Несмотря на то, что BUBBLE постоянно попадает в дайджесты новостей — там обложка, тут анонс, здесь скандал — о качестве их комиксов пишут преступно мало. Последняя большая волна публикаций прошла по рунету, когда набор серий издательства расширился с четырех до шести. И то, дальше первого выпуска не то никто не читал, не то никто не удосужился написать. Поэтому поумнеть за чужой счет не получилось — пришлось садиться за журналы самому.
Ожидания у меня были самые радужные. Те, кто прочел статьи про «Два года с BUBBLE» (кто-то же их читал, правда?), знают — я не в восторге от результатов работы издательства на первых двух десятках номеров. Но за два года работы сценаристы на основных сериях заметно выросли (а может — осмелели). Художники тоже выросли, хотя и первые номера «баббловских» серий упирались головой в наш местный потолок. Новые серии (и «мягкие перезапуски») обещали новые жанры и новые подходы к сюжетостроению. Потом я долго видел только обложки — и обложки были из раза в раз отличные. Наконец дошли руки перелистать то, что находится между первой и последней страницами обложки.
Full disclosure: один из редакторов нашего сайта — Роман Котков, редактор издательства BUBBLE. Роман не занимался редактурой этой статьи, а я никогда не видел его живьем и даже не имею чести быть с ним формально знакомым. Я заочно хорошо отношусь ко всем художникам и сценаристам, работающим в издательстве BUBBLE, и испытываю к ним профессиональное уважение.
Комиксы для рецензии не предоставлялись издательством.
Теперь у нас есть «наши» космические комиксы! Они такие же, как любые другие, но с московским трамваем, и поэтому — наши, родные!
У «Метеоры» были все шансы стать очень хорошей серией прямо на старте. Имеются рабочая идея, увлекательный сюжет, отличная картинка. Но что-то сбивает пилотный номер в полете и не дает ему стать хитом обзоров (о продажах я ничего не знаю). Что? У нас обычно мало говорят о частностях. Одни комиксы хорошие, другие — плохие, тут меня захватил сюжет, там — нет, вот и весь сказ. Но ведь такие впечатления читателя складываются из мелочей. При прочих равных не нравятся те комиксы, во время чтения которых возникает диссонанс, что-то «режет» глаз или, э-э, слух. На первом выпуске «Метеоры» очень легко пронаблюдать, как мелкие шероховатости не дают серии достигнуть предельной скорости.
Откройте журнал. Космические пираты, невероятный «звездный трамвай», драматические косые линии и целеустремленный взгляд героини со страницы — все очень круто. И к этому — восемь многоточий в конце плашек на первых двух разворотах. Неловкая недосказанность. Повисшая между «пиу-пиу» и «ба-бах» пауза, вполне ощутимая, хотя и взявшаяся как бы из ниоткуда. И чем, кстати, сменяется сцена с пиратами? Двумя страницами, на которых герои не говорят ничего по делу. Посмотрите на диалог в отрыве от круто нарисованной страницы:
— Так что за задание?
— Задание как задание: взять груз и доставить его на место назначения. Платят 1500 энергокубов...
— И это все? А что из себя представляет этот груз? Сколько он весит? Куда его, в конце концов, надо доставить?
— Пуш, послушай... Я знаю немногим больше твоего. Сейчас встретимся с клиентом, и он все подробно расскажет.
— Ох, не нравится мне все это...
Какая часть смысла потеряется, если выкинуть все реплики, кроме двух последних (тем более что клиент действительно чуть позже все расскажет, включая сумму оплаты)? Последнюю тоже можно выбросить: читателю совершенно неясно, почему Пушу «не нравится все это». У них обоих — читателя и Пуша — пока нет никаких оснований для плохого предчувствия.
Понятно, что этот диалог «убивает время», пока герои идут по футуристическому городу, а мы на этот город смотрим. Но в истории не должно быть ничего лишнего — и раз есть свободное место, на нем можно было бы расположить что-то полезное. Иначе сразу после кораблей космических пиратов читатель тормозит о пустопорожнее. «Метеора» — у нас есть многоточия и необязательные диалоги, оставайтесь с нами.
Впрочем, угловатость диалогов в комиксах Габрелянова — к сожалению, не новость. Вот мое любимое место, из четвертого номера:
— Вот ведь... опять проиграли!
— А чему вы так удивляетесь? Это был довольно предсказуемый результат.
— Да? И почему же?!
— Потому что вы с Пушем очень плохо играете!
Но это, наверное, проходит незамеченным, потому что у нас каждый второй комикс-журналист говорит не менее косно, угловато и с жутким смешением стилей речи. Я не исключение, разумеется.
Когда на диалогах вспоминаешь, что это комикс Артема Габрелянова, начинаешь постепенно замечать и другие «фирменные» черты. То, как легко второстепенные персонажи сваливаются в пересказ экспозиции, от чего у них даже меняется манера речи. То, как беззастенчиво «камера» рассматривает формы героини даже не в самых подходящих ситуациях. Или то, как грубо, даже хамовато ведут себя все написанные Габреляновым властные фигуры.
Или вот уже в первой истории герои выдают себя за туземных божеств. Да, это уже было в «Красной Фурии», только тут спецэффекты, а там был грим. Будь мы на доставшем тех, кто пишет комментарии под новостью про отмену одной обложки, просвещенном «Западе», мы бы сказали, что это стремно. Потому что автор второй раз прибегает к колониальному по своей природе тропу, говорящему: «Белым людям раз плюнуть освоить несложную культуру и религию туземцев, а навести на них страх — и вовсе раз плюнуть, они ведь все суеверные простаки». Этот разговор нам стоит завести лет через десять, а пока я просто скажу, что такой сюжетный ход мы с минимальными различиями видели год назад.
Но это, наверное, неудивительно, когда твои женские персонажи страдают синдромом Тангледа-Фроузена (слайды в студию).
Кстати, в самом комиксе Метеора обладает весьма выразительной и индивидуальной мимикой, особенно когда ее рисует Анна Рудь.
Я, признаться, сгустил краски. Комикс не так уж плох — в нем необычный фантастический мир и незатянутые сюжеты. Впрочем (ох, побьют меня) незатянутость еще не означает интересности, а необычность — продуманности. Так, жители планеты, населенной вроде как одними преступниками, жуликами и головорезами, в панике разбегаются и жалко гибнут, когда к ним является космический преступник. А жители другой планеты смогли добраться до соседней, потому что у них были крылья, а у родной планеты — низкая гравитация.
Или вот фантастический мир. С самого начала понятно, что это не занудная «твердая» фантастика и с законами физики и всего остального здесь будут обращаться легко. Но я не ожидал того, насколько легко. Если будете читать — обратите внимание, здесь в открытом космосе есть не только гравитация, но и воздух. Если читать не будете — просто знайте, что в один из моментов полета в космосе Метеора командует пилоту «резко взмыть вверх».
Я позволю себе ненадолго отступить от конкретного комикса и высказаться по проблеме, которая есть у всех серий BUBBLE в целом.
Этим комиксам — ВСЕМ этим комиксам — нужен редактор. Да, я знаю, что он у них есть, и что с его приходом все стало лучше. Но я не про редактора, который занимается сюжетом, композицией и хронологией. Я про литературного редактора. Который знает разницу между словами «контрафактный» и «контрабандный» (и почему «контрафактный товар!» — это не положительная характеристика), почему нелья писать «якшаться на равных» и называть «самосудом» нечто, начинающееся со слов «властью, данной мне жителями планеты». Наконец, пусть редактор прояснит, ел ли капитан Ахав заплесневелые булочки, а то Лилия Романова будто не читала книгу. Вернемся к делу.
Что до сюжетов, то вот пример странных решений, принимаемых сценаристом. Конфликт шестого номера (вторая часть истории «Дело чести») строится вокруг того, может ли Зигги выиграть крупный турнир по покеру. Нам известно, что Зигги — увлекающийся игрок, который постоянно продувается. В пятом номере мы видели, как он в азарте проиграл крупную сумму. Тогда мы следили за игрой, видели каждую ставку и «слышали» ход мыслей Зигги. Затем Зигги обещает выиграть турнир и тем самым вернуть все проигранное и... делает это, выложив на стол флэш-рояль. Мы не видим игры, не знаем, почему и как Зигги дошел до финала, не было интриги. Конечно, в сюжете важно не только это и вообще не это. Но тогда не важно и подробное, с правилами, рассмотрение карточной партии, «запустившей» сюжет. Достаточно было показать, что Зигги крупно проигрался.
И нет, простите, я не стал пересказывать этот сюжетный ход с использованием терминов из игры «Галактика», в которую якобы играют в космосе. Потому что авторы потратили разворот комикса на пересказ правил — и это просто перерисованный холдэм. Причем даже не сообщается достаточно правил, чтобы читатели могли сыграть в «Галактику» сами. Так что я предпочту сабакк.
И это притом, что, повторю, у комикса есть все данные, чтобы стать блестящим. Сюжет «Прорыв» (номера 3-4), например. Это простая и захватывающая история с впечатляющим злодеем, интересным сюжетом и остроумными визуальными ходами. И здесь же есть важный для сюжета и довольно органично поданный большой кусок экспозиции.
В последнем же (на момент выхода статьи) сюжете есть момент, который комикс-рунет преступно обошел вниманием. Там бородатый злодей, про которого понятно только, что он кровожаден и охочь до женского пола, называется «габроид». Мне подмигнули, мне понравилось.
«Метеора» — комикс, у которого есть чистые намерения и искренние глаза. Но проблемы с реализацией и постоянные упрощения для неведомого мне, но явно очень недалекого читателя мешают воспринимать его всерьез. Он не отвязен и не строг, не слишком смешон и недостаточно драматичен. Как и некоторые другие серии BUBBLE, он остановился на полдороге. Выкрутите ручку до предела, я хочу услышать вашу космическую музыку.