет не столько красиво ушел на полуслове, сколько с криками убежал прочь — less of a cliffhanger, more of a cop-out.

Почти сразу же, еще не переодевшись из антологии назад в онгоинг, «Бесобой» начинает заново вводить в комикс свой мир. Выглядит это как нагромождение ничего не значащих слов и названий, большая часть из которых не стала понятнее и нужнее к тридцатому номеру. Названия, однако, достаточно разные, чтобы я запомнил, что «вот эти — это те, которые... а те другие — это которые...» и мог следить за сюжетом. Правила игры и реалии мира — жетон, песок, способности демонов — вводятся через их функции и отношение к ним персонажей, так что проблем тоже не возникает. Например, я все еще не знаю, что такое песок, но по контексту понял, что это что-то нужное для Бесобоя, заканчивающееся и восполнимое. Другие же штуки, когда в них возникла сюжетная необходимость, были объяснены.

Поскольку никакие мистические и волшебные штуки не играют решающей роли в развязках сюжетов, с таким полу-знанием мира вполне можно жить. Может ли с ним жить человек, который обычно вообще не читает комиксов — полагаю, что да. Мы ведь в тех же отношениях с сеттингом часто оказываемся в компьютерных играх, и ничего, справляемся.

Как живет герой и зачем борется с чертями, из номеров 25-30 понятно не очень. Но, с другой стороны, «это ж долбаные демоны!» — то есть основания для конфликта самоочевидны.

Мифология серии в той части, в которой она видна, не очень объемна. Хатчетт и Девова вводят новых персонажей, в первую очередь — противников для Данилы, разных и визуально интересных. Кроме того, появляется здешний аналог института экспериментальной экзофизики, который называется «МЧК» и в котором работают Дзержинский, Глеб Жеглов и «Порфирий Петрович». Ну да, не самый тонкий ход — но серия про рогато-хвостатых демонов, которым сворачивает челюсти здоровый бородатый мужик и не делает вид, что она сложная и утонченная. Пока «опера» ведут себя так же, как любая другая группа новых загадочных персонажей в «баббловских» сериях — появляются ненадолго, сыплют деталями метасюжета, напускают туману и опять исчезают.

Все, что ни выдумают сценаристы, художники изображают ярко, привлекательно и аккуратно. Разве что композиция страниц здесь часто скучна. Визуальной однородности у серии на участке 25-30 нет, нет ее и стилистически. Постоянная моя проблема с «Бесобоем» — была раньше, есть и сейчас — это двойственный подход к изображаемому миру. С одной стороны — страшные демоны, выпускание людям кишок Avatar press-стайл и сильный фэнтезийный привкус. С другой — периодически те же демоны становятся комичными «чертями», люди изображаются гротескными карикатурами, а сюжет рулит в сторону подростковой морали, хотя подросткам этот комикс вроде как брать нельзя. Поэтому трудно сказать, когда мультипликационная яркость картинки идет комиксу на пользу, а когда — во вред. Но обильно залитых тушью, «грязных» и нарисованных дерганными линиями комиксов о сражениях с демонами мы видели и так немало. Лакированный стиль BUBBLE оптимистичен, и это плюс.

В целом нельзя сказать, что «Бесобой» — это большое событие. Но настолько же компетентно сделанных комиксов у нас мало, и серию действительно делают хорошие сценаристы и художники. Я не могу сказать, что «Бесобой» чем-то существенно хуже среднестатистического комикса Marvel или DC. Правда, надо сказать, что я очень плохого мнения о среднестатистических комиксах Marvel и DC.

Ну и вот еще что. «Бесобой» — никакой не «русский супергерой», и не только потому что в его сюжете и сеттинге сейчас нет ничего специфически русского. И сюжетно, и по системе персонажей «Бесобой» — не кейп-комикс. Так что в песенке надо петь «Бесобой, Бесобой — это русский Хэллбой». Почему бы не равняться на такой отличный ориентир?

ДОБРО
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34588 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33557 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26861 103