RSS
Рекомендуем

ИМХО: Серебряный век отечественной комикс-индустрии (На самом деле нет)

28.01.2015, 11:04 — Виталий Терлецкий 3466 1

Остановите то, чем занимались: свое веское ИМХО по поводу российских комиксов выскажет Виталий Терлецкий — редактор издательства «Комильфо» и сценарист таких комиксов, как «Шафировский проспект» и «Скелет Инструктор». Добрый вечер, здравствуйте. На самом деле я очень рад, что мне посчастливилось написать статью для этой рубрики. Возможно, я напишу очень много, а может быть и не очень. Самое главное: я очень прошу вас, дорогие друзья, не забывать о том, что ниженаписанное — всего лишь мое мнение, и оно может не совпадать как с вашим, так и с мнением руководства и сотрудников той компании, в которой я имею счастье работать. Если честно, меня немного обижает, что меня достаточно часто отождествляют только с издательством и магазином («Комильфо» и «28-й» - прим. ред.), тогда как мое мнение абсолютно автономно. Просто представьте, что я такой же парень, как вы. Да, я просто хожу в магазин и читаю комиксы, а иногда не читаю. И да, вся эта статья ниже, если ее вообще можно так назвать, очень занудная и неинтересная, как и я сам. Так вот. Сегодня мы с вами поговорим об отечественной индустрии комиксов за последние, допустим, год или два. (На самом деле нет)

Если честно, я искренне полагаю, что сейчас она переживает свой Серебряный век. Для справки: если здесь почему-то есть кто-то кроме тех, кто пишет и редактирует Спайдермедию, я поясню, что в американских комиксах было несколько чисто условных периодов — это так называемый Золотой век (1938-1950-е), Серебряный век (1956-1970-е), Бронзовый век (1970-1985) и Современный век (1985 — наши дни). Кто-то еще выделяет Медный и Темный века, но это уже как кому нравится. Следует также отметить, что все эти даты в периодах чисто условные, и привязаны, если не ошибаюсь, каждая к какому-нибудь событию. Достаточно понимать, что в Золотом веке зародились большинство культовых персонажей издательства ДиСи, потом было много мелких издательств вроде Charlton и Fawcett Comics, которые потом были поглощены, в Серебряный век Стэн Ли почти в одиночку придумал всю современную вселенную Марвел, в Бронзу все было очень плохо, пока Фрэнк Миллер не сделал Бэтмена снова мрачным, а в Современной эпохе зародились лучшие независимые издательства вроде Dark Horse или Image, в которых выходят сейчас все те серии, по которым вы ссытесь кипятком. Но мы отвлеклись. Индустрия русского комикса загадочна и очень отстойна, потому что ее долгое время не было, а потом ее не было в каком-то систематизированном виде. Были мелкие издательства, были издательства покрупнее, которые пытались, были издательства, которые сделали наше детство, но не было главного: чего-то большого и русского. В том числе понятного многим русского формата. Кто-то пытается гнаться за Америкой и до сих пор переплачивает на неудобном русском оборудовании десятки тысяч за лишние сантиметр или полтора, просто чтобы сделать как в оригинале; кто-то убирает эти полтора сантиметра и убивает часть очарования издания; а кто-то вообще занимается мангой, или, что еще хуже, до сих пор рисует комиксы в манга-стиле, что совсем уж плохо. Ха-ха, ублюдки, нет, не прицепитесь, это всего лишь мое мнение, срача не будет. Каждый делает по-своему, нет никаких сраных единых стандартов, лебедь, рак и щука. Но мы отвлеклись. Почему я считаю, что сейчас Серебряный век? Потому что Золотой уже совершенно точно закончился. Когда вообще начались русские комиксы? Кто-то вспомнит «Веселые картинки», Карандаша, Самоделкина и Мурзилку, а идите в жопу, давайте вспомним еще какие-нибудь наскальные рисунки на Чукотке — они вообще там есть, кстати? Лично мне кажется, что комиксы начались, когда вышел первый выпуск Микки Мауса на русском языке. «Стоп», — скажете вы, — «но ведь мы говорим о русских комиксах, а это переводной западный». Вот тут-то и шутка, что мы говорим не о русских комиксах, а я говорю о русских комиксах, а я не такой старый, чтобы помнить студию «КОМ» как-то еще кроме как через упоминание в графическом романе Аскольда Акишина «Моя комикс-биография». Русские комиксы для меня — это не только исконно русские комиксы, но вся русская комикс-индустрия в целом. Потому что, если мы будем говорить только о русских комиксах, это будет скучно и никому не интересно. Ну, ладно. МНЕ не интересно, ведь это рубрика про мое мнение. Сегодня мое, а завтра ваше, так-то.

Золотой век комиксов в России для меня — вся эта шляпа в кучу: «Микки Маус» и «Микки Детектив», Арчивские «Черепашки-Ниндзя» от Махаона, безусловно «Бамси», попытки Бэтмена от «Дрофы» с неправильной дистрибьюцией. Это «Прайм-Еврознак», это студия «КОМ», это большая и правильная КомМиссия с Хихусом, это первые Бумфесты, плакаты которых я видел на Малом проспекте Васильевского острова, когда гулял там с девчонками, но на сам фестиваль в свое время так и не пошел, это даже Санкт-Петербургское комикс-сообщество, хотя оно всегда, кажется, было маленькое и смешное. А помните, как Амфора издала «Хранителей», «Вендетту» и «Город Грехов» с обложкой к фильму? Их сейчас с рук меньше чем по три тысячи не продают. А вы знаете, что на Книжной Ярмарке в ДК им. Крупской в 2010, кажется, году можно было купить «В значит Вендетта» от Амфоры за 190 рублей? Потому что она страшно провисла у них и ужасно плохо продавалась. Это, конечно же, большое и супергероическое во всех смыслах издательство «Комикс ЛТД», которое издало, наверное, больше всех за все время. Мне нравились эти ребята. У них были харды увеличенного формата, но с офсетной бумагой, а коллекционные сборники были уменьшенные, но с меловкой, хотя и не очень клевой. И что интересно, все эти ребята терпели поражение рано или поздно в том или ином смысле. То есть, они начинали издавать комиксы, но в конце концов у них всех что-то не получалось. Почему я так думаю? А потому что все эти ребята больше не выпускают комиксы. Ну, почти все. Да какая разница. Тех комиксов уже больше никогда не будет, и коллекционеры-старики достают их и продают, и перепродают. Это уже отдельный бизнес, не знаю, можно вообще это назвать бизнесом?

В конце 2000-х потихоньку все взялись за переводной сектор зарубежки. Раскачивались долго, лет 5-7, потому что для всех, кто за это взялся, это было тоже дело новое, потому что те, кто знали, как это делать, уже давно этого больше делать не хотели. Что еще раз подтверждает: новый виток, новая эпоха. Тогда Золотой век закончился. А сейчас Серебряный век. Он начался примерно пару лет назад, как я могу судить. Все это происходит на моих глазах, которые открываются все шире и шире, поскольку находятся в непосредственной близости от происходящего. Я видел, как тиражи комиксов в пять или десять тысяч казались чем-то невероятным, а после не поверил, когда увидел, как эти тиражи заканчиваются за пару месяцев. Индустрия переживает подъем. Честно говоря, я не очень хорошо знаю наверняка, чем именно он обусловлен. Полагаю, всем виной успех кинофраншиз тех или иных издательств, будь то парень, которого три фильма гонял в латексе Кристофер Нолан, или Шерлок Холмс, которого три-четыре-пять фильмов гонял в железе (на самом деле в пластике) режиссер, имя которого я не запомнил так хорошо. Шестеренки закрутились, и эти шестеренки на самом деле очень большие, потому что они цепляют все вокруг, и заставляют интересоваться чем-то еще кроме мейнстрима. Вон парнишка у меня заказал специально книжку из Fantagraphics, ту, про зеленую ведьму, она вон какая клевая, а ее даже ни один лысый мужик не писал, ни Брайан Вон, ни Грант Моррисон, ни любой другой лысый мужик. Я надеюсь. Иначе я буду достаточно глупо выглядеть.

Сейчас очень много всего выходит, и теперь внезапно я говорю именно про русские native комиксы, которые делают ребята вроде нас и тот мужик, который делает «Боровицкого». Много всякого дерьма выходит, но это нормально, еще лет 20 — и можно будет тоже составлять рейтинги вроде «Топ-10 самых отстойных русских комиксов» или «Топ-20 самых убогих отечественных комикс-художников». Но ведь среди этого выходит и много хорошего. Мне очень нравится «Доктор Люцид» — ребята меньше чем за год почти раскачали вселенную так, что какие-то школьники уже фанарты на них рисуют, хотя им дали не более чем зайти ножки в море помыть, большого сюжета еще не было.

Боровицкий тоже крутой, там вон во втором выпуске главный герой живет в Омске начала двадцатого века (как и в первом) и должен расследовать убийство государственной важности, но вместо этого просто шляется по городу, а потом идет в театр со страшной бабой. Спокойно. Хорошо.

А издательство BUBBLE? Это была осень 2012, верно? Никто их всерьез не воспринимал тогда, батины деньги и большая медиа-семья. Мне они и самому казались тогда стремными. Но я же читал. В них что клево? Ты никогда не знаешь, что будет в новом выпуске. Он может оказаться классным или отстойным, но всегда чем-то новым. То есть выходит, допустим, на русском Batman Hush или «Долгий Хэллоуин» — а их-то куча народу уже прочитала. В сканах или в бумаге на английском. Так или иначе. Не знаю точно, сколько, может быть треть тех, кто покупает. Может быть больше, может быть меньше. Правда не знаю. Но в любом случае ты знаешь, что берешь. И часто берешь даже не читая, просто на полку поставить, потому что всегда мечтал иметь что-то такое в коллекции. На этом и выезжает ряд издательств. У них денег много, и они делают самые знаменитые серии именно такими и для того, чтобы купить и на полку поставить. Интересно, сколько это еще продлится? Вон, в кризис даже я стал меньше комиксов брать. Раньше брал почти все. А теперь выбираю. Бэтмен новый или гречневой крупы пять кило. Гречневая крупа полезнее, в ней много микроэлементов. И вообще. К чему это я? Я не знаю, насколько все это реально, может быть мы к июлю локти будем доедать, потому что больше в стране ничего не останется, но мне кажется, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы взять и начать делать крутые отечественные комиксы. Художники уже подросли. Автором себя каждый второй считает. BUBBLE молодцы, я не знаю наверняка, как у них там финансирование, что дает холдинг, а что на самоокупаемость, это не мое дело, ничего знать об этом не хочу. Но они раскачали бренд, они раскачали серии, и даже самые сраные скептики взяли и купили первые сборники. Потому что интересно. Школьники пока держатся за Бэтмена и падают в обморок при анонсе Fables, но очень скоро и они поймут. Нет, я не говорю, что BUBBLE — это русский Марвел, а Габрелянов — это Стэн Ли. Слышал, Артем, ты не Стэн Ли. Я бы мог быть новым Стэном Ли, если бы ты дал мне написать две-три серии, но пока что нет, не будет у тебя сверхприбылей.

Но кроме шуток, BUBBLE молодцы. Они хотя бы делают. Много, все лучше и лучше, и вовремя. Переводная индустрия тоже очень изменилась. Если еще три года назад все решали энтузиазм и знание мастрида Спайдермедии (кстати, ребята, когда вы уже обновите его?), то теперь все решают деньги. И читатель изменился. Интернет вообще изменился, очень много глупых детей, которые думают, что работа в издательстве комиксов — это очень весело и здорово, почти как в комикс-магазине, когда ты просто сидишь и читаешь комиксы, а если надоело — можно и сериалы посмотреть. Большинство из них не представляет, сколько труда затрачивается даже на адаптацию переводных, а уж даже я боюсь представить, сколько на создание новых. Будем считать, что почти поровну. Где-то с нуля надо делать, а где-то сложная система авторских прав и много своих тонкостей. Но ребята-то не знают. Еще пару лет назад комиксами интересовались тонкие понимающие личности, а теперь это модно. Нет, безусловно, это хорошо, интерес — это очень здорово. Но поверьте мне, иногда я жалею о том, что у меня нет возможности собрать всех умников из комментариев и пабликов издательств (причем любых), в одной комнате, а потом долго бить ногами. Да, это тоже мое мнение, потому что я человек вспыльчивый и не очень умный, а еще у меня давно не было отпуска. Переводная индустрия может уже через год, а может и раньше, пережить кризис, потому что уже совсем скоро — и вы увидите это вместе со мной, рынок переводных комиксов будет перенасыщен. Конкуренция станет намного жестче. Кризис тоже внесет свои коррективы. А потом будет очень весело. А через пару лет, наверное, затишье. А потом, кто знает, Русский Бронзовый век. Кажется, мне надоело писать. Еще кажется, в этой статье очень мало полезной информации, да и вообще, у кого язык повернется назвать это статьей. Подытожим. На что я надеюсь. Хочу, чтобы мы все были здоровы и счастливы, хорошо питались и много гуляли на свежем воздухе. Я очень хочу, чтобы в ближайший год, плюс-минус, отечественный, именно отечественный комикспром поднялся, потому что в нем будет будущее всей комикс-индустрии. Ну, это я так думаю. Для этого нужно четко определиться с форматом, источниками финансирования и тематикой. Сюжеты нужно брать из жизни, как и в хороших книгах. Мейнстрим делать артхаусом и наоборот. Это что вот я вообще сейчас имел в виду? Не знаю. Хочу много новых русских комиксов. И немножко хороших. Все вышеперечисленное всего лишь мое мнение, все имена и персонажи вымышлены, любое сходство случайно, доброй ночи, я пойду спать.

valber, 28.01.2015 12:01:19
В Иноке внезапно вархаммер ) А вот Гром, Бесобой и Экслибрис мне очень по душе.
Heven, 28.01.2015 13:01:09
очень неловко, но я знаю эту "зелёную ведьму". сраный тумблер.
Shargor, 28.01.2015 13:01:22
Почему должно быть неловко от знакомства с "этой зелёной ведьмой"? Кому Хансельманн дорогу перешёл?
Heven, 28.01.2015 13:01:45
ну дык, приключения обкуренных оулмена, кота и ведьмы. такое самостоятельно искать не станешь.
Shargor, 28.01.2015 14:01:51
Megahex заглянул в достаточное количество топов предыдущего года, чтобы его не нужно было самостоятельно искать.
Heven, 28.01.2015 15:01:28
Окееееей...
sterpazook, 28.01.2015 15:01:55
это не приключения, а наркоманская бытовуха
Gra4Vampir, 28.01.2015 13:01:09
Возможно не самое информативное чтиво, но как минимум очень интересно читать. А в этой рубрике это главное, как по мне.

Спасибо.
ВКПС, 28.01.2015 13:01:04
Про растущий рынок конкуренции - так и есть. Пройдет пару лет и пром начнет отсеивать бесперспективных авторов. Что, с одной стороны, хорошо, а с другой - та же ерунда, что и на стандартном рынке труда.
Ну, будем надеяться.
Не понравилось периодическое сквернословие автора. В особенности там, где можно было сказать получше. Скверна должна быть украшением в речи, а не служить выражением скупой экспрессии.
ИМХО, of course.



archangel_max, 28.01.2015 14:01:12
Почти все вспомнил, но "Кешку" забыл. Один из первых российских стрипов. И специализированную на комиксах передачу по Первому каналу тоже( да и такое тоже было в 1994-1995 гг.)
sterpazook, 28.01.2015 15:01:53
только хардкор

Ларош, 29.01.2015 04:01:15
Саша, прояви патриотичность - пости "Талер"!
Ахмед, 28.01.2015 14:01:44
В этой статье слишком много противоречий (На само деле нет).

Глядя на "русский формат (размер)" мне отчего-то становится грустно и хочется призвать Фрейда. Жаль, что "русским размером" не стал формат издательства "Ровесник", у них был самый большой).

Объединять в "Отечественный золотой век" 90-ые и 00-ые, ИМХО, неверно. Да и условное определение "волна" по отношению к истории отечественного издания комиксов мне гораздо ближе и понятней, чем калькирование забугорных форм систематизации.
Издания "первой волны" в основном были направлены на детей (за редким исключением, такими как некоторая продукция "КОМ" или там "Велес") и из всего сонма комиксов издаваемых в тот период, рубеж "нулевых" смог преодолеть, кажется, только "Микки Маус".
"Вторая волна" уже была направлена на детей/подростков, ну а в нынешний период издание в основном направлены на подростков/тем кому за 20. И еще одной немаловажной особенностью сегодняшнего времени является то, что издатели наконец-то начали поворачиваться к потребителю лицом, а не жопой. Ведь покупатель всегда прав (на самом деле нет).
Змеюкина, 28.01.2015 15:01:37
Потому что, если мы будем говорить только о русских комиксах, это будет скучно и никому не интересно.
На самом деле нет (хотя да). Если, конечно, потрудиться назвать хотя бы несколько действительно русских комиксов, появившихся в промежуток времени, названных автором "золотым" периодом. Они, конечно, были во многом чтивом спорным, но весьма любопытным, особенно в современном контексте.
Русских "серебрянников" тоже как-то маловато будет, если уж на то пошло.)))
Потому что как бы там ни было, но переводные комиксы к русским (или даже российским) комиксам отношения не имеют. К отечественной книжно-журнальной индустрии - да, но к русским комиксам - увы. Так же, как голливудские блокбастеры в нашем прокате никаким боком не связаны с российским кино.

А что до терминов, лично мне кажется, что все, что было в 90-00-е - на золотой век никак не тянет по масштабу. По сути это было только зарождение жанра как такового практически из ничего. А вот сейчас - ну или в самое ближайшее время - есть все шансы для наступления этого самого Золотого века. ИМХО. Главное, верить. Ну и стараться... по мере возможностей. )))
archangel_max, 28.01.2015 16:01:46
где тут нажать "лайк"?!
ну короче "Ь"
Shargor, 28.01.2015 16:01:15
Каждый раз, когда комиксы называют жанром, в мире умирает один котёнок.
Что символично, каждого зовут Скоттом, и каждый обожает фильм про любителей рубить головы.
Ларош, 29.01.2015 04:01:48
Каждый раз, когда жанром называют "детектив" или "фэнтези", например, мертвый котенок идет являться в кошмарах всем шибко умным.

Это я к тому, что надо меньше беспокоиться о размытии терминологии, а не в упрек.
Shargor, 29.01.2015 07:01:00
А умирающие котята вообще спокойны, они о себе напоминают только, когда умирают от "своих" же. Преданных делу, уважающих и популяризирующих любимый вид искусства, что конечно же их предположение, а не данность.
Ларош, 29.01.2015 07:01:49
Я сдаюсь - я не понял, в чью сторону шпилька и на всякий случай решил, что в мою :).
Змеюкина, 29.01.2015 12:01:35
А что же тогда комиксы как не жанр (может, даже род) литературы? (на отдельный вид искусства при всей моей нежной любви к ним они вряд ли потянут).
А впрочем, все это вопросы терминологии, которые к теме статьи имеют мало отношения. Спорить же о терминах можно до бесконечности.
Зато все котята остались живы. :)
Shargor, 29.01.2015 12:01:45
Согласен, спорить не буду. Лучше понаблюдаю, как происходит буквальный геноцид котят.
Змеюкина, 29.01.2015 12:01:11
В упор не понимаю вашей метафоры про котят (честно!), но будем надеяться, что все останутся живы и здоровы, а число хороших комиксов будет расти с каждым годом. :)
Ларош, 29.01.2015 12:01:06
Наталья, вы же с профильным образованием человек да и не пушкинист какой :). У литературного жанра (окей, возьмем структуралистское определение) есть формальные И содержательные свойства, тогда как комикс мы в состоянии идентифицировать на основании необходимых и достаточных формальных признаков. Аристотелевские же рода упираются в, э-э, остранение автора, и тут опять же комиксы умеют в эпос, и в лирику.

(в рамках одной дисциплины спор о терминологии краток и отчетлив, а вот стоит в океан выйти... Но вообще я бы предпочел, чтобы Станислав прояснил вопрос с котятами, да; я беспокоюсь)
Shargor, 29.01.2015 13:01:00
А чего тут прояснять? Но если ты просишь, Лёша.

Растолкую три возникшие ситуации и их связь с котятами:
1. Среднестатистический читатель комиксов называет их жанром = котята умирают, но молча, я их интересы не отстаиваю, такова жизнь.
2. Работник индустрии комиксов, редактор (!) называет их жанром = котята умирают под истошную музыку, я пытаюсь донести об этом преступлении до всех заинтересованных.
3. Работник индустрии комиксов, редактор (!) называет их жанром (может, даже родом) литературы, без шанса на амнистию = начинается настоящий геноцид котят, тут я трусливо умываю руки.

P.S. Надеюсь, что с именами котят и их пристрастиями в кинематографе не нужно помогать =)
Ларош, 29.01.2015 14:01:24
"Доцент, у тебя мама был, папа был? Почему злой такой?"
Быть блестящим редактором и быть крепким теоретиком - вообще не связанные между собой штуки. А с учетом того, какая жесть творится с обиходным использованием слова "жанр" (да вот к примеру: "вестерн" в кино - жанр, а в литературе - нет), вообще надо всем всё прощать. Я до сих пор не понял, "кадр" надобно говорить или "панель(ка)", займись лучше мной :).

Но вообще у меня такое ощущение, что я случайно зашел на поле, где играли в inside baseball, и мне мячом по голове прилетело.
Shargor, 29.01.2015 14:01:00
"Доцент, у тебя мама был, папа был? Почему злой такой?"

Я злой? Не, мне просто котят жалко.

У меня больше другое ощущение - полное непонимание, за что умирают котята. Мне до как таковой терминологии до лампочки, как и им собственно. Просто вот этот вот "жанр" полностью описывает отношение человека. Человека, ответственного за, ещё раз, популяризацию комиксов в России. Проще говоря, его отношение имеет важную роль, в том числе и для потенциальных читателей. И отношение к комиксу, как к жанру литературы - это приговор. И здесь слово "жанр", если не нравится его многозначительное толкование, можешь легко заменить на то, что больше предпочитаешь. Всё равно от этого суть не изменится.
redson, 29.01.2015 15:01:12
>Просто вот этот вот "жанр" полностью описывает отношение человека. Человека, ответственного за, ещё раз, популяризацию комиксов в России.

Это на самом деле объясняет качество редактуры комиксов Панини и Ашет. Какое отношение, такая и популяризация.
Ларош, 29.01.2015 15:01:41
Come on, that's a low blow!
redson, 29.01.2015 15:01:55
Змеюкина, 29.01.2015 15:01:38
Женя, переход на личности считаю последним делом.
Качество твоей редактуры обсуждать не буду, дабы не уподобляться.
Но я бы попросила убрать этот комментарий.
Змеюкина, 29.01.2015 14:01:03
2Shargor
Ок, скажите тогда ваше мнение по поводу того, что есть комикс? Только, пожалуйста, не надо этого часто употребляемого нынче словечка "медиум", т.к. медиум - это тот, кто вызывает духов и гадает на стеклянном шаре. А он к комиксам отношения не имеет. Если не Доктор Стрэндж, конечно. )))

За котят не волнуйтесь - они живы, здоровы и накормлены.
Hella, 29.01.2015 14:01:06
О, я всегда любила такие вещи. Начинаешь лезть в терминологию и понимаешь, что с точки зрения разных авторов или даже разных наук, у одного термина совсем разные определения. (Могу назвать 7 по комиксу)
Ларош, 29.01.2015 14:01:06
1. Просто мы как-то привыкли считать, что в гуманитарных науках одно и то же слово - одно и то же слово. Притом что каждый ежедневно не путает, какую вилку вставлять в рот, а какую - в розетку.
2. А не надо лезть в терминологию - надо лезть в методологию, с помощью которой вырабатываются те или иные определения. У тех же Айснера или Макклауда вся линия рассуждений на виду, можно подойти и прицениться.
Hella, 29.01.2015 14:01:00
1. И зря считают.
2. Читала и того, и другого. В общем-то, Макклауд на основе работ Айснера и вывел самый адеккватный (имхо!) термин. По крайней мере, когда я занималась этим вопросом, именно он подошел лучше всего.

Комикс – иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получения эстетического отклика зрителя.

Хотя когда меня признаю величайшим культурологом земли, я введу свой термин) что-нибудь в духе особый визуально-текстовый вид искусства, находящийся на грани литературы, живописи и кинематографа.
Shargor, 29.01.2015 14:01:00
Ок, скажите тогда ваше мнение по поводу того, что есть комикс?

А смысл? Вы свой вердикт про "на отдельный вид искусства не тянет" уже сделали. Остаётся только пожать плечами.
Змеюкина, 29.01.2015 15:01:09
Смысл? Тут вообще-то дискуссия вроде бы. То есть каждый высказывает свое мнение. Я свое высказала. Интересно узнать ваше, раз вы считаете, что я не права.
Shargor, 29.01.2015 16:01:24
Смысл? Тут вообще-то дискуссия вроде бы. То есть каждый высказывает свое мнение. Я свое высказала. Интересно узнать ваше, раз вы считаете, что я не права.

Я объясню.

Когда вы сказали, что комикс не тянет на отдельный вид искусства, я сразу с дискуссии срулил, потому что ваше мнение услышал, и оно звучало, как уже сформированное и неоспоримое. А потом отдельно про котят рассказал, потому что Алексей попросил. Это не должно было быть развитием дискуссии.

Своё мнение по сему вопросу уже тоже успел озвучить, хоть и через котят. Оно полностью противоположно вашему и основано на твёрдом убеждении в том, что комикс - самостоятельный вид/форма искусства.
Змеюкина, 29.01.2015 16:01:29
Спасибо за ответ! :)
И за то, что пояснили сюжет с котятами отдельно.
sterpazook, 29.01.2015 15:01:03
Комикс, как и литература, - это форма искусства (смотрим толковый словарь), как ни крути. Да, он сочетает в себе черты других форм, но к ним при этом не относится. Комиксы без текста перестают быть литературой, но не перестают быть комиксами.
Змеюкина, 29.01.2015 14:01:03
2Ларош
Да вот именно, потому, что с профильным образованием. :) У литературных жанров много разных критериев для отбора, и комиксы вполне в них вписываются. Но поскольку их все же прежде всего ЧИТАЮТ, я склонна думать, что они именно литература (хотя трудно сказать чего там больше: драмы или прозы, а бывает что и поэзия, да). Плюс форма подачи материала - книги, журналы, газеты чисто литературные.
А вообще, как я уже сказала, называй как хочешь, (если только вы не собираетесь писать диссертацию по комиксам) главное, чтобы само явление было и развивалось. А то про "первые русские комиксы про супергероев" я лично слышу уже больше 10 лет, а процесс все буксует и буксует. Хотя, конечно, в последнее время небольшие сдвиги, но наметились.
redson, 29.01.2015 14:01:00
>А что же тогда комиксы как не жанр (может, даже род) литературы? (на отдельный вид искусства при всей моей нежной любви к ним они вряд ли потянут).

Честно, не ожидал увидеть в комментариях на Спайдермедии высказывания, близкие по уровню к тредам на Канобу, в которых заезжие снобы называют все комиксы говном, недостойным адекватных людей.

Жанр литературы.

Не тянет на отдельный вид искусства.

Ты видела комиксы без текста? Чей они жанр?

Разовьем мысль: радио - это вид искусства, а кинематограф - его жанр, потому что кино можно слушать.
Змеюкина, 29.01.2015 15:01:10
Женя, а кого, позволь спросить, ты считаешь тут заезжим снобом, м? :)
И вот:
называют все комиксы говном, недостойным адекватных людей
Где я такое говорила? Кажется, слово "говно" применительно к комиксам (или к отдельным его представителям) любит употреблять тут кто-то другой :).

Ты видела комиксы без текста? Чей они жанр?
Видела, но я и книги без текста видела или с его минимальным количеством как типа авангард и все такое. Все же комиксы без текста хоть и бывают, но являются, пожалуй, очень небольшой частью от общей массы.

Разовьем мысль: радио - это вид искусства, а кинематограф - его жанр, потому что кино можно слушать.
Не совсем адекватное сравнение ИМХО. А вот кинематограф как вид искусства, а игровое, документальное, мультипликационное кино как его жанры (или виды) вполне сойдет.

И потом я повторюсь, какая вообще разница, кто как и чем называется? Мы любим комиксы и читаем их с удовольствием (или без оного), а чем мы его считаем: живописью, кино, литературой, видом, родом, подвидом и т.д. кому какое дело?
Я вообще практик, а не теоретик, а практика подсказывает мне, что из всех жанров, с которыми мне приходилось сталкиваться по структуре и форме подачи комикс ближе всего к литературе. Но я не говорю, что мое мнение - истина в последней инстанции. Просто высказываюсь, раз уж возник такой вопрос.

И вообще речь в статье шла о конкретно русских комиксах и как их понимает автор статьи. Может, лучше поговорим об этом? А для вопросов терминологии выделим отдельную тему?
redson, 29.01.2015 15:01:47
Упростим вопрос.

Если убрать из комикса текст, это по-прежнему будет комикс.

Если убрать из комикса картинки - ?
Змеюкина, 29.01.2015 15:01:01
Совсем убрать не получится. Хотя бы название напечатанное на обложке (странице комикса) все равно останется.
redson, 29.01.2015 15:01:01
Получится, почему не получится. Отключим слой картинок в файле - останется один текст. Один текст - это комикс? Нет.

Ты в своих суждениях, как мне показалось, опираешься на тот факт, что мы читаем комикс.Если убрать из комикса текст, мы будем рассматривать последовательность картинок, складывающихся в определенный нарратив. Это будет похоже на сторибоарды к фильму или кадры из мультфильма. Литература уже будет ни при чем. Верно?
Змеюкина, 29.01.2015 15:01:51
Ну, если считать, что нарратив, то есть повествование все равно берет свое начало из литературы, то вполне при чем.
А насчет того, что комииксы это не отдельный вид искусства. Видов искусства вообще довольно мало: изобразительное искусство, литература, кино, театр, музыка, декоративно-прикладное искусство. И все.

Вообще я бы с удовольствием присоединилась к отдельной дискуссии на тему "Что есть комикс", так как это действительно интересно. Но из это дискуссии, поскольку здесь начались какие-то злобные и мелочные личностные наезды, не связанные ни с обсуждением, ни со статьей, я выхожу.
redson, 29.01.2015 16:01:48
>Ну, если считать, что нарратив, то есть повествование все равно берет свое начало из литературы, то вполне при чем.

В кино тоже повествование. Это жанр литературы?

>Видов искусства вообще довольно мало: изобразительное искусство, литература, кино, театр, музыка, декоративно-прикладное искусство. И все.

"Комиксы - не вид искусства, потому что комиксы - не вид искусства". Аргументация отличная.

>Вообще я бы с удовольствием присоединилась к отдельной дискуссии на тему "Что есть комикс", так как это действительно интересно.

Вот же она идет, в чем проблема? Это же не форум, на котором достаточно отдельную тему создать. Можно, конечно, ждать появления специальной статьи, но когда это будет - неизвестно.

Но вот ты уже сама согласилась, что текст из комиксов удалить можно, а картинки - нельзя. Тебе мало попадалось комиксов, в которых не было текста - ок, допустим, ты сделала подборку и вывела процент. Но в конечном счете каждый автор решает, как ему удобнее - с текстом или без. Тот факт, что кто-то совершенно спокойно обходится без текста (как в работе целиком, так и в отдельных сценах, длящихся множество страниц), позволяет прийти к выводу, что наличие текста - выбор, опция. Он может быть, а может и не быть.

>Но из это дискуссии, поскольку здесь начались какие-то злобные и мелочные личностные наезды, не связанные ни с обсуждением, ни со статьей, я выхожу.

Согласен, к обсуждению это не совсем относится. Учитывая, что я так много времени уделяю сайту про комиксы, нет смысла скрывать, что я отношусь к ним страстно и со всей серьезностью, иначе и представить нельзя и не думаю, что кто-то хочет от меня иного. В твоих суждениях я увидел не просто мнение, отличное от своего, но и некоторое неуважение и пренебрежение. Вполне вероятно, что не намеренное. Но мне все равно стало очень грустно от того, что такое мнение высказывает человек, который сам рисует и профессионально занимается изданием комиксов. Казалось бы, кому как не тебе относиться к комиксам как к виду искусства, раз ты не просто входишь в некую тусовку, но и в какой-то степени связала с ними свою карьеру. Это пренебрежение я связал и с тем фактом, что в каждом выпуске Панини и каждой книге Ашета обнаруживаются опечатки и просто странности, которые можно было бы устранить на уровне редактуры, озвучив еще одну большую проблему, которая беспокоит многих. Ты можешь использовать это как причину выйти из беседы, твое право. Тем более, что переубедить тебя все равно не получится.
Змеюкина, 29.01.2015 18:01:26
Ок...
В кино тоже повествование. Это жанр литературы?
Если ты читаешь фильмы, то да.))

"Комиксы - не вид искусства, потому что комиксы - не вид искусства"
Комиксы не отдельный вид искусства, но при этом это несомненно искусство. ИМХО.
Живопись кстати тоже выходит лишь подвидом изобразительного искусства. Но умаляет ли это ценность выдающихся картин и их авторов? По-моему, нет.

На самом деле хочу расставить точки над "i". По ходу дела тут имеет место какое-то глобальное недопонимание. Мне, как я уже говорила, не принципиальны термины, я просто люблю комиксы, уважаю их авторов (особенно авторов стоящих работ) и считаю хорошие комиксы произведениями искусства, независимо от того, относятся они к родам, жанрам и т.д. Для некоторых здесь, как я поняла, вопрос терминологии является принципиальным и превалирующим. Что ж, каждому свое как говорится. В любом... направлении искусства есть те, кто делает, и те, кто потом результат этой деятельности изучает, классифицирует и дает названия. То есть практики и теоретики. Я к теоретикам не отношусь, но при этом никак не желала их обидеть.
Я понимаю, что после всех идиотских высказываний на разных ресурсах про то, что "комиксы - говно" и далее по тексту, некоторые во всем видят подвох и попытку наезда, но, честное слово, тут вы ясно ищите несуществующую кошку в черной комнате (раз уж вам так нравится кошачья тематика).

Странно, правда, что большинство теоретиков при этом, например, не задело, что в вышеприведенной статье русскими комиксами называется все, что издавалось в России, независимо от исходной страны производителя. Но я отсюда могу сделать вывод, что большинству здесь на отечественный комикспром просто наплевать. Что, с одной стороны, печально, а с другой, показательно.

Женя, если ты хочешь поговорить про Ашетт, пиши в личку, с удовольствием обсужу все вопросы, какие у тебя есть. Но ссылаться на чужую сомнительную редактуру в комментариях к статье совершенно другого человека и про как бы "Русские комиксы", а также устраивать личные разборки - это по меньшей мере некрасиво. Ты сам недавно написал про "снобов, которые всех поливают говном" и в соседнем же посте этим снобам уподобился . No comments.

И последнее:
Вот же она идет, в чем проблема? Это же не форум, на котором достаточно отдельную тему создать. Можно, конечно, ждать появления специальной статьи, но когда это будет - неизвестно.
В теме про комиксы в России хочется обсуждать комиксы в России. :)
А вот про комиксы как явление культуры и искусства в целом - это шикарная идея, по-моему.
Искатель, 29.01.2015 17:01:23
"А насчет того, что комииксы это не отдельный вид искусства. Видов искусства вообще довольно мало: изобразительное искусство, литература, кино, театр, музыка, декоративно-прикладное искусство."

А вот французы считают иначе и официально поставили комиксы (ну, БД) в один ряд с "искусствами", которые вы тут привели.
И кино, и комиксы - синтетическое искусство, веяние нового времени. Simple as that.
Вот, сходите http://www.tretyakovgallery.ru/ru/education/lectures/all/19/
ВКПС, 28.01.2015 23:01:56
Вы, конечно, правы. Для Золотого Века было слишком маловато всего. Ничего не на слуху.

Все знают - и знали и в 40-х, и в 50-х - кто такой Бэтмен. Даже те, кто комиксов в то время не читали. Его популярность мигом взлетела до небес (как, впрочем, и всех остальных персонажей того времени). Их знали. Это было свежо и ново. Это был Золотой век.

У нас же из российских комиксов... ну не так такого героя, персонажи, такого БРЕНДА, который был бы на слуху даже у людей, очень далеких от мира иллюстрированных историй. Вот когда они - эти люди, которые заочно презирают комиксы и знать не знают, что они из себя представляют - вот когда они смогут сказать, кто такой, предположим, МАЙОР ГРОМ - вот тогда это будет успех. Когда 40-50-летние люди смогут вкратце рассказать, кто такие ДОКТОР ЛЮЦИД и исписать тонны бумаги, доказывая, что message "Шафировского проспекта" в том-то и том-то, а вовсе не, как все думали, в том-то и том-то... вот тогда это будет Золотой Век Российских Комиксов.

А пока... пока лично я вижу только одну удачную серию у "Bubble", один очень хороший самиздат, парочку неплохих историй. Вижу перспективу. Не вижу пока что сложившийся бренд. И дело, к несчастью, вовсе не в рекламе. Калибр не тот, ребята. Нету, так сказать, ВЗРЫВА, каким был первый Action Comics, Супермен.. .должен быть взрыв. СВЕРХНОВАЯ. Рождение РОССИЙСКОГО БАНД ДЕЗИНЭ (возможно даже свое слово явится миру). Герой, который станет истинно русским в каком-то своём жанре и который будет олицетворять какую-никакую национальную идею, за которую не будет стыдно.

Вот когда рванет, что все наперебой заговорят по ТВ, посыплются предложения от продюсеров и всего такого прочего - тогда я откинусь в кресле, закурю сигару и скажу: "Вот. Я дожил до Золото Века".



max, 29.01.2015 00:01:18
Кино по Бэтмену тоже сразу снимать не стали, и я почему-то уверен, что он тоже начинал всего лишь как хорошее чттиво
Hella, 29.01.2015 00:01:00
Первый сериал про Бэтмена появился всего через 4 года, в 1943 году
max, 29.01.2015 00:01:26
комиксам бабла нет 4 лет
Hella, 29.01.2015 01:01:28
) вот поэтому, возможно, лет через 10-20, нынешний период и обзовут каким-нибудь благородным металлом, а пока нет
max, 29.01.2015 10:01:14
А так всегда и бывает, не думаю, что люди вовсю кричали: я живу в Средние Века или я живу в Эпохе Возрождени
ВКПС, 29.01.2015 11:01:33
Ну, вообще первым термин Возрождение употребил Джорджо Вазари, который как раз и жил в Ренессанс.
max, 29.01.2015 12:01:42
Я это не исключаю, но навряд ли весь мир поголовно называл тот период именно Эпохой Возрождения. Мы же все не называем свой повсеместно одним названием.
ВКПС, 29.01.2015 12:01:47
Я называю этот период "Постсоветский") Будет он таковым еще лет 15, если, конечно, не случится чего-нибудь удивительного.
plane_v, 29.01.2015 13:01:03
бох с ним с шаблоном истории американской комикс-эндустрии, она уникальна, как и индустрии других стран, даже в шутку сравнивать не стоит

Первобытный период интересен своей немножко уникальной эстетикой бутлежных маек с вьетнамского рынка. Я понимаю что это не комиксы, но печатные станки рассеюшки в 90-е выпустили Черепашек-Ниндзя против Фантазма и (кем-то откопанные на днях) Новые порядки в Простоквашино, какой простор для вдохновения! А тут блин немножко рока дредкор вы че ваще

но ничего не будет потому что кому нужны комиксы, когда есть теллуровые гвозди и искандеры

а еще я увидел этот пост на тумблере и разрыдался (на самом деле нет но да)
Hella, 29.01.2015 13:01:29
Чего мелочиться, в этой чудесной книге автор рассматривает лубок (XVI век), как одно из первых проявлений российского комикса)
Змеюкина, 29.01.2015 14:01:27
Ну, если посмотреть на творчество небезызвестного Хихуса, а также его последователей, включая автора недавно вышедшего "Секса", то связь с лубком просматривается напрямую.
Hella, 29.01.2015 14:01:17
Да я ж и не спорю) Макклауд вот в своей книге, говоря об истории комикса, начинает с наскальной живописи.
Ларош, 29.01.2015 14:01:20
"Новые порядки в Простоквашино" вышли уже в двухтысячные, пусть и в самом их начале. Это я как владелец книжки скажу :).
plane_v, 29.01.2015 14:01:45
ну еще круче, на заре штабильности успенский убил в себе государство
Ларош, 29.01.2015 15:01:23
Я читал все "второканонические" книжки про Простоквашино. Он в себе не государство убил. Он убил в себе всё живое, а потом в его теле поселилась колония микроскопических марсиан.
sterpazook, 29.01.2015 15:01:59
А я всё чаще замечаю, что его как-будто кто-то подменил
12primitive, 29.01.2015 16:01:14
Это там Простоквашино отделилось от России и Матроскин покупал оружие у генералов за кислое молоко?
Ларош, 31.01.2015 23:01:55
А, забыл рассказать! Если ты думаешь, что "Черепашки-Ниндзя против Фантазма" остались в прошлом, то на тебе:

http://www.labirint.ru/books/471830/

Версия для Стерпазука:

http://oz.by/books/more10414536.html
ВКПС, 30.01.2015 00:01:50
Не, ну если так, то я ЗА антологию «Perun: God of Thunder». Хотя, кажется, Марвел уже успели поюзать. Даже со Сварогом на пару в КГБ сунуть.
Creativio, 30.01.2015 13:01:47
Проблематика русского комикса(именно русского, а не переводного), к сожалению, много больше самого вида искусства и лежит в области отечественной культуры. Мы любим свою культуру. Любим уничтожать. В 90-е отказались от наследия Советского Союза, в 17-ом отказались от наследия Российской Империи. Можно ещё вспомнить Перта I, который "прорубив окно в Европу", не просто "сбрил бороды", но, по сути, положил конец культуре Древней Руси. И проблема в том, что отечественная культура - не феникс, восстающий из пепла в первозданном виде, а чудовище Франкенштейна, которое развалившись на куски, собирается вновь уже совсем по другому, подбирая по пути новые куски.

Называть "Микки Мауса" составляющим "Золотого века русского комикса" всё равно, что называть боевики с Ван Дамом, Сталлоне и Шварценеггером - достойными представителями отечественного кинематографа 90-х годов. А ведь на этих фильмах выросло целое поколение. Я вообще в детстве испытывал не хилый культурный диссонанс от того, что "жизнь" телеэкранная была абсолютно не похожа на реальную. В этом и проблема. Я рос и мечтал, что всё будет как "там", но так не будет. Никогда. Просто потому что все люди живут в разных частях света, у всех разное прошлое, разные культуры. Надо это понять, принять и перестать искать образы и пути развития на стороне. Русская супергероика никогда не будет супергероикой, русская манга никогда не будет мангой.

Смешно читать про "Золотой век", который(как оказывается) уже был, и про "Серебрянный", который уже вот-вот завершится, ведь русские комиксы только появились и их пока ещё единицы.
Citizen X, 30.01.2015 18:01:50
Я честно говоря в легком шоке и от этого разговора и от того, что подобные разговоры могут возникнуть на сайте про комиксы в 2015 году.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
20328 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
20254 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
15504 103