RSS
Рекомендуем

Рецензия: «30 Дней Ночи. Омнибус»

11.05.2018, 12:00 — Александр Кириллов 5930 2

Нечасто бывает так, что про комикс, лёгший в основу двух фильмов, двух мини-сериалов и целой серии новеллизаций, и даже получивший ремейк, я узнаю только после анонса о его русском издании. Ну, в этом нет ничего плохого, я всегда рад узнать что-то новое, даже если это «новое» — комикс десятилетней давности. Итак, сегодня, для тех, кто, как и я, не слышал об этом произведении, я расскажу про «30 дней ночи» — омнибус, выпущенный издательством XL Media и включающий в себя три мини: 30 Days of Night #1-3, Dark Days #1-6 и Return to Barrow #1-6.

Если вкратце и без спойлеров, то сюжет довольно прост: есть на Аляске городок под названием Барроу (реально существующий город, самый северный населенный пункт США). И однажды, узнав про этот «чудесный» город, в котором во время полярной зимы солнце не восходит 30 дней, в него со всего света стекаются вампиры с одной-единственной целью: полакомиться человечинкой. Большинство жителей города погибают в первые же дни ночи атаки, и лишь небольшая горстка выживших, под предводительством шерифа Эбена Олмана и его супруги Стеллы, пытается пережить эти ужасные тридцать дней в городе, заполненном вампирами. Этот сюжет длится всего три номера, а что происходит дальше — покрыто завесой спойлеров. Могу сказать только, что вампиров дальше становится ещё больше, а действие комикса на некоторое время переносится из Барроу в Лос-Анджелес.

Вампиры — явление, глубоко укоренившееся в современной поп-культуре. Эту тему эксплуатируют уже так давно, что сказать новое слово в этом жанре сложно. Вот и «30 дней ночи» не стали откровением, и можно провести параллели со многими представителями этого жанра — ну, например с «Блейдом», но лишь отчасти. В «30 днях» всё-таки своя атмосфера, они гораздо больше тяготеют к хоррору, нежели к экшен-боевику. Но, тем не менее, сражений там хватает, как между людьми и вампирами, так и между вампирами и вампирами. А ещё в этом комиксе минимум мистики, насколько это возможно в истории про вампиров — здесь нет привычных церковных атрибутов по типу святой воды, распятий, осиновых кольев. Здесь с вампирами расправляются вполне себе обычными пулями в голову, ну и солнечным светом, конечно же. Вампиры из «30 дней» — довольно приземлённые твари. По сути, кроме сверхчеловеческой силы и повышенной живучести у них ничего больше нет, что делает сражения обычных людей против них правдоподобными.

Про сюжет я не могу сказать, что он отличается какими-то изысканными поворотами или безумными ходами. Но с каких пор оригинальность стала критерием хорошего произведения? Главное ведь — грамотно подать идею, пусть даже она будет простой. Вот Стив Найлз на фоне истории одного города, волею злого рока ставшего кормушкой для нежити, рассказывает о судьбах двух людей — уже упомянутых шерифа и его жены, привычная жизнь которых исчезла вслед за солнцем, севшим за горизонт. И следить за их судьбами, за изменением их характеров из-за выпавших на них испытаний по-настоящему интересно. Кроме них двоих в комиксе есть и достаточно других ярких персонажей — и людей, которые поддерживают их в борьбе с вампирами, и вампиров, которые также преследуют свои цели, далеко не всегда ограничивающиеся поиском еды. Это достаточно большой плюс — не делать антагонистами безмозглую нежить, движимую только чувством вечного голода, а наделить её человеческими эмоциями и чувствами. Ну, насколько это для нежити возможно. Ещё один плюс — крайне бодрый темп повествования. Первая история — «30 дней ночи», описывает временной промежуток в эти самые 30 дней, но занимает всего 3 выпуска. Концентрация на основных событиях и вынос второстепенных деталей за рамки — на откуп воображения читателя — ещё больше усиливает и без того неслабо нагнетаемую рисунком атмосферу неизвестности.

Кстати, о рисунке. Художник всех трех историй — Бен Темплсмит, известный также по комиксу «Фелл», а его рисунок — это основа всей хоррор-составляющей этого комикса. Да, именно так. Если представить комикс в виде прозы, без визуала, то «30 дней» вообще не будут ни капельки пугающими. А Темплсмит делает комикс страшным разными психологическими и графическими приёмами. Начать с того, что присущий его стилю минимализм в изображении фонов он в этом комиксе выкручивает на полную катушку, оставляя в фокусе только персонажей, а все остальное помещая в какое-то размытое пространство позади них, силуэтно и схематично обозначая основные акценты обстановки. Это создаёт на протяжении всего комикса эффект, словно всё, что видит читатель, выхвачено из тьмы лучом фонарика. Особенно хорошо это передано в сценах, происходящих ночью, где чернота, сгущающаяся в краях кадра, рассеивается лишь вокруг фигур действующих лиц. Персонажей Темплсмит изображает крайне минималистично, ещё более минималистично он их красит — зачастую лишь выделяя какие-то отдельные детали цветовыми пятнами. Палитра во всех историях состоит исключительно из тусклых, приглушённых цветов, преимущественно оттенков охры, серо-синего, чёрного и, конечно же, красного. Вообще красный — пожалуй, единственный цвет во всём комиксе, который не содержит в себе в той или иной степени примеси серого или коричневого. Темплсмит в своей работе использует сочетание традиционных техник рисования с цифровыми: привычный контуринг тушью и заливки серыми акварельными тонами впоследствии насыщаются цветом уже на компьютере (если вдруг кому интересно, то вот тут, например, можно глянуть этапы его работы на примере обложки к другому комиксу). Такое сочетание графики и цвета (а также безумно мерзотно нарисованные зубастые вампиры) идеально подходит для этой истории и погружает читателя в атмосферу тьмы, холода и страха. Темплсмит своим рисунком вдохнул жизнь (вернее смерть) в эту историю, наполнил её кровью, звериными оскалами и динамикой. И получилось просто отлично.

Русское издание, как я уже говорил в начале — это омник, включающий в себя все три основные мини-серии, представляющие собой одну цельную историю. Формат у книги такой же, как и у стандартных хардов XL, только она вдвое толще; ляссе; качественная бумага — в общем, всё как обычно. Идеально встаёт на полочку между «Феллом» и «Воскрешением Рейчел». Ошибок в издании я не заметил, зато нашёл интересный ляп в самом комиксе. Если что, сейчас будет чуть-чуть спойлер, но совсем мало значащий вне контекста. Смотрите, вот первый выпуск начинается с даты, задающей время, в которое это всё происходит: 17 ноября 2001 года. В конце первой истории погибает один из персонажей, то есть через 30 дней от этой даты — примерно 18 декабря того же года. В первом номере следующей истории показывают его могилу... на которой стоит год смерти 2003 (вместо 2001 который должен быть). Я не нашёл каких-либо логичных причин, объясняющих такое расхождение по датам, поэтому склонен считать, что имеет место быть обычная человеческая ошибка. Поэтому если кто тоже заметит это, читая комикс, то не спешите грешить на издательство: они лишь в точности повторили то, что было в оригинале.

Подводя итог: на русском издан ещё один отличный представитель жанра хоррор. XL прочно обосновались в нише хоррора и, судя по всему, хорошо себя там чувствуют и останавливаться не собираются. Что не может не радовать — разнообразие на полках это всегда хорошо.

Книга на обзор предоставлена издательством.

Ещё много интересного
23.05.2018, 13:00 — Антон Иванов
День грустных прощаний со многими сериями.
908 12
07.05.2018, 13:00 — Юрий Коломенский
Охота кончилась, но BUBBLE GUM живёт!
3313 7
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
18891 272