RSS
Рекомендуем

ОБЗОР: "Ведмак: Дом витражей"

25.09.2014, 12:08 — Юрий Коломенский 7090 0
Мы продолжаем обозревать русские издания зарубежных комиксов, а их становится все больше и больше. На сей раз речь пойдет о комиксе "Ведьмак: Дом витражей", выпущенном издательством "Белый единорог". Вы читали книги про Ведьмака, проводили часы за играми с его участием, смотрели телесериал - а что насчет комиксов? Стоит ли обратить на них внимание? Своим (и не только) мнением решил поделиться TransistoR, а поддержал его Ларош.

Что думает TransistoR :

Признаюсь честно: как только я увидел, что издательство «Белый единорог» выпустило первый выпуск «Ведьмака», я загорелся мыслью сделать этот обзор. Не потому что я фанат данного персонажа, а потому что, на мой взгляд, именно у этого медийного франчайза один из самых высоких нереализованных потенциалов. Была еще парочка причин, но об этом ниже. Я читал одноименную серию книг. Не всю, но понятие о вселенной и персонаже имею. Почему не всю? Дело в том, что во вселенной ведьмака очень много харизматичных героев, интересные, нетривиальные истории, но, увы, очень скудный язык написания. А непосредственно для меня это самое главное в литературе. Поэтому с книжным Ведьмаком у меня не сложилось. Казалось бы, именно комикс-формат должен был решить эту проблему. Решил? Как вы уже догадались, об этом тоже будет написано ниже.
Перед прочтением я дал ознакомиться с данной книжкой своей жене. Она очень большая поклонница Сапковского. Зачитала всего Ведьмака до дыр, играла в одноименную игру и т.д. То есть мне очень хотелось узнать мнение фаната. Но с одной оговоркой. Это был первый прочитанный ею комикс. Вообще первый. Вы представляете, какое внутреннее напряжение я испытывал, когда она его читала? Ведь если он понравится, потом можно и «Сэндмена» предложить, а потом, а дальше… К моему удивлению (и счастью, чего уж греха таить) она его прочитала в течение часа, не прерываясь и выдала свой вердикт. Я не буду цитировать, поэтому тезисно:
  • Офигенно
  • Очень интересная история
  • Сохранен дух книг
  • Образ Геральта и его характер переданы предельно точно
  • Офигенно
  • Но комиксы все равно отстой
Воодушевленный таким отзывом, наконец, и я принялся за чтение. Первое что бросается в глаза, это стилистика. Не зря обложка данного комикса нарисована Майком Миньолой, ибо авторы Пол Тобин и Джо Куэрио однозначно вдохновлялись вселенной Хеллбоя. Я когда-то говорил, что ничего не понимаю в рисунке, но этот мне понравился. Некоторые образы прямо запали в душу (мой фаворит - это Леший). Да и сам темп повествования буквально обволакивает и погружает в историю. Сама история незатейливая, но не затянутая (именно за счет атмосферы, ибо за пять выпусков не то чтобы произошло много событий). Персонажи выписаны четко, хотя опять-таки их немного. Некоторые сюжетные элементы показались мне сомнительными, но в целом, это не сильно бросается в глаза. Зато прекрасна развязка. Нет, она не шокирует, но в то же время приятно удивляет. Качество самого издания на высшем уровне, впрочем, как и всегда у «Белого единорога». Обложка мягкая, но в то же время довольно плотная. 136 страниц - очень серьезный объем, поэтому цена в 450 рублей не кажется завышенной для комикса в мягкой обложке. Мой вердикт – Добро с плюсом. Буду ждать продолжения.

Что думает Ларош:

"Дом витражей" не имеет никакого отношения к книгам Сапковского - он развивает ту вселенную, которая изображена в видеоиграх, и тот образ Геральта, который там показан. Причем написан он, как первые выпуски серии, которую рассчитывают сделать длинной - исподволь нам сообщают все "правила игры" сеттинга, способности главного героя (Геральт рассказывает о работе знаков, поясняет действие своего медальона и особенности ведьмачьего метаболизма) и сюжетные элементы, которые будут повторяться. Эти последние диктуются игрой - "человечные" монстры, соблазнительные женщины, опасный и угрожающий мир. К сожалению, никакой политики и опять-таки никаких отсылок на сказки, книги или исторические реалии. Более мелкие расхождения с духом книги? Их предостаточно, и фанаты уже порядком недовольны. Зато Геральт травит байки о своих приключениях, чтобы продемонстрировать нам, что у серии есть потенциал. Тем, кто читал молодые и амбициозные онгоинги, например, запускавшие новых супергероев, все эти приемы должны быть узнаваемы и понятны. Кстати, местами нам прозрачно намекают, что материал книг будет игнорироваться. Мои ожидания от рисунка были сформированы обложкой Миньолы, и это, по-моему, одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо - потому что обложка красивая и вообще кто не любит Миньолу, а плохо - потому что неправильно настраивает на то, что будет внутри. Внутри будет Джо Куэрио ("Лобстер Джонсон"), который рисует и не "под Миньолу", и не "под игру", а что-то произвольное, что иногда выглядит неплохо, но большей частью - очень вяло. Самое "миньолистое" в книге - это дизайн монстров, пренебрегающий даже стилистикой игры ради узнаваемых угловатых черепов. Покраска тут, конечно, не такая контрастная и вообще довольно яркая. Колорист Карлос Бадилла принимает ряд странных решений - костюм Геральта большую часть времени покрашен в "бэтмэновский синий", чтобы на странице было меньше черных клякс. Но в итоге в комиксе перемежаются страницы, где есть одно-два ярких пятна среди землистых тонов и теней, что выглядит органично и работает на эстетику, и страницы, полные мейнстримно-ярких цветов, на которых кажется, что мы читаем рядовую фэнтези-серию от издательства второго эшелона. В бою покраска выглядит почему-то особенно пассивно.
Что касается сюжета… Он не особенно радует. Того оправдания, что все персонажи здесь скрывают свои истинные намерения, недостаточно для объяснения их видимой одномерности, а важные для сюжета факты временами вбрасываются неожиданно для читателя, но как что-то само собой разумеющееся. В итоге до последней страницы ты гадаешь - где ты должен был заранее предсказать тот или иной поворот сюжета, а где все должно было быть неожиданно (и не то чтобы Пол Тобин открывает тут бездны сюжетной оригинальности). Самая частая при чтении мысль такая: "Что только что произошло? Почему? А, ладно, едем дальше, в конце небось вскроют карты". В конце, конечно, вскрывают - но только те, которые жизненно необходимы для завершения сюжета. Нельзя сказать, что в сюжете есть дыры - нам просто не до конца объясняют, что, собственно, происходит. Про многое персонажи прямо говорят (даже на последних страницах!) "Я не знаю, как это устроено". После финала у меня больше вопросов, чем ответов, и что-то мне кажется, что к истории Дома витражей авторы не будут возвращаться в следующих выпусках. Приходится признать, что ряд важных решений принимался с мотивировками типа "это будет красиво" или "это же комикс про Ведьмака, здесь должен быть страшный монстр". И даже очень крупные загадки останутся без отгадок. Русское издание "Дома витражей" от "Белого единорога" - это оверсайз-TPB, или, если по-русски, книга в бумажной обложке и мягком переплете с размерами страницы существенно больше, чем "стандартные" синглы или тпб. Книги "Белого единорога" вообще неожиданно крупные - они больше и русского "Сэндмена", например, и амфоровского издания "Хранителей" (сравниваю с тем, что было под рукой). При этом полей у страницы нет, так что весь увеличенный формат идет на пользу рисунку. У "Белого единорога" как обычно хорошие полиграфия и бумага, а переплет в этот раз сделан мягким явно для удешевления книги. Интересная штука случилась с переводом - он, во-первых, за вычетом пары неловких фраз и неизбежно потерянных каламбуров очень хорош, а во-вторых, лучше оригинала. Не в том смысле, что Пол Тобин вдруг разучился писать, и переводчику пришлось за ним исправлять, нет. Просто в английских версиях "Ведьмака" (по крайней мере, в игре, американский перевод романов мне открывать не приходилось) сгладились и поблекли все славянизмы и просторечия, знакомые по книгам. Диалоги в игре были во многом верны духу оригинального текста, и переводились с польского на русский с сохранением колорита. В "Доме витражей" же оригинальный английский текст - довольно ровный и ничем особенным не выделяется. Переводчик "спас" его, расцветив речь героев и приблизив ее к духу и тону книги. Сделать персонажей менее картонными он был не в силах, но зато их теперь куда веселее читать. В сумме "Дом витражей" подойдет в качестве старта тем, кто за книжки не брался вовсе. Если серия в самом деле станет длинной, за ней можно будет следить, как за самостоятельной фэнтезийной историей - то, что в первых выпусках покажется фанатам игры скучным, спасет в дальнейшем читателей комикса. Ну и конечно, "Ведьмак" от Dark Horse послужит хорошей дозой для тех наркоманов, которым нужно еще немножко Геральта - от Сапковского-то фиг дождешься! P.S. Комикс для обзора предоставлен минским магазином комиксов Time to Be a Hero Спасибо, ребята!
TransistoR, 25.09.2014 18:09:13
> костюм Геральта большую часть времени покрашен в "бэтмэновский синий"

А я буду настаивать что это омаж Дэнни Кольту и его костюму!!!
Ларош, 25.09.2014 21:09:16
Дэнни Кольт диегетически одет в синий костюм, насколько я понимаю. А адамсовский Бэтмэн - в черный (формально в "темный"), который изображается на странице синим. Костюм Геральта, надо полагать, такой же, как в игре - следовательно, он черный. Черный, который изображается синим = "бэтмэновский синий", хотя есть явно более академичный способ его назвать.
Noris, 29.09.2014 12:09:37
Дом витражей" не имеет никакого отношения к книгам Сапковского - он развивает ту вселенную, которая изображена в видеоиграх
А разве это не одна вселенная, на сколько я помню игра продолжает сюжеты некоторых рассказов,правда играл я только в первую часть видеоигры и читал только 2 тома книги, но в игре точно есть персонажи из книг и развитие некоторых историй (про девочку оборотня и др.)
Ларош, 29.09.2014 18:09:27
Знаете, это как с континьюити в комиксах - персонажи вроде те же и законы жанра сохранены, но считать, что одна история следует за другой, не всегда можно, иначе будет больше вопросов, чем ответов. Игра начинается с того, что Геральт как бы не умер, но финал книжного цикла задает такие обстоятельства его смерти, что воскрешение Геральта представляется... маловероятным (без спойлеров, я полагаю). А пределы амнезии Геральта не даны в игре в подробностях, так что можно долго спорить о том, "канонично" он себя ведет или нет - опять же, тут все упирается в финальную книгу. Наконец, из того, что мы знаем по книжному циклу, вырастает уйма вопросов киномарвел-стайл, типа "А где в этот момент персонаж Икс и почему он ничего не предпринимает?"
derden, 02.10.2014 15:10:30
Писатель дистанцировался от сюжета в видеоиграх, но разрабы настолько досконально перенесли вселенную и шикарно продолжили повествование, что даже и без апрува автора, континьюти соблюден на 1000%.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33500 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26821 103